Урок окружающего мира 3 класс Для чего нужна экономика


Предмет: окружающий мир
Класс: 3Тема урока: Для чего нужна экономика
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
-мотивировать учащихся к изучению раздела «Чему учит экономика»;
-познакомить с понятиями «экономика», «потребности», «товары» и «услуги»;
-показать роль экономики в жизни людей.
Планируемые результаты:
Предметные:
-иметь представление о значении понятий «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
-понимать роль труда в создании товаров и услуг;
-различать товары и услуги, приводить примеры.
Метапредметные:
-понимать учебную задачу урока и раздела, стремиться ее выполнить;
-оценивать достижения на уроке;
-работать с понятиями: анализировать и формулировать определения;
-делать выводы.
Личностные:
-проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
-проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
-определять личностный смысл учения;
-проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
находить выходы из спорных ситуаций.
Формы работы: фронтальная; коллективная; групповая,парная,самостоятельная.
Методы: словесные; наглядные; практические; объяснительно-иллюстративный; проблемного изложения;
частично- поисковый(исследовательский).
Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизация, закрепления полученной учебной информации.
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, словари (толковые, словари иностранных языков), интернет-ресурсы,
презентация, электронное приложение.
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А.А. и др. Окружающий мир: Тесты
Структурные элементы урока
1. Организационный моментВключение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»
2. Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
3. Мотивация познавательной деятельности
4. Постановка учебной задачи
Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить и в виде темы урока
5. Организация познавательной деятельности
Открытие нового знания
Решение устных задач и обсуждение проекта ее решения
(подводящий без проблемы диалог)
(подводящий к открытию знания диалог)
(побуждающий к гипотезам диалог)
(организация самостоятельной исследовательской деятельности)
6. Закрепление. Включение нового знания в систему знаний и повторение
7. Рефлексия деятельности ( Итог урока)
Осознание учащихся учебной деятельности
Самооценка результатов своей деятельности
Самооценка результатов деятельности всего класса
8. Домашнее задание


Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный
момент
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
«Хочу, потому что могу» -Ребята, сегодня мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости.
-Предлагаю подумать, что пригодится сегодня для успешной работы на уроке.

-Эпиграф урока «С малой удачи начинается большой успех».
-У каждого человека в жизни возникает множество простых и сложных вопросов по поводу неизвестных ему предметов, событий, явлений. Все эти вопросы связаны желанием видеть, ощущать и понимать мир полнее и содержательнее.
Учащиеся строят предположения успешной работы на уроке
Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Мотивация познавательной деятельности
Постановка учебной задачи
Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить и в виде темы урока
Организация познавательной деятельности
Открытие нового знания
Решение устных задач и обсуждение проекта ее решения
(подводящий без проблемы диалог)
(подводящий к открытию знания диалог)
(побуждающий к гипотезам диалог)
Физкультминутка
(организация самостоятельной исследователь
ской деятельности)
Закрепление. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Рефлексия деятельности
( Итог урока)
Осознание учащихся учебной деятельности
Самооценка результатов деятельности своей
Самооценка результатов деятельности всего класса
Домашнее задание -Вы все знаете , в какое сложное время мы живем. Сколько нового и незнакомого
появилось вокруг! Процессы, явления, понятия, над которыми раньше и не
задумывались.
-Знакомы ли вам такие понятия: проценты, инфляция, вклад, доход, ссуда, акция, капитал, брокер, договор, инвестиция, конкурент, санкции, валюта, дефицит, прибыль?
-А где вы могли слышать эти слова?
-Можно ли их распознать среди обычных , привычных нам слов? Почему?
-Попробуйте, доскажите словечко:
1.Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них…
6.На рубль-копейки, на доллары-центы, берут-набегают в банке…
7.Приносить доходы стал в банке папин…
8.Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…
9.Спи спокойно без тревоги, заплатил коль все…
10.Коль трудился целый год, будет кругленьким…
11.Люди ходят на базар; там дешевле весь…
12.На товаре быть должна обязательно…
13.И врачу, и акробату выдают за труд…
-А, как вы думаете, с чем связаны все эти слова? О чем они нам могут рассказать? (видео об экономике)
-Скажите, какое слово повторялось несколько раз? (продолжение видео)
-Как вы думаете, все ли люди знают, что означает это слово?
-Так все-таки, что же означает слово «экономика»? И действительно ли слово «экономика» связано со словом «экономить»?
-Где мы можем проверить свои предположения, к чему обратимся за помощью?
-Итак, (обозначения на доске)
для решения задачи используем разные источники информации;
задачу выполняем во взаимодействии со сверстниками;
при решении задачи выполняем практические действия.
-Давайте проведем групповое исследование.
1группа обратится к интернету;
2 группа-к толковым словарям;
а 3 группа исследует словари иностранных слов.
Повторим правила работы в группе:
Устные инструкции:
-Спокойно, привычно собраться в группы;
-Говорить тихо и спокойно;
-Члены группы поочередно высказываются;
-Пока один говорит-остальные слушают;
-Выбранный в группе учащийся фиксирует основные положения ответов учеников.
Помните! Время на выдвижение идеи ограничено.
Письменные инструкции (инструктаж о последовательности работы)
1.Распределите задания внутри группы ( кто будет фиксировать ответы учащихся, кто
будет сообщать о результатах работы в группе);
2.Познакомьтесь с материалом ( узнайте, что означает слово «Экономика» и связано
ли оно со словом «Экономить»);
3.Обсудите индивидуальные результаты работы в группе (кто,что узнал из
литературы);
4.Обсудите общее задание (придите к единому мнению);
5.Сообщите о результатах работы в группах учителю.
Проверка работы групп
1группа: искали информацию в интернете(википедия)
2группа: искали информацию в толковых словарях
3группа: искали информацию в словарях иностранных слов
-Каждая группа, исследовав значение слов «экономика» и «экономить» пришли к выводу, что «экономика»-произошло от слов: «экос»-по-гречески значит «дом» и «номос»-«закон» (наука о рациональном ведении хозяйства; искусство ведения домашнего хозяйства)
«экономия»-бережливость, расчетливость, выгода, получающаяся при бережном расходовании чего-нибудь.
-Близкие ли это слова по значению?
-Давайте проверим свои предположения, послушаем специалистов в области экономики. (видео )
-Так, о чем пойдет речь на уроке?
-Как вы думаете, достаточно ли будет одного урока, чтобы все узнать об экономике?
-Какой сделаем вывод?
Стр.37(шмуцтитул) «Чему учит экономика»

-Чему же мы будем учиться изучая этот раздел?
-Возьмите простой карандаш и отметьте знаком:
?- что вызвало у вас вопросы
!- что особенно заинтересовало
+- что вам уже известно
-Какие новые слова встретили в тексте?
- Над какими умениями уже работали?
-Давайте вспомним, какие главные отрасли включает в себя экономика. ( учитель выставляет на доске таблички с названиями названных отраслей)

-Рассмотрите рисунки у вас на столах. Какая отрасль экономики на них изображена?
-Почему так считаете?
-Прикрепите рисунок рядом с названием на доске.
-Взаимосвязаны ли эти отрасли между собой?
- Как связаны между собой все части экономики? (приводят пример «Как оказался стакан молока на вашем столе)
-Давайте обратимся к тетушке Сове, проверим себя, внимательны ли мы были. (видео)
Вывод:
-Что такое экономика мы уже знаем. Какие главные отрасли экономики существуют мы тоже вспомнили.
-А для чего же мы будем изучать этот раздел «чему учит экономика»?
-«Экономика»-сейчас этим словом называют «хозяйство всей страны». От умелого ведения хозяйства (будь то маленькая семья или целое государство) зависит очень многое: и то, как мы питаемся и одеваемся, и то, чему мы учимся. И то, как мы ведем себя в обществе, и то, сколько нам приходится работать и сколько отдыхать…
-Поэтому знания об экономике так необходимы каждому.
-Хорошо, давайте попробуем определить, на какие вопросы экономика помогает нам
найти ответы.
-Я зачитаю список вопросов, а вы поднимите руку, если вопрос является экономическим.
Вопросы:
-Какие комнатные растения лучше посадить дома?
-Сколько денег взять с собой в магазин?
-Что лучше купить- телевизор или компьютер?
-Как помириться с другом?
-Куда пойти учиться?
-Какое домашнее животное лучше завести?
-Куда деть старые газеты и журналы?
-Какое молоко лучше покупать?
-Какую книгу мне прочитать?
-Куда пойти с родителями в выходной день?
-Почему вы не все одинаково поднимали руку?
-Как вы думаете, что узнаете сегодня об экономике?
Тема урока: Для чего нужна экономика
-А, что хотелось бы узнать?
-Итак, учебная задача: «Раскрыть роль экономики в нашей жизни».

-Вся жизнь человека -это контакт, взаимодействие человека с природой и обществом.
Человек не может существовать вне законов природы…
-Как вы думаете, почему?
-Кого или что еще можно назвать частью природы? (животных, растения)
-Как же взаимодействуют животные, растения и человек с природой?
Что необходимо для жизни и развития животным…
(на доске таблица . Отмечаю в графах сказанные детьми слова)
Животные Растения Человек
////// ////// ////////////////////
-Растениям требуется: ………………………..
-Человеку требуется:………………………….. еда ,свет, вода, воздух, тепло, одежда, жилье, транспорт, общение, лечение, обучение, семья, друзья..)
-Почему же человеку требуется для жизни и развития так много?

-Как же назвать одним словом все то, что человеку нужно, требуется для жизни?
(потребности. Вносим новое слово в словарь на доске)
-На ранних этапах человеческого общества люди просто использовали дары природы. -Какие?
-Позднее человек стал более или менее приспосабливать природные блага к
растущим потребностям.
-Что люди научились делать?

-У человека появилась возможность продвигаться в более холодные края, осваивать новые территории. Возникли самые примитивные средства транспорта (лес, бревна , которые использовали как катки).
Одним словом, действуя сообща, человек все больше и больше стал приспосабливать природу, ее продукты и явления к своим потребностям.
-Почему?
-Так, постепенно человечество пришло к цивилизации, к высокому уровню развития человеческого общества.

-Мы с вами живем в каком обществе?

-А это значит, что….
.
-А в чем заключаются ваши потребности
(значок на доске-смайлик-работаю один, самостоятельно)
Работа в тетради
-Откройте тетрадь на с.23 зад.2, составьте список своих потребностей.
-Проверяем
-Давайте классифицируем ваши желания-потребности.
Общие-те, которые высказаны многими.
Особые-те, которые названы одним учеником.

-У нас получается 2 множества: множество общих желаний и множество особых.
-Сравните, какое из этих множеств больше.
-Что мы выяснили?
-Сейчас у вас возникла потребность в активном отдыхе. Отдохните весело.
-Глубокий вдох-выдох. Вдохните воздух полной грудью-выдохните.
-А теперь у вас появилась потребность в воздухе.(составляем таблицу)


-Откуда берутся воздух, тепло, вода, то есть естественные явления, в которых человек испытывает потребности?
-Откуда берутся семья, дружба, помощь, т.е. общественные явления, в которых человек испытывает потребности?
-Откуда берутся хлеб, дом, телефон, т.е. предметы, которые изготовлены промышленным способом и в которых человек испытывает потребности?

-Так откуда берутся сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего
нет и не может быть в природе?
-Какой вывод можно сделать об экономических потребностях?
-То есть, какая отрасль экономики еще задействована?
-Какова же главная задача экономики?
-Скажите, все ли можно купить?
-А что нельзя купить?
Работа в тетради
-Проверьте свои предположения, прочитав стихотворение В. Орлова в тетради на с.23-24.
-Что еще нельзя купить? Допишите в тетради с.24
-Итак, мы пришли к выводу, что человек состоит из нужд и потребностей.
Цель экономической деятельности людей-удовлетворение нужд и потребностей.
Работа в паре
-А, вот, что производят люди для удовлетворения своих потребностей, вы узнаете, прочитав экономическую сказку.
Беседа по содержанию
-Что же производят люди для удовлетворения своих потребностей? (товар- новое слово в словарь- на доске).
-Что такое товар?
-Что являлось товаром в рассказе?
-Кем же являлся Миша?
-А, значит, что оказывал Медведь покупателям? (услугу-новое слово в словарь на доске)
-Подумайте, дайте определение «услуга» -это…
(можете воспользоваться словарями, учебником)
-Какие виды услуг вы можете назвать?
Работа в тетради
-Выполните задание 6 в тетради (красным карандашом выделите товары, зеленым-услуги)
Проверка знаний
Презентация (мультимедиа окр. мир 3 кл.+1,2 задание на нем)
-Итак, потребности в экономических благах удовлетворяются предметами, которые можно купить(товаром), или услугами, которые необходимо оплатить.

-Давайте обсудим!(вопросы в учебнике )
1.Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта, торговли?
2.Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?
3.Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? Докажите.
4.Какие продукты питания человек получает от природы, а какие ему дает экономика?
-Человеку всегда хотелось иметь «нечто», удовлетворяющее все его запросы,
желания и потребности.
-А, разве возможно удовлетворить их все и иметь все, что хочется?
-С чем это связано?
-А как хорошо бы, подумаете вы, иметь какое-нибудь волшебное средство, как в
сказке.
-А никаких бед вы не натворите с этим волшебным средством?
Сравнение потребностей и возможностей на примерах сказок
-Давайте вспомним, какие беды могли натворить горшочек каши, золотая антилопа, лампа Алладина, волшебная палочка….

-Эти предметы сами творили беды?
-Все зависит от того, в чьи руки попадет инструмент исполнения желаний.
-Вспомните, как росли потребности у старухи из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
-Почему у сказки такой конец?
-Какие потребности помог исполнить девочке Жене цветик-семицветик из сказки
В.Катаева?
-Исполнение какого желания доставило Жене самую большую радость?
-Какой можно сделать вывод из вышесказанного? (наши желания-потребности неисчерпаемы, а возможности ограничены. И нам часто приходится делать выбор.)
-А помогает нам в этом…
(Экономика-наука о правильном ведении хозяйства в семье, где ты растешь, и в стране, где ты живешь.)
-О чем сегодня шла речь на уроке?
-На какой вопрос мы искали сегодня ответ?
-Кто сможет ответить на него?
-Какую задачу ставили?
-Удалось решить поставленную задачу?
-Какова же главная задача экономики? (Удовлетворение разных потребностей людей)
-Что вы узнали сегодня нового? С какими новыми словами познакомились?

-Где вы сможете применить полученные знания?
Тест для проверки освоения материала(тест-тетрадь)


Самопроверка с образца
-Какие получили результаты? Что нужно сделать еще?
Оценочный лист(у каждого ученика, отмечают цветными карандашами(зеленым-хорошо знаю, умею, могу; желтым-необходимо еще потренироваться; красным-пока еще не знаю, не умею, не могу- возле фразы-самооценка)
Оценочный лист
Я умею работать самостоятельно, находить в тексте отрывки по заданию. Я умею работать в группе, сотрудничать с товарищами. Я могу высказывать оценочные суждения, рассуждать , доказывать свою позицию. Я могу пользоваться словарями, интернет- ресурсами. Я знаю отрасли экономики, как они взаимосвязаны. Я могу объяснить следующие термины: экономика, потребности, товары, услуги. Я знаю о своих потребностях и возможностях моей семьи. Построение общей диаграммы на доске
-Какого цвета(зеленого, желтого, красного) в оценочном листе больше?
-Обозначьте эти цвета на доске.

Хорошо знаю, Необходимо Пока еще
умею, могу еще не знаю, не могу,
потренироваться не умею

Индив. зад.: ответить на вопросы задания на листочках
(-Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?
-Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на
продукты из него?
-Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?
-На что расход денег будет больше, на покупку машины или
билета на поезд?
-В интернете на детском портале «Солнышко» для вас есть раздел «Экономика для детей».
-Кого заинтересовала экономика и сказка о медведе, советую прочитать экономические сказки.
Сайт: Детский портал «Солнышко»-http:www.solnyshko.ec.
Ответы детей
-По телевизору, в общении со взрослыми
-Можно. Заимствованные.
-Договоры
-Проценты
-Капитал
-Вклад
-Налоги
-Доход
-Товар
-Цена
-Зарплату
Предположения детей
-Экономика
Предположения детей
-Обратимся к словарю, интернет-ресурсамПовторяют правила работы в группе
Работают в группе, исследуют, рассуждают, доказывают




-Нет
-Речь пойдет об экономике
-Недостаточно одного урока
-Мы будем изучать целый раздел, который называется «Чему учит экономика»
Ученики читают цели в учебнике и маркируют карандашом планируемые результаты работы над разделом

Называют новые слова
-Отрасли экономики (Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля, добыча природных ресурсов.)
Называют отрасль

-Да, взаимосвязаны

Смотрят видео, сравнивают результаты
-«Я буду изучать раздел «Чему учит экономика», чтобы…
Проводят рефлексию собственной деятельности
Слушают, применяют к теме, поднимают руку

-Недостаточно знаний об экономике
-Я думаю, что узнаю…(для чего нужна экономика)
-Мне хотелось бы узнать…(о роли экономики в жизни людей)
Формируют цель и задачу урока
-Потому что человек-это часть природы
-Животным для жизни и развития требуется: солнце-свет,вода,воздух,тепло,еда(пища)
-Свет,вода,воздух, тепло…
-Свет, вода, воздух, тепло, одежда, жилье, транспорт, общение, лечение, обучение, семья, друзья..-Ловили рыбу, убивали животных, срывали плоды
-Научились использовать огонь, обрабатывать природные продукты, изготавливать одежду
-Росли потребности, необходимо было их удовлетворять).
-Мы живем в цивилизованном обществе
-Потребности у нас другие
Составляют список своих потребностей,

зачитывают вслух
-Мы выяснили, что у всех людей без исключения есть общие потребности, без выполнения которых невозможно жить

-Дает природа
-Формируются в общении между людьми
-Дает экономика(материальные потребности)
-Все это дает нам экономика
Делают вывод (экономические потребности материальные, требуют материального вложения. Можно купить)
-Деньги
-Главная задача экономики-удовлетворение разных потребностей людей
Предположения детей
Чтение сказки учениками, обсуждение в паре

-Товар
-Те вещи, предметы, которые можно купить
-Мед
-Продавцом товара
-Он оказывал услуги
Работают с учебником, словарями
Называют виды услуг
Самостоятельно выполняют работу в тетради,

проверяют.
Устанавливают соответствие между товарами и услугами, профессиями и производством товаров и услуг
Делают выводы, устанавливают взаимодействие между экономикой и разными сторонами жизни людей
-Думаю, нет.
-Связано с возможностями

Ответы на вопросы

Делают вывод
-Экономика
Подводят итоги работы на уроке
-Для чего нужна экономика
-Да, удалось.
Ответы детей
Рефлексия собственной деятельности
Самостоятельно выполняют тест в тетради, сами проверяют свои работы по образцу.
-Оценить свою работу.
Оценивают работу на уроке в оценочном листе


Сами оценивают результаты деятельности всего класса, строят диаграмму на доске

Записывают в дневник домашнее задание, выбирают задание по интересам.

Фиксируют название сайта, для дальнейшей работы по разделу.

Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся к теме
Урок первый в разделе «Чему учит экономика».
1.Содержание учебного занятия соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего
развития учащихся.
2.Содержание урока отобрано с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.
3.На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации,
нестандартной ситуации.
4.Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер.
5.Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике предмета «Окружающий мир».
6.Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока.
7.Предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа детей в парах и
микрогруппах. На уроке предусмотрен достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста учащихся и типа урока.
8.На уроке используются проблемные методы обучения ( частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной
деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся.
9.Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий,
осуществляет своевременную коррекцию ошибок и недочетов. Используются разнообразные способы и средства обратной связи.
10.Ведется точный учет индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения ( на нескольких этапах
урока).
11.На уроке обеспечена положительная эмоциональная мотивация, ведется целенаправленная работа по формированию положительной учебной
мотивации, в том числе учебно- познавательных мотивов.
12.На уроке ставятся детьми учебные задачи, дети их осознают. Учащиеся принимают участие в целеполаганиии.
13.Учащиеся осваивают несколько познавательных УУД ( логические действия, смысловое чтение, моделирование).
14.Учащиеся осваивают несколько регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция. Урок имеет рефлексивную
направленность.
15.Учащиеся выполняют несколько коммуникативных УУД (сотрудничество, выражение собственных мыслей, планирование)
16.Учащиеся проявляют на уроке познавательную активность. Дети выступают в роли субъектов деятельности.
17.Организовано сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом. Стиль общения гибкий, с
преобладанием демократичного.
18.На уроке преобладает благоприятный психологический климат, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к детям.
19. На уроке создаются ситуация успеха, ситуация выбора. Ученики имеют возможность высказывать собственную точку зрения, актуализируется их
субъектный опыт. Учитываются интересы учащихся.
20. Учитель четко и конкретно формулирует как развивающие . так и дидактические цели урока. Соотносит цели урока и его результаты, определяет,
какие цели удалось реализовать, а какие нет, и по какой причине.
Экономическая сказка
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯКак Миша из покупателя превратился в продавцаО том, с чего нужно начинать,если хочешь организовать свое дело,и как определить, что в этом деле самое главное

Как-то раз, проснувшись после зимней спячки, вылез Миша из любимой берлоги и глазам своим не поверил: такая красота вокруг - просто дух захватывает! Весь лес словно вымытый стоит, переливаясь всеми цветами радуги в лучах нежного мартовскогo солнышка
Весь день Миша катался на санках, кувыркался в снегу, и вот результат: к вечеру у него заболело горло. Срочно нужны чай с малиновым вареньем и горячее молоко! Но в берлоге ничего этого не оказалось. Побрел Миша на лесной рынок, а там уже никого нет - поздно пришел. Побежал Миша в магазин к Винни-Пуху - и тут неудача, на дверях записка: "Ушел в свой родной лес на день рождения осленка Иа". "Эх, - огорчился Миша, - был бы у меня свой магазин, всего бы вдоволь было". И решил он открыть свой магазин.Сказано - сделано. На следующий день рано-рано утром Миша, хотя еще и чувствовал себя не очень хорошо, чисто вымел берлогу, установил посредине прилавок, поставил на него найденные на лесной свалке чугунные весы и важно уселся ждать покупателей.Забежал к Мише Зайчик - внук старого Зайца.- Ты что, в снежки играть не идешь?- Не могу, я теперь - хозяин магазина. Видишь, торгую.- Торгуешь? А чем ты торгуешь?Почесал Миша затылок, а ответить-то и нечего и торговать нечем. Зайчик постоял-постоял, пожал плечиками и убежал. Расстроился Миша, чуть не плачет. Стал он думать-гадать: отчего же у него ничего не получается?Думал-думал и наконец понял, что главное в магазине - не весы, не прилавок и даже не продавец, а то, чем торгуют, - ТОВАР. 
Забегал Миша по берлоге, ищет, что выложить на прилавок. И вспомнил Миша, что в дальней кладовке у него несколько бочонков меда припрятано. Что может быть вкуснее и полезнее меда для любого лесного жителя!Выкатил Миша пять бочонков из кладовки, расставил их на прилавке и уселся ждать покупателей. Глядит он на мед и думает: "Странное дело! Когда я мед в лесу собирал - это был просто мед диких пчел. Когда мед в кладовке лежал - это был просто мед запасливого медвежонка".left000Миша облизнулся и стал думать дальше: "А как только я бочонок меда на прилавок поставил, он уже стал не просто медом, а товаром. Значит, товар - это то, что можно купить и продать".Но тут Мишины думы прервал новый гость - Ежонок. Он купил баночку меда для своего любимого старого дедушки.
Так началась торговля в Мишином магазине. И скоро на прилавке этого магазина стояли не только бочонки с душистым медом, но и много других вкусных товаров.
А где Миша раздобыл их? Об этом ты узнаешь в следующей истории.