Эссе Моя педагогическая философия
Эссе на тему
«Моя педагогическая философия»
педагога-психолога МБДОУ
«Детский сад № 1 п. Верховье»
Булыгиной Валентины Владимировны
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
Януш Корчак
Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие.
Е.О.Смирнова
Жизнь практически каждого человека начинается с детского сада. Будет ли комфортно ему в саду и ребенок из образовательного учреждения придет в большую жизнь оптимистом или будет вспоминать его как нечто страшное в своей жизни. От кого зависит психологический климат в группе детского сада? От воспитателя. Только ли! В настоящее время появилось много проблем у детей, с которыми раньше педагоги и не сталкивались. Гиперактивность, импульсивность, компьютерная зависимость, полное отсутствие самоконтроля в старшем дошкольном возрасте. Кто может помочь воспитателю и ребенку справиться с ними. Ребенок не всегда, в отличие от взрослого, может выразить свои чувства словами, рассказать о своей беде, поэтому, наверное, почти в каждом дошкольном учреждении есть ставка психолога.
А нужен ли психолог в детском саду? И какой психолог нужен дошкольнику?
Каждый день в конце рабочего дня задаешь себе этот вопрос. Хорошо прошло занятие с детьми, помогла родителям найти взаимопонимание с ребенком - вроде бы ответ очевиден. Да, нужен. На следующий день все идет не так - один ребенок подрался, другой совсем не слушает никого из взрослых, ничего не хочет, даже играть с детьми, воспитатель просит помочь, а ты не знаешь, как. Тебе говорят, что он наглый, все делает назло, а ты смотришь ему в глаза и видишь: страх, обида, горечь, просьба о помощи. «Помоги», читаешь ты в глазах ребенка. Чем, молча, глазами, отвечаешь ему. В такие моменты, когда не знаешь чем помочь ребенку и возникает вопрос, а нужен ли психолог в саду?
Были в моей практике такие случаи.
Наш детский сад посещал мальчик Федя, который играл в компьютерные игры все свободное время. В семье между родителями были проблемы и мальчиком никто не занимался. Родителям было удобно, что ребенок занят, сидит тихо и никому не мешает. Ребенок смотрел взрослые фильмы про зомби, трансформеров, играл в жестокие компьютерные игры. Приходя в сад, он либо тихо сидел, думая о своем, либо с кем-нибудь из детей играл в войну. Играл всегда одинаково: найдет уголок и спрячется, выглянет, опять спрячется, при этом всегда шептал что-нибудь про себя. Прятался он потому, что боялся зомби, он верил в них, знал в какие дни они ходят по земле и забирают людей. Когда ложился спать в тихий час, то засыпал не сразу, обязательно что-то пошепчет. Он боялся ходить на второй этаж в музыкальный зал, приходилось водить его за руку.
Началась наша дружба (коррекционная работа) с Федей с бесед. Он любил рисовать войну, рисовал он всегда интересно, при этом рассказывал про то, о чем рисует то же очень увлекательно. Мы рисовали вместе самолеты, танки, и я старалась перевести его рисунки в более позитивное русло, при этом много разговаривали, рассуждали. Организовывала военные игры, в которых он был, командиром и ему приходилось, командуя «солдатами», не прятаться по уголкам. Родителей попросила уменьшить время пребывания за компьютером и найти замену им различными интересными делами. Я очень люблю рисовать с детьми по клеточкам: графические диктанты. И с Федей мы много рисовали по клеточкам различные фигуры, постепенно переходя к другой познавательной деятельности. Так у него начал появляться интерес к занятиям, сначала к психологическим, а затем к лепке, конструированию, математике, и наконец, к ознакомлению с окружающим миром. Феде становилось интересно общаться со всеми ребятами на различные темы, а не только с одним или двумя во время игр в войну. Он перестал бояться высоты. Дома то же раскрылся с необычной стороны: Федя полюбил готовить. Он мог многое приготовить сам (вторые блюда, мама чуть-чуть помогала), а тесто для блинчиков он готовил самостоятельно, естественно, и пек сам. Стал пропадать страх перед зомби.
Федя посещал подготовительную группу и уходил из сада. И вот на выпускном балу, идет он по коридору с мамой, а на встречу иду я. Он что-то сказал маме, она поворачивается ко мне и говорит: «Вы знаете, Федя спросил, меня, а кем работает самая добрая тетя в саду, а то я забыл?» ( У него были проблемы с памятью).
Вот ради таких слов ребенка, наверное, и нужен психолог в детском саду. В тяжелые минуты, когда не все ладится в работе, я вспоминаю Федю и других ребят. Девочку, за которой я пришла, чтобы забрать на индивидуальную работу. Она еще не знала, кого я возьму и прошептала: «А вы меня возьмете?» Когда я ответила «Да, я за тобой пришла», она прошептала таким благодарным голосом «спасибо», что у меня слезы навернулись на глаза.
Можно еще вспомнить детей, которым помогла обрести уверенность в себе, а родителям поверить в своего ребенка, но ответ на вопрос: нужен ли психолог в детском саду продолжает оставаться для меня открытым? Потому что остаются дети, которым я не смогла помочь. Каких больше детей: тем, кому помогла или тех, кому нет? Какой меркой мерить оказанную помощь? Количеством или качеством? Наверное, это решать детям и родителям. А мне остается только продолжать работать в меру своей компетентности и в силу своей любви к ним.
Булыгина Валентина Владимировна
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415