Занимательные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
Занимательные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
Речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его кругозор, помогает общаться с окружающими, осознавать правила поведения. Но в речи детей часто встречаются аграмматизмы, т.е. ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде), вызывают трудности предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, что говорит о несформированности грамматического строя речи.
Грамматический строй речи – это умение словоизменять и словообразовывать, т.е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.
Формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности.
Родителям необходимо регулярно организовывать специальные игры и упражнения на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных и т.д. Проводить игры можно на прогулке, по дороге домой, дома общаясь с ребенком.
Предлагаю вашему вниманию игры, способствующие формированию грамматического строя речи.
Занимательные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
Игра «Добавь словечко»
Дети добавляют одно общее слово к двум словам:
- дерево, цветок – что делают? (растут);
- сидит, стоит - кто? (человек, собака, кошка);
- мяч, яблоко – какие? (круглые);
2. Игра «Назови действие»
Дети отвечают на вопрос: что делает …? (Например: змея ползает, заяц прыгает, самолёт летит и т.д.).
Игра «Закончи предложение»
Дети подбирают слова антонимы (Например: слон большой, а комар…, чай горячий, а мороженое …, камень тяжёлый, а пёрышко …).
4. Игра «Размытое письмо»
Детям предлагается вернуть предложению первоначальный вид, для этого необходимо расставить слова в нужном порядке. Нельзя использовать дополнительные слова и нельзя вставлять «лишние» слова. (Например: Мальчик, на, играть, скрипка и т.д.).Игра «Исправь ошибку»
Детям проговаривается предложение, ребёнок пытается исправить ошибку. (Например: Мама Севе купила несколько пар носок. К праздничному столу купили пять кило банан. И т.д.)Игра «Кто внимательный?»
Перед детьми предметная картинка. Взрослый показывает цифру, а дети должны назвать такое же количество предметов. (Например: взрослый показывает цифру «5», а на картинке изображена ручка. Ребёнок проговаривает фразу: пять ручек. И т.д.) Игра «Один - много»
Дети называют предмет во множественном числе. (Например: огурец- огурцы, помидор – помидоры, щенок – щенки и т.д.).
Игра «Хвастунишка»
Перед детьми лежат предметные картинки по темам. Ребёнок называет предметы начиная с фразы: «У меня много ….. (например: утюгов, помидоров и т.д.).
Игра «Будь внимателен»
Детям проговаривается инструкция:
- Посади куклу на полку.
Вопрос взрослого:
- Что ты сделал?
Ответ ребенка:
- Я посадил куклу на полку. И т.д.
Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с ребёнком!