Адаптированная рабочая программа по предмету речевая практика для 1 класса по ФГОС для специальной (коррекционной) школы
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Речевая практика» разработана на основе:
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.
Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика » разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся.
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи:
Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт;
Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
Учить строить устные связные высказывания;
Воспитывать культуру речевого общения.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
На изучение предмета «Речевая практика» в 1 классе отводится 2 часа в неделю 65 часов в год.
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений ( с помощью учителя);
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятие на слух сказок и рассказов;
-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал (с помощью учителя);
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя (с помощью учителя);
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка (с помощью учителя);
-ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач ( с помощью учителя).
Достаточный уровень:
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
-понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.),
используя соответствующие этикетные слова и выражения__
Личностные результаты.
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
11)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты.
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в--соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог;
-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Критерии оценивания.
При оценке итоговых результатов освоения программы по устной речи должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Во первом классе ведется безотметочное обучение, но при этом используются два вида оценивания - текущее, тематическое.
Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках устной речи. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
Устный опрос учащихся является одним из методов ЗУН учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Работа учащихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично». При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.
Рабочая программа для 1 класса рассчитана:
год неделя триместр
I II III
Количествочасов 65 2 18 26 21
Календарно- тематическое планирование 1 триместр – 18 ЧАСОВ
№ Тема урока Кол.часов Элементы содержания Основные виды деятельности Дата
1 Урок знаний. Инструктаж по технике безопасности во время уроков. 1 Инструктаж по О/Т. Работа с иллюстрациями, подбор «действий» к картинкам, составление рассказа: «Как я провел лето». Интонационное оформление высказываний. Обогащение и уточнение словаря. Словообразовательные упражнения. Презентация: Признаки лето. 06.09
2 Давайте познакомимся! «Ты» и «Вы».
1 Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут», «Меня зовут….., а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это…..». ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»)
Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 08.09
3 Давайте познакомимся! Обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
1 Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут», «Меня зовут….., а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это…..». ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»)
13.09
4 Знакомство во дворе. Ответные реплики на приглашение познакомиться.
1 Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут», «Меня зовут….., а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это…..». ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»)
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым
взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и т.д.).специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетя, дядя, девушка, мужчина и т.д.). вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения (Скажите пожалуйста….). обращение в письме, в поздравительной открытке.
Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 15.09
5 Знакомство во дворе. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).
1 20.09
6 Знакомство во дворе. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия.
1 22.09
7 Слушание сказки.Теремок.
1 Слушание сказки в изложении педагога. Слушание сказки с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному. Пересказ. Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание сказки в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 27.09
8 Пересказ сказки. Теремок. 1 Пересказ сказки. Оценивание героев сказки. Распределение ролей для инсценировки сказки. 29.09
9 Обыгрывание сказкиТеремок.
1 Пересказ сказки. Подготовка атрибутики для инсценировки сказки. Репетиция. 11.10
10 Инсценировка сказки. Теремок.
1 Инсценировка сказки. Оценивание проделанной своей работы и работы коллектива в целом. 13.10
11 Слушание сказки.Колобок.
1 Слушание сказки в изложении педагога. Слушание сказки с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному. Пересказ. Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание сказки в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 18.10
12 Пересказ сказки. Колобок.
1 Пересказ сказки. Оценивание героев сказки. Распределение ролей для инсценировки сказки. 20.10
13 Подготовка атрибутики для инсценировки скаки.Колобок.
1 Пересказ сказки. Подготовка атрибутики для инсценировки сказки. Репетиция. Инсценировка. Оценивание своей работы и работы коллектива в целом. 25.10
14 Слушание сказки с аудионосителя. Репка.
1 Слушание сказки в изложении педагога. Слушание сказки с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному. Пересказ. Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание сказки в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 27.10
15 Пересказ сказки. Репка.
1 Пересказ сказки. Оценивание героев сказки. Распределение ролей для инсценировки сказки. 01.11
16 Подготовка атрибутики для инсценировки сказки.Репка.
1 Пересказ сказки. Подготовка атрибутики для инсценировки сказки. Репетиция. 03.11
17 Инсценировка сказки. Репка.
1 Инсценировка сказки. Оценивание проделанной работы. 08.11
18 Повторение изученного в 1 триместре.
1 Пересказ любой сказки. Инсценировка сказки по желанию.
Формулы знакомства во дворе, в классе. Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. 10.11
II триместр – 26 ЧАСОВ
1 Знакомство в гост. Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». 1 Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата
(взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего», и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 22.11
2 Знакомство в гостях. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».
1 24.11
3 Прогулка. Формы общения на прогулки с родителями.
1 Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 29.11
4 Прогулка. Формы общения на прогулки с сверстниками.
1 01.12
5 Прогулка. Общение с незнакомыми людьми.
1 06.12
6 Готовимся к празднику. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…»1 Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать….». неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 08.12
7 Готовимся к празднику. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
1 13.12
8 Готовимся к празднику.неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
1 15.12
9 Новогодние чудеса. Поздравительные открытки. 1 Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 20.12
10 Новогодние чудеса. Правила вручения подарков.
1 22.12
11 Новогодние чудеса. Правила приёма подарков. Слова благодарности.
1 27.12
12 Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…»1 Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать….». неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручен6ие подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе (Вам)…»и др. этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 29.12
13 Поздравление, пожелание. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. 1 10.01
12.01
14 Поздравление, пожелание. Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона 1 15 «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
1 Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 17.01
16 «Я и мои товарищи»
1 19.01
17 «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) 1 24.01
18 Покупка школьных принадлежностей. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. 1 Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 26.01
19 Покупка школьных принадлежностей. Слова благодарности. 1 31.01
20 Покупка школьных принадлежностей. 1 02.02
21 В магазине игрушек. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
1 Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивирование. Формулы «Пожалуйста,…», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите …», «Можно мне….», «Можно я ….». мотивирование отказа. Формулы «Извините, но ….» и др.
Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 07.02
22 В магазине игрушек. Выбор.
1 09.02
14.02
23 В магазине игрушек.Слова благодарности.
1 24 Телефонный разговор. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи).
1 Формулы обращения, привлечение внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста…», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю» и др.
Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 16.02
25 Телефонный разговор. Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста…», «Попросите пожалуйста…»,
1 16.02
26 Телефонный разговор Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю» и др.
1 17.02
III триместр – 21 ЧАС
1 Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке, на перемене.
1 Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке, на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивирование. Формулы «Пожалуйста,…», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите …», «Можно мне….», «Можно я ….». мотивирование отказа. Формулы «Извините, но ….» и др.
Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 28.02
02.03
07.03
2 Просьба, совет. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
1 3 Просьба, совет. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
1 4 Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
1 Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления, за подарки. Благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивирование благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рад», и др. ответные реплики на поздравление, пожелание «Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя», Спасибо, и тебя поздравляю».
Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 09.03
5 Благодарность. Благодарность за поздравления, за подарки.
1 14.03
6 Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста». Правильная реакция на замечание.
1 Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечание. Мотивирование извинения «Я нечаянно», «Я не хотел» и др. использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшими, ровесником. Обращение и мотивирование при извинении.
Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 16.03
7 Замечание, извинение. Мотивирование извинения «Я нечаянно», «Я не хотел»
1 21.03
8 Повторение изученного. 1 Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. 23.03
9 Замечание, извинение.Формулы «извините пожалуйста"
1 Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 28.03
10 Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел»)
1 30.03
11 Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
1 12 Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи"
1 Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 04.04
13 «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
1 18.04
14 «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
1 20.04
15 Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику.
1 Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 25.04
16 Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему взрослому
1 27.04
17 Сочувствие, утешение. Слова поддержки, утешения
1 04.05
18 Повторение пройденного. Знакомство во дворе. 1 Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут», «Меня зовут….., а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это…..». ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»)
Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. 05.05
19 Повторение пройденного. Знакомство в гостях. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата
(взрослый или сверстник). 1 Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата
(взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. 11.05
16.05
18.05
20 Повторение пройденного. Поздравление, пожелание. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. 1 Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать….». неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручен6ие подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе (Вам)…»и др. этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
21 Повторение пройденного. В магазине игрушек. 1 Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
1. Выполнять задания словесной инструкции.
2. Различать громкую и шепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.
3. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками.
4. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова».
5. Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании.
6. Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей.
7. Называть свою улицу
8. Участвовать в ролевых играх.
9. Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.
Материально-техническое обеспечение.
1. "Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы», под редакциейИ.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.
2. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой С.В. Устная речь: учебник для 1класса
3.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
4.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
5.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
6.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос, 2002.