Интегрированный урок окружающего мира и русского языка во 2-ом классе по теме: «Берёза- символ России».
Интегрированный урок окружающего мира и русского языка во 2-ом классе по теме: «Берёза- символ России».
Цель урока:
- уточнить знания учащихся о растениях родного края и сформировать преставление о берёзе как символе России.
Задачи урока:
- повторить различные виды разбора (фонетический, морфемный, синтаксический).
- развивать устную и письменную речь учащихся.
- воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к родной природе.
Оборудование:
- картины с изображением берёзы в разное время года;
- таблички со словами «туесок, бусы, кузовок, игрушки, берёзозол, берёста);
- карточки с заданиями;
- звукозапись;
- толковый словарь В.И.Даля;
- портрет М.И.Глинки.
Ход урока.
Учитель начинает беседу.
Ребята, на прошлом уроке – экскурсии мы познакомились с растениями родного края. Я прошу вас вспомнить их названия (рябина, тополь, шиповник, сирень)
Отгадайте загадку, о каком растении идёт речь:
Стоит Алёна- платок зелёный,
Тонкий стан- белый сарафан.
- Да, действительно речь идёт о берёзе.
Учитель включает звукозапись русской народной песни «Во поле берёзонька стояла»
Затем педагог сообщает, что берёзы растут во многих странах мира, но ни в одной из них к этим стройным, белостволым растениям не относятся с таким уважением и любовью, как в нашей стране. Композитор М. И. Глинка (учитель демонстрирует портрет), когда возвращался на Родину, переехав границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко, в пояс, поклонился белой берёзке, символу своей родины.
- А вы обращали внимание, как красиво и благозвучно слово «берёза» ?
- Произнесите это слово с нежностью в голосе.
- Сколько в нём слогов? Звуков?
- Подберите однокоренные слова (берёзка, берёзонька, подберёзовик, берёзовый), разберите их по составу.
-Устно составьте с этими словами предложения.
-Вспомните стихи русских поэтов о берёзе (дети читают стихи).
Физминутка:
Руки подняли и покачали-
Это берёзки в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Руки расправили и помахали –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, сейчас мы покажем:
Крылья сложили назад.
Далее учитель предлагает вниманию детей четверостишие.
Наряд её летний чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
(В. Рождественский)
Задание:
-Выразительно прочитайте четверостишие.
-Назовите орфограммы: безударные гласные, проверяемые согласные, непроизносимые согласные.
- Постарайтесь его запомнить и написать по памяти.
Проходит самостоятельная работа учащихся и самопроверка с оригиналом.
Учитель продолжает беседу:
- Ребята, а вы задумывались, какую пользу приносит человеку берёза?
Из древесины берёзы делают фанеру различных сортов, лыжи, санки, из берёсты- поделки, украшения.
На доску вывешиваются таблички со словами:
Туесок, бусы, кузовок, игрушки.
-Как вы понимаете слово «кузовок»? Подберите для него синоним (корзина из берёсты). А вы знаете, что все эти предметы можно сделать из берёсты?
В лесах Карелии тоже растёт берёза. Это особая форма берёзы, ствол имеет много утолщений. Древесина у неё необычная. На отшлифованном спиле хорошо видны темно-коричневые или бурые полоски, штрихи, завитки, завитки, создающие неповторимые рисунки. Мебель, изготовленная из карельской берёзы, относится к предметам художественной ценности. Из древесины этого дерева изготавливают шкатулки, шахматы, брошки, бусы. Все стволы карельской берёзы взяты на учёт, вырубка производится только по особому разрешению правительства республики, так как места её естественного произрастания и искусственные посадки (около деревни Царевичи) объявлены заказниками.
Далее учитель предлагает ребятам выполнить задание по карточкам.
Вставьте нужное по смыслу слово, можно использовать слова для справок, но я порадуюсь, если вы вставите свои прилагательные.
Разберите по членам предложения первое предложение.
Я люблюберёзу. Это дерево радует человекакрасотой. Люблю прислушиваться к шелесту листьев красавицы.
Слова для справок: русская, карельская, белоствольная, восхитительная, нежная, трогательная, изумрудные, бархатистые. Работа заканчивается взаимопроверкой.
Дальнейшая работа происходит со словарём В. И. Даля (у учащихся имеются распечатанные листы из словаря).
Обратимся к толковому словарю русского языка В. И. Даля. Там написано следующее: берёза (ж) – дерево, от старинного слова береза, бывает шерстолистая, пушистая и плакучая. (Берёза- не угроза: где стоит, там и шумит.) От слова берёза образовано существительное «берёзозол», что означало в старину название месяцев «март» или «апрель», так как в этот период начиналось весеннее сокодвижение. Почки берёзы использовали в лечебных целях.
На следующем этапе работы учитель предлагает детям объединиться в группы и составить пословицы, которые находятся в деформированном виде (каждая группа получает конверт с заданиями).
Происходит коллективная проверка.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Родина - наш дом, в котором мы вместе живем.
Беречь природу - значит беречь Родину.
Чужбина- калина, Родина- малина.
Карельская берёза не велика, но людям дорога.
Затем учитель предлагает учащимся ещё несколько заданий.
Как вы понимаете эти пословицы.
Запишите две понравившиеся вам пословицы.
Подчеркните буквы, которые служат для обозначения мягкости предыдущего согласного.
В конце урока педагог обращает внимание детей на то, что не только в старину с таким почтением и любовью относились к этому растению, но и до сих пор люди чтят его. Об этом свидетельствует звукозапись песни, которую исполняет С.Безруков «Почему так в России деревья шумят) Включается запись песни.
Если остаётся время, можно предложить учащимся нарисовать рисунок с изображением русской красавицы, о которой шла речь на уроке.
Домашнее задание.
Подобрать материал для сборника «Символ России – берёза» (стихи, пословицы, поговорки, загадки, иллюстрации)
15