Статья «Условия эффективной социально педагогической деятельности в отношении подростков, воспитывающихся в неполной семье»
Статья «Условия эффективной социально педагогической деятельности в отношении подростков, воспитывающихся в неполных семьях»
Пьянкова А.В. учитель
Содержание и структура социально-педагогической деятельности с неполной неблагополучной семьей рассматриваются такими известными учеными как Т.К. Варвенко, Н. Ф. Дивицына, Л.Я. Олиференко, Л.А. Шелег и другие. Раскрывая эффективность социально педагогической деятельности с неполной семьей, нами был выделен ряд условий, при соблюдении которых можно говорить о результативности работы социального педагога.
Первое условие - соблюдение нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность социального педагога в образовательном учреждении. Второе условие - обоснованное формулирование целей и задач деятельности социального педагога. Социальному педагогу необходимо иметь информацию о проблемах, целях и задачах работы школы на учебный год. На основе данной информации социальный педагог формирует план собственных мероприятий, конкретизирую цели и задачи своей деятельности. Третье условие - перечень методов и форм работы социального педагога с неполной неблагополучной семьей. Четвертое условие - учет социально педагогических проблем подростков из неполных неблагополучных семей. Пятое условие является взаимодействие социального педагога с соответствующими службами и специалистами. Шестое условием эффективной деятельности в учебно-воспитательной работе с детьми из неполной неблагополучной семьи является организация совместной досуговой и просветительской деятельности педагогов с родителями, родителей с детьми. Соблюдение условий эффективной социально педагогической деятельности поможет социальному педагогу организовать свою деятельность в образовательном учреждении и достичь определенных профессиональных результатов.
Опираясь на опыт МАОУ «Гимназия №1» г Соликамск, было выяснено, что основными направлениями социально-педагогической работы с неполными семьями является: поддержка родителей в воспитании детей; помощь в определении их физических, психологических и социальных нужд; юридическая консультация, контроль за наличием всех необходимых документов в семье; психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся МАОУ «Гимназия №1» организованы в соответствии с базовыми национальными ценностями и осуществляются посредством реализации комплексной программы воспитания «Диалог на лестнице успеха» Поддержка подростков из неполных неблагополучных семей «Гимназии №1» осуществляется совместно с профилактической деятельностью с подростками группы риска. Под руководством социального педагога и психолога была разработана и частично реализована программа социально педагогической деятельности с неполными неблагополучными семьями «Моя семья – мое богатство». Главной целью данной программы является соблюдение условий эффективной социально педагогической деятельности с подростками из неполной неблагополучной семьи. В рамках реализации данной программы было проведено исследование, позволяющее выявить динамику социализации подростка из неполной неблагополучной семьи.
Для этого нами было выделено две группы подростков, которые воспитывались в неполных неблагополучных семьях (экспериментальная группа) и в полных благополучных семьях (контрольная группа). Отбор подростков производился исходя из данных, накопленных у психолога и социального педагога. Выбранные категории групп позволяют сопоставить результаты исследования, учитывая условия социализации подростков. В рамках нашего исследования были проведены следующие диагностические методики:
Методика для мониторинга социализации учащихся И. Рожкова, предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Методика диагностики роли семьи в социализации подростка. Опросник Д.В. Ярцева. С целью изучения социально-психологических особенностей становления личности современного подростка.
Было выявлено, что такие категории как социальная адаптированность (на 23% больше), социальная активность (на 25% больше) выражены больше у подростков из полных благополучных семей. Подростки из неполных неблагополучных семей демонстрируют в большей мере нейтральное или отрицательное отношение к семье (на 30% больше). Отсутствие уверенности в кругу семьи (65% подростков из неполных семей) характеризует не доверительные внутрисемейные отношения. В соответствии с полученными результатами мы видим кардинальную разницу показателей между группами исследуемых. Можно констатировать тот факт, что уровень социализации подростка зависит от условий воспитания, состава и положения семьи в обществе. Чем больше у подростков возможности и мотивации для саморазвития, тем успешнее будет проходить его социализация. Дополнительным аспектом успешного подростка является личный пример родителей, на который подросток опирается, зачастую даже не подозревая об этом. Ценности заложенные в семье провоцируют ребенка на те или иные поступки. Соответственно, чем благополучнее состояние внутрисемейных отношений, тем благополучнее проходит социализация подростка.
Исходя из данных исследования, в программе были заложены мероприятия направленные на формирование систематической досуговой деятельности подростка и родителя, становления традиций и ценности семейных отношений. В ходе эксперимента были выявлены проблемные стороны. Необходимо акцентировать внимание специалистов учреждения на мероприятия по снижению агрессивности и тревожности подростков из неполной неблагополучной семьи.
Учитывая всю сложность и многогранность эффективной социально педагогической деятельности, специалистам образовательного учреждения следует работать слаженно системно, учитывая особенности исследуемой категории подростков.