Урок русского языка в 11 классе по теме ««Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Урок русского языка в 11 классе СОШ№24 г. Уральска.
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Федулеева М.Н.
Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синонимия союзных и бессоюзных предложений.
Тип урока – урок обобщения знаний учащихся.
Цель урока:
- повторить и обобщить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении, систематизировать навыки правильной постановки знаков препинания в БСП, научить учащихся устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в БСП;
-развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный материал;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Формы организации работы детей: коллективная, самостоятельная, приемы исследовательской работы: наблюдение с использованием технических средств обучения и формулированием соответствующих выводов.
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт, тестирующие устройства.
Ход урока.
I Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
Мы заканчиваем изучение бессоюзных сложных предложений. Сегодня перед нами стоят задачи: повторить теорию бессоюзного сложного предложения и показать умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП, правильно выбирать знаки препинания, определяя интонационные особенности этих предложений и учитывая смысловые отношения между частями БСП, использовать различные синтаксические конструкции для передачи одного и того же смысла. Все, необходимое для урока: учебники, справочники, таблицы, рабочие листы, тестирующие устройства – лежит на столе. Желаю вам плодотворной работы на уроке.
Начнем мы с орфоэпической разминки.
II Актуализация прежних знаний.
Задание 1. Орфоэпическая разминка.
Путепровод, развита (мысль), развитое (общество), развитый (ребенок), ржаветь, создал, создала, статуя, столяр, танцовщица, углубить, удобнее, фарфор, феномен, хвоя, ходатайствовать, черпать, щавель.
Задание 2. Цифровой диктант.
Не записывая предложения, определите их вид. Поставьте № предложения напротив вида.
Простые 1, 4, 7
ССП 2, 8
СПП 5
БСП 3,6
1. Несмотря на теплые и даже жаркие дни, в августе уже заметны приметы осени.
2. Волнистые облака рассеялись, и стало жарко.
3. До войны в нашей деревне был такой обычай: косцы в луга носили завтрак.
4. Дрозд – ранняя птица, появляющаяся в конце марта.
5.Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.
6. Поле и луг мало-помалу исчезали во мгле ночи; звезды острым блеском отражались в реке.
7. Ветер дул с моря и обдавал город запахом водорослей.
8. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак, и от цветов пахло весной.
III Формирование умений и навыков.
1.Повторим теорию бессоюзного сложного предложения.

Задание 1. Расскажите о БСП по опорному конспекту.
Бессоюзные сложные предложения – это предложения, в которых простые предложения связаны по . и (без или .).
Смысловые отношения в бессоюзных сложных отношениях зависят от простых предложений в их составе и выражаются (в устной речи), (на письме).Например: Бессоюзные сложные предложения отличаются от союзных тем, что в них
Задание 2. Проверьте себя! Допишите правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
1.Между предложениями в БСП ставится _____, если перечисляются факты и можно поставить союз и; если предложения более распространены, то ставится _____.
2.Если второе предложение в БСП указывает на причину или раскрывает, или дополняет содержание первого предложения, то ставится __________.
3. Если содержание первого предложения противопоставляется содержанию другого предложения или указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении, или второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом предложении, то ставится _______.
1 учащийся работает на доске.
Задание 3. Расставьте необходимые знаки препинания в предложения. Укажите смысловые отношения между частями БСП. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

1. Невежды судят точно так в чем толку не поймут, то все у них пустяк.
(__________________________________).
2. Тише едеш дальше будеш . (__________________________________)
3. Источник утляет жажду доброе слово ожвляет серце.
(____________________________________).
4 Я посмотрел назад то был мой старый приятель и товарищ..
(____________________________________).
5. Рдел на небе мрак глубокий ложился день на темный дол взошла зря.
(_____________________________________).

6. Сокол не мог л..тать одно крыло было слома н,нно.
(______________________________________).
7. Зяблики прилетели лес ожл. (______________________________________).
8.Будь вы порядочные господа вам же бы стыдно было.
(_______________________________________).
Индивидуальное задание. Синтаксический разбор предложения.
Красоту только тронь небрежной рукой - она исчезнет навеки.
Задание4. Схематический диктант.
Составьте схемы предложений.
1. У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту.
2. Жарко сверкало солнце, блестела радугой река, белели горы.
3. Вовремя не встанешь – весь год промаешься.
4. Деревья гибнут – лес не умирает.
5. Прислушиваюсь снова: звуки как будто падают с неба.
6. Ветер поднялся к ночи – будет буран.
7.Туман рассеялся – мы тронулись в путь.
8. И думал он: отсель грозить мы будем шведам.
Задание 5. Работа в группах.
Прочитайте предложения. Определите их вид. Укажите союзы. Замените сложные союзные предложения сложными бессоюзными. Изменилось ли при этом содержание предложения? Произошли ли изменения в интонации? Изменились ли знаки препинания? Какие предложения, на ваш взгляд, имеют большую выразительность?
1 группа.
1. Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нем. (И. Гете).
Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов).
3. Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надо учиться своему природному. (Н. Карамзин).
2 группа.
1. Снова ударил гром, и с шумом и ветром начался ли
2. Дверь отворилась, и в ней показалась фигура, мне совершенно незнакомая.
3. Солнце жгло по-вчерашнему, и воздух был неподвижен и уныл.
3 группа.
1. Когда птицы приумолкли, то жди грома.
2.Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне, ожидается холодное лето
3. Ложь нельзя сказать просто, потому что она требует громких слов и многих украшений.
Задание 6. Тестирование с помощью устройств Activvot..
Обобщение.
Домашнее задание.
Творческая работа. Напишите сочинение-миниатюру «Портрет моего друга», используя различные синтаксические конструкции.









































Приложение. Рабочий лист к уроку.
Фамилия, имя, класс___________________________________________
Дата_________________________________________________________
Тема______________________________________________________________
Задание 1.Цифровой диктант.
Не записывая предложения, определите их вид. Поставьте № предложения напротив вида.
Простые________________________
ССП____________________________
СПП____________________________
БСП____________________________

Повторим теорию бессоюзного сложного предложения.

Задание 2. Расскажите о БСП по опорному конспекту.
Бессоюзные сложные предложения – это предложения, в которых простые предложения связаны по . и (без или .).
Смысловые отношения в бессоюзных сложных отношениях зависят от простых предложений в их составе и выражаются (в устной речи), (на письме).Например: _________________________________________________________________________________________________________________________________.
Бессоюзные сложные предложения отличаются от союзных тем, что в них
________________________________________________________________

Задание 3. Проверьте себя! Допишите правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
1.Между предложениями в БСП ставится _____, если перечисляются факты и можно поставить союз и; если предложения более распространены, то ставится _____.
2.Если второе предложение в БСП указывает на причину или раскрывает, или дополняет содержание первого предложения, то ставится __________.
3. Если содержание первого предложения противопоставляется содержанию другого предложения или указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении, или второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом предложении, то ставится _______.

Задание 4. Расставьте необходимые знаки препинания в предложения. Укажите смысловые отношения между частями БСП. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.
1. Невежды судят точно так в чем толку не поймут, то все у них пустяк.
(__________________________________).
2. Тише едеш дальше будеш . (__________________________________)
3. Источник утляет жажду доброе слово ожвляет серце.
(____________________________________).
4 Я посмотрел назад то был мой старый приятель и товарищ..
(____________________________________).
5. Рдел на небе мрак глубокий ложился день на темный дол взошла зря.
(_____________________________________).
6. Сокол не мог л..тать одно крыло было слома н,нно.
(______________________________________).
7. Зяблики прилетели лес ожл. (______________________________________).
8.Будь вы порядочные господа вам же бы стыдно было.
(_______________________________________).

Задание 5. Схематический диктант.
Составьте схемы предложений.
1._____________________________________________
2._____________________________________________
3._____________________________________________
4._____________________________________________
5._____________________________________________
6._____________________________________________
7._____________________________________________
8._____________________________________________

Задание 6. Работа в группах.
Прочитайте предложения. Определите их вид. Укажите союзы. Замените сложные союзные предложения сложными бессоюзными. Изменилось ли при этом содержание предложения? Произошли ли изменения в интонации? Изменились ли знаки препинания? Какие предложения, на ваш взгляд, имеют большую выразительность?
1 группа.
1. Снова ударил гром, и с шумом и ветром начался ливень.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дверь отворилась, и в ней показалась фигура, мне совершенно незнакомая.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Солнце жгло по-вчерашнему, и воздух был неподвижен и уныл.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Рефлексия.


Теория
Знание орфоэпии
Определение смысловых отношений в БСП.
Умения ставить знаки препинании.
Умение составлять схемы БСП.

уровень






!- успешно + -хорошо - недостаточно
Отобразите свое настроение по завершению урока смайлом.
Домашнее задание. Творческая работа. Напишите сочинение-миниатюру «Портрет моего друга», используя различные синтаксические конструкции.