Конспект урока История и причины возникновения денег

Учитель: Анискина Ирина Николаевна
Конспект урока по экономике в 6 классе. Тема: «История и причины возникновения денег. Свойства денег». Тема урока: «История возникновения денег. Свойства денег». Цели урока: Обучающие: 1. Раскрыть суть понятия «деньги». 2. Приучать учеников слушать, думать, делать умозаключения. Развивающие: 1. Развивать логическое мышление учащихся, учить, находить главное, существенное. 2. Развивать умение связать теоретический материал с жизнью. Воспитывающие: 1. Воспитывать любознательность, активность 2. Воспитывать чувства своей значимости, умения самоопределиться, самоутвердиться. Методы обучения:
По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
По степени взаимодействия учителя с учащимися: беседа, работа с учебником, проверочная работа.
Закрепление изученного материала.
Предварительная подготовка учащихся
Формы обучения:
Фронтальная
Индивидуальная
Оборудование урока:
Карточки с изображением предметов
Старинные монеты и купюры
Современные российские деньги
Рабочие тетради
Конспект урока по экономике с теоретическим обоснованием. Тема: «Деньги»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методическое обеспечение

Организа-ционный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь! Рад вас видеть снова. - Что вам было задано на дом?
Приветствуют учителя. Дежурный сообщает об отсутствующих. - Мы готовили тему «Из чего складывается цена»
Создание атмосферы доброжелательности. Настрой учащихся на урок.

2. Проверка домашнего задания.
- Итак, из чего же складывается цена? - А что такое цена? - А теперь проверьте ответы на задачи, которые вы решали дома Если кто-то допустил ошибки, вы их обязательно найдете после сегодняшнего урока.
- Цена складывается из затрат производителя на единицу продукции и прибыли от продажи единицы продукции. - Цена - это денежное выражение стоимости товара. (Проверяют свои ответы с ответами на доске)
Проверка домашнего задания Самопроверка

3. Изучение нового материала.
Тема нашего урока тесно связана с предыдущей. Скажите, какое понятие в экономике очень близко к понятию «цена»? - Правильно. Сегодня вы узнаете, что же такое деньги как понятие, мы заглянем в историю денег, познакомимся с деньгами Российского государства. Деньги появились очень давно, когда произошло разделение труда и возникла необходимость в обмене. Перед вами на столе карточка, на которой нарисованы: сосновая шишка, золотое кольцо, пачка чая, медная пластинка, корова, собака. Скажите, что из этих вещей можно использовать в виде денег? - Почему? - Здесь вы не совсем правы Вспомните историю: когда-то давным-давно у древних греков, римлян и славян деньгами был скот, потому что они занимались скотоводством. В Китае и Японии деньгами был рис, в Монголии – чай, в Новой Гвинее – собачьи зубы. Т.е. у каждого народа из массы товара выделялся наиболее важный и нужный, который представлял ценность для всех или для большинства. Давайте сформулируем определение: что такое деньги? - Верно, в тетради запишите число, тему урока и определение понятия «деньги»: «Деньги – своеобразный универсальный товар – эквивалент (равноценный заменитель), служащий для соизмерения различных видов труда и принимаемый в уплату за товары и услуги.» Со временем стало ясно, что деньги должны быть удобными. Такими удобными деньгами на многие годы стало золото. О том, где и когда появились первые металлические деньги нам расскажет (называется фамилия ученика) - Спасибо. Историю денег на Руси нам поведает (называется фамилия ученика) - Хорошо, спасибо. Твердая, т.е. постоянная, устойчивая, валюта появилась у России в 1704 году, денежную реформу осуществил царь Петр-I. Откуда же взялись бумажные деньги? Об этом нам поведает (называется фамилия ученика) - Замечательно. Вот мы с вами заглянули в историю денег. А скажите, ребята, какие современные деньги вы знаете? У нас в России какие деньги? - А какого достоинства деньги у нас выпускаются? - Правильно. Вот только среди бумажных есть еще 5000 купюра. Ребята, а какие еще современные деньги выпускают, кроме металлических и бумажных? - Пластиковые, ребята. Слышали про пластиковые карты. Это те же деньги, только для них не нужно большого кошелька. Снять деньги с пластиковой карты можно в любом банкомате, столько, сколько тебе необходимо. Пластиковые деньги появились на свет во Франции в 1974 году. А теперь откройте рабочую тетрадь на стр.87. Давайте разберем, какими свойствами должны обладать деньги и почему. Первое свойство читайте Как вы это понимаете? - Читаем второе свойство - Затрудняетесь, а ведь это просто: ценность денег не должна зависеть от величины монеты или купюры. Например, копейка – самая малоценная монета. Вот посмотрите на нее, какой она величины. Подержите в ладошке, ощутите ее вес. Если ценность будет зависеть от объема, то 5-тирублевая монета должна быть в 500 раз больше, чем копейка. А теперь посмотрите 10-рублевую купюру и представьте какой должна быть 5000-ная купюра. - Давайте-ка замерим длину купюры - Третье свойство - Верно, а для чего это надо? - Молодцы, читаем дальше - Значит не только краска не стиралась, но и - А металлические - Читаем дальше - Нет, ребята. Это имеется в виду, чтобы удобно было плачиваться, выпускаются деньги разного достоинства. При этом учитывается, монетами или купюрами какого достоинства легче сосчитать необходимое количество денег. Например, 100 рублей можно отдать одной купюрой, а можно разложить на части и отдать Как? - Правильно. И последнее свойство - Это свойство я вам объясню. Это обозначает, что на эти деньги можно купить, рассчитаться, положить в банк, хранить длительное время, не боясь, что они обесценятся, то есть проводить любые сделки.
- Наверное, деньги. . - Золотое кольцо - Потому что сделано из золота. - Деньги - это товар, который наиболее ценный для всех и которым измеряют цену других товаров. - Первую монету отчеканил царь государства Лидия Гиг в начале VII века до н.э. Потом монеты появились в Греции. Гиг чеканил монеты из сплава золота с серебром. В Греции счет велся на серебро, а в Риме - на медь. В Византии, Китае и Японии чеканили железные монеты. Они были разной формы и конфигурации. Вместе с первой монетой появились и фальшивомонетчики. В Греции их казнили, в Египте, Византии, России им отсекали руки. - Вместо монет в Древней Руси использовались металлические слитки – гривны. Их изготавливали во всех княжествах, но Новгородская гривна признавалась во всем мире. В XII веке на Руси ходили серебряные слитки весом в 200 граммов – рубли и стограммовые полтины. В 1380 году Дмитрий Донской начал чеканить свою монету – деньгу: 1 рубль – 200 денег. Главной монетой на Руси была копейка - серебряная монета весом 0,7 грамма с изображением всадника с копьем. Полкопейки – деньга, четверть – полушка, алтын – 3 копейки, гривна -10 копеек, а также полтина и рубль. Эти деньги были выпущены в 1654 году. Для проведения денежной реформы был создан монетный двор в Москве. Чтобы сберечь ценное серебро царь приказал печатать медные копейки. - Бумажные деньги были изобретены в Китае в 119 году до н.э. Причина – острая нехватка металла. Бумажные деньги снабжались подписями высших чиновников и красной императорской печатью. В Европе при нехватке монет использовались кожаные деньги. Первой стала использовать бумажные деньги Швеция в XVII веке. В 1769 году были выпущены бумажные деньги в России. - В России бумажные и металлические деньги - Бумажные: 10, 50, 100, 500, 1000 рублей, металлические: 1 копейка, 5, 10, 50, 1 рубль, 2, 5, 10 - .. - Однородность - Деньги должны быть у всех одинаковыми, например, металлическими и бумажными, чтобы каждый, у кого они есть, мог в своей стране купить что угодно, где угодно и у кого угодно. - Высокая ценность даже малого объема. - . - В 500 раз длиннее - 15 см. умножаем на 500- 7500см или 75 метров - Редкость. Наверное деньги должны быть такими, чтобы их ни с чем другим спутать было нельзя - Чтобы не выбросить случайно - Чтобы нельзя было легко обмануть продавца и покупателя. - Устойчивость к воздействию окружающей среды, а значит, возможность долговременного хранения - Чтобы, например, краска не смывалась. У нас мама один раз постирала 100 рублей и – ничего. - Не размокали - Не ржавели, не стирались, не меняли цвета. - Легкая делимость на части. Это что, чтоб разрывать что ли было легко? -.2 купюры по 50 рублей - 10 штук по 10 рублей - 20 штук по 5 рублей, металлических - Или 100 штук по 1 рублю - Относительная стабильность предложения
Сообщение темы и целей урока Развитие мыслительной деятельности Обучение умению делать умозаключения Работа с тетрадями Самоподготовка дома Опора на личный опыт Подключение зрительной памяти Развитие логического мышления

4. Закрепление знаний.
Переверните страничку выполним задание 1: 1.В чем причина появления денег? 2. Почему самыми распространенными были золотые и серебряные деньги? 3. Почему не было железных денег, хотя железо было хорошо известно и высоко ценилось? 4. Какие предметы в разных странах выполняли роль денег? 5. В чем причина появления бумажных денег? Когда и где появились первые: монеты? банкноты? пластиковые деньги?
- Деньги появились для удобства при обмене - Они высоко ценились всеми - Не устойчивы к воздействию окружающей среды - Рис, животные, металлы, меха, соль, табак, стекло. - Не хватало металла, удобнее в хранении и перевозке - В VII веке до н.э. - В 119 году до н.э. - В 1974 году
Активизация памяти, развитие речи.

5. Подведение итогов урока.
Все правильно! Молодцы! Итак, что нового мы узнали на уроке?
- Мы узнали много нового о деньгах: когда и зачем они появились. - Какими были деньги у нас и в других странах - Какие сейчас новые виды денег - Какими свойствами должны обладать деньги
Умение обобщать, выделять главное

6. Домашнее задание.
На этом мы можем закончить наш урок и записать домашнее задание. Теоретический материал стр. 86-87, выполнить задания в рабочей тетради № 2,4,5,6,7 Посмотрите, кому, что непонятно по домашнему заданию.
Записывают домашнее задание в дневниках
Развитие самоконтроля (Наиболее активным ученикам выставлены оценки)


ЧИСЛОВЫЕ РЕБУСЫ.
РЕБУС №1
РАЗГАДАЙТЕ ЗАШИФРОВАННУЮ В ТАБЛИЦЕ РУССКУЮ ПОСЛОВИЦУ, ИСПОЛЬЗУЯ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.
2
14
4
5
12
20
,
 
1
2
3
12
6
5
12
20
,
 

9
3
11
5
12
20
 
5
 
18
15
5
2
7
16
-
22
7

8
12
3
 
4
3
11
3
9
1
5
 
10
14
4
7
16
!

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
10, 3, 11, 12, 5, 13 – денежное пособие, получаемое гражданином от государства после достижения им преклонного возраста и при условии, что он отработал определенное количество лет. (ПЕНСИЯ)
15, 7, 16 – весенний месяц, предвестник каникул. (МАЙ)
Целеустремленный менеджер – это тот, кто имеет перед собой четко поставленную 21, 3, 23, 20. (ЦЕЛЬ)
18, 9 – змея. (УЖ)
1, 2, 3, 4, 5, 6 – предоставление банком денег в долг частному лицу или предприятию на условиях возвратности и платности. (КРЕДИТ)
Для того, чтобы произвести товар необходимо приобрести ресурсы. Средства, израсходованные на ресурсы – есть 22, 7, 6, 2, 7, 6, 28. (ЗАТРАТА)
8, 19, 17, 14, 4, 7 – то, к чему стремимся, продавая товар или что-нибудь обменивая. (ВЫГОДА)
ПОСЛОВИЦА: РОДИСЬ, КРЕСТИСЬ, ЖЕНИСЬ И УМИРАЙ – ЗА ВСЕ ДЕНЕЖКИ ПОДАЙ!
РЕБУС №2
РАСШИФРУЙТЕ СЕРБСКУЮ ПОСЛОВИЦУ, ИСПОЛЬЗУЯ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, И УЗНАЙТЕ СОВЕТ КАК РАЗБОГАТЕТЬ
 
10
20
12
21
13
 
16
2
9
1
6
11
2
14
13
14
18

14
6
16
11
20
17
 
19
6
10
6
7
6
22
,
12
13
7

16
2
9
6
16
8
14
18
19
17
,
14
6
16
11
20
17
 

 
 
 
 
 
9
6
10
6
14
6
7
.
 
 
 
 
 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
1, 2, 3, 4 – кредитное учреждение. (БАНК)
5, 4, 6, 3, 6, 7, 8, 4, 2 – наука о ведении хозяйства. (ЭКОНОМИКА)
12, 13, 4 – одна из форм безналичных денег. (ЧЕК)
14, 6, 15, 2, 16 – продукт труда, созданный для обмена. (ТОВАР)
17, 4, 6, 16, 18 – то, без чего корабль не может встать на стоянку. (ЯКОРЬ)
9, 2, 10, 6, 11 – ценная вещь, которую можно отдать, чтобы получить деньги в долг. При возврате денег вещь возвращается. (ЗАЛОГ)
19, 4, 20, 21, 2, 22 – ребенку, не желающему употреблять на завтрак кашу, говорят: “. кашу”. (СКУШАЙ)
ПОСЛОВИЦА: ЛУЧШЕ РАЗБОГАТЕТЬ, ТОРГУЯ СОЛОМОЙ, ЧЕМ РАЗОРИТЬСЯ, ТОРГУЯ ЗОЛОТОМ.
РЕБУС №3
РАСШИФРОВАВ РЕБУС ПРИ ПОМОЩИ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ, СМОЖЕТЕ ПРОЧЕСТЬ ИЗВЕСТНУЮ ПОСЛОВИЦУ.
9
 
17
13
3
15
5
2
16
6
 

3
13
 
8
10
12
18
12
,
2
 

1
13
4
 
3
6
11
 
12
13
16

 
 
 
1
7
14
13
13
.
 
 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
1, 2, 3, 22 – учреждение, которое собирает, хранит, накапливает, а также дает деньги в долг. (БАНК)
9, 10, 11, 7 – антоним слова “мокро”. (СУХО)
5, 26, 7, 8 – старинная монета на Руси, равная 2 копейкам. (ГРОШ)
13, 14, 15 – природный ресурс, на который спрос увеличивается под Новый год. (ЕЛЬ)
4, 6, 16, 2 – времена года, когда особенно повышается спрос на зимнюю одежду. (ЗИМА)
17, 18, 12, 13, 14 – птица с длинным и крепким клювом, которую называют санитаром леса. (ДЯТЕЛ)
ПОСЛОВИЦА: С ДЕНЬГАМИ НЕ ШУТЯТ, А БЕЗ НИХ ТЕМ БОЛЕЕ.
РЕБУС №4
РАСШИФРОВАВ РЕБУС ПРИ ПОМОЩИ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ, УКАЖИТЕ КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЕШАЕТ ЭКОНОМИКА.
 
 
 
7
4
8
7
19
8
16
6
3
 
 

1
12
7
8
7
6
3
23
9
4
12
3
2
3

13
15
7
17
14
9
6
11
6
3
 
 
 
 

5
19
14
5
21
10
4
5
:
 
23
10
7
,

12
11
12
 
3
 
20
14
5
 
12
7
24
7

13
15
7
3
18
19
7
20
3
10
22
22
.
 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
1, 2, 3, 4, 4, 3, 5 – выпуск бумажных денег и монет. (ЭМИССИЯ)
15, 16, 17, 11 – природный ресурс, обитающий в воде и не издающий никаких звуков. (РЫБА)
21, 11, 8, 22 – денежная единица Китая. (ЮАНЬ)
12, 11, 13, 3, 10, 11, 14 – то, что необходимо для открытия предприятия. (КАПИТАЛ)
23, 11, 4 – то, при помощи чего измеряется время. (ЧАС)
6, 7, 8, 9, 10, 11 – металлические деньги. (МОНЕТА)
18, 11, 19,7, 20 – предприятие, производящее станки, оборудование и др. (ЗАВОД)
24, 15, 7, 30 – древнерусская медная монета. (ГРОШ)
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ: ОСНОВНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ЯВЛЯЮТСЯ: ЧТО, КАК И ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ.
РЕБУС №5
РАСШИФРОВАВ РУССКУЮ ПОСЛОВИЦУ, ВЫ  УЗНАЕТЕ СОВЕТ, КАК БЫТЬ БЕРЕЖЛИВЫМ.
4
17
11
 
16
7
9
14
3
10
 

 
3
6
 
1
6
7
6
8
6
17

,
 
5
2
12
 
7
18
1
15
13

3
6
 
5
17
11
9
17
.
 
 

1, 2, 3, 4 – учреждение, функцией которого является хранение денег, кредитование. (БАНК)
5, 1, 6, 7, 6, 8, 6, 3, 9, 6 – деньги, которые население откладывает на большую покупку. (СБЕРЕЖЕНИЕ)
7, 10, 3, 11, 4 – место торговли, обмена товарами и услугами. (РЫНОК)
12, 13, 5, 11 – ресурс, используемый для производства колбасных изделий. (МЯСО)
2, 14, 2, 3, 5 – часть денежных средств выдаваемых в счет предстоящих платежей. (АВАНС)
3, 2, 15, 11, 16 – обязательный платеж государству. (НАЛОГ)
16, 11, 5, 18, 19, 2, 7, 5, 17, 14, 11 – территория, которую объединяет общий язык, интересы, законы, обычаи. (ГОСУДАРСТВО)
ПОСЛОВИЦА: КТО ГРИВНЫ НЕ БЕРЕЖЕТ, САМ РУБЛЯ НЕ СТОИТ.



Заголовок 215