ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Методические рекомендации дом работников дошкольных учреждений, учителей начальных классов и родителей для индивидуальной работы с детьми.






ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ










Методические рекомендации дом работников дошкольных учреждений, учителей начальных классов и родителей для индивидуальной работы с детьми.

















Программа по математике в начальных классах является органической частью курса математики в средней школе.
Ее основу составляют еткие представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах и основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.-
Одна из важнейших задач обучения в I классе - обеспечить твердое знание состава чисел и табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10. В успешном решении данной задачи поможет настоящий сборник. Окажет помощь он и в усвоении элементов математической символики: знаков действий /плюс, минус/, знаков отношений /больше, меньше, равно/
Умножение и деление в пределах 100 рассматриваются во 2 классе, но подготовка к изучению этих действий начинается на первом году обучения.
В забавном стихотворении С.Я.Маршака о ноле по сути речь идет об увеличении числа в 10 раз, т.е. об умножении.
Ученики должны твердо знать таблицу умножения и приобрести необходимую беглость вычислений при решении соответствующих примеров на деление. Выполнению этих требований программы помогут "Игры при изучении таблицы умножения и деления" /Лото. Молчанка/, "Памятки по изучению таблицы умножения на пальцах".
Программа 3 класса предусматривает изучение нумерации, и четырех арифметических действий над многозначными числами. Параллельно ведется общение и углубление знаний детей об арифметических действиях. Хорошо использовать в устном счете загадки, считалки, задачи в стихах, приведенные в пособии.
К.Д.Ушинский считал, что серьезное занятие необходимо сделать занимательным. Это является, по его мнению, одной из главных задач первоначального обучения.
Занимательные упражнения снимают усталость и дают возможность эффективно использовать учебный материал на любом этапе урока. Кроме того, занимательность должна способствовать интенсификации умственной деятельности, при этом отвечать следующим требованиям:
1) соответствовать теме и целям урока;
2) обеспечивать углубление, расширение знаний учащихся, развивать умственные способности;
3) соответствовать возрастным особенностям детей, быть доступными, обеспечивая постепенные усложнения операций анализа, синтеза, конкретизации и т.д.
В данном пособии представлены загадки, считалки, задачи в стихах, занимательные упражнения и вопросы, логические концовки, утренники для внеклассной работы по математике.
Этот материал можно с успехом использовать при изучении тем: "Нумерация", "Сложение и вычитание", "Десяток", "Табличное умножение и деление". В форме задач в стихах, загадок, считалок описаны все числа от 1 до 10.
Предлагаемый сборник способствует формированию представлений о натуральном числе нуле, обеспечивает активное усвоение табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10, табличного умножения.

3АГАДКИ, СЧИТАЛКИ
числа от 1 до 10


один

Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
(Гриб)

И стенок, и крышек
Большой излишек,
А дно - одно.
(Луковица)

Ростом разные подружки,
непохожи друг на дружку.
Все сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрёшка)

Есть красавица одна,
и румяна и стройна.
Хоть в землянке век живет,
А большой от всех почет.
Кто проходит близко-близко
Кланяется низко-низко.
(Морковь)

ДВА
Два братца через дорожку
стоят, друг друга не
видят.
(Глаза)

Конь этот не ест овса,
вместо ног - леса.
Сядь верхом да мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)

3. Два пальчика меня надевают
и что нужно мною нарезают.
(Ножницы)

ТРИ
1. Один льет, другой пьет, третий растет.
(Дождь, земля, растения)

Кто вот сено без рта тремя зубами?
(Вилы)

Три брата по одной дорожке бегут,
но никак переднего догнать не могут.
(Колеса детского велосипеда)

ЧЕТЫРЕ
Четыре крыла, а не птица,
Крыльями машет, а не о места.
(Мельница)

Четыре братца под
одной крышей живут,
Одним поясом
опоясаны.
(Стол)

Зашевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Имеет 4 зуба.
Каждый день появляется за столом,
а не ест.
(Вилка)

пять
Пятеро волов одной сохой
пашут белое поле.
Черное семя.
Кто его сеет, тот разумеет.
(Пальцы, бумага, чернила)

2. Пятачок есть,
а нечего не покупает.
(Пятачок у свинки)

3. Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно цифрой ...
(пять)

Считалка:
Один, два, три, четыре, пять –
Встанем в круг опять.
Пять, четыре, три, один –
В "кошки-мышки" играть хотим!
Один, два, три, четыре, пять,
Вышел зайка погулять.
Что нам делать, как, нам быть?
Надо заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Один, два, три, четыре, пять.

ШЕСТЬ

Дом бег окон и дверей:
В нем шесть кругленьких детей,
В темноте проводят дни.
Угадайте, кто они.
(Горошинки в стручке)

С Е МЬ
1. Есть семь братьев,
Годами равные,
Именами разные.
(Дни недели)

Семь сестричек-лесовичек
Платья сшили к лету –
Равные по цвету.
У каждой сестрички –
свой вкус и привычки.
(Сыроежки)

Считалка
Один, два, три, четыре, пять,
шесть, семь!
Пойду я каши поем.
Вы же пока считайте,
кому водить, гадайте!

ВОСЕМЬ
У семи братьев по одной сестрице.
Много ли всех, детей?
(Восемь)

Восемь ног, как восемь рук,
вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк!
(Паук)

ДЕВЯТЬ

Считалка:
9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.

Восемь другой у меня;
все они меньше, чем я,
ты непременно меня назовешь,
если подряд до десятка сочтешь.

ДЕСЯТЬ
У двух матерей по пяти сыновей –
одно всем имя.
Разошлись все мальчики
Во темны чуланчики.
Каждый мальчик –
в свой чуланчик.
(Пальцы)

А ну-ка, ребятки, кто отгадает
На десять братцев две шубки хватает.
(Варежки, перчатки)

Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять.
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
Можно все пересчитать.
Сосчитать, измерить, взвесить...
Сколько зерен в помидоре,
Сколько лодочек на море,
Сколько в комнате дверей, в переулке фонарей,
Сколько камня на горе,
Сколько кошек во дворе.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить,
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев.
Сколько Пальцев на руках,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек.

Счет от 1 до 10 и от 10 до 1.

Игра а "зайчиков".
Бежал pas зайчик вдоль равнин,
И зайчик, значит, был один.
К нему зайчиха подбежала,
Тогда всего два зайца стало.
Еще один к ним сел, смотри.
Теперь уж зайцев стало три...
Мчит новый заяц: "Путь мне шире"
Ну, зайцев, стало быть, четыре.
Ба, вон бежит опять, -
Теперь уж зайцев стало пять.
Спешит еще один из рощи,
Так зайцев шесть. Чего же проще!
Тут прибежал еще косой,
Так зайцев семь. Ведь он седьмой!
К ним одного еще попросим,
Тогда всех зайцев будет восемь.
Прыг новый заяц. В оборе все ведь?
Он их опросил.- "Так нас уж девять?"
"Да, девять,- молвят те в ответ, -
Но вожака все нет и нет..."
А тот бежит, болотце месит,
Примчал и молвит: "Нас тут десять.
Ну, марш, ребята, в огород,
Там нас давно морковка ждет..."
Бегут, пыль вьется из-под пяток...
Так сколько их? Один десяток.

Текст читает учитель, учащиеся обозначают числа соответс-


Вечером встает луна...
Сколько в небе лун?,.. одна



ЧИСЛО 2
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько всего карандашей у малышей*?

2. По тропинке зайчик шел,
Подосиновик нашел.
Походил вокруг осин
И нашел еще один.
Сосчитай-ка, не ленись,
Отвечай, не торопись.
У кого ответ готов?
Сколько он нашел грибов?

3Сколько яблочек в корзине
Принесла с базара Зина?
Два!
Одно мы дедушке дадим
И останется один.

ЧИСЛО 3

На полянке у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше у сосны
Он нашел еще один.
Ну-ка, кто считать готов?
Сколько крот нашел грибов?

2. Я купил всего три книжки
И одну отдал братишке.
У меня их меньше стало
Сколько ж их всего осталось?

3. На лавочке в избушке
Сидят подружки.
Ирина с Мариной,
Галина с Ириной.
Сколько подружек сидят в избушке?

4. По лесной дорожке шли сороконожки:
Впереди спешил как мог
Сам отец-сороконог,
А правей немножко –
Мать - сороконожка.
Через горы, через яр
Торопились на базар.
Покупать книжонку сороконожонку.
Кто готов сказать, друзья.
Какова у них семья?

Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два - под березой,
Один у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?

ЧИСЛО 4
1. На полянке у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Две матрешки, Буратино
И веселый Чипполино.
Помогите Танюше
Сосчитать игрушки.

В садике гулял павлин,
Подошел еще один,
Два павлина за кустами.
Сколько их? Считайте сами.

5. Четыре сороки пришли на уроки
Одна из сорок не знала урок.
Сколько сорок прилежно трудилось?

Стоит гора крутая.
На ней тыква большая.
А пониже тоже
Три тыквы помоложе.
Сколько тыкв всего у нас?
Возле грядки две лопатки.
Возле кадки две лопатки.
Все лопатки сосчитайте.
Сколько будет? Отвечайте.

8. Потеряла крольчиха крольчат,
А крольчата лежат и молчат,
За кадушкой - один, за кормушкой - один,
За листом - один, за кустом
Как ей детей поскорее найти?
Их должно быть меньше пяти
Помогите, ребята, скорей!
-Сосчитайте крольчихе детей!

ЧИСЛО 5
1. В снег упал Сережа,
А за ним Алеша,
А за ним Марина,
А за ней Ирина,
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят?
Г.Кузянин

2. В огороде пугало Рукавами машет.
В огороде пугало разгоняет пташек.
Три паслись на загородке,
В небеса взвилась одна.
А последняя не струсит -
Очень храбрая она.
Сколько всего птичек?

3. Два щенка-баловника бегает, резвятся.
К шалунам три дружка с громким лаем мчатся.

4. Алеша на руку надел рукавицу,
И пальцы-умельцы попади в темницу.
Спокойно сидели они взаперти.
Да брата большого не могут найти.
Живет он отдельно в своем терему
И братья не знают дороги к нему.
Сколько братьев у большого пальца?

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один
Эта долька - для ежа,
Эта долька'- для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для водка - кожура.
Эй, ребята, не зевайте!
Сколько долей? Сосчитайте!

Кто по улице идет
Громко песенку поет?
Это утка Маврушка,
Кошка Хаврюшка.
Селезень Павлушка,
Кот Мирошка,
Пес Барбос, ободранный нос.
Эй, ребята, не зевайте
Быстро всех пересчитайте!

Пять ребят в футбол играли,
Одного домой, позвали.
Он в окно глядит, считает.
Сколько там еще играет?

В кормушке сидели лишь три только птицы,
Но к ним прилетели еще две синицы.
Так сколько же птиц здесь в кормушке у нас?

9. У мамы пять сыновей, начну их считать,
-И вовсе ни пять!
Считайте хоть сами:
Володя, Игнат. Сережа и Саня
Мой маленький брат. Четыре?
Четыре! А пятого нет.
Считаю сначала
Вое тот же ответ.
Считаю по пальцам
Вперед и назад.
Скажите, ребята,
Где пятый мой брат?

10. Возле грядки три лопатки,
Возле кадки две лопатки.
Если все их сосчитать,
Сколько будет? Ровно ... (5)

11. Ну-ка, сколько здесь ребят
На горе катаются.
Двое в саночках сидят,
Трое собираются.

12. Пять зеленых лягушат
На песочке в ряд лежат.
Одному из пяти братцев
Захотелось искупаться.
Остальным же неохота
Возвращаться вновь в болото.
Сколько лягушат осталось лежать на песке.

13. В чулане на полке - ботинки стоят
-Несколько пар подряд.
Эти - голубые, эти - выходные,
Эти - для работы, эти - для охоты,
- А на этих дырка о краю.
- Сколько пар всего?
- Не знаю.
Вы ж, ребята, все узнайте.
Сколько пар? Пересчитайте!

14. Посадил я пять хороших
Белых бусинок-горошин.
А росточков из земли
Показалось только три.
Три горошины взошло!
Сколько их не проросло?

ЧИСЛО 6
Расставил Андрюша в два ряда игрушки
Рядом с мартышкой - плюшевый мишка.
Вместе с лисой - зайка косой.
Следом за ними - еж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка?

Я, Сережа, Коля, Ванда -
Волейбольная команда.
Нею с Игорем пока
Запасных два игрока.
-А когда подучатся
Сколько их получится?

3. Наш мухомор опечален до слез
Белую крапинку ветер унео.
Сколько осталось, попробуй, сочти!
Кто здеоь умеет считать до шести?

4. Я нашел в дупле у белки
Пять лесных орехов мелких,
Вот еще лежит один
Ну и белка! Вот хозяйка!
Ты орешки сосчитай-ка!

5. Два кубика у Миши,
Четыре у Наташи.
Вы кубики вое зти
Скорее сосчитайте, дети.

6. Три сестрички заплели по две косички.
Угадайте, этот вопрос: Сколько будет всего кос?

7. В лесу на опушка сидели зверушки:
Зайка с зайчихой, медведь с медведихой,
Патрикеевна-лиса, белка влезла в небеса.
Зайка начал уж зевать, помогите сосчитать.

8. У соседки тети Нюры в огород залезли куры.
Две из них на лук напали, две других горох клевали,
А две курочки-хохлатки бобы клюют на грядке.
Сколько нужно тете Кюре о огорода выгнать куриц?

9. Дарит бабушка лисица трем внучатам рукавицы:
Рукавичек по две штучки. Берегите не теряйте!
Сколько всех пересчитайте!

10., В день весенний, в день погожий
На прогулку вышли козы.
Два козленка сереньких,
Три козленка беленьких.
Впереди козликов - мать,
Боится деток растерять.
Посчитайте-ка, друзья,
Какова же вся семья?

11. Два цыпленка стоят,
Два в скорлупке сидят,
Два яйца под крылом
У соседки лежат.
Посчитай поверней,
Отвечай поскорей,
Сколько будет цыплят
У наседки моей?

12. Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая...
Вот компания какая!
Посчитайте поскорей.
Сколько будет всех друзей?

13. Трое лисят играли на травке лесной.
Двое зайчат опешили домой.
Сколько же вместе лисят и зайчат?
Надо скорее их всех сосчитать.
А если прибавить еще и лису,
То сколько зверей мы получим в лесу?

14. Щука в озере плыла,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила пять ершей,
Щи у щуки хороши,
сколько рыбок ели щи?

15: Три важных гусыни отправились к пруду.
Сколько у них ножек? Что-то не пойму.

16. Кошка вышила ковер.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки
В каждой по три веточки.
Села кошка на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может.
Кто же ей поможет?

17. Рада Аленка - нашла два масленка!
Да четыре в корзине!
Сколько грибов на картине?

ЧИСЛО 7
1. Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, косой,
Волк с плутовкою- лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел
-Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех друзей.
А.Барто

2. На веточке сидели:
И звонко, пели четыре соловья.
Еще три прилетели,
И рядышком к ним сели.
А окольно их, друзья?

Семь мартышек, семь соседок
Со своих спустились веток.
Все повисли на одной
На хвостах вниз головой.
Раскричались, раскачались
Меж собой передрались.
Больше всех досталось в драке
Самой главной забияке,
С ветки сбросили ее.
Сколько будет без нее?

Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?

5. Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайка погулять.
А за ним еж и лисица,
Три волчонка и куница.
Встали быстро в хоровод
И начался дружный счет.
Сколько было всего вверят?

6. Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала.
Две матрешки - на окошке,
Две Аринки - на перинке,
Две Реклушки - на подушке.
А Петрушка - в колпачке
-На зеленом сундучке.
Сколько игрушек у Маши?
Е.Благинина

Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку...
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
С.Я.Маршак
Ребята, сосчитайте быстрей,
Сколько осталось вещей!

8. Стоит коза, голосит' коза!
- Ой, беда, беда, беда!
Разбежались кто куда
Семеро козлят!
Один - в лесок, а другой - за стог,
А третий козленок спрятался в бочонок.
Сколько козлят и избушке сидят?

Трое лисят играли на травке лесной.
Двое зайчат спешили о рыбалки домой.
Сколько же вместе зайчат и лисят
надо скорее их всех посчитать.
А если прибавить еще и лису,
То сколько зверей мы получим в лесу?
Но тут вот в сторонке сидит еще еж.
Так окольно животных всего ты найдешь?

10. Слон, Слониха, два Слоненка
Шли толпой на водопой.
А навстречу три тигренка
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось друзей?

11. Бабушка Надя в деревне живет
Животных имеет, а счет не ведет.
Я буду, ребята, их называть,
А вы постарайтесь быстрей сосчитать:
Корова, теленок, два сереньких гуся,
Овца, поросенок и кошка Котуся.
Ответ запишите, ребята, в тетради:
Сколько животных у бабушки Нади?

12. Семь гусей пустились в путь,
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.

ЧИСЛО 8
1. Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят:
Сколько было всех утят?

2. Подарил ежатам ежик.
Восемь новеньких сапожек.
От восторга ежа'ха визжат.
Сколько было у папы ежат?

3. У одной автомашины
Есть четыре автошины.
Сколько будет автошин
У двух автомашин?

4. Сидит зайка у лесочка
И считает деревца:
Три березки, две осинки,
Два дубочка и пихта.
Помогите, дети, зайке
все деревья сосчитать.

5. У Ивана и Романа
В брюках есть по два кармана.
А в карманах, говорят,
По два яблока лежат.
Коль все яблоки собрать,
Сколько? Можно сосчитать?

6. Мы - большущая семья,
Самый младший - это я!
Сразу нас не перечесть:
Мама есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Даша
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем
-Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей
Сколько нас в семье детей?
Е.Труднева

7. Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в сердцевинке.
Эту куколку открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую -
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее и посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней гчтая
Куколка пузатая,
А внутри она пустая.
В ней живет шестая,
А в ней - седьмая,
А в седьмой - восьмая.
Эта кукла меньше всех.
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставлены в ряд,
Сестры-куколки стоят.
"Сколько вас?" - у них мы спросим,
И ответят куклы; "Восемь!"

8. У меня четыре книжки,
- Две картинки и два Мишки.
-Кто ответит всех быстрей,
Сколько у меня вещей?

9. Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три о кислинкой... Сколько их?

10. У пенечка пять грибков
И под елкой три.
Сколько будет всех грибочков?
Ну-ка, посмотри.

ЧИСЛО 9.
Все ли здесь цыплята-детки,
Надо сосчитать наседке.
Шесть на грядках,
Три во ржи,
Сколько их всего? Скажи.

2. На качелях две Елены,
А с мячом Иван, Игнат.
Две Ирины прибежали
На скакалках поскакать.
Валя, Зина и Егор
-Вот и в сборе весь наш двор.
А теперь скажите мне,
Сколько деток во дворе?

3. Два гуся летят над нами,
Два гуся за облаками.
Пять опустились на ручей.
Сколько было всех гусей?
4. МЫ отправились на дачу,
Как-то в мае вечерком.
Шесть поехало в трамвае,
Три отправились пешком.
Сколько ребят поехало на дачу?

5. Повезло опять Егорке!
У реки сидит не зря.
Пять карасиков в ведерке
И четыре пескаря.
Посчитайте-ка улов.
У кого ответ готов?
Но смотрите - у ведерка
Появился хитрый кот...
Сколько рыб домой Егорка
На уху принесет?
В.Кривошеев.

6. Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла,
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделила на троих
Сколько каждому ив них?

7. В зоопарке я бывал,
Обезьянок я считал.
Две играли на песке,
Три уселись на доске,
А четыре спинки грели,
Сидя в клетке а уголке.
Посчитай, но без обмана
Сколько было обезьянок?

8 Еж опросил ежа-соседа:
- Ты откуда, непоседа?
- Запасаюсь я к зиме:
Видишь яблоки на мне.
Собираю их а лесу,
Шесть принес да три несу.
Призадумался осоед:
Это много иди нет?

число 10
1. Вышла курочка гулять
Забрала своих цыплят.
-Семь бежали впереди,
Три тащились позади.
Беспокоится их мать
Их не может сосчитать.
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было всех цыплят.

2. Скоро десять лет Сереже,
Диме нет еще шести.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа.
А.Барто

3. Пять грибов в руке несут.
Пять грибов в лесу растут.
Если все грибы собрать,
Сколько будет? Как считать?

4. У синички-невелички три братишки,
три сестрички,
Папа, мша, баба, дед.
Сколько всех их?
Дай ответ.

5. У большой ветвистой ели
Десять зайчиков сидели.
Пять из них сидеть устали
За капустой побежали,
Двое в лес пошли гулять.
Нужно нам теперь узнать:
Сколько их ушло всего?
Сколько их сидеть осталось?
Сколько будет их у ели, ...
Коль вернем мы одного?

6. Дети не могли сказать
Сколько будет 5 да 5.
Помогите сосчитать:
Сколько будет 5 да 5?

7. Две большие галки шли домой с рыбалки.
В сумке каждая из них
Пять сельдей несла больших.
Сели засолили,
Сосчитать забыли.
Дети, не зевайте
Быстро сосчитайте.

Вот приехал дед Мороз,
Всем подарки он принес.
Мишку - Ирине,
Шишку - Марине,
Зине - матрешку,
Коле - гармошку,
Толе - барабан,
Рите - сарафан,
Нине - сказки,
Вите - салазки,
Ване - фонарик синий,
Зайку - Екатерине,
Ну, ребятки, поскорей Сосчитайте всех детей!

9. Стала курган считать
Маленьких цыпляток:
Белых пять и желтых пять,
А всего...десяток.

Вот восемь зайчат по дорожке идут
За ними вдогонку еще два бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопятся- к маме-зайчихе домой?

11. Пять пальцев ловко рвут траву.
Я и другой рукою рву.
Вся эта травка для коня.
А сколько пальцев у меня?

12. На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев!
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб парить.
Чтобы их же сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пять да пять родные братцы,
Так все вместе и родятся
Вместе братцы лезут драться,
Вместе мыться и плескаться.
Если вскапывают грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки...
Вот какие пять да пять,
Угадайте как их звать?
Их увидите всегда вы:
Пять на левой, пять на правой.
Кстати, можно оосчитать,
Сколько будет пять да пять?

13. На забор уселась галка.
Начинается считалка.
Раз, два, три, четыре, пять
Буду я друзей очитать.
Это - Коля, это - Оля,
Это - Вова и Ренат,
Это - Петя и Игнат,
Это - Маня, это - Таня,
Это -Стена и Матвей...
Сколько у меня друзей?

14. Дядя-ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
-Остальные же - зайчатам.
Отвечайте-ка, ребята,
Сколько груш Еж дал зайчатам?

15. Мама-белка для детишек
Собрала десяток шишек,
Сразу все не отдала,
ПО одной всего дала
Старшему - еловую,
Среднему - сосновую,
Младшему - кедровую.
Сосчитайте, пожалуйста, детки,
Сколько шишек осталось у мамы-белки?

16. На прогулку из полей.
Вышло десять малышей.
Пять из них на травку сели,
Остальные - на качели.
Сколько село братцев
На качели качаться?

СКАЗКА
"О Н У Л Е"

Сказки любят вое, но особенно дети. Их можно включить в уроки математики для повторения и закрепления изученной темы. Именно для такой работы предназначена сказка "О Нуле". Для удобства работы сказка разбивается на части.
1. Далеко-далеко, за морями и горами была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.
2. Однажды вое узнали, что далеко за пустыней появилась королева .Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифирии. Служить королеве захотели все.
Между Цифирией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление.
Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню,
3. Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложения. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река оказала: "Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться". Вое пополнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Нуль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, не отличалась сумма от числа.
4. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитания. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большого, у которого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число, стоящее в паре о нулем, оказалось в проигрыше и было расстроено.
5. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
6. У реки Деления никто из чиоел не захотел становиться в пару-с Нулем. С тех пор ни одно число не делится на Нуль.
7. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать Нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз.
И стали числа жить-поживать, да добра наживать.
Работать со сказкой лгажно по-разному: после чтения задать ряд вопросов; попросить детей на отдельных этапах продолжить сказку; рассмотреть сказку как задание с пропусками.
Примерные вопросы, которые можно задать учащимся.
Порядковый номер соответствует абзацу сказки.
1. Почему страна называлась Цифирией.
2. Чем занимается королева Арифметика в математике? (изучает числа и действия над ними.)
Какие реки разделяли Цифирию и королевство Арифметики? Какое общее название можно дать этим рекам? (Действия). Кто собрался переходить через пустыню? (Числа) -Чем числа отличаются от цифр?
3. Почему число, с которым сложили Нуль осталось недовольно?






4. Приведите два примера, иллюстрирующие слова сказки: "Стать парами и вычесть меньшее число из большего: у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды".
Почему число, стоящее в паре о Нулем, оказалось в проигрыше? Могут ли чиола стать так, чтобы каждой паре досталось поровну?
Приведите примеры.
5. Почему число, стоящее в паре с Нулем, не получило воды от реки Умножения?
6. Почему при переходе через реку Деление числа не захотели становиться в пару с Нулем?
Предложить ребятам сочинить продолжение. Продолжить сказку можно, видимо, после четвертого пункта. Здесь уже чувствуется авторский замысел, математическая закономерность.
Такую работу можно организовать и после третьего пункта, «юли дать некоторые советы:
а) каждая река ставит перед числами задачу, которую невозможно успешно решать в napg. с Нулем;
б) сказка должна закончиться счастливо, как обычно и бывает.
Под заданием с пропусками понимается выделение интонацией отсутствие некоторых слов, но которые можно восстановить по смыслу сказки, на основе строгой взаимосвязи математических понятий. Например, в Б'-ом абзаце: "Число, стоящее в паре с Нулем, вообще ... воды ...воды,"
в 8-ом "С тех пор. ни одно «шло не ... на Нуль,"
в 7-ом "Она стана просто приписывать Нуль рядом с числом, которое от ... в ... раз:
Вышеописанные приемы работы можно комбинировать.





ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
2. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)
3. Как можно одним мешком пшеницы наполнить й таких же пустых мешка. (Надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем насыпать в него смолотую пшеницу),
4. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок.: Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка Маша).
5. Задумать число до 5. Прибавить к нему 2, я отгадаю,' какое число вы задумали.
Сколько у тебя получилось?
6. Кто в твоей семье самый старший? Кто самый низкий?
Кто выше, отец или мать?
Кто старше тебя, но моложе мамы?
7. У отены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если Я было 7 кадушек,- сколько было бы лягушек? (Возможно ни одной).
8. Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было бы сложить г новых квадрата?
9. На столе лежат 3 карандаша разной длены. Как удалить; ив оередины самый длинный карандаш, не трогая его. (Ш ре дожита один из тех, что короче.
10. Первый Назар шел на базар, второй Назар с базара. Какой Назар купил товар, какой шел без товара?
11. Мельник пришел на мельницу. 8 каждом углу он увидел по три мекка, на каждом мешке сидело по 3 конки, сколько было ног на мельнице? (Двз ноги. У кошек - лапы).
12. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, Я ' стрижа и б угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.
13. Разделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы кзждьф получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине.
(Один человек берет яблоко вмеоте о коренной).
14. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по одной кошке, Сколько всего кошек в комнате? (4)
15. Сколько концов у пяти палок?
16. Кто может назвать пять дней подряд, не называя ни чиосла, ни названия этих дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра). -
17. У него нельзя найти ни начала, ни конца. (У круга, у кольца).

ЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦОВКИ
1. Если стол выше стула, то стул...(ниже стола)
2. Если двое больше одного, то один...(меньше Двух)
3. Если Саша вышел из дома раньше Сережи, . то Сережа. ..(вышел позже Саши)
4. Если река глубже ручейка, то ручеек...(мельче реки)
5. Если сестра младше брата, то брат... (старше сестры)
6. Если правая рука справа, то левая... (слева)

МАГИЧЕСКИЕ КВАДРАТЫ
Заполните пустые клетки так, чтобы от сложения чисел в каждой строке и в каждом столбике получилось число 10.


"ОТ ОДНОГО ДО ДЕСЯТИ"
С.Я.Маршак
Учащиеся знакомятся со стихотворением С.Я.Маршака "От одного до десяти", соответственно изучению первых десяти чисел. В заключении организуется утренник, на котором это стихотворение (все или часть его) инсценируется.
Участников инсценировки можно одеть в .костюмы (шапочки или халаты без рукавов, сшитые из плотной бумаги, на которых ! написаны цифры).
Участники инсценировки выходят на сцену последовательно натуральному ряду чисел, читают стихотворения и указывают на цифру, которая написана у них на костюме. Если утренник проходит в классной комнате, ученики пишут свою цифру на классной доске и строятся в ряд но одному,
1-ая ученица
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.

2-ой ученик
А вот это цифра два,
Полюбуйся какова, , ,
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

3-я ученица
А вот это, посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка первый из -значков
-Состоит из двух крючков.

4-ый ученик
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
(учащиеся показывают,
как оттопыривается локоть)

5-я ученица
(делая соответствующие движения)
А потом пошла плясать по бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула, ножку круто изогнула.

6-ой ученик
Цифра шесть - дверной замок.
Сверху крюк, внизу кружок.

7-ая ученица
Вот семерка - кочерга,
У нее одна нога.
(Кочерга - инструмент выгребания золы из печи)

8-ой ученик
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

9-ая ученица
Цифра девять иль девятка,
Цифровая акробатка.
Если на голову встанет
Цифра шесть девяткой станет.
(Ученица показывает плакат с изображением цифры 9, затем перевертывает плакат и получается цифра 6).
В чтении абзаца про нуль участвует четыре ученика.

10-ая ученица
Цифра вроде буква "О",
Это нуль, иль ничего.

11-ая ученица
(показывает на ученика, изображающего нуль)
Круглый ноль такой хорошенький,
-Но не значит ничегошеньки!

12-ая ученица
Если ж сева рядом с ним
Единицу поместим,
(В этот момент единица сходит со своего места и становится рядом с нулем).
Он побольше станет весить
(Читая следующие олова, ученик указывает на детей, изображающих единицу и нуль).
Потому что это...
(В этот момент зрители хором выкрикивайт последние слова фразы) Десять!
Ученица, изображающая единицу, уходит от нуля и становится на свое место.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
1. Различие треугольника и квадрата.
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший - квадратный
Добродушный, приятный.
Младший - треугольник,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
"Почему ты злишься, брат?"
Тот кричит ему: "Смотри
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!"
Но квадрат ответил:
"Брат! Я же старше, я - квадрат!"
И сказал еще нежней:
"Неизвестно, кто нужней!"
Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя оказал:
"Приятных Я тебе желаю снов!"
Спать ложился, был квадратным,
А проснулся бее углов.
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он, нет квадрата.
Онемел, стоял без слов...
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов.

2. Как называются фигуры, изображенные на рис.1. Дайте каждой фигуре имя.
3. Угадайте, кто где живет. Рис.2


ЗАДАЧИ В СТИХАХ
Числа от 10 до 20.
Три большие галки
Шли домой с рыбалки.
В сумке каждая из них
Шесть сельдей несла больших.
Сельдь засолили.
Сосчитать забыли.
Дети не зевайте,
Быстро сосчитайте!

2. Есть в лесу дупло большое,
Белка там живет с семье».
Белика ли та семья,
Догадайтесь-ка, друзья:
7 орешки собирают,
6 других грибы таскают,
А 4 отдыхают?

3. Во дворе сидит свинья,
А вокруг нее семья:
8 слева, 9 справа...
Сколько ж это поросят
Во весь голос голосят?
Ну, дружочек, не ленись,
Посчитай, не торопись!

4. Хорошая семейка у бабушки живет.
Веселый, беспокойный и дружный народ:
5 цыплят, 6 утят, двое славных поросят,
Кот, собака, соловей...
Посчитайте поверней,
Сколько друзей у бабули моей?

Три .цыпленка стоят,
Два цыпленка сидят,
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат...
Посчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей?

6. Повезло опять Егорке!
У реки сидит не зря:
7 карасиков в ведерке
И четыре пескаря.
Посчитайте-ка улов!
У кого ответ готов?
Но смотрите, у ведерка
Появился хитрый кот...
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?
7. мы на елке веселились,
Мы плясали и резвились.
После добрый дед Мороз
Нам подарки, приподнес.
Дал большущие пакеты,
В них же вкусные предметы.
Стала я пакет вскрывать,
Содержимое считать:
Пять конфет в бумажках синих,
Два ореха рядом с ними,
Груша с яблоком, один
Золотистый мандарин,
Плитка шоколада... _
Вот была я рада!
Все лежит в одном пакете,
Сосчитай предметы эти!

8, Со двора шестнадцать веток принесла коза для деток
Положила на пол их...
Как делить на четверых?

9. Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали двадцать штук,
Как делить забыли вдруг.
Мамы с папой нет нигде...
Помогите их беде.

10. Посылали молодицу
По холодную водицу.
А водица далеко
И носить-то нелегко:
Десять раз по два. ведра
Сколько ведер? Не зевай,
Молодице помогай.

11. Сетью рыбу ловили.
Попало не мало:
7 окуней, 10 карасей,
1 ерш-ершище.
Эй, ребята, не зевайте,
Сколько рыбок, отвечайте!

Вот девять зайчат по дорожке идут,
За ними вдогонку еще два бегут.
Так сколько ж всего по дорожке идут,
За ними вдогонку еще два бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопятся к маме зайчишек домой?

13. мчится троллейбус маршрутом первым,
Едут в троллейбусе пенсионеры:
Бывший учитель, бывший портной
- Бывший электрик и горновой,
Трое ткачих и один музыкант,
Два счетовода и лаборант...
Давайте опросим у ребят:
Сколько пенсионеров
В троллейбусе сидят?

Мы отправились на дачу
Как-то летом, вечерком.
Семь - поехали в трамвае,
Шесть - отправились пешком.
Сосчитайте, просим вас, С
колько нас?

Мы за чаем не скучаем –
По две чашки получаем.
Восемь чашек, восемь пар –
Выпиваем самовар.
Чашек пьем всего по паре.
Сколько чашек в самоваре?

18. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей четырех карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыбок рыбаки натаскали из реки?

17. В детском саду есть... паровоз,
Шесть автомобилей,
Черный пес - блестящий нос,
Белый кот Василий,
Восемь куколок в одной
Кукле деревянной,
И Петрушка заводной
Рыжий и румяный.
(Из стихотворения С.Я.Маршака)
Кто внимательно послушал
Сколько в детоком саду игрушек?

18. Сеть тяну, рыбу ловлю
Попало немало-7 окуней, 10 карасей
1 ершок - и того в горшок.
Уху сварю, всех угощу.
Сколько рыб я сварю?


ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
1. В пакете лежат конфеты двух сортов. Какое наименьшее число конфет (не зидя их) надо вытащить ив пакета, чтобы среди них были хотя бы Я конфеты одинакового оорта. (3 конфеты)
2. В сумке лежат 5 красных и 5 черных кружков. Какое' наименьшее число кружков надо взять из сумки, чтобы среди них обязательно оказался хотя бы 1 красный (6 кружков)
3. В закрытом ящике перемешали 18 белых шаров и 8 черт вых. Какое наименьшее число шаров надо вытащить из ящика, чтобы среди них был хотя бы I белый шар? (8 шаров) ) Мы вытащили 10 шаров. Можем ли мы быть уверены, что среди них, окажется хотя бы I черный шар? (Нет,, т.к. все 'Ю могли быть
белыми 10 меньше 15)
Хотя бы I белый? (Да, т.к. 10 больше 8)
4. В гараже стояло 12 машин "Москвич" и 20 -'"Волга". Из гаража выехали 1? машин, причем неизвестно, каких марок,
На доске краткая запись
Было Выехали
"Москвич" - 12 машин 17 машин
"Волга" - 20 машин
а) можно ли утверждать, что в гараже осталась хотя бы I "Волга"? Почему? Да, т.к. 17 машин меньше 20)
б) Какое наименьшее число "Волг" могло оказаться в гараже? (3 машины)
в) Какое наибольшее число "Волг" могло остаться в гараже? (15 машин)
г) Можно ли утверждать, что среди 17 выехавших машин был хотя бы I "Москвич"? (Нет, т.к. 20 больше 17)
д) Можно ли утверждать, что среди 1? выехавших машин была хотя бы I "Волга"? (Да, т.к. 12 меньше 17)

ЗАДАЧИ В СТИХАХ
Числа от 20 до 100.
1. По грибы.
Солнце льет на землю свет
Рыжик прячется в траве,
Рядом тут же в желтых платьях
Их еще 12 братьев.
В кузовок я всех их спрятал,
Вдруг гляжу - в траве маслята.
И пятнадцать тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов
Сколько я нашел грибов? –

Сосчитай-ка сколько дней!
Мы только с парохода,
Мы только из похода,
Одиннадцать недель
Гостили на воде
А сколько это дней
Считай-ка поверней!

3. Помощник.
Семь тарелок им умыты,
Восемь чашек не забыты,
Ложек - дюжина одна,
-Чистота кругом видна!
Вы готовы дать ответы
Сколько всей посуды этой
Перемыл он - сын проказник?
Дело было в мамин праздник.

4. На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на яблоню сели - посмотри!
Прилетело весело их десятка три.
Тут, смотри, еще летят
Их теперь уж пятьдесят.
Вы ж подумайте о том, сколько прилетело птиц потом?

5.Нам из Гомеля тетя
Ящик яблок прислала
В этом ящике яблок
Было в общем немало.
Начал яблоки эти
Спозаранок считать я,
Помогали мне сестры,
Помогали мне братья...
И пока мы считали
Восемь раз отдыхали,
Восемь раз мы сидели
И по яблоку съели.
И осталось их сколько
Ох, осталось их сколько,
Что, когда в этот ящик
Мы опять поглядели,
Там на дне его чистом
Только стружки белели...
Вот прошу угадать
Всех ребят и девчонок,
Сколько было нас братьев?
Сколько было сестренок?
Поделили мы яблоки все без остатка,
А всего-то их было 60 без остатка.
Л.Пантелеев

8. Жуки и пауки.
У меня в одной коробке есть жуки
И еще в другой коробке - пауки.
мало их, в одну минуту можно счесть:
Пауков о жуками только шесть.
Стал считать я, в двух коробках сколько ног.
Очень долго сосчитать не мог.
Право даже зашумело в голове,
Оказалось их не много - сорок две.
Ну, окажи теперь мне,
Сколько тут жуков?
И сочти отдельно пауков.
(В газете нарисован жук и паук. У жука 6 ног,
а у паука 8). Эти числа необходимы для решения задач.

7. У меня в одной коробке три жука (у жука 6 ног),
А в другой три паука (у паука 8 ног),
В уголке шуршат бумагой три ежа,
А в двух клетках распевают два чижа.
Кто, ребята, сосчитать бы мне помог,
Сколько вое вместе они имеют ног?

ЗАГАДКИ
1. Бежал Матвей, а за ним 100 гусей (паровоз о вагонами)
2. На одной яме сто ям с ямой (наперсток)
3. Несла женщина сто яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Все разбились)
4. Пользуясь цифрами от 1 до 9 и знаками действий, написать число 100, при условии, что писать .цифры надо по порядку. 1+2 + 3 + 4+ 6 + 6 + 7+ (8x9)
.1+2+ (2x3) + (4 X 5) + 6 - 7 + 8 х 9 1x2 + 34 + 56 + 7 - 8 + 9 л + 2x3+4 + 5 + 67 + 8 + 9 - 3-4 + 5- 6 + 7 + 89
123+45-67+8-9 123 - 45 - 67 + 89 111 - 11
5x5x5-5x5

СЧИТАЛКА
(Коллективная декламация. Читает ведущий. Ответы произносит весь класс)
Пятью пять - двадцать пять,
Вышли в сад погулять,
Пятью шесть - тридцать,
Братик и сестрица.
Пятью семь - тридцать пять,
Стали веточки ломать.
Пятью восемь - сорок,
Подошел к ним сторож.
Пятью девять - сорок пять,
Если будете ломать,
Пятью десять - пятьдесят
Не пущу вас больше в сад.

ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ
на 9 пальцах ...
Если ученик затрудняется при умножении на 9, то собствённые пальцы могут его выручить.
Положить обе руки на стол: десять пальцев послужат для вас счетной машинкой. Ведите счет слева направо. Пусть надо умножить 4 на 9.- Четвертый палец дает ответ: налево три пальца, направо б, читается 36, значит 4x9* 36.
Еще примеры: чему равно 7x9? Седьмой палец имеет налево от сьбя 8 пальцев, направо 5, значит 7 х 9 - 83.
Чему равно 9x9? Девятый палец имеет по левую сторону от оебя 8 пальцев, по правую 1. Ответ 81.

ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ НА ПАЛЬЦАХ
ЧИСЕЛ, БОЛЬШИХ 5.
Умножение однозначных чисел, больших 5, можно легко и быстро производить на пальцах. Например: требуется умножить 8 на 9. На одной руке протягивают 3 пальца, (8 больше 5 на 3) и 2 пальца притягивают к ладони. На другой руке протягивают 4 пальца (9 больше 5 на 4) и пригибают 1 палец. Протянутые пальцы обозначают десятки, их складывают (3 дес. + 4 две. - 7 дес), пригнутые пальцы обозначают единицы, их перемножают (2 х 1 - 2). к числу деоятксв прибавляют число единиц.' (70 + 2 - 72)

ИГРА В ЛОТО
Учитель раздает ученикам карточки, на которых' написана таблица умножения вразбивку, без ответов, карточка может иметь такой вид:
6x8-
6x7
9 X 6 я
7x4-8x7=
Дети находят табличные числа и ставят ответы.

ИГРА "МОЛЧАНКА"
Учитель рисует на доске круг, в центре которого написано число, на которое следует умножить или разделить числа, расположенные вне окружности. Затем учитель молча указывает число, которое можно умножить и разделить на число, стоящее в центре круга.. Дети устно находят, ответ, и вызванный ученик записывает это число. Исправление ошибок производится 'по окончании игры;

"ОТ 1 ДО 10"
(О действиях о нолем) О.Я.Маршак.

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль...
Когда многие считали,
Что ноль не значит ничего.
И как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число.
Что ноль в чести у воех сейчас
И о его особых овойствах
Мы поведем теперь раооказ.
Хоть круглый ноль такой хорошенький,
Он не значит ничегошеньки.
А если же слева рядом о ним
Мы единицу поместим,
Он побольше отанет веоить,
Потому, что это - десять.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль
Мы двойку в двадцать превратим,
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок...
Пуоть говорят, что мы ничто,
-С двумя ногами вместе.
Из единицы выйдет ото,
Из двойки - целых двести!
И эти цифры по порядку
Ты запиши в свою тетрадку.
Цифра вроде буквы 0
-Это ноль иль ничего.
Могу назвать его мячом,
А хочешь дыркой назовем,
А можно бубликом
Почти что кругленьким...
Но как его не назовем,
Он называется нулем.
Ноль подставил спинку брату,
Тот забрался не спеша,
Стали новой цифрой братцы,
Не найти нам в ней конца.
Повернуть ее ты можешь,
Головой поставить вниз.
Цифра будет все такой же
Ну, подумай и скажи.
Коль ноль к числу ты прибавляешь,
Иль отнимаешь от него.
В ответ тотчас получаешь
Опять то самое число.

А X О б . А - О « А

Попав как множитель средь чисел
Он мигом сводит вое на нет
И потому в произведении
Один за всех несет ответ.

А + О- А А х В х С х О О

А относительно деленья
Нам твердо кто помнить то,
Что уж давно в научном мире
Делить на ноль запрещено
И впрямь какое из известных
Число за частное нам взять,
Когда с нолем в произведеньи
Все числа ноль лишь могут дать.

ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ
Алик - математик
С.Я.Маршак
Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не люблю решать задач.
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
Может быть, ученик скверный,
Может быть таланта нет.
Но нашел я способ верный –
Сразу посмотреть ответ.
Сколько чашек, сколько ложек?
Можно проще без затей.
Я сложил часы и кошек,
Перемножил на людей.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил.
Но зачем читать .условие:
Раз - умножил, два - сложил.
В общем не хитра наука,
Если посмотреть в ответ.
Только дед моложе внука
Оказался на пять лет.
И к Свердловоку город
Нальчик Ближе стал, чем Камышов.
И один индийский мальчик
Съел сто двадцать пять слонов!

Типографская машина
Выдала семь тонн овса...
Оказалось у вагона
Три десятых колеса.
Стал до Марса путь недлинным
Двести метров от земли...
Два мальчишки о половиной
С полдевчонкой в школу шли!
Алик-математик бойкий,
Множит, делит пополам...
Интересно, сколько
Стоит лени килограмм!
Б.Заходер

Пошел Сережа в первый класс,
С Сереж Ti не шути.
Считать умеет он у нас Почти до десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот так-то за столом отцу
И задал он вопрос:

- Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь -на пари-?
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!
Считаем вместе;
Вот один,
А вот и два, смотри!
Один да два, - закончил сын,
-Как раз и будет три.
- Вот молодец! -сказал отец,
И в самом деле три.
И потому я два возьму,
А третий ты бери.


Забавная арифметика.
Ш.Галилиев
Я о отцом учусь считать –
Складывать и вычитать.
- Вот тебе два яблока,-
Папа говорит,-
А теперь к двум яблокам
Прибавляю три. Сколько стало?
- Стало пять! –
За ответ я ставлю "пять"!
Забираю три обратно.
Сколько стало? –
Стадо мало!
Знаешь, пала, мне опять,
Захотелось прибавлять! -

ОТ одного ДО ДЕСЯТИ
Утренник для учащихся I класса
Учащиеся знакомятся со стихотворением С.Я.Маршака
"От одного до десяти", соответственно изучению первых десяти чисел. В заключении организуется утренник, на котором ,, стихотворение (вое или его часть) инсценируется. Участников инсценировки можно одеть в костюмы (в шапочки и халаты без рукавов, сшитые из плотной бумаги, на которых написаны цифры).
Стихотворение для инсценировки разбивается на две части. Каждая часть разбивается на абзацы. Первая часть инсценируется так. Участники инсценировки выходят последовательно натуральному ряду чисел, читают стихотворение и указывают на цифру, которая написана у них на костюме. Если утренник происходит в классной комнате, ученики пишут свою цифру на классной доске и строятся в ряд по одному.
Первая часть стихотворений:
1-я ученица:
Вот один или единица, очень тонкая, как спица
2-й ученик:
А вот это цифра два. Полюбуйся, какова!
Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею
3-я ученица:
А вот это, посмотри, выступает цифра три.
Тройка - третий из значков состоит из двух крючков
4-й ученик:
За тремя идут четыре, острый локоть оттопыря
(учащиеся показывают, как оттопыривается локоть)
6-я ученица:
(делая соответствующие движения)
А потом пошла плясать по бумаге цифра пять,
Руку вправо протянула, ножку круто изогнула
8-й ученик:
Цифра шесть дверной замочек .
Сверху - крюк, внизу - крпкочек.
7-я ученица!
Вот семерка-кочерга, у нее одна нога
8-й ученик:
У восьмерки два кольца без начала и конца
9-я ученица:
'' Цифра девять иль девятка - цифровая акробатка
Если на голову вотанет,
Цифра (шесть девятка станет (ученик показывает плакат с изображением цифры девять, затем повертывает плакат и получается цифра шесть)
В чтении абзаца про ноль участвуют четыре ученика.
10-я ученица:
Цифра вроде буквы "0" - это ноль иль ничего
11-я ученица:
(показывает на ученика, изображающего ноль)
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не Еначит ничегошеньки!
12-й ученик:
Если ж слева рядом о ним единицу поместим ( в этот момент единица сходит со своего места и становится рядом с нулем)
Он побольше станет весить (читая рледующие слова, ученик указывает на детей, изображающих ноль и единицу),
Потому что это (в это время зрители хором выкрикивают последние слова фразы: "десять")
Ученица, изображающая единицу, уходит от нуля и отановитоя на свое место.
13-й ученик:
Эти цифры по порядку запиши в свою тетрадку
Я про каждую сейчас сочиню тебе рассказ
Утренник может закончиться на этой части стихотворения. Вторую его часть можно показать после изучения действий сложения и вычитания.
Вторая часть стихотворения инсценируется также, как и первая. Стихотворение разбивается на абзацы. Один или несколько учеников читают каждый абзац.
Вторая часть стихотворения:
выходят три ученика, один говорит текст, а двое держат по плакату, на которых изображены цифры)
1-й ученик:
В задачнике жили один да один...
Но скоро один зачеркнул одного
И вот не осталось от них ничего
(двое учащихся уходят о плакатами)
2-Я ученица:
А еслиб дружили они меж собой,
То долго бы жили и было б их двое
1-я ученица: (показывает руки)
Две сестрицы - две руки
(Учащиеся сопровождают слова, которые они говорят, соответствующие жестам).
2-й ученик:
Рубят, строят, роют
3-я ученица:
Рвут на грядке сорняки
4-я ученица:
И друг дружку моют
б-я ученица:
Месят тесто две руки
6-й ученик:
Воду моря и реки загребают плавая
7-я ученица:
Два зеленых башмачка танцевали казачка
8-я ученица:
Без людей пустились в пляс и плясали целый чао
9-я ученица:
Топ, топ, прыг да скок .пляшет правый башмачок!
3
1-Й ученик:
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера
(показывает модель оветофора)
2-й, ученик:
Красный свет - проезда нет
3-й ученик:
Желтый -будь готов к пути
4-й ученик:
А зеленый цвет - кати!
(Проводится беседа о правильном движении по улице)
4
1-й ученик:
(показывает углы в комнате) Четыре в комнате угла
2-й ученик:
(показывая ножки у отола)
Четыре ножки у стола
3-я ученица:
(Показывая картину о изображением мышки и кошки)
И по четыре ножки у мышки и у кошки
4-й ученик:
Бегут четыре колеса резиново обуты
5-й ученик:
Что мы пройдём за два часа, они за 2 минуты (Учащиеся отгадывают, что это за автомобиль)
5
1-й ученик:
Пред тобой пятерка братьев
2-я ученица:
Дома все они бег платьев
3-я ученица:
А на улице зато, нужно каждому пальто (Учащимся предлагается отгадать, что это га братья и какие у них пальто. Затем ученица показывает руки бег перчаток и в перчатках.)
6
1-я ученица:
Шесть котят
2-я ученица:
Есть хотят
3-й ученик:
Дай им кашки с молоком, пусть лакают языком
4-я ученица:
Потому что кошки все едят без ложки
7
1-й ученик:
Шесть ночей и дней в неделе
2-я ученица:
Семь вещей у нас в портфеле
3-я ученица:
Промокашка, тетрадь
4-й ученик:
И перо, чтобы писать
5-й ученик:
И резинка, чтобы пятна подчищала аккуратно
8-й ученик:
И пенал, и карандаш
7-й ученик:
И букварь - приятель ваш 8
(Кукла матрешка стоит на столе)

1-я ученица:
Восемь кукол деревянных
2-й ученик:
Круглолицых и румяных
3-я ученица:
В разноцветных сарафанах
4-й ученик:
На столе у нас живут
5-й ученик:
Всех матрешками зовут
6-я ученица:
- Кукла первая, толста (Верет куклу со стола и передает седьмому ученику)
7-й ученик:
А внутри она пуста (передает куклу 8-й ученице)
8-я ученица:
(открывая куклу)
Разнимается она на две половинки
(Каждый ученик после оказанных им слов, ставит пустую матрешку на стол, а другу» передает следующему участнику инсценировки).
9-й ученик:
В ней живет еще одна кукла в серединке
10-я ученица:
Эту куколку открой - будет третья во второй
11-й ученик:
Половинку отверни, плотную, притертую
12-я ученица:
И сумеешь ты найти куколку четвертую
13-й ученик:
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри
14-я ученица:
Прячется в нем пятая, куколка пузатая
15-й ученик:
А внутри пустая
16-я ученица:
В ней живет шестая
17-й ученик:
А в шестой-седьмая
18-я ученица:
А в седьмой-восьмая
19-я ученица:
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем Орех
20-я ученица:
Вот поставленные в ряд, сестры куколки стоят
Сколько вас? - у ящ мы спросим?
Зрители:
И ответят куклы: "Восемь»
9
1-й ученик:
К девяти без десяти
2-я ученица
К девяти без десяти
3-я ученица.
К девяти без десяти
1-й,2-й,3-й ученики: (все вместе)
Надо в школу вам идти
4-й ученик
В девять слышится звонок
5-я ученица:
Начинается урок
6-я ученица:
К девяти без десяти -детям спать пора идти
7-я ученица:
А не ляжете в кровать, носом будете клевать
10
1-й ученик:
Вот это ноль иль ничего
2-я ученица:
Послушай сказку про него
3-я ученица:
Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице
4-й ученик:
С тобою рядышком позволь стоять мне на странице (Ноль подходит к единице)
3-я ученица:
Она окинула его сердитым, гордым взглядом
5-я ученица:
Ты ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом 3
-я ученица:
Ответил ноль
4-й ученик:
Я признаю, что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою
Так одиночка ты
Сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я встану оправа
(Ноль становится оправа единицы)
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль
Можно закончить инсценировку на,
этих словах, но можно
продолжить, если.
найдется в классе ученик,
который сумеет прочитать следующий абзац:
Мы двойку а двадцать превратим,
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок
(Показ чисел 30, 40)
Пусть говорят, что так ничто,
С двумя нолями' вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки - целых двести!
(Показ чисел 100 и 200)
В беседе выясняется, что и какие стихи понравились больше всего учащимся. По желанию детей можно повторить чтение любого абзаца.

ЧИСЛА И ЗНАКИ
арифметических действий
К математическому утреннику красочно оформляется зал: вывешиваются плакаты о высказываниями видных ученых и методистов о математике, стенная газета, ребусы, загадки.
Утренник проводится для вторых классов, но могут быть приглашены и учащиеся третьих классов.-
Утренник начинается с выступления, в котором участвуют 15 -20 учеников. Эти ученики заранее изготавливают для себя головные уборы, в виде картонного колпака о большим кольцом (обручем) посередине," а в атом кольце рисуются арифметические знаки действий:
+.-.Х,:,=. Числа 6,1,25,26,5,35,7,8,2,18,ост.4,0.
Один ученик может играть, в спектакле несколько ролей, меняя кольца на колпаке.
Звучит музыка. На сцену выходит ведущий.
Ведущий:
Начинаем наш утренник "Числа, и знаки действий".
Тут затеи и .задачи, игры, шутки, вое для вас!
Пожелаем вам удачи. За работу, в добрый час!
Принимая активное участие в. нашем празднике, вы увидите, что в математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. Об этом вам сейчас расскажут, числа и знаки арифметических действий. На сцену выходят арифметические знаки действий! '+,*; i ,х,», роль которых исполняют учащиеся. У- каждого ученика на колпаке картонное кольцо с соответствующим знаком.

Дети:
Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в математике действий без знаков. :

Плюс:
Я - Плюс и этим я горжусь!
И для сложения гожусь.
Я добрый знак соединенья,
И в этом мое предназначенье.

(Все знаки, кроме + и -, уходят со сцены. Появляются три цифры; Мальчик, изображающий единицу, и две девочки, одна из них изображает цифру в, другая цифру 9. Они весело кружатся ' под музыку.
Затем единица и цифра 6 берутся эа руки, образуя число 9. Справа от цифры 9 появляется знак равенства, а за ним число 25. Дети образуют равенство 16 + 9 «26.

Дети:
Шестнадцать и девять всегда двадцать пять,
Их можно спокойно местами менять
И будет вое время двадцать пять.
(На сцене появляются цифры и арифметические знаки: семь пятерок, шесть знаков +, знак « к число 35. Взявшись за руки, они образуют равенство 5+6+5+Б+5+5+5-35. Выходит знак умножения.)

Знак умножения:
Я - знак умногения для облегчения сложения
(Знак + и шесть пятерок убегают, вместо них выходит одна цифра ,. семь; Числа и знаки образуют равенство сначала 5x7-35) Дети (хором говорят:)
Семь на пять всегда тридцать пять.
Числа можно местами поменять
И будет, как прежде, тридцать пять.
(Появляется минус). Минус:
Я - минус, тоже добрый знак,
Ведь не со зла я отнимаю,
А свою роль выполняю.
(8 и 2, мальчик и девочка, танцуют. Они хотят взяться ва руки, но между ними встает знак минус. Цифры тянут друг другу руки, меняются местами).

Ведущий:
Ребята, можно ли цифрам 8 и 2 меняться местами?

Дети:
Нет, при вычитании этого делать нельзя.
Надо на сцену пригласить знак и цифру 6.
Дети хором читают равенство 8-2=6
(На сцену выходят два 0, две цифры 6 и знаки :,+,-,«.)

Нули:
Нуль на месте на пустом ставят, как известно.
Только он при всем при том не пустое место.
Коль нуль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него.
(Дети, взявшись за руки, образуют два равенства 0+6=6 6-0«6)
В ответе получаешь опять то самое число.
Попав как множитель чисел,
Он сводит мигом, всех на нет.
И потому в произведении один за всех несет ответ.

Ведущий:
А сейчас проведем соревнование команд.
Кто быстрее:
1. Отгадывают вывешанные таблицы:
а) Ребусы:
1. 100лб' 2. 100лица 3. 7я 4. И 100рия
5. кос. 6. 40а 7. По 100вой
8. ви 3 на 9. 100л 10. про 100р
б) Загадки:
Два братца через дорожку сидят друг друга не видят
(Глаза)

У двух матерей по пяти сыновей -всем одно имя.
(руки и пальцы)

Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги. Что это?
(Стол)

2. Подсчитать, чему равна сумма всех чисел, записанных в таблице, и тех чисел, которые вы не видите.

4 6 4 6 4


4 6 4 6 4

4 6 6 6 4

4 4 4.6 4


Ответ:
Жюри, в состав которого входит учитель и ученики, подводит итоги соревнований и награждает победителей поощрительными призами: книгами, открытками, значками. (Дети поочередно образуют равенотва 6x0-0 3x0-0) Делить на ноль нельзя не забывайте об этом никогда.

Знак деления:
Не вое ведь делится так гладко:
Что целиком, а что о остатком
(Дети берутся за руки и образуют равенства 18:9-2.
18:7-2 (оот.4) и др. На сцену выходят вое знаки арифметических
действий).

Ведущий:
Знаки математических действий введены в математику 300-400 лет назад. Они помогают нам производить действия над числами: складывать и вычитать, делить и умножать.
А сейчас проведем соревнование, кто больше составит занимательных фигур из частей квадрата "Тантрам".













15