Интегрированный урок русского языка и окружающего мира на тему Красная книга


Урок русского языка
2 класс

Тема: Повторение способов и приёмов проверки орфограмм
Цели:
Повторить три правила, которые «учат писать корень»: о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных.
Повторить разные способы действий при записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу по нормам (орфоэпически-графическим), 3) слышу и/но пишу, выбирая букву
Упражнять в решении орфографических задач, в графическом обосновании орфограмм и проверочного слова. Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов.
УУД
Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов.
Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой.
Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова.
Наводить справку о написании слова в орфографическом словаре, в этимологическом словаре.

Определение темы урока
Прочтите слова на слайде и попробуйте по ним определить тему нашего урока
(Орфограммы корня)

Актуализация знаний.
Рассмотрите схему, попробуйте по ней рассказать о том, какие знания нам нужны?
(слайд)
Вернемся к словам. А к какой группе мы отнесем слово книга? ( ни к какой, его мы пишем, как слышим)

Постановка целей урока.
 Чтобы наш урок был успешным, мы должны поставить определённые цели.
- Каких целей мы должны достичь на уроке?
Я повторю (орфограммы корня)
Я научусь (подбирать проверочные слова, для чего? – чтобы грамотно  писать)
Я узнаю.
Сегодня я хочу, чтобы вы узнали об одной важной книге (слайд) – Красной книге
- А как вы думаете, что же записывается в Красную книгу?
«В Красную книгу вносят сведения о редких и исчезающих представителях живой природы: растениях и животных, которые нуждаются в охране и спасении»


Человек живёт на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями.
Михаил Пришвин сказал: «Мы хозяева нашей природы». (запись на доске)
Вслушайтесь в это слово – «хозяева». Но всегда ли по-хозяйски мы относимся к окружающей нас природе? Мы дохозяйничали до того, что на нашей планете стали исчезать растения и животные. И в этом огромная вина человека.
- Почему некоторых животных и растений остаётся так мало на Земле или они вообще исчезают?
Да, люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а другие нахо-дятся на грани исчезновения. Это означает, что их мало, что они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.

Сегодня многие страны имеют национальные Красные книги. (слайд)
- Как вы думаете, почему переплёт этой книги красного цвета?
- Красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.
- Он, как красный цвет светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!
«Красная книга – это особая и важная природоохранная книга».


Чистописание
Назовите первую букву каждого слова. Давайте используем её для минутки чистописания. 1) Но сначала выполним росчерки, в которые входит элемент этой буквы. Пропишите строчку. (запись на доске)
2) Запишите половину строки заглавную и строчную буквы К в чередовании (образец записи на доске)
3) Запишите словосочетание Красная книга.

Страницы Красной книги разноцветные. Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый.
Зелёная – восстановленные виды
Жёлтая – редкие виды
Красная – исчезающие виды
Чёрная – уже вымерли

А мы отправляемся на зеленые страницы Красной книги.


Словарная работа

Давайте побываем на желтых страницах. Эти страницы говорят о том, что есть на Земле животные и растения, которых осталось мало, и люди делают всё для того, чтобы они не исчезли совсем.
(Показ слайдов с опроговариванием орфограмм)
Страус – самая крупная птица, которая не умеет летать.

Леопард - самые скрытные из больших кошек, поэтому выследить их практически невозможно. Что самцы, что самки – это беспощадные машины для убийства и убивают все что видят. Любят прятаться на деревьях и подолгу вылизывать свою шерсть.

Морж – у него толстая кожа покрыта короткими прилегающими жёлто-бурыми волосами, но с возрастом их становится меньше, и у старых моржей кожа почти совершенно голая.

Ландыш – этот прекрасный цветок лекарственное растение, он ядовит. Легенда рассказывает, что он вырос там, где упали слезы девушки, которая ждала своего жениха из далекого похода.

Жираф –его рост до 6 м. Не умеет быстро бегать. У жирафов черный язык до 45 см.

Лотос – живет в воде всего 4 дня. Цветы раскрываются только ночью. А в Индии это растение считается священным, есть даже храм Лотоса.

Лев – оказывается, охотятся только львицы, и только когда ей не удается завалить крупное животное, на помощь приходит лев.

-Запишите слова по памяти, обозначьте орфограмму графически.
Проверьте (слайд)
Работаем устно.
Прочтите слова: прекрасный, грустный, радостный, прелестный (слайд) Объясните их написание. Соедините с названиями животных и растений по смыслу так, чтобы у вас получились словосочетания. (работа у доски)

Физминутка (прохлопать, услышав не название птицы)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи
Прилетели, птицы: Голуби, синицы. Аисты, вороны, Галки, макароны!
Дети хлопают.
Прилетели птицы: Голуби, куницы!  Прилетели птицы:  Голуби, синицы,
Страусы, чижи
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, соловьи,, стрижи,  Аисты, кукушки дятлы и лягушки

Прилетели птицы: Голуби, синицы Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Лебеди, скворцы

Тест
А теперь я вам предлагаю посетить красные страницы книги. Здесь записываются животные, которые продолжают исчезать.
Мы будем рассматривать животных, занесенных на эти страницы и выполнять задания теста. Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из ответов. Выбранный ответ записывайте буквой в тетрадь.
(Показ на слайдах животных и заданий теста)

А) Водяной орех
Его ещё называют рогульником- на зрелых костянках твердые, изогнутые “рога”. Ими водяной орех, как якорь, цепляется за неровности на дне. В некоторых местах его называют чертовым орехом. Действительно, можно углядеть в плодах сходство с рогатой головой чертика.  
Сколько непроверяемых безударных гласных в корнях этих слов?
Одна (п)
Две (б)

Б) Речной бобр
Речной бобр – животное, которое по вине человека чуть не исчезло с лица нашей планеты. Всему виной стала его красивая шкурка, из которой в больших количествах шили шапки и шубы. Голый черный хвост покрыт чешуей, у основания хвоста речного бобра имеются две железы, которые вырабатывают пахучее вещество, которое люди используют в парфюмерии.


Выбери проверочное слово:
речка ( Е )
река ( У )

В) Красный волк
Красные волки – чрезвычайно «разговорчивые» звери. Они почти постоянно издают тихое поскуливание.
Какая орфограмма есть в корнях этих слов?
Безударный гласный ( М)
Парный согласный ( Л )

Г) Ночница
Приносит пользу тем, что уничтожает много комаров. Интересна тем, что на зиму улетает.
Безударный гласный в корне этого слова:
проверяемый ( Ы )
непроверяемый ( И )

Д) Венерин башмачок
Забрела однажды в северные леса Венера, и, увидев дорогую гостью, страшно обрадовались ей все цветы и деревья. Сразу посветлел их наряд, и небо очистилось от серых туч, а любопытное солнышко тотчас выглянуло из-за облаков. И соловей откуда-то прилетел, начал богиню красоты славить, а Венера, притомившись и устав после долгой дороги, присела на лужайку и башмачки свои сбросила - пусть ноги отдохнут... когда же домой уходила, про башмачки свои позабыла, и превратились они в чудный цветок. Увидели его люди, так и назвали: "венерин башмачок".
На месте безударного гласного звука нужно писать :
букву О ( Л )
букву А ( Й )

Какое слово получилось? – белый
Название какого животного начинается с этого слова? (белый медведь) (слайд)
Он тоже занесен в красную книгу и находится на её красных страничках.
Белый медведь – не впадает в спячку. Живет в Арктике. Они большие чистюли, каждый день моются по 20 мин. А кожа под белым мехом у них черная.

Самостоятельная работа
Следующее задание – по ступенькам. На доске текст.
Зеленые колокольчики – списать, вставить буквы.
Синие – выписать однокоренные слова
Красные – разобрать по составу любые два имени существительных
Белый м.две.ь – кру.ный хищ.ный зверь. Шу.ка его белая, как сне. . Под шерст.ю слой ж.ра. В такой шубе ему не страшен моро. .
Результат этого задания вы узнаете завтра. Кто смог подняться на ступеньку выше?

А давайте побываем на черных страницах Красной книги . Выполнив задание в паре, вы узнаете, сколько зверей полностью исчезли за последние сто лет. (25)

вода
земля
звёздный
мак
известный
травка
глазки
сердце
честный
рог
след
светло















Обозначьте цифрой орфограмму в корне каждого слова. Посчитайте общий результат

Проверяемый безударный гласный
Парный согласный
Непроизносимый согласный

Итог урока.
- Удалось ли нам достичь тех целей. Которые мы ставили перед собой?
Рефлексия
Прикрепите цветную страничку к доске:
Красная-всё понравилось, всё понятно
Зеленая - иногда допускал ошибки
Желтая- допускал много ошибок, было трудно
Черная- ничего не понятно
























[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]









13PAGE 15


13PAGE 14415




15