Научно-практическая работа Ансамбль Алиса Прошлое. Настоящее. Будущее.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Птичник»





Народный ансамбль танца «Алиса»
Прошлое. Настоящее. Будущее.














Выполнила: обучающаяся 11 класса
Афанасьева Виктория Николаевна Руководитель: учитель русского языка и литературы
Акимова Елена Александровна




Птичник, 2012



Содержание:

Введение 3
1. История развития Народного ансамбля танцев «Алиса» 5
2. Перспективы развития ансамбля в будущем 12
Заключение 13
Используемая литература 14




























Введение

Это здорово, что дети нам доверяют.
Это нужно ценить. И мы это ценим.
О.В.Пономарева,
руководитель народного ансамбля «Алиса»

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Классический танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. Танец приносит радость как исполнителю, так и зрителю, раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. А сколько танцевальных коллективов приносят радость в постижении прекрасного!
Наш поселок Птичник такой маленький и уютный, но он известен как в ЕАО, так и далеко за ее пределами потому, что славится своим танцевальным коллективом.
А отсюда и тема нашего исследования – «Народный ансамбль танца «Алиса». Прошлое. Настоящее. Будущее». Объектом нашего исследования является ансамбль танца «Алиса» как один из центров организации досуга молодежи, а предметом - вопрос, какую пользу приносит сегодня коллектив и есть ли у него будущее.
Цель исследования – рассмотреть, как развивается коллектив и какова перспектива существования коллектива в будущем.
Исходя из темы и цели, мною была выдвинута следующая гипотеза: «Вправе ли считать Народный ансамбль танца «Алиса» преуспевающим в своем развитии, и есть ли у него перспективы в будущем»
Поставленная цель определила следующие задачи:
Выявить, когда и в связи с чем появился танцевальный коллектив «Алиса»;
Рассмотреть, как развивался коллектив, что стало причиной роста численности молодежи в его составе;
Определить, есть ли перспектива существования танцевального коллектива в будущем.

Новизна исследования определяется моей заинтересованностью в изучении данного объекта и желанием получить ответ на вопрос: будет ли танцевальный коллектив развиваться в будущем. В ходе работы использовались поисковый метод, исследовательский метод, описательный метод, сопоставительный метод, интервьюирование, анкетирование. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемого материала. Но перед тем как начать свое повествование, я хочу раскрыть определения ключевых понятий нашей темы:
Народный – свойственный, соответствующий духу народа, его культуре, мировоззрению, имеющий большие заслуги перед всем народом
Ансамбль – группа артистов, составляющая единый художественный коллектив.
«Алиса» - название ансамбля от имени героини из произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»
Прошлое – то, что прошло, минуло, отошло.
Настоящее – происходящий сейчас, в данное время, теперешний.
Будущее - такой, который будет впоследствии.



















История создания ансамбля
Народный танцевальный коллектив «Алиса» был создан в 1979 году при Доме культуры с. Птичник. Бессменным руководителем ансамбля является Пономарева Ольга Владимировна, выпускница филиала Хабаровского краевого культурно – просветительского училища. Нелегкими были первые шаги и для хореографа, и для юных танцоров. Дети не сразу поверили в свои силы, не сразу появилась поддержка со стороны родителей, которые считали танцы пустым времяпровождением. За первый год своего руководства художественный руководитель проделала очень большую и важную организационную работу: убеждала родителей и учителей в важности приобщения детей к танцевальному искусству, детям говорила, что танцы – не развлечение. Они помогают воспитывать чувство красоты, гармонии, учат дисциплинированности, ответственности, умению организовать свое свободное время.
Ребятам всегда нравится все загадочное, волшебное, чудесное. Именно такой загадочной девочкой была героиня книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», а все ее приключения были необычны и интересны. На каждой странице книги читателей ждали сюрпризы, неизведанные тайны. Так родилось название танцевальной группы - «Алиса». Но назвала свой коллектив Ольга Пономарева «Алисой» еще потому, что в нем были одни девочки, которые хотели научиться танцевать. Чуть позже стали в коллектив приходить мальчики, юноши. Но название стало таким родным, и менять его уже не хотелось.
Не успев создать свой коллектив, молодой хореограф стала готовиться к первому отчетному концерту, который состоялся в январе 1979 года. Коллектив заявил о себе. Не было роскошных костюмов, но было большое желание танцевать. С первых шагов зритель полюбил «Алису»
С этого началась творческая биография коллектива.
Вначале в составе танцевального коллектива было двадцать детей, потом сорок. Двадцать лет Ольга Владимировна занималась одна с танцорами. Было трудно, но интересно. Много нового узнали ребята о танцах благодаря молодому хореографу.
В 2002 году Правительством ЕАО управлением культуры ансамблю танцев «Алиса» было присвоено звание «Народный».
Сегодня в «Алисе» занимается восемьдесят детей, это пять разновозрастных групп. Коллектив ведет прием детей с 4 – летнего возраста. В подготовительных группах занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Все дети, пришедшие в коллектив, начинают занятия с азов – учатся ходить, дышать, тянуть носок, любоваться руками, учатся владеть своим телом. В первые годы обучения проводятся основные уроки: хореография и гимнастика, где дети учатся не только координировать тело, быть адекватными в пространстве, но и осваивают трюки, которые мы используем в танцах. Сейчас ансамбль занимает несколько небольших помещений в цокольном этаже новой школы с. Птичник, но и этого пространства скоро будет мало. Детям нравится танцевать, и они приводят в коллектив своих друзей.
Ансамбль уникален тем, что молодежь продолжает в нём танцевать и после официального выпуска. Ребята уезжают учиться в другие города, возвращаются, получив специальность, устраиваются работать и вновь по вечерам приходят на репетиции.
Все ребята дисциплинированны. У них есть свой негласный лозунг: если пропустил одну репетицию – становишься зрителем.
Ольга Владимировна Пономарёва любит свою работу. Всё добро, любовь она отдала детям. Они платят тем же. С первыми выпускниками Ольга Владимировна поддерживает тёплые отношения, среди них Шестопалова Лариса Владимировна, директор дома культуры с. Птичник; Авачова Марина Николаевна, начальник отдела образования города Биробиджана; Данченко Александр Сергеевич, возглавляет спортивный отдел в Правительстве области.
«Алиса» - это прекрасный и дружный коллектив. В чём же секрет стабильности и успеха коллектива? По словам руководителя, в привлечении молодых хореографов. Десять лет назад в группу «Алиса» пришла работать Марина Калинина . Обучаясь на третьем курсе колледжа культуры города Биробиджана, она проходила практику в коллективе как хореограф. Работа с детьми ей очень понравилось. Ольга Владимировна Пономарёва увидела в ней знатока своего дела, толкового специалиста. Сегодня Марина Сергеевна – полноправный руководитель, хореограф – народник, до сегодняшнего времени танцует с ребятами старшей группы.
Светлана Николаевна Черткова – танцующий хореограф. Закончила колледж культуры города Биробиджана. В ансамбле уже пять лет. Занимается в основном с ребятами младшей группы. Светлана Николаевна до настоящего времени танцует с ребятами старшей группы.
С февраля 2011года в коллективе работает Надежда Доска. По мнению руководителя ансамбля, Надежда – один из лучших педагогов в области. Появившись в коллективе, внесла новую струю в жизнь ансамбля. Это танцующий педагог, специалист по современному танцу.
Полгода назад хореографическая семья педагогов коллектива «Алиса» пополнилась новыми кадрами: пришел новый хореограф Самарин Иван Владимирович. С осени 2011 года он ведёт занятия в группе мальчиков.
В коллективе проходят практику студенты хореографического отделения колледжа культуры города Биробиджана, которые оказывают неоценимую помощь в постановках, в музыкальном оформлении. Как и все творческие люди они могут не совпадать в мнениях. И здесь руководитель поступает мудро: не подавляет инициативу, предоставляет возможность творить. Руководитель считает, что нужно больше доверять молодым и тогда они раскроются, нужно, вселить уверенность и тогда получится новая работа, новый танец, который понравится зрителю.
Мечта руководителя ансамбля «Алиса» создать крепкий коллектив сильных молодых хореографах сбылась. Они учат детей прекрасному. Учат искусству двигаться, слышать музыку, выражать свои чувства танцем. Дарят свою любовь детям. Так рождается взаимопонимание.
В целях повышения своего мастерства хореографы проходят семинары в колледже культуры города Биробиджана, в Хабаровске, во Владивостоке, в Днепропетровске, в Оренбурге.
По окончании календарного года каждый из педагогов проводит открытые уроки с приглашением родителей. Родители видят, чему научились их дети. На таких занятиях в полной мере раскрывается талант и мастерство педагога.
Большая часть коллектива ребят – это ученики школы с. Птичник. Многие ребята в коллективе десять и более лет. Приходят в коллектив ещё дошкольниками, не умеющими танцевать держаться на сцене. И с течением времени, как прекрасные цветы, распускаются и собираются в один творческий букет.
С каждым годом меняется количественный состав детей. Что же их привлекает?
По итогам проведенного мною опроса ответы были только положительные. Привлекает ребят то, что атмосфера в коллективе тёплая, отношения доброжелательные такую оценку высказали двадцать человек;
- танцы похожи на чудо, было огромное желание постичь искусство танца – 20 человек;
- хотели дарить радость зрителю - 15 человек.
Из 30 опрошенных все отметили, что им нравится быть частью такой творческой семьи, какой является танцевальный ансамбль «Алиса».
Многие дети, не обладающие профессиональными данными, хотели бы просто быть в коллективе и считаться частичкой этой большой дружной семьи.
Какие танцы близки «Алисе»? Предпочтение хореографы отдают народным танцам, этот вид танца особенно любим зрителями. Ребята также изучают танцы народов мира, приобщаются к культуре тех стран, на языке которых говорят в танце
Коллектив старается идти в ногу со временем. Понимая интересы и желание детей, хореографы знакомят ребят с современной хореографией, обучают современным видам танца. Это дополнительная возможность самопознания и самовыражения на уровне ума, души и тела. Современные танцы – это способ быть гармоничным и свободным в выражении своих мыслей чувств через движение. Современные танцы - это ощущение красоты и свободы соприкосновения с окружающим миром.
Обязательной частью каждой репетиции являются основы классического танца, так как классический танец – это основа хореографии. Здесь постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой. Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг гибкость, апломб, вращения, лёгкий высокий прыжок, свободное пластическое владение руками, чёткая координация движений, выносливость и сила.
Постановка каждого танца – это увлекательный процесс. Сначала возникает идея, сюжет, потом подбор музыки, чтение литературы, обсуждение. Это изнуряющие репетиции. Результат – новый танец на сцене. Постановка – это волнительный процесс, так как работа предоставляется на суд зрителю. Как примет зритель? От этого зависит, какой будет дальнейшая судьба танца. Есть в репертуаре коллектива и балетные постановки. Среди них балет «Золушка», который и сегодня пользуется большой популярностью и любим зрителем.
Гастрольная география коллектива «Алиса» многообразна. Мы выступали в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, незабываемыми остались заграничные гастроли в Монголию в город Боао, в города Китая Цзямусы, Ичун, Харбин, Хэган, в Пекин, Санья, Чадзо. «Алиса» принимает участия во всевозможных мероприятиях в районе, в городе Биробиджане, в области.
Все выезды в Китай были интересны, насыщены, некоторые особенно запомнились.
Одной из ярких гастрольных поездок была поездка в город Санья провинции Хайнань в 2009 году в декабре. Эта провинция знаменита своими климатическими условиями – там всегда лето. Сколько было радости, когда ребята купались в море, а потом под елочкой всем вручили новогодние подарки. Это оставило незабываемые впечатления.
Яркой и запоминающейся была поездка в Харбин во время олимпиады. Ребята видели, как спортсмены несли горящий олимпийский факел из провинции в провинцию, тем самым передавая эстафету. Этот исторический момент оставил неизгладимые впечатления в каждом из нас. Во время этих гастролей коллектив участвовал в съемках фильма. Мы танцевали на концертных площадках, выступали на телевидении и просто на улицах и в парках. В этот месяц мы увидели другую страну, приобрели бесценный опыт выступлений, узнали много новых танцевальных коллективов Китая.
Гастрольные поездки – это большая ответственность, так как представляем нашу Россию, нашу малую Родину ЕАО. Это большая ответственность. Перед поездкой долгие трудные часы репетиций. Но никто не сетует, все относятся с пониманием, и мы имеем результат: каждый год поступают новые предложения на гастроли.
Не единожды выступали на международных еврейских фестивалях, на фестивалях «Русь многоликая», на областных фестивалях хореографического искусства.
В 2011 году на 2-м региональном фестивале хореографического творчества
« Вдохновение» ансамбль «Алиса» получил значимую для коллектива награду Гран- при..
А наград за годы существования коллектива было много: это дипломы за участие в 1-7 региональном фестивале « Русь многоликая», диплом за участие в творческой смене славянский базар в лагере «Алые паруса», диплом за участие в областном фестивале самодеятельного народного творчества, посвящённого 70-тию образования ЕАО, диплом за участие в районном фестивале народного творчества «Салют, победа!», диплом за активное участие в областном фестивале патриотической песни « Виват, Россия!»; диплом первой степени в номинации народный танец от ДК с.Птичник, диплом лауреата первой степени в номинации « народно - стилизованный танец в первом областном фестивале хореографического искусства «Вдохновения»; благодарственные письма руководителю за активную творческую деятельность и приобщение детей к искусству от единой партии Россия, диплом за участие в поселенческом фестивале юных дарований «Талантливая я - планета»; диплом за участие в 3-ем фестивале молодёжного творчества « Крылья», как победитель в номинации «Хореографическое искусство»; диплом за творческие достижения и активное участия дальневосточном конкурсе хореографического искусства « Танцевальный прибой», диплом за участие во 2-м региональном фестивале хореографического творчества « Вдохновение»; диплом за творческие достижения и активное участие в Дальневосточном конкурсе «Танцевальный прибой»
Когда задаёшь вопрос руководителю ансамбля «Алиса», хореографом и детям, какая награда дороже, то ответ один: все дороги и близки, так как за ними огромный труд коллектива и много положительных эмоций.
«Алиса» - большая творческая семья, которая имеет свои традиции. В «Алисе» всегда проводят праздничные огоньки, где не обходится без шуток; вечера - сюрпризы для именинников. Уже вошло в традицию загадывать желание, когда едешь в Китай. Все считают, что желание обязательно сбудется. Выпускникам вручают альбомы «Минуты счастья», «Минуты славы». Этот подарок самый главный, так как напоминает о радостных минутах детства.
Досуг ребят очень занят. Это каждодневные репетиции, совместные выходы на природу или своеобразный «сеанс рисования под музыку» здесь обычное дело. Ребята из коллектива «Алиса» ездят на творческие смены в лагеря: «Океан», «Алые паруса», в село Пронькино; заняты в подготовке мастер-классов. Нам вместе никогда не бывает скучно.
Ольга Владимировна Пономарева довольна нынешним положением коллектива: есть признание в области, поддержка и понимание со стороны администрации Биробиджанского района и лично главы Евгения Ивановича Сухарева, главы муниципального образования Александра Васильевича Филиппова; есть просторные оборудованные танцевальные классы, станки, зеркала; есть доверие со стороны родителей, приводящих своих детей именно сюда, в ансамбль «Алиса», и, конечно, свой зритель, который с нетерпением ждет выступлений.
При проведении опроса администрации школы, родителей на вопрос: как отзываются о деятельности танцевальной группы «Алиса», получила только положительные ответы. Л.А.Павлова, директор МКОУ «СОШ с. Птичник», сказала слова благодарности в адрес руководителя ансамбля за то, что делает нужное и полезное дело в организации детского досуга, что сумела раскрыть в детях огромный творческий потенциал.
Коннова Г.Н., в прошлом начальник отдела культуры Биробиджанского района, отметила хорошие организаторские способности руководителя, увлеченность своим делом. Отметила, что Ольга Владимировна награждена знаком «Почетный работник культуры» за свой добросовестный долголетний труд.
Родители прошлых и нынешних выпускников дали высокую оценку деятельности коллектива:
Г.В.Ярыгина сказала, что микроклимат коллектива положительно влияет на взаимоотношения ребят. Занятия помогают всестороннему развитию как физическому, так и психологическому. Благодаря занятиям в коллективе ребята познакомились с культурой Китайской народной республики, Монголии, побывали во многих городах как Дальнего Востока, так КНР. Дети заняты любимым делом, а это главное.
Учителя начальных классов Назарчук Л.В., Соскова М.В., Каминская Л.П. отмечают, что ребята с удовольствием ходят на репетиции, получают положительный заряд после выступлений и всегда с удовольствием рассказывают о том, что в коллективе им очень хорошо, их там всегда ждут и очень рады общению с ними.
Моя мама, О.Ю Афанасьева, благодарна ансамблю «Алиса» и лично руководителю О.В Пономаревой за то, что помогли мне найти занятие по душе, реализовать мою мечту – научиться танцевать.
Мнение о коллективе большей части родителей совпадает: все довольны, что дети заняты полезным делом, что в коллективе «Алиса» очень надежные, ответственные педагоги, которые любят своё дело, любят детей и делают все для того, чтобы ребята почувствовали свою «нужность» в обществе.
Пожелания для коллектива были самые позитивные: большого творческого будущего, талантливых воспитанников, творческих идей, оптимизма и наград. И чтобы несмотря ни на какие кризисы коллектив продолжал существовать.



















Перспективы развития ансамбля в будущем
У танцевального коллектива «Алиса» есть будущее, потому что есть преемственность, каждый год приходят новые ребята, новая смена. Дети хотят танцевать.
У руководителя много планов на будущее. Это пополнение репертуара новыми танцами, приобретение красивых костюмов. А есть еще и мечта как у Ольги Владимировны, у ведущих хореографов, так и у их воспитанников – это большая сцена, дополнительные оборудованные классы для танцев и приобретение автобуса.
А если есть мечта, значит надо стремиться к ее воплощению. Пока в «Алису» приходят дети, она будет жить и развиваться. А значит, будут новые танцы и новые награды!




























Заключение
Делая выводы по всему выше сказанному можно отметить, что будущее у Народного ансамбля танца «Алиса» есть. И коллектив, и его руководитель полны энергии, творческих планов, идей, оптимизма. На сегодняшний день есть много предложений для совершения гастрольных поездок и выступлений как в районы области, так и в города Дальнего Востока и Китайской Народной республики.
Для плодотворной и прогрессивной работы коллектива необходима постоянная поддержка и понимание со стороны администрации района, администрации школы. Много лет прошло с того момента, когда поселок Птичник обрёл в лице ансамбля «Алиса» дополнительный очаг культуры и эстетического воспитания, где сохраняют, продолжая пропагандировать, лучшие традиции русского народного искусства танца. И сегодня ансамбль «Алиса» радует своих зрителей новыми танцами и постановками.
Благодаря занятиям в танцевальном ансамбле «Алиса» формируется гармонично развитая, дисциплинированная, раскованная, физически и психически здоровая, прекрасно адаптированная в обществе личность.



















Используемая литература
1. Статья «Закружилась в танце «Алиса», газета «Биробиджанская звезда», 26 августа 1997 года
2. Статья « Ездит «Золушка» по селам», газета «Биробиджанская звезда от 6 марта 1981 года № 49
3.Статья «Алиса» в стране танца», журнал «Лучшее в Биробиджане», декабрь 2008 год
4. Статья «Колодец положительных эмоций», газета «Ди вох» № 17, 29 апреля – 5 мая 2010 года
5. Статья «Алиса» - обладатель Гран-при», газета «Ди вох» № 20 от19-25 мая 2011 года
6. Статья «На балу у Золушки», газета «Ди вох № 2, 12 – 18 января 2012 года


















13PAGE 15


13PAGE 141415




15