Использование пословиц и поговорок в учебном процессе


Использование пословиц и поговорок в учебном процессе
В учебном процессе я широко применяю прекрасные образцы устного народного творчества. Это пословицы и поговорки. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность, закладывают основу нравственных поступков учащихся, способствуют расширению словарного запаса.
В любом виде работы обязательным является нахождение всех знакомых орфограмм, выявление прямого и переносного значения пословиц. Предлагаю часть пословиц и поговорок, которые я использую на уроках русского языка. При изучении темы «Безударные гласные в корне слов» были использованы пословицы и поговорки:
Красна весна цветами, а осень плодами
Нет земли краше, чем страна наша
Тот герой, кто за Родину стоит горой
На хороший цветок и пчела летит
Флот морской – границ часовой
Если дружба велика, будет Родина крепка
Смелость города берет
Вода на лугу – сено в стогу
На языке медок, а на сердце ледок
При изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов»:
Кошке игрушки, а мышке слезки
Нет лучше дружка, как родимая матушка
В зимний холод всякий молод
Снег на полях – хлеб в закромах
Рыба мелка, да уха сладка
Хороший друг – это настоящий клад
Терпенье и труд все перетрут
Зимою шубка не шутка
На сказки герой, а на работу слаб
При изучении слов с непроизносимыми согласными использовались пословицы:
Радостная жизнь сердце веселит
Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою
Человек трудолюбивый – самый счастливый
Рукам работа, душе праздник
Сердце матери лучше солнца греет
Ленивому и будни праздник
Дождливое лето хуже осени
Солнце пригреет – все поспеет
Счастливым и красивым делает человека работа
При изучении слов с удвоенными согласными использовались пословицы:
У коллектива большая сила
Ссора до добра не доводит
В субботу на работу, в воскресенье на веселье
Хороша нива только у коллектива
При изучении правописания слов с разделительными ъ и ь знаками:
Без терпенья нет уменья
Без ученья нет уменья
Доброе молчанье лучше пустой болтовни
Красна птица пеньем, а человек уменьем
Повторенье – мать ученья
Здоровье всего дороже
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть
Лето собирает, а зима подъедает
Уменье везде найдет примененье
Ум без книги, как птица без крыльев
При формировании навыков правильного письма имен существительных шипящими на конце использовались пословицы:
На помощь надейся, а сам не плошай
Спящий кот мышь не поймает
Лучше горькая правда, чем красивая ложь
Хорошую речь хорошо и слушать
Идет дождь, даст он рожь
Ростом с мышь, а храбрый малыш
Наука – источник знаний, знание – светоч жизни
При изучении падежных окончаний имен существительных пословицы:
Добрые вести не лежат на месте
Делу – время, а потехе – час
Наша сила в крепости тыла
Труд – дело чести, славы, доблести и геройства
По наружности человека не суди
Умный товарищ – половина дороги
Ленивому Микишке все не до книжки
Будет и на нашей улице праздник
При изучении тем «Личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжений», «Не с глаголами»:
Правда в воде не тонет, в огне не горит
Умный человек не тратит много слов
Берись дружно, не будет грузно
Хвастун и правду скажет – ему не поверят
Ласточка день начинает, а соловей кончает
Умелый воин не дрогнет в бою
По теме «Имя прилагательное»:
Зимнее солнце плохо греет
Береги землю любимую, как мать родимую
Ударная работа человека красит
Хорошим словом мир освещается
Летний день за зимнюю неделю
Жизнь дана на добрые дела
Ленивой лошади любая дорога кажется дальней
Без хорошего труда нет плода
В. И. Даль писал, что то пословица это коротенькая притча, суждение, поучение. Цель ее - предостеречь и научить чему-либо. Это означает, что с помощью фольклора мы можем формировать убеждения и привычки в соответствии с нравственными принципами. На уроках закрепляется правописание слов с нужными орфограммами, развиваются мышление, речь и память учащихся.