План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности»


План программы
«Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности»
Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.
Задачи:
Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.
Формирование эстетического вкуса.
Стимулирование развития творческой деятельности одарённых детей.
Психолог:
Диагностический этап: общая и углубленная психологическая диагностика: уровень притязаний, тревожность, коммуникативные навыки, социальный статус и др. (по запросу родителей). Анализ педагогической диагностики. Диагностика педагогов: креативности, стиля межличностного общения. Анкетирование родителей.
Информационный этап: консультации для родителей и педагогов школы. Составление рекомендаций по взаимодействию с музыкально одаренным ребенком для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Участие в круглом столе, посвященном выработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: коррекционно-развивающие программы по снятию эмоционального напряжения (обучение релаксации). Тренинг общения для педагогов.
Музыкальный руководитель:
Диагностический этап: педагогическая и специальная диагностика с целью определения музыкальной одаренности.
Информационный этап: Участие в круглом столе, посвященном разработке подходов к сопровождению музыкально одаренного ребенка.
Развивающий этап: создание развивающей среды: приобретение фонограмм, инструментов и др. Разработка программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей.
Методы и формы развития музыкальных способностей:
развитие музыкального слуха,
развитие вокальных данных,
обучение азам нотной грамоты,
знакомство с деятельностью композиторов,
посещение концертов и лекториев и др.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Информационный этап: консультации для родителей по проблемам музыкально одаренных детей.
Организационный этап: организация круглого стола с участием всех субъектов программы сопровождения с целью разработки общих подходов к работе с музыкально одаренными детьми. Помощь учителю музыки в создании развивающей среды. Координация деятельности учителя музыки и педагога-психолога по сопровождению одарённых детей. Организация конкурсов талантливых детей на базе школы и участие в конкурсах различных уровней.
2.3.Планирование образовательных отношений
Тематическое планирование образовательной деятельности «Клуб интеллектуалов»
Месяц
Задачи
Развивающая среда
Информационно-методическое обеспечение
Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми
Сентябрь
Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 4 лет; корректировка содержания программы.
Диагностика познавательного развития
Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий
Октябрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классифика-ция, обобщение; форми-рование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигу-рах, пространственную ориентировку.Блоки Дьенеша;
Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»;
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; формирова-ние представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Палочки Кьюизенера;
Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Игры Никитина «Сложи узор»; Семенова Н.Г. «Чудокубики» для игры «Сложи узор». Альбом заданий 4-8 лет; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познава-тельных способностей; развитие конструктив-ных умений и навыков; закрепление представле-ний о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формиро-вание представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Игры Воскобовича:
«Геоконт»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Ноябрь
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познава-тельных и творческих способностей; ознако-мление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных пред-ставлений и ориенти-ровки в пространстве; знакомство со свойства-ми – прозрачность и гибкость.
Игры Воскобовича:
«Прозрачный квадрат»;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;
Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познава-тельных и творческих способностей; ознаком-ление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость.
Игры Воскобовича:
«Прозрачный квадрат»;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;
Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; формиро-вание конструкторских умений; закрепление представлений о цвете и форме.
Игры Никитина:
«Хамелеон»; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Головоломки «Листик»,
«Головоломка Пифагора»;
Смоленцева А.А. и др. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство –пресс», 2003 г.
Декабрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравне-ние, классификация, обобщение; формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигу-рах, пространственную ориентировку.Блоки Дьенеша;
Математика от 3 до 7.
Учебно-методическое посо-бие для воспитателей детских садов/-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольни-ков СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматема-тические игры для детей дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; формиро-вание представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Палочки Кьюизенера;
Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»
Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространствен-ного мышления и творческого воображе-ния; развитие умений сравнивать, анализиро-вать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.
Игры Воскобовича:
«Двухцветный квадрат»; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Т.М. Бондаренко «Развиваю-щие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;Воскобович В.В. «Сказка о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г.
Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.
Игры Воскобовича: «Двухцветный квадрат»; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;
Т.М. Бондаренко «Развива-ющие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В. «Сказка о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г.
Январь
Развитие познавательных процессов; развитие мел-кой моторики; знаком-ство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формиро- 1как вития)вание умений в измерительной деятельности; ознаком-ление с числами и цифрами.
Игры Воскобовича:
«Ларчик»; Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик».
Методическое пособие.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирова-ние умений в измерительной деятельности; ознаком-ление с числами и цифрами.
Игры Воскобовича: «Ларчик»;
Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик». Методическое пособие.
Февраль
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, срав-нение, классификация, обобщение; формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространствен-ную ориентировку.
Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.
Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.
«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; формиро-вание представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»
Развитие познавательных процессов; ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое».
Игры Воскобовича: «Чудокрестики»;Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных и конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знаком-ство со свойствами – «прозрачность» и «гибкость».Игры Воскобовича: «Прозрачная цифра»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Март
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познава-тельных способностей; развитие конструк-тивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формиро-вание представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Игры Воскобовича: «Геоконт»;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способ-ностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формиро-вание представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Игры Воскобовича:«Геоконт»;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Игры Никитина «Сложи узор»;
Семенова Н.Г. «Чудокубики» для игры «Сложи узор». Альбом заданий 4-8 лет; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Лабиринты; Дидактическая игра «Лабиринты».
Апрель
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравне-ние, классификация, обобщение; формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигу-рах, пространственную ориентировку.Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.
Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.
«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; формиро-вание представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; развитие конструктивных способ-ностей; развитие смекал-ки, сообразительности.
Игры Никитина:
«Уголки»; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г..Развитие познавательных процессов; развитие математических представлений; развитие координации движений; подготовка руки к письму.
Игры Воскобовича: «Игровизор»;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:
занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;
задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
Варианты игр с использованием занимательного материала, развлечений представлены в данном пособии.В настоящее время большое внимание в системе дошкольного образования уделяется дополнительному образованию. Эту деятельность можно рассматривать как одно из средств развития одаренных детей. В пособии представлено примерное содержание индивидуальной программы развития ребенка, с которым организуются индивидуальные игры.Предложенная система работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике, может пробудить имеющиеся у них задатки, заметить их проявление, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развитие способностей и одаренности.
Примерные варианты задач на развитие логического мышления
Задача 1.Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?
Решение.Круг и Квадрат жили в домах с окнами.
Вид дома Фигура
Квадрат Круг
дом с окнами и трубой    
дом с окнами, но без трубы    
дом с трубой, но без окон    
Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.
Вид дома Фигура
Квадрат Круг
дом с окнами и трубой +  
дом с окнами, но без трубы    
дом с трубой, но без окон    
Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат
Вид дома Фигура
Квадрат Круг
дом с окнами и трубой +  
дом с окнами, но без трубы   +
дом с трубой, но без окон - -
Ответ.Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.
Задача 2.Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова?
Решение.Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.
Фамилия Цвет волос
  черный белый рыжий
Чернов -    
Белов   -  
Рыжов     -
«Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый.
Фамилия Цвет волос
  черный белый рыжий
Чернов -    
Белов - -  
Рыжов     -
Решение.У Рыжова черные волосы.
Фамилия Цвет волос
  черный белый рыжий
Чернов - + -
Белов - - +
Рыжов +    
Задача 3.Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?
Задача 4.Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
Задача 5.Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
Задача 6.У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?
Задача 7.Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Задача 8.Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?
Задача 9.Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?
Задача 10.Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
Задача 11.Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем?
Задача 12.Оля по росту выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше: Наташа или Оля?
Задача 13.Тремя линиями отделить деревья от зайцев.  
 
 
 
 
Задача 14.Как расставить семь стульев у четырех стен комнаты, чтобы у каждой стены было их поровну? 
 
 
Задача 15.Не откладывай на завтра! Нужен срочно твой ответ. Исполина цифрозавраПобедил ты или нет? Победит цифрозавра тот, кто сумеет в кружочках на зубцах его гребня расставить цифры от 1 до 8 так, чтобы ни одна сумма двух рядом стоящих цифр не равнялась какому-либо соседнему числу. Единица уже стоит на своем месте. 
Задача 16.Лестница состоит из 8 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть как раз на середине лестницы?Задача 17.Сколько здесь прямых углов, треугольников и квадратов?
left0
Задача 18.Продолжи ряд:21, 17, 13, ... 1, 5, 9, 13 4,5,8,9,12,13,... 15,16,14,17,13,18,..., ...
Задача 19.Шел пустой автобус. На первой остановке в него село 5 человек и поехали дальше. На второй вошло еще 3, а вышли 2 человека, на следующей вошел 1 человек, вышли 4. Автобус идет дальше. Вновь останавливается – 5 человек вошли, 2 вышли. Сколько было остановок?
Типы заданий логико-конструктивного характера
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек. 
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек. 
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек. 
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек. 
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек. 
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. 
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. 
Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький. 
Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате пристроения, образуют 1 большой). 
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками). 
Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
left0
Использование средств занимательной математикив работе с детьми
Занимательные вопросы
 
Сколько ушей у трёх мышей?
Сколько лап у двух медвежат?
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).
В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).
На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)
Задачи-шутки
 
На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)
Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)
На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)
На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько)
На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)
Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)
Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).
Задачи в стихахРешила старушка ватрушки испечь.Поставила тесто да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь,А сколько их надо — совсем позабыла. Две штучки — для внучки, Две штучки — для деда, Две штучки — для Тани, Дочурки соседа... Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась! Помоги старушке сосчитать ватрушки. В. Кудрявцева
По тропинке вдоль кустов Шло одиннадцать хвостов. Сосчитать я также смог, Что шагало тридцать ног. Это вместе шли куда-то Петухи и поросята. А теперь вопрос таков: Сколько было петухов? И узнать я был бы рад Сколько было поросят? Ты сумел найти ответ? До свиданья, всем привет! Н. Разговоров
В рыбьем царстве к осетру Приплывают поутру Три молоденькие щучки, Чтоб ему почистить щечки, А четыре чебака Моют брюхо и бока. Посчитай-ка, детвора, Сколько слуг у осетра? В. Кудрявцева
Вдоль овражка Шла фуражка, Две косынки,Три корзинки, А за ними шла упрямо Белоснежная панама. Сколько всего шло детей? Отвечай поскорей!
Жили-были у жилета Три петли и два манжета. Если вместе их считать, Три да два, конечно, пять! Только знаешь, В чём секрет? У жилета нет манжет! Г.НовицкаяКак-то вечером к медведю На пирог пришли соседи: Ёж, барсук, енот, косой Волк с плутовкою лисой. А медведь никак не мог Разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел - Он считать ведь не умел! Помоги ему скорей,Посчитай-ка всех зверей. Б. ЗаходерШесть орешков Мама-свинка Для детей несла в корзинке. Свинку ёжик повстречал И ещё четыре дал. Сколько орехов свинка Деткам принесла в корзинке? Семь весёлых поросят У корытца в ряд стоят. Два ушли в кровать ложиться, Сколько свинок у корытца?
Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать мы вас попросим, Сколько малышей в саду? Пять пирожков лежало в миске. Два пирожка взяла Лариска, Еще один стащила киска. А сколько же осталось в миске? У нашей кошки пять котят, В лукошке рядышком сидят. А у соседской кошки - три! Такие милые, смотри! Помогите сосчитать, Сколько будет три и пять? Семь гусей пустились в путь. Два решили отдохнуть. Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети, сами. Яблоки в саду поспели, Мы отведать их успели Пять румяных, наливных, Два с кислинкой. Сколько их?
На забор взлетел петух, Повстречал ещё там двух. Сколько стало петухов?
Четыре гусёнка и двое утят В озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей - Сколько всего в воде малышей? На базаре добрый ёжик Накупил семье сапожек. Сапожки по ножке – себе, Поменьше немного – жене. С пряжками – сыну, С застёжками – дочке. И всё уложил в мешочке. Сколько в семье у ёжика ножек? И сколько купили сапожек?
Пять цветочков у Наташи, И ещё два дал ей Саша. Кто тут сможет посчитать, Сколько будет два и пять? Привела гусыня — мать Шесть детей на луг гулять. Все гусята, как клубочки, Три сынка, а сколько дочек? Четыре спелых груши На веточке качалось Две груши снял Павлуша,А сколько груш осталось? Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись»
Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых. Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы узнаем, кто у нас победитель.
Конкурс 1 «Загадки»
Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).
Четыре ноги, а ходить не может (Стол).
В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).
В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).
Конкурс 2. «Составь фигуры»
Отсчитать 8 палочек и составить из них флажок прямоугольной формы.
   
   
   
   
Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника.
 
Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 треугольника.
 
Конкурс 3. «Найди отличие»Даны группы фигур. Нужно найти отличия.
 
 
вклеим
 
 
Конкурс 4. «Реши задачу»
На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3).
В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна, две другие сгорели).
Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).
Подводятся итоги конкурса.
Сценарий математического КВНаЦель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора. Материал: шапочки птиц и кота, барсучихи и барсучат; схематичное изображение лисы и гуся, а также плоскостные геометрические фигуры для их составления; плакаты с заданием художникам (2 шт.); карточки для игры “Исключи лишнее” (4 шт.); изображение камней с цифрами от 1 до 10 (2 комплекта); пирамиды (2 шт.); карточки для игры “Кто найдет больше?”(4 шт.); геометрические фигуры: прямоугольник и круг; различные предметы, имеющие форму прямоугольника и круга; фланелеграф (2 шт.), мольберт (2 шт.). Ведущий: «Мы рады приветствовать вас, дорогие болельщики и гости. Сегодня мы собрались на необычный праздник — праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи». Под звуки песни “Мы начинаем КВН” команды входят в зал. Ведущий:«Друзья, сегодня вы пришли На наш веселый КВН Мы вам улыбку принесли Чтоб улыбались каждый день. Итак. Сегодня в клубе веселых и находчивых впервые в этом сезоне соревнуются две команды: “Эрудиты” и “Знатоки”
Задание 1. Разминка команд. Необходимо не только дать ответ, но и разыграть условие.“Эрудиты”Семь воробьев опустились на грядки, Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, Мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки. Сколько теперь их осталось на грядке?
“Знатоки” Барсучиха-бабушка, испекла оладушков,Угостила двух внучат Двух драчливых барсучат. А внучата не наелись, С ревом блюдцами стучат. Ну-ка сколько барсучат Ждут добавки и молчат?
Задание 2. Необходимо восстановить фотографию лисы и гуся (игра «Танграм»). “Эрудиты” Я — веселая лиса, Мне вцепилась в хвост оса, Я бедняжка, так вертелась, Что на части разлетелась! Три сороки возле пня Стали складывать меня. Между ними вспыхнул спор! Получился мухомор. Помогите! Помогите! Из кусков меня сложите. “Знатоки“Золотой веселый гусь, Ничего я не боюсь! Но вчера упал я с кочки, Развалился на кусочки. Собирал меня енот — Получился пароход! Помогите! Помогите! Из кусков меня сложите.
Пока команды выполняют задание, ведущий загадывает загадки болельщикам.“Эрудиты” Черен, да не ворон. Рогат, да не бык, Шесть ног без копыт Летит — жужжит, Упадет — землю роет. (Жук) “Знатоки“Две плетенки, две сестрички Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять, так надевать, Чтоб не замерзли пять да пять. (Варежки) Жюри подводит итоги, а в это время дети исполняют математические частушки. 1. Ноль на месте на пустом, ставят, как известно, Только он при всем при том не пустое место. 2. Вид ее — как запятая, хвост крючком и не секрет: Любит всех она лентяев, а лентяи ее нет. З. Брату скоро стукнет пять, я учу его считать. А учиться он не хочет, кувыркается, хохочет. 4. Там в углу лежат игрушки, ожидают в тишине... Пять игрушек в день рожденья, подарили гости мне.
Задание 3. “Ты — мне, я — тебе” “Эрудиты“Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки,Три кровати, три подушки. Угадай-ка без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя)
“Знатоки”У него глаза цветные, Не глаза, а три огня.Он по очереди имиСверху смотрит на меня (Светофор)
“Эрудиты“На четырех ногах стою,Ходить же вовсе не могу.На мне станешь отдыхать,Когда устанешь ты гулять (Стул)
“Знатоки”Восемь ног, как восемь рук,Вышивают шелком круг.Мастер в шелке знает толкПокупайте, мухи, шелк! (Паук)
Жюри подводит итоги. Звучит музыка. Появляется Буратино.Ведущий: «Здравствуй, Буратино!»Буратино: «Ой, здравствуйте! А куда я попал?»Ведущий: «На математический КВН».Буратино: «К — куда, В — ведут, Н — ноги?»Ведущий: «Да нет, Буратино. КВН это...»Буратино: «А, знаю, знаю! К — когда, В — все, Н — надоедает».Ведущий: «Нет, Буратино. КВН — это клуб веселых и находчивых».Буратино: «Как здорово. Мне-то вы и нужны. Дело в том, что мне надо нарисовать рисунки, а я ничего не могу понять, что здесь делать?»Ведущий: «Ребята! Поможем Буратино?»
Задание 4. Дорисуй справа так, как слева (на усмотрение воспитателя). 
Задание 5. Исключи лишнее (на усмотрение воспитателя). 
Задание 6. Эстафета “Выбери предмет определенной фигуры” Жюри подводит итоги.Буратино играет с болельщиками в игру “Так или не так”1. Летом очень холодно. Когда я иду кататься на лыжах или на коньках, надеваю теплую куртку и валенки. Еще летом бывает Новый год. Ребята наряжают елку. К ним в гости приходят Дед Мороз и Снегурочка. Это так?2. Осенью на деревьях распускаются листочки. Прилетают из теплых стран птицы. Мы с ребятами вешаем скворечники. Это так?3. Весной на землю падают первые снежинки. Переодевается в белую шубку заяц, залезает в берлогу медведь, а птицы улетают в теплые края. Это так?4. Зимой все ходят в лес за грибами и ягодами. В садах зреют яблоки, груши, вишни. Разноцветные бабочки перелетают с цветка на цветок. Ребята загорают на солнышке и едят вкусные арбузы. Это так?Жюри сообщает общий счет. Дети приветствуют победителей.
Примерная индивидуальная программа развития ребенка
Процесс воспитания и обучения осуществляется по программе «Воспитание и обучение детей седьмого года жизни в дошкольном учреждении. Программа и краткие методические рекомендации».
В содержание образования включаются игры, способствующие овладению ребенком действиями замещения, наглядного моделирования, формирования определенных структур логического мышления.
Цель: развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, аналогии, формирования математических представлений.Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей детей, развитие любознательности, коммуникабельности.
Программа адресована ребенку шестилетнего возраста, имеющему склонность к математике.
Программа строится на следующих принципах:
научности;
деятельного подхода;
системности;
самоценности детства.
Форма реализации: индивидуальные игры.
Содержание работы.
№ Тема Задачи Перечень игр
1 Формирование действия замещения Развивать умение пользоваться заместителями, варьировать ими при выполнении одного и того же задания Зверюшки на дорожках [2]Разноцветные цепочки [2]Кто сегодня именинник [2]Отгадай фигуру [2]Звезды на небе [2]
2 Анализ Учить анализировать контурные схемы, соотносить схематические изображения с детальными, использовать схему последовательности действий Подбери картинку [2]
Причаль пароход [2]
Хитрые картинки [2]
Веселые человечки [2]
Чего не хватает [2]
Мяч в корзину [2]
3 Моделирование Развивать умение придумывать различные ситуации, используя наглядную модель, использовать их при решении элементарных логических задач Разные сказки [2]
Чудесные превращения [2]
Угадай, что спрятано [2]
Четвертая картинка [2]
4 Классификация предметов Развивать умение классифицировать предметы по разным признакам, свойствам Домино[1]Дерево[1]Какие фигуры[1]Игра с одним обручем[1]Игра с двумя обручами[1]Игра с тремя обручами[1]
5 Введение в алгоритмизацию Развивать алгоритмическое, логическое мышление, формировать навыки устных вычислений Вычислительная машина І [1] Вычислительная машина ІІ [1] Преобразование словВычислительная машина ІІІ [1]
6 Решение процедурных логических задач Развивать алгоритмическое, логическое мышление, формирование навыков устного счета Задача 1Задача 2 Задача 3 Задача 4
Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн.для воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1991
Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989
Приложение 1
Процедурные логические задачи
Задача 1.Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет Маше?Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результатов.Возможные ответы:
если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;
если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;
если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;
если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.
Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У кого из ребят будет больше машин?Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.Задача 3. Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горошин не дали ростков?Решение:
если дала росток одна горошина, то не дали 5;
если дали росток две горошины, то не дали 4;
если дали росток три горошины, то не дали 3;
если дали росток четыре горошины, то не дали 2;
если дали росток пять горошин, то не дала 1;
иначе все горошины взошли.
Задача 4. Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?Решение:
если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;
если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;
если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;
если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.
Литература
Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - /А.И. Савенков. – М.: Изд-во «Академия», 2000
Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства /А.И. Савенков. – М.: Педагогическое образование России, 1999.
Государственная программа «Одаренные дети» // Пролеска. – 2002. - №12.
Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности /Д.Б.Богоявленская, В.Д. Шадриков. – М., 2002.
Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / А.М. Матюшкин. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
Панько, Е.А. Концептуальное основание образования одаренных детей / Е.А.Панько, Я.Л.Коломинский, Н.С.Старжинская и др.// Пралеска. – 2004. – №2.
Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем: Мат.игры для детей 5-6 лет. Кн для воспитателей дет. сада и родителей /Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская: под общ. ред. А.А.Столяра. – Москва: изд-во «Просвещение», 1991.
Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.: Кн для воспитателя дет. сада /Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.Н.Говорова [и др.] под общ.ред. Л.А.Венгера. – Москва: «Просвещение», 1989.
 Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. /З.А.Михайлова. – М.: «Просвещение», 1985.
Источник: Практический материал Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими склонности к математикеСоставитель: С.И.Тарарышко, методист отдела дошкольного образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»Рецензенты: В.И.Жук, начальник отдела дошкольного образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»,Е.А.Левкович, заместитель заведующего ДУ №53 г.Витебска
При организации математического уголка, мы уделяли особое внимание его содержанию, так как он должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становлению его способностей. В уголке содержится большое и разнообразное количество игр и пособий (игры-головоломки: «Танграм», «Пифагор», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Логическая мозаика»; развивающие кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Кростики», «Логический экран», «Хамелион», «Кубики Никитина», игры на изучение чисел, состава числа, на решение арифметических задач; игры на ориентировку в пространстве, лабиринты; игры на сериацию, классификацию, обобщение, сравнение, анализ; игры на развитие логического мышления - палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, развивающие игры В. В. Воскобовича); книгипознавательного характера; математические сказки; дидактические игры. Перечисленные игры содействуют развитию математических способностей детей, развитию аналитического восприятия, познавательной активности детей, устойчивого внимания, памяти, воображения, речи.