Новые приемы и новые технологии в достижении повышения качества образования учащихся
Новые приемы и новые технологии в достижении
повышения качества образования учащихся.
(статья Щепко Г.В.)
Мотивация современных школьников является одной из самых актуальных педагогических проблем, именно она играет большую роль в организации современного учебного процесса. На пути к преодолению низкой мотивации учащихся педагоги стоят перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения. Мое внимание привлекло направление, касающееся стратегии оценивания обучения и оценивания для обучения.
В современной школе пятибалльная система оценивания имеет ряд существенных недостатков: не позволяет проследить объективность отметок и зависит от оценщика. Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестанет учиться.
Актуальность пересмотра процесса оценивания определяется современными стратегическими задачами образования, необходимостью повышения уровня образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования, в целях обеспечения объективности результатов обучения и конкурентоспособности выпускников казахстанской школы за пределами страны.
Поэтому одним из основных направлений моей методической деятельности является внедрение критериального оценивания в учебный процесс.
Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании учебно-познавательной компетентности учащихся (готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретения; концентрировать внимание; критически мыслить; оценивать собственные возможности и учебные достижения; осуществлять взаимооценивание). Самооценка обучающихся осуществляется через оценку собственных достижений для самоорганизации и саморазвития.
Критериальное оценивание - это подход, в рамках которого используются разные виды, формы и методы оценивания и самооценки.
Преимущества критериального оценивания:
соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания);
делает оценивание более “прозрачным” и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
способствует развитию навыков самооценивания;
воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;
способствует росту мотивации к обучению;
повышает качество образования.
В традиционном уроке ученик, выступив у доски с хорошо подготовленным домашним заданием и получив оценку, мог на остальных этапах урока не стараться. Сейчас оцениваются все учащиеся на всех этапах урока в баллах, а в конце урока баллы переводятся в оценку. В результате большое накопление оценок в журнале, они объективны и требования ко всем учащимся – едины. Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля. Такая система оценивания в большинстве случаев исключает неудовлетворительные оценки. Оценки не зависят от настроения и предрасположенности учителя.
На своих уроках я стараюсь часто при актуализации знаний проводить небольшие проверочные самостоятельные работы с той целью, чтобы проанализировать уровень знаний полученных на предыдущих уроках. Использую для этого математические диктанты, самостоятельные работы с кодированием ответов, чтобы в заключение получилось слово, работу по вариантам с последующей взаимопроверкой. В эту работу включаю задание, которое учащиеся не могут решить, но при этом возникает проблемная ситуация, для решения которой необходимо рассмотреть новую тему.
При изучении нового материала стараюсь использовать современные средства наглядности, рисунки и чертежи, ИКТ, чтобы тема было понятна и доступна каждому ребенку. Особую ценность представляет самостоятельная работа по учебнику: обязательно прошу найти главное (определение, правило, теорему, алгоритм решения и т.д.) записать в тетрадь, составить опорный конспект, проговорить в группе, затем практическое применение.
Для отработки навыков в решении примеров и задач, целесообразно использовать парную и индивидуальную формы работы по разноуровневому раздаточному материалу, по дидактическому материалу и т.д.
Результаты каждого этапа урока (не менее 3) фиксируются в оценочных листах или в общей ведомости у учителя в баллах. В конце урока вырабатываем критерии перевода баллов в оценку, например: 90-100% «5», 70-89% «4», 40-69% «3» от всех баллов.
Последним этапом работы является возвращение к целям, рефлексия, (или обратная связь).
Учителя, входящие в группу развития, также с большим энтузиазмом работают по данному направлению, находят новые приемы и технологии, исследуют их на своих уроках. Применяют не только технологию критериального оценивания, но и другие модули, применяемые передовыми казахстанскими учителями. Дескрипторы, составленные учителями для жюри, помогли объективно оценивать выполнение командами предложенных заданий во время проведения внеклассных мероприятий. Модернизация Казахстанского образования ведет к изменению подходов в обучении школьников. Меняется время, меняется школа, меняются ученики, а это значит, должен измениться учитель! Сегодня учитель, не владеющий новыми подходами в преподавании и обучении, современными образовательными технологиями неинтересен ученику, отстает от него, а значит, тормозит его развитие!
15