Адаптированная рабочая программа по предмету мир природы и человека для 1 класса по ФГОС для специальной (коррекционной) школы
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Мир природы и человека» разработана на основе:
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.
Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся.
Место учебного предмета «Мир природы и человека » в учебном плане.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» рассчитана в 1 классе на 2 часа в неделю.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения» , «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз); осадки (снег – дождь); солнце ( большое – маленькое, греет, светит), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Сад, огород.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, луна, звезды. Земля. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты.Ягоды. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения дикорастущие.Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, бережное отношение к дикорастущим растениям, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха.. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Вызов скорой мед.помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде. Вызов скорой помощи по телефону. Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб..
Личностные результаты:
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
- Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
- Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, библиотекарь.
- Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Предметные результаты:
- о мире живой и неживой природы;
- о человеке, работе его органов чувств;
- о погоде и её явлениях;
- о смене времён года.
Минимальный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
- называть своё имя, фамилию, возраст, пол;
- называть и показывать органы чувств человека;
- знать правила гигиены органов чувств;
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
- относить изученные объекты к определенным группам (корова -домашнее животное);
Достаточный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- знать правила гигиены органов чувств;
- знать отличительные существенные признаки групп объектов;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные БУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- наблюдать;
Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
Календарно-тематическое планирование по предмету
Iтриместр
№ п/п Содержание (тема раздела, уроков) Кол-во
часов Дата Тип урока Коррекционная работа
Неживая природа (9 часов) 1 Техника безопасности. Введение. Экскурсия по школе. 1 05.09 Изучение нового материала Развитие зрительного восприятия и узнавания.
2 Живая и не живая природа. Земля как планета и Солнце – звезда, вокруг которой в космосе двигается Земля.
1 06.09 Изучение нового материала Развитие зрительного восприятия и узнавания.
3 Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня. 1 12.09 Изучение нового материала Развитие зрительного восприятия и узнавания.
4 Солнце и жизнь растений. 1 13.09 Изучение нового материала Развитие зрительного восприятия и узнавания.
5 Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. 1 19.09 Комбинированный Расширение словарного запаса
6 Временные изменения. Небо днём и ночью. 1 20.09 Комбинированный Расширение словарного запаса
7 Временные изменения. Сутки.Время суток на часах. 1 26.09 Изучение нового материала Расширение словарного запаса.
8 Временные изменения. Занятия людейв течение суток. 1 27.09 Изучение нового материала Расширение словарного запаса.
9 Временные изменения. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
1 10.10 Закрепление пройденного материала Развитие зрительного восприятия и узнавания.
Сезонные изменения (10 часов) 10 Экскурсия в осенний парк.Сбор листьев, плодов и семян. Осень. Основные признаки. 1 17.10 Комбинированный Коррекция и развитие связной устной речи
11 Осень. Осенние месяцы. Виды осадков. Дождь. 18.10 Комбинированный Коррекция и развитие связной устной речи
12 Занятия и одежда людей осенью. 1 24.10 Изучение нового материала Расширение словарного запаса.
13 Обобщение знаний по теме «Осень». 25.10 Изучение нового материала Расширение словарного запаса.
14 Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы. 1 31.10 Закрепление пройденного материала Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук
15 Одежда и занятия людей зимой. Зимние осадки. Снег. 1.11 Закрепление пройденного материала Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук
16 Весна. Признаки весны. Весенние месяцы. 1 7.11 Изучение нового материала Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
17 Одежда и занятия людей весной. 1 8.11 Изучение нового материала Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
II триместр
1 Лето. Признаки лета. Летние месяцы. 1 21.11 Изучение нового материала Коррекция и развитие связной устной речи
2 Одежда и занятия детей летом. 1 22.11 Изучение нового материала Коррекция и развитие связной устной речи
Живая природа (8 часов) 3 Растения. Виды растений. Деревья, кустарники, цветы, травы. 1 28.11 Комбинированный Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
4 Строение и сходство растений. Части растений. 1 29.11 Комбинированный Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
5 Различие растений. Разнообразие цветка. 1 5.12 Закрепление пройденного материала Расширение словарного запаса.
6 Семена. 1 06.12 Комбинированный Коррекция и развитие личностных качеств учащихся
7 Плоды растений. 1 12.12 Комбинированный Коррекция и развитие личностных качеств учащихся
8 Разнообразие плодов. Приспособление растений к сезонным изменениям и условиям в природе. 1 13.12 Комбинированный Коррекция и развитие личностных качеств учащихся
9 Практическая работа. Рассматривание семян под микроскопом. 1 19.12 Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук
10 Обобщающий урок по разделу «Растения». 1 20.12 Закрепление пройденного материала Коррекция устной речи, памяти
Животные (8 часов) 11 Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. 1 26.12 Изучение нового материала Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук
12 Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. 1 27.12 Изучение нового материала Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук
13 Скотный двор, птичник, ферма. Детёныши животных
1 9.01 Изучение нового материала Коррекция и развитие личностных качеств учащихся
14 Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. 1 10.01 Изучение нового материала Коррекция внимания, зрительного восприятия
15 Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек). 16.01 16 Дикие и домашние животные. Приспособление животных к различным условиям жизни. 1 17.01 Комбинированный Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
17 Правила ТБ. Бережное отношение к животным. 1 23.01 18 Обобщающий урок по разделу «Животные». 1 24.01 Закрепление пройденного материала Коррекция устной речи, памяти
«Человек» (22 часа) 19 Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
1 30.01 Изучение нового материала Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
20 Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). 1 31.01 Изучение нового материала
Коррекция устной речи, памяти
21 Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
1 06.02 Изучение нового материала 22 Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. 1 07.02 Изучение нового материала Коррекция устной речи, памяти
23 Глаза-орган зрения. 1 13.02 Изучение нового материала Коррекция и развитие связной устной речи
III триместр 1 Изучение бережного отношения к глазам. 1 27.02 Изучение нового материала Коррекция и развитие связной устной речи
2 Уши-орган слуха. 1 28.02 Изучение нового материала Коррекция и развитие связной устной речи
3 Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. 1 06.03 Изучение нового материала Коррекция и развитие связной устной речи
4 Практическая работа. Угадай звуки. 07.03
Расширение представлений об окружающем мире
5 Нос-орган обоняния. 1 13.03 Закрепление.
изученного материала Расширение представлений об окружающем мире
6 Профилактика простудных заболеваний. 1 14.03 7 Практическая работа. Угадай запах. 20.03 Расширение представлений об окружающем мире
8 Рот. Элементарные представления о строении ротовой полости. 1 21.03 Урок проверки и оценки и знаний Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
9 Как правильно ухаживать за зубами. 1 27.03 10 Кожа. 1 28.03 Изучение нового материала Коррекция и развитие связной устной речи
11 Уход за кожей. 1 03.04 Изучение нового материала Коррекция и развитие связной устной речи
12 Строение скелета и мышц человека. 1 04.04 Изучение нового материала Коррекция и развитие связной устной речи
13 Правильная осанка. 1 17.04 14 Порез. Первая помощь при порезе. 1 18.04 Комбинированный Коррекция устной речи, памяти
15 Ожог. Первая помощь при ожоге. 1 24.04 16 Обобщение и закрепление знаний по теме «Человек» 1 25.04 Изучение нового материала Коррекция и развитие связной устной речи
17 Обобщение и закрепление знаний по теме «Человек». Урок викторина. 1 15.05 Закрепления Коррекция и развитие связной устной речи
18 Скоро лето. Экскурсия на природу. 1 16.05 Комбинированный Коррекция устной речи, памяти
Требования к уровню подготовки, обучающихся по данному предмету
Учащиеся должныуметь:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада, леса, огорода, поля;
- различать диких и домашних животных, птиц, уметь описать их повадки и образ жизни, значение в жизни человека;
- различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разные времена года.
Учащиеся должнызнать:
- о земле, солнце, свойствах, значении для жизни растений;
- о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;
- о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
- о взаимосвязях сезонных изменениях в живой и неживой природе;
- о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для здоровья и жизнедеятельности человека;
- о необходимости бережного отношения человека к себе и к природе.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Учебные пособия:
1. Н.Б. Матвеева Программа «Окружающий мир» 0-4 кл. "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011.
2. Матвеева Н. Б. Живой мир. 1 класс: учеб.для спец. (коррец.) образоват. учреждений VIII вида / Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова. - М. : Просвещение, 2012. – 96 с.
3. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи : пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М. : Аквариум, 1996. – 384 с.
4. Попова Г. П. Занимательноеазбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252