Урок-практикум: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Урок-практикум: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
(Тема урока)
ФИО (полностью)
Прокофьева Елена Валерьевна
Место работы
Нижегородская область Сосновский район п.Сосновское МБОУ Сосновская СОШ №2
Должность
Учитель русского языка и литературы
Предмет
Русский язык
Класс
9
Тема и номер урока в теме
«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Третий урок в системе уроков по бессоюзному сложному предложению.
Базовый учебник
С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Русский язык 9 класс. Москва «Просвещение» 2010 год.
Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях и знаках препинания в них, совершенствовать пунктуационные навыки.
Задачи:
- обучающие: формировать умение постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, совершенствовать пунктуационные навыки;
-развивающие: вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке; стимулировать к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.
-воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку;формировать эстетическое отношение к жизни, приобщая учащихся к классике художественной литературы.
Тип урока: обобщающий
Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, самопроверка, коллективная работа по таблице, самостоятельная письменная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
Организационный момент.
-
Приветствие, создание рабочей обстановки
Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.
1 минута
2
Проверка домашнего задания. (На. дом было задано упражнение на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым»
-
Проверяет правильность выполнения домашнего задания.
- В каких ещё предложениях возможна постановка тире?
Индивидуальная работа.
Учащиеся приводят примеры простых предложений, в которых ставится тире.
(Зима – любимое время года у детей. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука. Три – нечётное число. Наша цель – получить знания. Её красота – в истине. Здесь - овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня. и другие.)
- В сложных бессоюзных.
5 минут
3
Постановка цели и задач урока
-
– Сегодня мы заканчиваем изучать БСП и подошли к наиболее трудным заданиям, которые касаются постановки ЗП в БСП, так как в них, кроме запятых и тире, встречается ещё двоеточие и точка с запятой, а также должны выяснить роль этих конструкций в художественной речи. Разнообразие смысловых отношений между частями в БСП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин.
- Давайте вспомним, в каких случаях и при каких условиях мы используем различные знаки препинания между частями бессоюзных предложений. В этом нам поможет таблица.
восприятие
1 минута
4
Создание проблемной ситуации
Фрагмент 1
Демонстрирует интерактивную таблицу.
-Рассмотрите таблицу. Как вы думаете, почему в таблице три блока предложений?
-Какие отношения связывают части предложений?
- Какие знаки препинания используются в этих предложениях?
Давайте проверим.
-Перестройте эти предложения в союзные. Какие предложения получатся?
- Все ли знаки препинания, возможные в бессоюзных предложениях проиллюстрированы в таблице? Давайте запишем предложение в тетрадь, расставим знаки препинания.
-Когда в предложении ставится точка с запятой?
Совместная работа (беседа)
-По количеству отношений между частями сложного предложения.
1)последовательность и одновременность событий;
2)противопоставление, время, условие, следствие;
3)причина, пояснение, дополнение.
Рассказывают о постановке ЗП.
Работают по таблице.
Перестраивают их в союзные. Получатся предложения сложносочинённые и сложноподчинённые.
-Нет. Здесь нет примера постановки точки с запятой. Записывают в тетрадь предложение, расставляют знаки препинания и объясняют их постановку.(Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада, тень от неё тянулась через неподвижные поля.)
- Точка с запятой ставится тогда, когда простые предложения, входящие в сложные бессоюзные, уже распространены.
До 10
минут
5
Повторение теоретического материала
Фрагмент 2
-Давайте обратимся к теоретическому материалу и рассмотрим конструкции бессоюзных предложений и знаки препинания в них. Демонстрация материала
Анализ примеров
3 минуты
6
Закрепление материала,
практикум
фрагмент 3
фрагмент 4
Демонстрация материала
- Поставьте знак препинания в предложении, проверьте.(5 предложений)
- Определите значение предложения, выберите знак препинания, постройте схему.
Выполнение заданий.
В предложенных предложениях расставляют знаки препинания, проверяют.
- Учащиеся выбирают знак препинания, строят схемы предложений, проверяют.
До 5 минут
7
Проверка знаний, умений, закрепление пунктуационных навыков. (диктант с дополнительным заданием)
-
Диктует отрывок из рассказа И.С.Тургенева Текст прилагается. Приложение №2.
-Запишите текст.
-Найдите бессоюзные предложения, выделите в них грамматические основы, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений, сделайте их характеристики.
Записывают под диктовку текст, самостоятельно расставляют ЗП, выполняют дополнительные задания.
До 15 минут
8
Итоги урока.
Оценивание
-
По окончании самостоятельной работы, учитель задаёт вопросы:
- Какую роль играют бессоюзные предложения в связном тексте?
-Какие свойства изображаемой в художественных текстах картины можно передать с помощью бессоюзных сложных предложений?
– Сегодня на уроке в ходе работы мы увидели, каковы преимущества БСП перед синонимичными синтаксическими конструкциями.
-Динамичность действия, создание цельной картины из отдельных деталей.
-Бессоюзные сложные предложения отличаются особой выразительностью, а отсутствие союзов компенсируется интонацией.
– Зная эти свойства, художники слова разнообразно, интересно используют их при создании своих произведений.
4 минуты
9
Домашнее задание (дифференцированное)
-
- Написать сочинение-миниатюру, используя бессоюзные предложения на тему «Осенний листопад» (для сильных учеников) или выписать из художественной литературы 5-6 бессоюзных предложений (для слабых учеников).
Записывают домашнее задание.
1 минута
Приложение к плану-конспекту урока
Урок-практикум: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» (Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Интерактивная таблица "Сложные бессоюзные предложения" (N 110840)
Локальный автономный
Интерактивная таблица
таблица
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебный словарь "Сложные бессоюзные предложения" (N 110598)
Локальный автономный текст
текст
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тест "Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении" (N 110182)
Локальный автономный
Электронное задание
тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тест "Сложное бессоюзное предложение" (N 110805)
Локальный автономный Электронное задание
тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение к плану-конспекту урока №2.
Текст для диктанта.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев)
15