Доклад на тему: «Управление самостоятельной учебной деятельностью учащихся на уроках химии как средство формирования социально значимых качеств личности »
Доклад на тему:
«Управление самостоятельной учебной
деятельностью учащихся на уроках химии
как средство формирования социально
значимых качеств личности »
Проблема преподавания учебного материала на уроках естественнонаучного цикла в современных условиях является одной из самых актуальных. Согласно Концепции стандартов образования, изучение естественных дисциплин должно обеспечивать знание учащимися фундаментальных законов природы, обобщенных и систематизированных в современные научно-природ ные теории, формировать научное мировоззрение, знакомитть с основами современного производства.
Природные элементы, вещества и процессы, изучающиеся на уроках, требуют описания и анализа. В связи с этим педагогу целесообразно анализировать понятия, используюя методологические основы философии, физики, химии, биологии, географии, математики, теории систем и тому подобное. Системный подход позволит учителю выделить различные компоненты, их структуру и свойства в связи с применением, показать их как единое целое, а ученику - создать индивидуальную модель познания научной картины мира.
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и реального развития творческих способностей каждого ученика педагогу необходимо:
1. Разработать систему совместной учебной деятельности с учащимися, в которой отношения между ними и учителями, а также между самими учащимися в процессе обучения позволяют развивать личность.
2. Конкретизировать мероприятия и мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках (в системе уроков).
3. На базе традиционных методологий работы на уроке (лекции, практические и самостоятельные работы) разработать и творчески применить нетрадиционные формы организации обучения. Среди них могут быть ученический диалог, информационный марафон, аукцион деловой информации, учебная дискуссия и тому подобное.
4. Организовать самостоятельную работу учащихся со справочниками, пособиями, научной и научно-популярной литературой согласно изучаемым на уроках темам.
Управление познавательной деятельностью учащихся должно способствовать развитию личности с логическим типом мышления, который позволяет учащимся понять сущность предмета, цель изучаемого установить различные связи между известными знаниями, неизвестными явлениями и процессами, которые изучаются или исследуются на уроках. Понятно, что стиль мышления, обусловленный усвоением научных понятий, порождает изменение других познавательных процессов. Поэтому при организации познавательной деятельности учащихся на уроке учителю следует уделить особое внимание управлению вниманием, памятью, развития языка, чувств, волевых черт характера учащихся.
Лучше усваиваются те знания, которые получены самостоятельно, имеют связь с практической деятельностью, применяются на личном опыте. Это общеизвестный факт. Поэтому во время организации познавательной деятельности учащихся на уроках (и в по заурочное время) чрезвычайно важное место занимают методы самостоятельного приобретения знаний учащимися. Самостоятельная работа проектируется учителем или учителем вместе с учениками,а происходит под его руководством и контролем.
Широкое применение методов самостоятельного приобретения знаний учащимися на уроках позволяет успешно решать многие учебно-воспитательные задачи:
• повысить сознание и прочность усвоения знаний учащимися;
• выработать у них умение и навыки, которые требует учебная программа;
• выработать навыки пользования приобретенными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезном труде;
• развить у учащихся познавательные способности, наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность во время усвоения знаний;
• привить им культуру умственного и физического труда, коммуникативные навыки;
• подготовить учеников к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразованием после окончания школы.
Самостоятельная работа учащихся на уроках проводится по специальным заданиям. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников.
Характерным признаком метода обучения является тип познавательной деятельности. В соответствии с этим различают три типа самостоятельной работы: 1) репродуктивные (копировальные) 2) частично-поисковые (эвристические) 3) исследовательские.
Задания для самостоятельных работ первого типа содержат требование выполнить то или иное действие по образцу или исполнть, как говорится, «близкий перенос» знаний.
Самостоятельные работы частично-поискового характера подталкивают учащихся к вполне сознательной деятельности. Задачи для такого типа работ дают ученикам возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основе имеющихся знаний.
Исследовательские самостоятельные работы - один из методов проблемного обучения. Кроме названных признаков самостоятельные работы имеют характерную особенность, это касается организации этого метода. По этому признаку самостоятельные работы делятся на фронтальные (общеклассные), групповые и индивидуальные (в том числе дифференцированные). Все самостоятельные работы по дидактической цели можно поделить на пять групп:
1. Получение новых знаний и овладения умениями же стоянно приобретать знания.
2. Закрепление и уточнение знаний.
3. Выработка умений применять знания на практике.
4. Формировать умение творческого характера.
5. Формировать умение практического характера.
При организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся учитель должен учитывать следующие особенности:
1. Самостоятельная работа должна иметь четко сформулированную цель, которая может быть сформулирована как лично учителем, так и совместно с учениками, причем во втором случае значительно возрастает мотивацийнисть обучения.
2. Каждый ученик должен знать порядок и приемы выполнения работы. Сначала у учащихся следует формировать простейшие навыки самостоятельной работы (составления схем, простых подсчетов, решение не сложных задач и т.п.).
3. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика работать напряженно во время ее выполнения.
4. При организации самостоятельной работы необходимо учесть, что для приобретения знаний, умений, навыков разным ученикам необходимо разное время.
5. Задачи, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызвать интерес учащихся, развивать познавальные способности, инициативу в принятии решений, творческое мышление.
6. Самостоятельные работы учащихся следует планомерно и систематически включать в учебный процесс, постепенно чередуя четыре типа самостоятельной работы: воспроизводение по образцу, реконструктивно-вариативной, творческой и эвристической согласно индивидуально-типологических особенностей учащихся.
7. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание преподавания материала учителем с самостоятельной работой учащихся.
При организации самостоятельной работы влиятельным критерием для выбора методов обучения является показатель в готовлености учащихся к такой деятельности. Для организации самостоятельной работы учащихся с низким уровнем подготовленности к самостоятельной познавательной деятельности нужно применить информативно-объяснительные и инфор тивно-эвристические методы, для школьников со средним уровнем подготовленности - информативно-эвристические и проблемно-поисковые, однако, в случае необходимости, предоставляются и задачи информативного характера. для организации работы учащихся с достаточно высоким уровнем в подготовлености учащихся частично-поисковые и исследовательские методы с преобладающим влиянием последних. При этом надо помнить, что ученики с первой и второй групп тянутся к опоре и наглядности.
Работа учащихся на уроке может осуществляться как индивидуально по соответствующим задачам, так и в парах или группах в соответствии с их уровнем компетентности. Задача дифференцируються по принципу индивидуального подхода. Состав групп учащихся не должен быть постоянным: с ростом возможностей ученика его переводят в другую группу.
Управлять самостоятельной работой учащихся необходимо соответнно с принципами дифференцированного обучения. Одни ученики нуждаются в большей помощи, другим нужно помогать эпизодически, третьим можно предоставить полную самостоятельность.
В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся учитель может оказывать им такие виды помощи:
1) указать тип задачи, правило, которым нужно пользовате ся;
2) приложение к заданию в виде опорной схемы, алго ритма или образца;
3) инструктаж по выполнению работы;
4) указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания;
5) наведения на поиск решения с помощью ассоциации;
6) наведения ответа, результата;
7) расчленение сложной задачи на ряд элементарных;
8) предупреждение о наиболее типичных ошибках;
9) указать источники, в которых можно найти информацию по выполнению работы, и тому подобное.
Важно научить учеников сворачивать и схематично представлять новую информацию, ориентировать их не на прослушивание, а на понимание и анализ. Непроизвольному пониманию способствует и широкое использование наглядности, когда объединяются в единое целое слово и образ явления, предмета или процесса.
Наиболее распространенными являются следующие виды самостоятельных работ:
• Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: перевод основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту, короткого конспекта текста, сравнительной таблицы или опорной схемы; построение структурно-логических схем; поиски ответа на поставленные к тексту вопросы; составление вопросов или задач
согласно разработанного текста; анализ, сравнение, обобщение и систематизация нескольких параграфов; работа с первоисточниками, картами, справочниками, научно-популярной литературой и т.д., конспектирование прочитанного. • Упражнения: тренировочные по образцу, на опознание объектов или явлений, на выявление всех признаков понятия и их связей; реконструктивные упражнения; различные тесты; составление задач, тестов и их решения; проверка ответов других учеников, оценки их деятельности на уроке; упражнения, направленные на выделание определенных практических умений и навыков.
• Практические и лабораторные работы; домашние лабораторные опыты и наблюдения.
• Выполнение индивидуальных и групповых задач в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
• Подготовка сообщений, докладов, рефератов.
• Техническое моделирование и конструирование.
• Создание учебных проектов.
Управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся удобно с помощью технологических карт изучения отдельных тем. Технологическая карта как форма планирования позволяет представить учебный процесс в виде целостной системы на учебных занятиях, которые взаимосвязаны по этапам обучения: целевым, содержательным, операционно-дияльностным, контрольно-регулирующим, рефлексивным.
Логика конструирования технологической карты темы может быть представлена следующим образом:
1. Определение конечных результатов изучения учебной темы в действиях учащихся:
• ученики знают (факты, понятия, законы (формулы, пра вилы, теоремы), теории);
• ученики умеют (общие и специальные учебные умения).
2. Определение первого и заключительного учебных занятий:
• вступительное учебное занятие;
• учебное занятие по проверке и оценке усвоенных учащимися знаний и умений;
• учебное занятие по корректировке знаний и умений;
• обобщающее занятие.
3. Распределение содержания темы на блоки.
4. Определение в каждом смысловом блоке количества и типов учебных занятий.
5. Прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия в блоке учебных занятий.
6. Подбор задач для самоконтроля учащихся.
На первом же учебном занятии (как правило, оно вступительное) учитель информирует учеников о новой тему, формулирует конечные результаты ее изучения в действиях учащихся, знайте момент их с содержанием учебного материала в соответствии с технологичной картой.
Результаты процессов обучения и управления учебной деятельностью учащихся получают с помощью взаимосвязи, контроля, благодаря чему устанавливается дальнейшее направление деятельности, анализируется фактический результат, корректируются действия, направленные на формулировку и достижение цели.
Контроль может осуществляться как в настоящее время, так и на подготовительном этапе. Ученический контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) может корректироваться или наблюдаться учителем на любом этапе. Так, контроль ученических действий учителем (или другим способом) составит внешнюю функцию управления, а самоконтроль - внутреннюю. Наличие первой или второй функции будет обусловлена взаимодействием учителя и ученика во время обучения. Внешняя функция управления может выполняться не только учителем, но и с помощью памятников с критериями оценивания, специальных компьютерных программ, других учеников, групп учащихся и т.
Ученик осуществляет самооценки в соответствии с личными мотивами и установками. Чем больше ученик оценивает себя, тем больше у него формируется умение критического отношения к себе и другим, повышается ответственность, другой взгляд на факты, явления, события. В ходе такой оценки происходит процесс корректировки собственных действий ученика. Самокорректирование неразрывно связано с самоконтролем, осуществляется на его основе и является осознанным регулированием своей деятельности или саморегулированием.
Таким образом, методы самостоятельного приобретения знаний является системным объектом и включает виды и приемы обоюдного взаимодействия деятельности учителя и учащихся, направленной на развитие самостоятельности школьников, формирование у них ответственного отношения к учебе и умений рациональной организации познавательной деятельности, способствует развитию творческого мышления, внимания, интереса и предусматривающая результаты на перспективу.