Выступление на ШМО. Занимательные,игровые формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ликино -Дулевская средняя общеобразовательная школа №5»
Выступление на школьном методическом объединении учителей
На тему : «Занимательные, игровые формы работы по формированию
орфографической зоркости на уроках русского языка»
Выступление подготовила
учитель начальных классов
Бабушкина Юлия Васильевна
декабрь 2015год.
Орфографическая грамотность- это составная часть общей языковой культуры. Залог точности выражения мыли и взаимопонимания. Культура речи - это «одежда мысли», по которой обычно определяют уровень образованности человека. Орфографические умения и навыки - составная часть речевых умений и навыков. Языкового развития в целом. Иными словами, правописание- средство общения. Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинения, письма, статьи в газету и др. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант- не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи. В данной работе была сделана попытка познакомить только с некоторыми методами. Приемами, видами работ, которые дают эффективную возможность формирования орфографической зоркости на уроках русского языка. Главное- работа над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически, из урока в урок, на протяжении всего периода обучения школьников по русскому языку. Для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету, повышения грамотности учащихся на уроках много внимания уделяю игровым . занимательным формам работы. Игра- спутник жизни детей. Работы психологов показывают, что дети младшего и подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, содействует развитию воли , памяти, мышления. Ребята любят игру, но проведение ее требует от учителя предварительной подготовки, организационной четкости. Каковы условия игры? Кто соревнуется: отдельные ученики, или, команда, или те и другие? Сколько очков получает игрок на основе одного шага? За правильный, не совсем правильный и неправильный ответ? Кто его оценивает? Как фиксируются баллы? Кого выбрать в жюри? Эти и другие вопросы желательно решать вместе с ребятами, потому что они чаще играют и наверняка подскажут Вам интересные решения. Предварительная подготовка - это определенный эмоциональный настрой прежде всего самого учителя. Он становится тоже участником игры, поэтому любая назидательность, использование стандартных (скучных1) вопросов в данном случае особенно неуместны. Прежде всего нужно ввести ребят в игровую ситуацию. Описать ее так, чтобы у детей возникло желание включиться в работу (поиграть, а не просто выполнить задание). Естественно, что для организации игровых упражнений нужна особая интонация: несколько удивленный, интригующий тон, как бы приглашающий к игре. Доброжелательно заинтересованная форма всех заданий, дружелюбное поощрение каждого удачного ответа. Увлекательные путешествия по «Орфографии» 1.Жила-была бабушка Орфографушка, и была у нее внучка Орфограммушка.. Орфограммушка очень любила прятаться, и бабушке приходилось ее искать». «Ребята, а кто помнит, что такое орфограмма?»- спрашивает учитель. Ученики правильно отвечают на поставленный вопрос. Приводят примеры различных орфограмм. Ребята пускаются вместе с учителем в увлекательные путешествие по «Орфографии». Почти на каждом уроке они помогают бабушке Орфографушке искать ее хитрую внучку в словах. Это поможет им развивать орфографичскую зоркость , тренироваться в подборе проверочных слов, применять на практике правила орфографии. 2.»В стране невыученных уроков» (Правописание гласных. Согласных в корне слова) - Есть такая повесть- «В стране невыученных уроков». Г.Гераскиной . Герой этой повести- ученик Виктор Перестукин. Волшебный мяч приводит этого героя вместе с его котом Кузей в Страну невыученных уроков, где Виктор встречает сказочных героев и где его ждут разные испытания. Вот Виктор попадает в замок, где живет старик Глагол, коварная Запятая, чувствительный Восклицательный, беспокойный Вопросительный знаки и многие другие герои. Послушайте отрывки из этой повести. Скажите , о чем спрашивали в замке Витю. Какие правила правописания вы вспомнили? 1. Я подошел к Глаголу и спросил его, нельзя ли мне уйти. Старик не успел и рта открыть , как запятая запрещала на весь зал: - Ни за сто! Пусть сначала докажет , что знает правописание безударных гласных! На мое счастье , в зал вбежала огромная собака. Кузя . конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака и не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке. -Ах, ты любишь собак! Очень хорошо –ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом : «С…бака». Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилась «Сабака». Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугал ее злой морды и побежал. Она погналась за мной. Кузя отчаянно шипел, вцепившись когтями в мою курточку. Я догадался, что неправильно вставил букву Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мою руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о». -Может быть, только эта собака пишется через «о»?-спросил Кузя, -а все другие через «а»? -Кот такой же невежда, как его хозяин, -хихикнула Запятая, но Кузя ей возразил, что собак он знает лучше, чем она. 2.Пока шел этот разговор, в высокое окно заглянул солнечный луч. В зале сразу посветлело. -Ах! Солнце! Чудесно! Прекрасно!- радостно выкрикивал Восклицательный. -Ваше Величество, солнце,- шепнула Запятая Глаголу,- спросите невежду… -Хорошо, согласился Глагол и махнул рукой. На черной доске исчезло слово «Собака» и появилось слово «Со…нце». -Какая буква пропущена?- спросил-спросил Вопросительный. Я прочел еще раз: «Со…нце». По-моему, тут ничего не пропущено. Если все буквы на месте, зачем же вставлять лишнее? Что было, когда я об этом сказал! Запятая хохотала как сумасшедшая. Восклицательный плакал и ломал ручки. Глагол хмурился все больше и больше. Луч солнца скрылся. В зале стало темно и очень холодно. В самом деле, как пишется слово «солнце»? Зоя Филиповна всегда советовала нам изменять слово так, чтобы все сомнительные и скрытые буквы вылезали наружу. Быть может ,попробовать? И я начал выкрикивать: «Солнце! Солнышко! Солнечный!! Ага! Вылезла буква «л». Я схватил мел и быстро вписал ее. В эту же минуту солнце снова заглянуло в зал. Стало светло. Тепло и очень весело. В первый раз я понял, как сильно люблю солнце. -Да здравствует солнце через букву «Л»!-весело запел я. 3.Знаки объяснили мне: получу все, что пожелаю, если правильно напишу свое пожелание. Конечно, тут же выскочила доска и повисла передо мной . Чтобы не ошибиться, мы с Кузей обсудили этот вопрос еще раз. Кот не мог придумать ничего более вкусного, чем любительская колбаса. Я больше люблю полтавскую. Но в словах «любительская» и «полтавская» можно наделать пропасть ошибок. Поэтому я решил написать просто «колбаса». Но есть колбасу без хлеба не очень-то вкусно. И поэтому для начала я написал на доске «Хлеп!». Но никакого хлеба мы с Кузей не увидели. Нас обманули. -Где же ваш хлеб? -написано неправильно!- хором ответили знаки. -не знать, как пишется такое важное слово! –проворчал кот. Я взял мел и крепко вывел : «калбаса». -Неправильно!- завопили знаки. Я опять стер и написал: «Калбаса!. -Неправильно!- заорали знаки. Я разозлился и швырнул мел. Они просто издевались надо мной. -Поели и хлеба. И колбасы, -вздохнул Кузя .-Непонятно, зачем мальчики ходят в школу. Неужели тебя там не научили правильно написать хоть одно съедобное слово? Одно съедобное слово. Я пожалуй. Мог бы написать правильно. Я стер «Колбасу» и написал «лук». Тотчас же явились точки и внесли на блюдце очищенный лук. Кот обиделся и зафыркал. Он не ел лука. Я его тоже не любил. А есть хотелось ужасно. Мы начали жевать лук. Дети без труда называют правила, которые они вспомнили. О правописании: 1) безударной непроверяемой гласной;2) согласных в корне слова ;3) непроизносимых согласных в корне слова. Затем естественно поставить задачу: записать примеры слов на указанные правила и правописания безударной проверяемой гласной в корне слова , но не любые слова, а те, которые есть в прочитанных отрывках или отражают их содержание. Возникает такая, например, запись: Собака Хлеб(хлеба) Солнце Спросил (спрос) Колбаса Лук (лука) Радостно плечо (плечи) Хозяин Из глаз (глаза) Несчастный Махала (машет) Просьба (просить) Интересно Доска( доски) Опасно Вкусно В итоге повторения предлагаются сложные задания, требующие сообразительности и отражающие глубину осознания материала: 1.Какая неточность допущена Витей Перестукиным в его рассуждениях? (Эти части выделены курсивом в приведенном выше тексте). Пятиминутные разминки Правописание безударных гласных в корне слов На наши уроки часто будут приходить два спорщика- Речевичок и Слушок. Они пришли к нам и сегодня. На доске написано с-деть. Речевичок настаивает на букве и, а Слушок говорит. Что надо писать е. А как вы думаете , ребята? (Аналогичные примеры: отв-рить, зап-вать ит.д.) Буквы и, у. а после шипящих Игра: кто больше вспомнит за 2 минуты имен сказочных героев. Чтобы в их именах были шипящие ж, ч, ш, щ с гласными и, у, а(Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-побегайчик, Шапокляк, Принцесса на горошине) Аналогичная игра: кто больше вспомнит названия животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж,ч,ш,щ с буквами и. у , а? (Жираф, жаба, чайка, чибис, чижик, ежик, журавль, медвежата). Игры-соревнования 1.Игра на внимание: «Кто меньше сделает ошибок в написании, произношении, употреблении слов…?»При ее проведении могут использоваться сигнальные карточки, перфокарты, запись диктуемых слов на доске ( представителями команд) ит.д. 2.Игра «Поднимаем руку, если в окончании глаголов пишется е ( пишется разделительный ъ, после шипящих на конце пишется ь и т.д.)» Подсчитывается количество ошибочно поднятых(неподнятых) рук ( по командам или по рядам0. В итоге подсчитываются очки, определяется победитель. 3.Игра-эстафета. С последней парты передается по рядам листочек с примерами на какое-либо правило( например, на разделительный ъ и ь ). Выигрывает тот, кто :1) быстрее вручит учителю листочки 2) с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
Компьютерная игра «Восхождение на пик орфографии» Для подведения итога полезна игровая компьютерная программа: дети с удовольствием играют, а мы получим дополнительную информацию о том, насколько сформирован навык. На экране монитора изображение горы с девятью уступами, у подножия- фигурка «альпиниста». На первом уступе появляется слово с пропущенной буквой . Ученик вводит ее в компьютер (нажимает клавишу). Если ответ правильный, «альпинист» поднимается на первую ступеньку, а на второй возникает новое слово( тоже с пропущенной буквой). Правильный ответ- перемещаемся на верхнюю ступеньку, ошибка- вынужденный спуск. Когда добираемся до шестой ступеньки, попадаем в зону тумана. «ограниченной видимости»: верхние уступы закрывают облака, слово появляется целиком, без пропусков, но лишь на короткое время. Задача усложняется: надо набрать ( без ошибок!) исчезнувшее слово, правильно напечатать его. В случае ошибки слово «выплывает из тумана», какое-то время снова светится на экране, потом опять исчезает. При повторной ошибке «альпинист» скатывается сразу на две ступеньки вниз. И все-таки постепенно добирается до вершины пика, получает поздравления компьютера и сообщение о том, сколько же времени длился его подъем. Если это время меньше того, которое предусмотрено составителем, компьютер поздравляет победителя с мировым рекордом. Так что игра по правилам! Какой же языковой материал ( по данной теме) можно предложить для этой игры? Слова ( с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением), тематически связанные с путешествием, с воображаемым маршрутом ( с тем. Что может встретиться на пути, что может потребоваться для описания путешествия), например: Г…ра, р…ка, тр…па, гр…за, ск…ла,оз…ро, п…ляна, д…лина, цв…ты, д…ревья, ,в…допад, д…жди,сн…га,ж…ра,зв…рек, л…сной, с…сновый, в…здушный, л…дяной, подт…нуться,в…схождение,сп…ртсмен ,х…лодный, ст…рожка, гр…ница ,ост…новка, осл..беть, уд…ржаться,в…ршина, т…мнеть, св…тлеть, в…черний, осм…треть, тр…нироваться, сок…льзнуть и др. Дополните этот перечень, отберите из него то, что считаете удачным. Причем для зоны « ограниченной видимости» возьмите самые сложные слова( содержащие две-три орфограммы), например: восхождение, подтянуться, спортсмен, тренироваться, соскользнуть и др. После игры желательно, чтобы дети вспомнили и записали слова, которые были на экране монитора( тренируем зрительную память!). манипуляции с клавишами не вырабатывают моторных навыков, которые, в свою очередь, облегчают формирование навыков орфографических. Запись слов восполняет этот недостаток при работе с компьютером. Кто вспомнит быстрее и больше слов? Кто сделает при этом ни одной ошибки? Кто предложит новые слова (стой же, а может быть. И с другой орфограммой) для этого путешествия? Полезное игровое задание; его можно использовать и без компьютера: нарисовать на доске фигурку и лесенку, записывать на ступеньках слова, совершать коллективное восхождение. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило: Имена, фамилии - Начинает буква Клички, города – Важные слова: Все с заглавной буквы Иванова Анна, Пишутся всегда. Шуя и Москва. Правописание ЖИ – ШИ Лыжи. Мыши и ужи Шины, ёжики, чижи, ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ С буквой И всегда пиши. Мягкий знак – показатель мягкости. Мягкий знак, мягкий знак , Без него нельзя никак! Станут «пенками» - «пеньки», «Уголками» - «угольки», Без него не написать. Тридцать, двадцать, десять, пять «Банька» в «банку» превратится, Вот, что может получиться, Вместо «шесть» получим «шест», Вместо «есть» получим «ест», Если будем забывать Мягкий знак в словах писать. Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка. На уроках использую :Орфографические пятиминутки. Падежные окончания имён существительных.Сколько раз твердили кошке: Не красиво есть без ложки. Только я вбегаю в дом. Л.. жжет кошка языком.Солнце брызнуло сквозь ветки,И по снежному ковруВмиг рассыпались монетки,Серебром по серебру.Два бельчонка на опушке.Ск..л..тили две кадушки,Положили в бочку – м..тные л..сточки,Кр..сную бруснику, чёрную ч..рнику,Клали по немножку ж..лтую морошку.Упражнения с элементами какографии. Дарагой друк!Пишыт тибе Пьос. Как ты жывёш?Я лублу делать уроки. Орфографические сказки. Однажды гласные О и А гуляли по лесу., собирали ягоды. Вдруг они так поссорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без ударения,то хочет занять место и та и другая. И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударпить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании не могло быть . Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные О и А. С тех пор эти дети пишут грамотно. В течении четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания.. Словарные слова вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги. На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий. Вот некоторые из них: 1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А,О,И,Е,Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.3. Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О).4. выписать слова отвечающие на вопросы кто? (что?).5. Выписать слова в которых два слога.6. Выписать слова на тему «Животные».7. выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.8. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? И т.д.9. Дописать предложение. Весело чирикает …….(воробей010. Отгадать загадку:Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз) Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко) Все учащиеся выполняют предложенные задания. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово».Например, я предлагаю детям следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:1.Москва – т.к. пишется с большой буквы;2.суббота – т.к. это слово на правописание двойного согласного в корне слова;3.тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове больше букв, чем звуков;4.сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова чёрный0;5.чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные.6.карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или трёх. Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание. Сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова .нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды. Состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка У. Урожай – род с приставкой –у.Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.