Возможности применения мозартикотерапии при работе с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию
Скворцова Маргарита Николаевна
Возможности использования мозартикотерапии при работе с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию
Одним из новых методов для психологической и социальной реабилитации является мозартикотерапия. Этот метод создан арт-терапевтом Полиной Эрнестовной Руссавской, проживающей в г. Москва и утвержден руководителем Отделения социальной психиатрии детей и подростков ГНЦ ССП им. В.П. Сербского Доктором медицинских наук Н.В. Вострокнутовым, а так же доцентом кафедры психотерапии В.П. Колосовым и др.
Полина Эрнестовна помогает желающим разобраться в сущности этого метода и конкретно применить для помощи подросткам.
При работе с подростками основная реабилитационная задача для мозарикотерапии: активизация способностей к самокомпенсации за счёт раскрытия внутренних личностных ресурсов (большую роль играет воздействие используемых в играх мозартики эмоционально и ассоциативно ярких, светлых образов искусства).
Мозартикотерапия на практике реализуется в работе со специально разработанными комплектами игрового развивающего и реабилитационного оборудования (игр мозартики). В каждый игровой комплект входят одно или несколько игровых полей и многочисленный набор фантазийных игровых фигурок. Игровые поля создают символическую основу, своеобразную мировоззренческую «канву», базируясь на которой играющий с помощью игровых фигурок «конструирует» своё видение мира, с глубоким эмоциональным включением, поиском и пониманием своего «Я». Символический фантазийно-игровой мир не уводит в страну иллюзий, а, наоборот, позволяет, во- первых, «встроить» свои проблемы в реальный мир, проработав их, освободившись от негативных стереотипов и комплексов, и, во-вторых, увидеть всё богатство и разнообразные возможности этого реального мира.
Я использую игру из серии «Мозартика», которая называется «Витражи». Это настольная игра, которая позволяет подростку выстраивать подвижную модель своего настроения, отражать особенности своего восприятия мира. Полученный витраж - это не только проективный тест, но и ресурсное поле. Витраж начинается с выбора поля, на котором будет работать ребенок. Все поля различаются по цветовой гамме, поэтому у играющего большой выбор. Названия полей условны, например: «Солнце и море», «Яркое цветение», «Свет сквозь водную толщу» и т.д. Педагог наблюдает за особенностями и процессом использования цветовой гаммы поля: сохранением цветовой гаммы поля или добавлением других цветов. Результатом работы играющего является готовый витраж- композиция из различных геометрических фигурок на поле. Психологом оценивается наличие гармонии в композиции, хаотичность или структурированность расположения фигурок, преобладающая цветовая гамма.
Методические средства мозартики, закрепленные в игре «Витражи», которые я уже попробовала применить на практике, «развивают цветовые ощущения и представления подростка, связанные с активацией для подростка группы риска воображения, пространственного конструирования и фантазирования». (Из экспертизы ГНЦ СиСП им. Сербского).
Работа с игровым реабилитационным комплектом «Витражи» состоит из нескольких последовательных постепенно усложняющихся этапов:
Ознакомление с игровым реабилитационным комплектом «ВИТРАЖИ»
Освоение игрового поля реабилитационного комплекта «ВИТРАЖИ»
Освоение цветового диапазона реабилитационного комплекта «ВИТРАЖИ»
Освоение геометрии игрового реабилитационного комплекта «ВИТРАЖИ»
Свободная индивидуальная композиция
Четырехцветная композиция
Коррекционно-развивающие тренинги
Работа на контакт
Ликвидация конфликтов и вражды
Конечная цель – освоение максимальных возможностей игры, выход на свободное фантазирование, на построение свободной композиции.
Главное правило на всех этих этапах - все задания должны давать подростку элемент выбора! Однако зачастую подростки с трудностями в обучении и поведенческими проблемами испытывают существенные затруднения в ситуации выбора. Поэтому чаще всего реализация свободы выбора осуществляется с помощью педагога, при этом надо помнить, что подход к каждому подростку гибкий, индивидуальный.
В процессе психологического консультирования я оцениваю эмоциональное состояние подростков на данный момент, наличие проблем в прошлом и настоящем, имеющиеся у подростка возможности для выхода из сложившихся ситуаций. И, исходя из этого, я ищу дальнейшие пути и средства помощи каждому ребенку. Но для того, чтобы достичь результата в большинстве случаев необходимо не 1-2 встречи, 10-15, а для кого-то и 20. Все очень индивидуально. Прояснение причин обычно мягкое и абстрактное, что позволяет снизить сопротивление клиента.
Используя мозартикотерапию в своей работе, я добиваюсь целей психологической реабилитации:
- постепенного вытеснения негативных образов и замещения их на позитивные;
-возвращения способности радоваться, получения удовольствия от творчества, ощущения хорошего настроения;
-возвращения интереса к миру.
На смену желания «плыть по течению», чувству пассивности приходит желание искать новые позитивно-созидательные варианты самореализации.
Это только начало пути для меня и для детей, но уже сейчас подростки группы риска, общение с которым затруднительно, с удовольствием играют и начинают вести себя в игре, как дети. Это полезно не только для них, но и для контактирующего взрослого, который сразу чувствует, что перед ним ещё дети…