Программа элективного курса по ручному вязанию для обучающихся 9 класса специальной коррекционной школы VIII вида.
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
г. Усть-Илимска
«Рассмотрено» «Утверждено»
На заседании МО «Согласовано» Директор школы
учителей заместитель директора по Акимкина Г.Ф.
_______________ УВР Дроздова Л.В. _________________
Протокол №_____ «____»____________2014г. Приказ №_________ «____»____________2014г. «____»____________2014г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУЧНОМУ ВЯЗАНИЮ
9 КЛАСС
Учитель: Гаврилова Светлана Викторовна
2014-2015 учебный год
Учитель трудового обучения ГОКУ СКШ г. Усть-Илимска Иркутской области.
Гаврилова Светлана Викторовна
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУЧНОМУ ВЯЗАНИЮ
Для обучающихся 9 класса специальной коррекционной школы VIII вида.
Пояснительная записка
Программа элективного курса по обучению ручному вязанию предусматривает подготовку обучающихся специальной (коррекционной) школы к самостоятельному выполнению индивидуальных заказов по изготовлению трикотажных изделия. Такая подготовка расширит возможности обучающихся в самостоятельной трудовой деятельности.
Данный курс рассчитан на обучающихся 9-го класса. Подготовка учащихся предусматривает сочетание групповой и индивидуальной форм работы. Курс по своей направленности носит краткосрочный характер, по своему виду деятельности – информационно-творческий.
Элективный курс по обучению ручному вязанию предполагает, что обучающиеся могут быть подготовлены к его изучению на разном качественном уровне. Поэтому разделы общего ознакомления с техникой вязания предполагаются, но сокращены во времени, отведенном на изучение вопросов теории и практики.
Программа рассчитана на 34 часа в год, соответственно 1 час в неделю.
Цель курса
Создать условия для формирования и развития у обучающихся:
элементов технико-технологических и организационно-экономических знаний;
начальных общетрудовых и специальных умений (вязание), основ трудовой и экологической культуры, умений кооперации и сотрудничества в трудовом процессе;
творческих способностей, элементов технического, художественного мышления, конструкторских способностей в моделировании некоторых видов одежды, умения оценивать свою деятельность;
позитивного отношения к труду, как личной и общественной ценности, воспитания честности, порядочности, ответственности, самостоятельности, инициативности, деловитости и предприимчивости;
благоприятного отношения к дому и семье как основам индивидуального развития личности.
Главная задача курса – развивать ручную умелость через самые разнообразные движения. Вязание занимает равное по назначению место среди дисциплин, призванных воздействовать: на ум, волю, чувства учащихся, побуждать их к самостоятельной творческой работе. Уроки вязания должны преследовать цель формирования у учащихся в каждом конкретном деле зачатков мастерства.
Поэтому, на занятиях элективного курса по вязанию ставятся и решаются задачи:
Учить учащихся организовывать рабочее место при работе с инструментами и материалами.
Учить анализировать образец.
Учить ориентироваться в карточке, в последовательности выполнения отдельных приемов, уметь объяснять эти приемы.
Учить решать задачи на рациональную разметку деталей, счет петель и экономное расходование материала.
Развивать моторику мелких мышц руки, глазомер.
Воспитывать аккуратность, точность выполнения, внимательность.
Уровень подготовки выпускников – для практикума.
Содержание теоретического обучения направлено на развитие у учащихся навыков выполнения прибавления, убавления и перемещения петель, овладением умением ориентироваться в схемах и описаниях рапорта рисунка.
В процессе практического обучения школьники овладевают умением работать с разными материалами, изучают требования к организации рабочего места и безопасности труда, приобщаются к творческой деятельности путем моделирования изделий, выполнение различных отделок.
Практическое применение:
Реализация данной программы поможет ученице:
Разобраться в основах выполнения вязки.
Развивать творческие способности в процессе включения в художественную деятельность по изготовлению изделий с использованием различных материалов.
Побудить к сознательному выбору увлечения или профессии.
Программой предусматривается:
Изучение возможностей для обучения обучающихся вязанию крючком и на спицах.
Коррекция умственных и физических недостатков обучающихся
Учащиеся должны знать:
Названия изучаемых видов вязок.
Технику вывязывания рисунков.
Свойства основных видов пряжи.
Технологию моделирования некоторых видов вязаных изделий.
Учащиеся должны уметь:
Вывязывать рисунок на основе лицевой глади и резинки 1х1.
Выполнять основные приемы вязания крючком.
Читать описание и простейшие схемы рисунков.
3. соотносить формы изделий, применяемые аксессуары с требованиями сообразности.
Контрольных работ предполагается – 4 на последнем уроке каждой из 4-х тем. По итогам прохождения курса учащиеся выполняют проектную работу.
Основа построения программы
Работа с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе 8 вида необходимо учитывать психологические особенности возможности детей.
В ходе реализации данной программы будет соблюдаться коррекционная направленность обучения данной категории детей, которая выражается в следующем:
учебный материал преподносится небольшими порциями, по принципу от простого к сложному;
используются способы облегчения трудных заданий (наводящие вопросы, широкое применение наглядности, опорные схемы, чертежи и т.д.);
компенсируется функциональная недостаточность мозговой структуры через использование коррекционных упражнений, направленных на развитие внимания, всех видов памяти, мыслительных операций, связной речи;
поурочное систематическое возвращение к ранее изученному материалу;
Характеристика группы (по уровню обучаемости).
Обучение детей с нарушением интеллекта строится с учетом педагогической дифференциации.
Учащиеся 9 а, б класса.
1 группа: учащиеся наиболее успешно овладевают программным материалом. Все задания, как правило, выполняются этими учащимися самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменения задания, в основном правильно используют имеющийся опыт. Умение объяснять свои действия словами, свидетельствуют о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания они успешнее других применяют на практике. При выполнении сравнительно не сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. Однако, в условиях фронтальной работы при изучении нового материала или изготовлении более сложного изделия у этих учащихся все же проявляются затруднения в ориентировании и планировании работы. Ученикам нужна дополнительная помощь в умственных трудовых действиях. Эту помощь используют достаточно эффективно. Приобретенные знания и умения ученики 1-й группы не теряют, могут применять и при выполнении аналогичного и сравнительно нового задания.
2 группа: так же достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальные объяснения, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов заданий, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но при этом они снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся недостаточно точны.
3 группа: ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-информационной). Успешность усвоения знаний зависит, в первую очередь, от понимания учениками того, что им сообщается. Для этих детей характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, им нужно дополнительное объяснение. Их отличает низкая самостоятельность. Тем усвоения знаний значительно ниже, чем у детей 2 группы. Не теряют приобретенные знания, могут применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Значительная помощь им нужна в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью.
Основные формы:
урок,
практическая работа,
самостоятельная работа,
фронтальная работа.
Основные технологии:
личностно-ориентированное,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой и журналами.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
Демонстрация натуральных объектов;
ИТК
Дифференцирование, разноуровневое обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание увлекательных ситуаций;
Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, контрольных работ. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.
Содержание программы элективного курса
I полугодие (17 ч.)ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Труд и его значение в жизни человека и общества. Из истории рукоделия. Просмотр иллюстративного материала. Демонстрация изделий образцов. Из истории вязания крючком. Инструменты, приспособления для вязания. Правила безопасного труда. Основные виды пряжи. Подготовка пряжи к работе. Изделия, связанные крючком.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ
Технические сведения. Основные петли и приемы: цепочка из воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом. Равномерное натяжение рабочей нити. Условные обозначения, применяемые для записей образцов. Положение тела во время вязания, постановка рук.
Виды работ. Запись условных обозначений. Выполнение основных приемов вязания крючком на заданном количестве петель.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ УЗОРОВ
Технические сведения. Раппорт рисунка. Применение условных обозначений при составлении схем. Плотность вязки. Образцы узоров, выполненные столбиками без накида и столбиками с накидами.
Виды работ. Зарисовка схем и выполнение образцов узоров.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ
Технические сведения. Виды спиц: алюминиевые, стальные, пластмассовые, деревянные, круговые. Правила безопасной работы со спицами. Устройство для перемотки пряжи. Основные виды пряжи для вязания спицами. Правила набора петель на спицы. Лицевая, изнаночная петли. Закрытие петель «косичкой». Кромочные петли. Образование цепочкообразного края. Раппорт рисунка. Условные обозначения. Изображение схемы рисунков. Названия вязок.
Практические работы. Выполнение наборного ряда, вязание лицевыми и изнаночными петлями. Вязание образцов платочной, чулочной вязками, резиночной 1x1,2x2. Закрытие петель образцов «косичкой».
ВЯЗАНИЕ УЗОРОВ
Изделия. Образцы узоров «путанка», «корзиночка», «кубики».
Технические сведения. Раппорт рисунка. Условие его вязания. Кромочные петли. Правила чтения рисунков. Использование узоров в изделиях. Значение выражений: «как смотрит вязка», «по рисунку».
Практические работы. Запись образцов узоров: текстовая, схематическая с использованием условных обозначений. Вязание узоров с чередованием лицевых и изнаночных петель. Подшивка образцов в альбом.
УБАВКИ ПЕТЕЛЬ ПРИБАВКИ ПЕТЕЛЬ
Технические сведения. Способы убавок петель. Применение убавок и прибавок в изделиях. Убавки петель с наклоном «косички» вправо, влево. Способы выполнения. Размеры и направление вязания. Косынка с выполнением убавления с двух сторон, с одной стороны.
Практические работы. Расчет убавок петель по наклонным линиями. Упражнения. Единичные убавки петель. Выполнение масштабной разработки выбранного изделия.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Изделия. Шаль. Топик. Двухцветный шарф. Сумочка. Берет. Жилет. Жакет.
Технические сведения. Нитки, используемые для вязания выбранного изделия.
Практические работы. Расчет количества петель. Вязание изделия. Влажно-тепловая обработка готового изделия. Примерка.
п/п Тема урока Кол-во часов дата Тип урока
Элементы содержания
Оборудование. Требования к уровню
подготовки учащихся
(результат) Коррекционные цели
I – полугодие.
1.
Вводное занятие.
Первичный инструктаж по охране труда.
Инструменты, приспособления для вязания. 1
Урок - беседа Из истории рукоделия. Просмотр иллюстративного материала. Демонстрация изделий образцов.
Инструменты, приспособления для вязания. Правила безопасного труда. Основные виды пряжи. Подготовка пряжи к работе. Изделия, связанные крючком. Знать: правила безопасной работы в мастерской, инструменты, приспособления для вязания, основные виды пряжи.
Уметь: подготовить пряжу к работе. Умение организовать рабочее место. Коррекция устной и письменной речи. Коррекция памяти. Расширение кругозора.
2.
Основные приемы вязания крючком. 1
Объяснение нового материала Основные петли и приемы: цепочка из воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом. Равномерное натяжение рабочей нити. Условные обозначения, применяемые для записей образцов. Положение тела во время вязания, постановка рук. Знать: основные приемы вязания крючком, словные обозначения, применяемые для записей образцов.
Уметь: выполнять основные приемы вязания крючком на образце Умение организовать рабочее место. Коррекция устной и письменной речи. Коррекция памяти. Коррекция мелкой моторики рук. Коррекция наглядно - действенного мышления.
3
4
5
6 4 7 Выполнение простейших узоров. 1 Объяснение нового материала Раппорт рисунка. Применение условных обозначений при составлении схем. Плотность вязки. Образцы узоров, выполненные столбиками без накида и столбиками с накидами. Знать: основы раппорта рисунка, применение условных обозначений при составлении схем.
Уметь: зарисовать схему и связать контрольный образец. Умение организовать рабочее место. Коррекция устной и письменной речи. Коррекция памяти. Коррекция мелкой моторики рук. Коррекция наглядно - действенного мышления.
8
9
10
11 4 Практическая работа 12 Основные приемы вязания спицами. 1 Виды спиц. Основные виды пряжи для вязания спицами. Правила набора петель на спицы. Лицевая, изнаночная петли. Закрытие петель «косичкой». Кромочные петли. Раппорт рисунка. Условные обозначения. Изображение схемы рисунков. Названия вязок. Знать: правила безопасной работы со спицами, правила набора петель на спицы.
Уметь: выполнять образец лицевой изнаночной петли, закрывать последний ряд, читать схему, условные обозначения. Умение организовать рабочее место. Коррекция устной и письменной речи. Коррекция памяти. Коррекция мелкой моторики рук. Коррекция наглядно - действенного мышления.
13
14 Практическая работа 2 Практическая работа Выполнение наборного ряда, вязание лицевыми и изнаночными петлями. Вязание образцов платочной, чулочной вязками, резиночной 1x1,2x2. Знать: правила безопасной работы со спицами, правила набора петель на спицы.
Уметь: вязать образцы платочной, чулочной вязками, резиночной 1x1,2x2. Умение организовать рабочее место. Коррекция устной и письменной речи. Коррекция памяти. Коррекция мелкой моторики рук. Коррекция наглядно - действенного мышления.
15
Вязание узоров. 1 Объяснение нового материала Раппорт рисунка. Условие его вязания. Кромочные петли. Правила чтения рисунков. Использование узоров в изделиях. Значение выражений: «как смотрит вязка», «по рисунку». Знать: свойства тканей
из синтетических волокон, правила ухода за изделиями из них. Коррекция памяти. Коррекция устной речи. Коррекция мелкой моторики рук
16
Практическая работа 1 Практическая работа Запись образцов узоров: текстовая, схематическая с использованием условных обозначений. Вязание узоров с чередованием лицевых и изнаночных петель. Подшивка образцов в альбом. Знать: запись образцов узоров.
Уметь: вязать узоры с чередованием лицевых и изнаночных петель. Коррекция памяти. Коррекция устной речи. Коррекция мелкой моторики рук
II полугодие
1 Вводное занятие.
Убавки петель прибавки петель. 1 Объяснение нового материала Способы убавок петель. Применение убавок и прибавок в изделиях. Убавки петель с наклоном «косички» вправо, влево. Способы выполнения. Размеры и направление вязания. Знать: расчет убавок петель по наклонным линиями.
Уметь: выполнять упражнения, единичные убавки, прибавки петель.
Коррекция памяти. Коррекция устной речи. Коррекция мелкой моторики рук
2
3 Практическая работа. 2 Практическая работа 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17 Практическое закрепление.
14 Практическая работа Нитки, используемые для вязания выбранного изделия. Расчет количества петель. Вязание изделия. Влажно-тепловая обработка готового изделия. Примерка. Знать: правила безопасной работы в мастерской, инструменты, приспособления для вязания, основные виды пряжи.
Уметь: подготовить пряжу к работе, сделать расчет количества петель. Вязать изделия по разработанной схеме. Умение организовать рабочее место. Коррекция устной и письменной речи. Коррекция памяти. Коррекция мелкой моторики рук. Коррекция наглядно - действенного мышления.
18 Защита изделия. Защита выполненных учениками изделий. Уметь провести защиту своего изделия. Коррекция устной и письменной речи. Коррекция памяти
Литература, используемая при составлении программы.
А. М. Щербакова Трудовое обучение в специальных(коррекционных) школах
VIII вида. Москва 2001.
2. А.Г. Галле., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. М., АРКТИ, 2009.
3. Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Краснодар 2005.
4. Коверьянова Светлана. Вязание на спицах. Москва 2002.
5. Э.А. Фомичева. Начинаем вязать спицами и крючком – М., Просвещение, 1992.
6. Л.М. Слюнкина. Вязание для всех. М П «Саржайлау», 1992.
7. А.Я. Мульги. Рукоделие в школе. М., Просвещение, 1974.
8. А.К. Краузе. Вязание. Ташкент – 1992.