Педагогический проект Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в начальной школе
Педагогический проект:
« Модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе».
Выполнили:
Ушакова Е.В., учитель нач. классов МБОУ гимназии №4,
Чакалова Н.В., учитель нач. классов МБОУ гимназии №4.
г. ПЯТИГОРСК – 2012 год.
1. Актуальность.
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
Из материалов ФГОС.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные планы.
Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.
Российское образование последних лет подвергается реформированию. Вместе с тем, в большинстве своем учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе строится без учета индивидуальности ребенка, поскольку она остается массовой.
Удовлетворение этой потребности может быть достигнуто путем создания целостной системы работы с талантливыми учащимися.
Забота об одаренных детях – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества будущего. Повышение внимания к проблеме обучения и развития одаренных детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом.
Государственная, социальная и образовательная значимость педагогической работы с одаренными детьми, недостаточная разработанность, а также необходимость дальнейшего теоретического исследования проблемы детской одаренности и ее практического решения в условиях конкретного региона определили выбор темы нашего исследования, проблема которого сформулирована нами следующим образом: Какой должна быть система психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных детей в условиях начального образования?
2.Противоречия.
- между все более возрастающими требованиями к формированию образованной, интеллектуально развитой, творческой личности и неготовностью образовательной системы решить эту проблему;
- между специфическим развитием одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей;
- между целенаправленным воздействием «взрослой» культуры и спонтанностью развития ребенка, его индивидуальности;
- между ожиданиями родителей и реальной педагогической практикой.
-между реальной подготовкой учителя современной школы, родителей и необходимостью нестандартного (особого) подхода к обучению и воспитанию данной категории учащихся.
3. Проблема.
Основными проблемами при работе с одаренными детьми являются:
- отсутствиепрограмм работы с одаренными детьми;
-недостаточно организованная система поддержки и сопровождения одаренных детей в начальной школе;
- недостаточная подготовка учителей для работы с одаренными детьми;
4.Объект исследования.
Психолого-педагогические условия работы с одаренными детьми в начальной школе.
5. Предмет исследования.
Модель психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в начальной школе.
6.Гипотеза.
Создание и реализация модели работы с одарёнными детьми будет возможна при выполнении следующих условий:
- создана нормативная и учебно – материальная база для организации работы с одарёнными детьми;
- проведена диагностика одарённости;
- разработана программа работы с одарёнными детьми в начальной школе;
- разработано методическое обеспечение;
- созданы условия для психолого – педагогической подготовки учителей и родителей.
7. Цель:
- создание модели психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в начальной школе;
- создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей;
- создание среды, способствующей формированию и максимально полной реализации способностей детей в различных областях науки и искусства.
8. Задачи.
- изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей, наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- определить эффективные формы оказания консультационной помощи детям, педагогам, родителям по развитию одаренности с учетом региональных особенностей СКФО;
- обеспечить возможности творческой самореализации детей в различных видах деятельности.
9. Методы реализации проекта.
1. Теоретический (изучение психолого - педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация полученных данных).
2. Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент).
3. Практический.
4. Статистический (обработка полученных данных).
10. Средства реализации проекта.
- нормативно-правовые (Федеральный закон об образовании, закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Концепция государственного стандарта общего образования, положения о проведении предметных олимпиад, конкурсов, марафонов и т.д.);
- информационно-методические (Образовательная программа ОУ, программы спецкурсов, кружков, секций);
- материально-технические;
- кадровые (организация творческой группы учителей начальных классов, психологов, педагогов дополнительного образования по проблеме работы с одаренными детьми; повышение квалификации педагогов через систему тематических семинаров; разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в начальной школе; изучение, обобщение и распространение опыта работы педагогов).
11. Сроки реализации проекта.
- аналитический (1 мес.) – выявление учащихся с различными видами одаренности. Наблюдение, беседы с учителями-предметниками, с психологом, родителями.
-диагностический (3 мес.) – проведение диагностики, определение возможностей и способностей учащихся через различные виды деятельности (урочную, внеурочную), а также диагностика психолого-педагогической компетентности учащихся.
- реализационный (2,5 года) - апробация программы работы с одарёнными детьми; мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка; отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми; методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей; отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция; определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.
- рефлексивный (6 мес.) – анализ и обобщение результатов развития одаренных детей; проводятся заседания педсовета, ШМО, методические советы, оформление методической брошюры,анализ и обобщение результатов развития одарённых детей; анализ мониторинга достижений каждого учащегося; анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми.
Результат деятельности.
12. Модель.
Творческое направление
Социальное направление
Физическое направление
Интеллект.направление
Одарен-ный ребенок
Семья.
Педагоги.
-Диагностика психологических особенностей семьи;
- индивидуальные и групповые консультации семей;
- Формирование оптимальных межличностных отношений в семье.
- Диагностика психолого-педагогического статуса ребенка;
- Индивидуальные и групповые консультации ребенка;
- Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.
Психологи.
Формы: психологические тесты, наблюдения, тренинги и т.д.
Методы: индивидуальные, групповые, дистанционные.
13.Алгоритм реализации программы.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
Координа-ционноенаправле-ние:
Диагности-ческоенаправле-ние:
Кадровое направле-ние:
Развиваю-щеенаправле-ние:
Информа-ционноенаправле-ние:
- Организация работы коллектива.
- Обеспечение нормативно – правовой базы.
- Организация предметных кружков.
- Ресурсное обеспечение.
- Контроль и анализ деятельности.
- Формирование банка данных об одарённых детях.
- Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
- Проведение диагностики одарённых детей.
- Создание банка данных одарённых детей.
- Создание системы психологическо-го сопровождения одарённых детей.
- Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп).
- Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам).
- Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
- Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
- Использование системы информационно – коммуникацион-ных технологий.
- Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет).
- Организация работы библиотеки.
14. План основных мероприятий.
1. Диагностика. Психолог, учителя начальных классов.
2. Разработка положения о работе с одаренными детьми. Директор, завуч.
3. Разработка Программы по работе с одаренными детьми. Завуч, учителя нач. классов, психологи.
4. Создание информационной базы по проблемам одаренности. Завуч, учителя нач. классов, психологи.
5. Повышение квалификации педагогов. Завуч.
6. Психолого-педагогическая диагностика компетентности учителей по работе с одаренными детьми. Завуч, психологи.
7. Создание и ведение банка данных «Одаренные дети». Завуч, учителя нач. классов, психологи.
8. Работа с родителями. Учителя нач. классов, психологи.
9. Проведение предметных недель. Завуч, учителя нач. классов.
10. Создание базы данных по методическому обеспечению. Завуч, учителя нач. классов, психологи.
11. Проведение научно-исследовательских конференций, выставок, олимпиад и др. Учителя нач. классов.
15. Ожидаемые результаты.
- реализация творческого потенциала детей: на занятиях в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.
Методические результаты:
- создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;
- разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;
- использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
- разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;
- обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
16. Прогнозируемые риски и методы их коррекции.
Отсутствие материальной базы. Оснащение материально – технической базы школы.
Отсутствие подготовленных педагогов. Повышение квалификации педагогов (курсы, научно – практические конференции, МО, семинары).
Отсутствие методической базы. Создание банка данных методической литературы.
Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний. Стимуляция учащихся (грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы).