Интегрированный урок русского языка и окружающего мира на тему Род имени существительного. Водоемы
Интегрированный урок русского языка и познания мира
Тема: Закрепление. Имя существительное. Водоёмы.
Цель: повторить и обобщить знания об именах существительных; закрепить знания водоёмов.
Задачи: -закрепить знания о водоёмах;
- повторить знания об имени существительном как части речи, закрепить умение определять род имен существительных, образовывать форму множественного числа;
- закрепить навык написания собственных имён существительных;
- расширить знания о водоёмах нашего края.
Дид. материал: карточки с названиями водоёмов, фотографии водоёмов.
Ход урока: 1. Орг. момент.
2. Введение в тему урока.
Запись числа.
Сегодня у нас необычный урок. На уроке мы повторим и обобщим знания об имени существительном. А на какую тему мы будем говорить, вы узнаете, разгадав кроссворд.
Какое ключевое слово? (Водоём )
Что такое водоём? ( ёмкость- углубление, где скопилась вода и где она хранится)
3. Словарная работа.
( Учитель на доске записывает слово ВОДОЁМ)
Что вы можете сказать о словообразовании этого слова?( Оно образовано корнями двух слов. Выделим первый корень. Для этого подберём однокоренные слова : вода, водный, водяной. Второй корень найдём в словах ёмкость, ёмкий (вместительный). Корни соединены гласной о.
Назовите орфограммы.( проверяемая безударная гласная О, воды и соединительная гласная О)
Проговорить и прописать это слово.
4. Имя существительное.
На уроке познания мира мы проходили различные виды водоёмов. Вспомните и назовите их.
( Ученики называют, учитель вывешивает карточки с названиями: река, озеро, океан, ручей, море, пруд, водохранилище, канал).
Какой частью речи являются эти слова? ( существительными, отвечают на вопрос что?, обозначают понятия)
На уроке познания мира мы делили эти слова на две группы : искусственные водоёмы и естественные. А на уроке русского языка будем делить эти слова на три группы. Кто догадался, по какому признаку будем делить слова? (по родам)
Как определить род имени существительного? (подобрать слова: мужской род- он мой, женский род- она моя, средний род- оно мое).
У 1.
ж. р. м. р. ср. р.
река канал озеро
пруд море
океан водохранилище
ручей
Проверка.
Мы знаем, что имена существительные могут изменятся по числам. Образовать форму множественного числа этих сущ.
Река- реки, озеро- озёра, море- моря, пруд- пруды, канал- каналы, ручей- ручьи, океан- океаны , водохранилище- водохранилища.
Сейчас мы поиграем в игру «Самый». Я задаю вопрос, вы отвечаете полным ответом, ответ записываете.
У.2.
Какая самая длинная река Казахстана?
Самая длинная река Казахстана- Иртыш.
Какое самое большое озеро в Казахстане?
Самое большое озеро в Казахстане- Каспийское море.
Какое самое древнее озеро в нашей стране?
Самое древнее озеро в нашей стране- озеро Балхаш.
·Назовите слова, которые написали с заглавной буквы. Объясните правописание этих слов. (Имена собственные пишутся с большой буквы.)
5. Физминутка.
Я называю собственные имена существительные, если это названия водоёмов, вы встаёте. Если другие географические названия, не встаёте.
Астана, Урал, Павлодар, Сырдарья, Кокчетав, Чу, Алматы, Алаколь, Зайсан.
6. Водоёмы нашего края.
Сегодня я хотела бы вам рассказать о водоёмах нашего края, об искусственных водоёмах. Вспомните их. (Пруд, канал, водохранилище)
Какое огромное водохранилище находится близ города Алматы? (Капчагайское водохранилище) Прикрепить фото. Что вы о нем знаете? ( Оно создано на реке Или 30 лет назад) В длину водохранилище 180 км, а в ширину 22 км. В месте, где заканчивается водохранилище и продолжается река Или, построили огромную гидроэлектростанцию. При помощи воды вырабатывают электрический ток. В водах Капчагая водится огромное количество рыб: сазан, судак, сом, лещ. На фотографии видно, в узком месте Капчагая расположен железнодорожный мост. Вода Капчагая используется для полива огромного количества полей.
Теперь я вам расскажу об еще одном искусственном водоёме- Первомайских прудах. Прикрепить фото.
Пруд- это искусственное озеро. Называют Первомайские пруды потому, что их три. Между собой они соеденены протоками. Пруды расположены в 8 км от города Алматы. Это очень загадочное место. Говорят, что раньше на месте этих прудов стоял женский монастырь. Но в смутные времена монастырь разрушили, а монашек убили. С тех пор в этих местах происходят загадочные, необычные истории. Прочитайте об этом.
Когда мы ездили в дендрарий, то проезжали реку Чилик. Это быстрая, полноводная горная река. Часто людям, живущим по берегам, Чилик приносил беды: весной разливался, приносил селевые потоки. А в другой стороне протекает другая река- Чемолган. Она тихая, медленная, в ней мало воды. И вот, люди прорыли канал (искусственную реку), по которому вода из реки Чилик протекала в реку Чемолган. Это канал назвали Большим Алматынским каналом (БАК). БАК протекает ипо территории города Алматы, его можно увидеть, когда поедете на вокзал Алматы1.
В нашем крае огромное количество водоёмов и искусственных и естественных. Каждый водоём имеет своё название, свою историю. Ищите и изучайте информацию об этом- это наша Родина. А мы, как любящие дети, должны знать историю нашей Родины.
7. Закрепление.
Каждый водоём имеет своё название. В русском языке названия называются собственными именами существительными. Как пишутся имена собственные? ( правило) Закрепим умение писать собственные имена.
У.4. Списать, раскрывая скобки. Ученик проговаривает.
На берегу (К,к)апчагайского водохранилища расположены зоны отдыха. (Б,б)ольшой (А,а)лматынский канал соединяет реку (Ч,ч)илик с рекой (Ч,ч)емолган. На (П,п)ервомайских прудах каждый год проводятся соревнования по гребле на байдарках.
8. Рефлексия.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что бы вы хотели узнать еще?
Какие правила повторяли?
9. Домашнее задание.
Написать 10 названий водоёмов нашего края.
15