Реферат. Воспитание детей в неполной семье


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РЕФЕРАТ
на тему:
Воспитание детей в неполной семье.
Работу выполнил
слушатель _3.30.1__ курса
Крупко Елена Александровна
Научный руководитель
_______________________
к. психол. наук, доц. Шелепанова Н.В.
Новосибирск -2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕПОЛНО СЕМЬИ 6
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ7
Заключение9
Литература10

ВВЕДЕНИЕ
В современной жизни постоянно увеличивается количество семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одним из родителей. Это может быть связано с ростом разводов, со смертью родителя, с желанием матери одной родить и воспитывать ребенка.Самая главная сложность, с которой сталкивается родитель – это ответственность за статус являться одновременно и матерью, и отцом для своего ребёнка.
В полных семьях родители выступают для ребенка эталоном супружеских взаимоотношений, эталоном отцовской и материнской роли в воспитании ребёнка. В неполных семьях у ребенка есть только один из родителей, а потребность в присутствии другого приводит к подсознательному стремлению сформировать его образ. Благодаря встречам со вторым родителем, а также на основании каких-то воспоминаний, с помощью фантазии ребенок рисует себе его образ. Так, например, у мальчика без папы труднее формируется самообладание, самодисциплина, сложнее происходит половая идентификация. И если мама в разговорах с малышом постоянно акцентирует внимание, что отец плохой, то тем самым она снижает самооценку ребенка. Ведь он не может считать себя хорошим, если появился на свет от плохого человека. Поэтому наиболее оптимальным будет формирование впечатления о втором родителе, не живущем вместе, как о человеке, которому присущи как положительные, так и отрицательные черты характера.
 Случается, что родитель вообще не комментирует ситуацию развода. Не упоминает об ушедшем человеке, ничего не объясняет. Тяжелое эмоциональное состояние взрослого после развода негативно сказывается и на состоянии ребенка. Для него весь привычный мир рухнул. Малыш пробует его переосмыслить, ориентируясь на поведение живущего с ним родителя. Видя его состояние, ребенок испытывает чувство тревоги и неуверенности. Он беспокоится. Находится в том состоянии, когда осознается потеря родителя, который ушел, и родителя, который физически с ним остался. Получается, что ребенок проживает два состояния. Состояние боли от потери родителя, и состояние тревоги за поведение другого. Маленький человечек тоже нуждается в определенном периоде приспособления к новой ситуации. Он, как пример, должен понять, что мама все так же рядом с ним, да и отец для него полностью не потерян.
 Пересматривая распределение ролей родителей, женщины стараются относиться к своему ребенку более строго, чем обычно. Таким поведением они как бы компенсируют отсутствие влияния отца. К хорошему результату такое поведение тоже не приведет. Дети по-разному воспринимают роль матери и отца в своем воспитании. Отцовская строгость воспринимается как строгость, а излишняя строгость матери – как отказ в любви. В неполной семье ребенок особенно нуждается в осознании себя самым любимым и нужным. Поэтому в ответ на сверхстрогость мамы начинает пользоваться всем доступным ему арсеналом средств: капризничать, упрямиться. Использует все, чтобы привлечь внимание к своей проблеме. Может и наоборот – расти инфантильным, не умеющим принимать самостоятельные решения. Воспитывая сына одна, не старайтесь заменить ему отца. Лучше внушайте мальчику мысль, что он мужчина в семье. Пусть он учится принимать решения, участвовать в жизни семьи на равных правах, чтобы приобрести навыки и в дальнейшем стать мужчиной, который будет способен нести ответственность не только за себя, но и за свою семью. Желательно предоставить ему возможность общаться с различными мужчинами: отцом, дедушкой, дядей, тренером спортивной секции. Поощрять его контакты с другими мальчиками: ровесниками, братьями.
 Что касается дочери, то мама в ее воспитании меньше сомневается. Девочка во взрослой жизни ориентируется на образец, который олицетворяет ее мать. При этом дочка воссоздает в своем воображении образ отца, который идеально соответствует ее представлениям об отце-мужчине. Этот образ сильно повлияет на ее идеалы, с которыми она будет сравнивать других мужчин. У нее и так перед глазами пример семьи, которая существует без отца. Если добавить к этому негативное отношение к отцу, как к мужчине, то девочка может спроецировать это отношение на всех представителей противоположного пола и впоследствии может испытывать трудности в своей взрослой семейной жизни.

ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ
Факторы, при которых возникла неполная семья, неодинаково воздействуют на ребенка. Это как при составлении истории болезни — разные симптомы указывают на разные заболевания. Итак, для начала нужно ответить на следующие вопросы: • Кто отсутствует в семье? • Как долго? • В каком возрасте был ребенок, когда семья распалась? • Кем был заменен отсутствующий родитель? • Каким был отсутствующий родитель? • Каким является присутствующий родитель? • Каков сам ребенок?  Безусловно, в деле воспитания мелочей нет. А в неполной семье — тем более. Имеют значение и социальный фон, и материальный статус, и культурная среда, и наличие бабушки с дедушкой…  Отдельно стоит причина возникновения неполной семьи. Отец умер от несчастного случая или совершил самоубийство? Сел в тюрьму или уехал за границу? Развод произошел по взаимному согласию или папа просто бросил семью? Разные ситуации наносят душе ребенка травмы разной степени тяжести — и эту степень обязательно нужно учитывать. 
Конечно, хорошо, когда ребенок воспитывается в полной семье, где все друг друга любят, уважают, друг другу доверяют. Но сама по себе полная семья не является гарантией счастья и успешного воспитания. Она лишь создает более выгодные предпосылки. И забывать об этом не стоит. 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ 
Распад семьи непременно наносит ребенку травму. Это неизбежно, как бы ни старались родители смягчить удар, а иногда они и не пытаются его смягчить — в своих душевных метаниях мама и папа забывают о ребенке, и вот он уже покинут не одним, а обоими родителям. И это происходит как раз в тот момент, когда он особенно остро нуждается в их любви и поддержке.  Часто после разрыва мамы пытаются взять на себя героическую миссию — стать для своего ребенка и матерью, и отцом. Это понятно сразу — миссия невыполнима. В полной семье мама и папа занимают каждый свою нишу, и на стыке их воспитательных позиций, как раз, и находится та золотая середина, которая помогает правильно воспитывать ребенка. Одинокая мама бросается в крайности. Она хочет заменить сыну отца — и становится строгой, требовательной, жесткой. В результате мальчик лишается не только отца, но и матери — её любви, теплоты, ласки. А ведь в раннем возрасте именно эти материнские качества становятся для ребенка залогом уверенности в себе, доверия к окружающим, общего положительного самоощущения.
Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье — это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Важное значение имеет личность того человека, который остался с ребенком один на один. Качества самого воспитателя сыграют в формировании ребенка гораздо большую роль, чем факт неполной семьи.  Ребенок способен отличить мать от отца, поэтому не прикидывайтесь тем, кем вы не являетесь. Основным оружием в борьбе за воспитание должно стать осознание своей ответственности. Ребенку необходимо чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или откровенный разговор. Авторитет и уважение нельзя пробудить упреками или призывами к сочувствию. Авторитет должен расти постепенно, как результат культурного общения с людьми, серьезного, рассудительного, понятного для ребенка подхода к решению проблем и вопросов, но прежде всего — правдивости и искренности воспитателя. 
Кроме того, не стоит забывать, что ребенок — не пассивный участник воспитательного процесса. Он тоже формирует свою личность своим темпераментом. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании всего вышесказанного можно сделать следующий вывод.
В неполной семье складываются специфические условия для воспитания и развития ребёнка, что чаще приводит к дисгармоничному развитию личности ребёнка.
Чтобы избежать ошибок в воспитании ребёнка, необходимо учитывать факторы возникновения неполной семьи, личность воспитателя, его авторитет, личность ребёнка и его индивидуальность и свой собственный взгляд на создание новой семьи.
Учитывая все эти факты и зная, как каждый из них влияет на воспитание ребёнка, одинокий родитель имеет реальную возможность вырастить человека, прекрасно приспособленного к жизни в обществе.
Для маленького ребёнка окружающее общество – это семья. Именно в ней строится, изменяется “Я” ребёнка. И в этом вопросе не имеет значения число окружающих его людей. Гораздо важнее качество, искренность и интенсивность отношений. Ребёнок может жить только с одной матерью и прекрасно понимать, с каким уважением и пониманием они относятся друг к другу. Ребёнок отчётливо понимает, что в мечтах матери он сильный, хороший, состоявшийся человек, что она уважает его мнение и выбор. А ведь такое положение не всегда бывает даже в полной семье.
Несмотря на определённые трудности становления личности ребёнка в неполной семье, есть немало положительных примеров.
Необходимо, чтобы тот из родителей, который остался жить с ребёнком, был действительно счастливым. Несчастный воспитатель не в состоянии создать ребёнку условия, необходимые ему для формирования позитивных чувств и радостных, положительных эмоций.

ЛИТЕРАТУРА
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989
Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
РЕБЕНОК В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ. Как найти правильную линию воспитания? Ерошенко Н. Н.Журнал: №4 (36) 2010 г. http://www.vinograd.su/upbringing/detail.php?id=43455
Азбука воспитания. http://azbyka.ru/deti/vospitanie-rebenka-v-nepolnoj-sem-e