Методическая разработка ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Департамент образования города Перми
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Сигнал» города Перми
А.В. Копыльцов
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методическая разработка
Пермь
2016
УДК 371.39:159.922.7
ББК Ю984.0
П 863
Р е ц е н з е н т ы:
Л.А. Косолапова, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики ПГГПУ; С. Сулейманова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики ПГГПУ.
П 863 Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в учреждении дополнительного образования: метод.разработка / автор-сост. А.В. Копыльцов; МАУ ДО «Центр детского творчества «Сигнал» города Перми. – Пермь, 2016 24с.
В данной методической разработке представлен опыт психолого-педагогического сопровождения обучающихся в учреждении дополнительного образования.
Материал по реализации программы «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Сигнал» содержит словарь основных понятий, описание психологических и педагогических методик, результаты мониторинговых исследований и методические советы для педагогов.
Материалы методической разработки призваны способствовать осмыслению опыта психолого-педагогического сопровождения и определению перспектив дальнейшей деятельности педагогического коллектива по решению выявленной проблемы. Методическая разработка адресована руководителям образовательных учреждений, методистам, психологам, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам.
УДК 371.39:159.922.7
ББК Ю984.0
Печатается по решению методического совета МАУ ДО ЦДТ «Сигнал» города Перми
© Департамент образования администрации города Перми, 2016
© МАУ ДО «Центр детского творчества «Сигнал» города Перми, 2016
© Копыльцов А.В., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…… 4
Организация психологического сопровождения в многопрофильном учреждении дополнительного образования……… 5
Мотивация………………………………………………… 8
Самооценка………………………………………………… 11
Интеллектуальное развитие………… 16
Креативность……………………………………………… 19
Заключение…………………………………………………… 23
Список литературы…………… 24

ВВЕДЕНИЕ
Современное образование приобретает личностно ориентированный характер. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе.
Ценностно-смысловым ядром дополнительного образования является развитие ребёнка во времени по отношению к самому себе и к окружающему миру. Оно создаёт дружественное детям пространство взаимодействия с миром взрослых, обеспечивает защищённость ребёнка от деструктивных воздействий, помогает ему осваивать способы безопасного поведения.
Личностный рост ребёнка обеспечивается образовательными программами в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях: – в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов; 
– в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности;
– в плоскости коммуникативных действий. 
Дополнительное образование создаёт условия для сохранения ребёнком своей творческой уникальности, активизирует процессы осмысления им своего предназначения в жизни, способствует самоопределению в пространстве ценностных установок, помогает в выборе профессии. 
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
В МНОГОПРОФИЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Центр детского творчества «Сигнал» это многопрофильное учреждение дополнительного образования, открывающее детям от 3 до 18 лет широкий спектр возможностей индивидуального развития.
В ЦДТ «Сигнал» реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по четырем направлениям: художественное, социально-педагогическое, техническое и физкультурно-спортивное.
В учреждении пять детских объединений имеют звание «Образцовый детский коллектив»: рукодельный театр моды «Эксклюзив», «Мастерская художественных ремесел»; «Ансамбль народного танца «Рябинушка»; «Изостудия «Колорит»; «Ансамбль спортивно-эстрадного танца «Колибри».
В центре детского творчества с 2011 года под руководством Е.В. Рудоус, а с 2015 года – А.В. Копыльцова реализуется программа «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся ЦДТ «Сигнал».
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся;
создание условий для полноценного развития и успешного обучения;
осуществление поддержки и психологической помощи педагогам, родителям в воспитании и образовании детей.
Психолого-педагогическое сопровождение организовано по таким направлениям, как: психологическое консультирование и просвещение, психологическая диагностика (в режиме мониторинга), психопрофилактика, коррекционная работа.
В течение учебного года в учреждении осуществляется работа со всеми участниками образовательного процесса: педагогами дополнительного образования, обучающимися, родителями.
Психолого-педагогический мониторинг даёт возможность определить эффективность образовательного процесса, позволяет обратить внимание на личностное развитие учащихся по следующим параметрам: мотивация, самооценка, интеллектуальное и творческое развитие.
Таблица 1.
График проведения диагностических исследований
в образцовых детских коллективах ЦДТ «Сигнал»
Диагностика Период проведения диагностики
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель
Мотивация
Анкета по мотивации Х Самооценка
Тест «Самооценка» Дембо-Рубинштейн Х Х Интеллектуальное развитие
Тест «Матрицы Дж. Равена» Х Творческое развитие
Тест Э.Торренса «Завершение картинок» Х Х
Личностный рост диагностируется на основе системы мониторинга и в соответствии с графиком проведения диагностических исследований (табл. 1).
Таблица 2.
Количество участников мониторинговых исследований в 2015-2016 уч. году
Название коллектива группа Год обучения Количество человек
Образцовый детский коллектив
«Ансамбль народного танца «Рябинушка» 1 5 г.о. 12
Образцовый детский коллектив
«Ансамбль спортивно-эстрадного танца «Колибри» 1
3 6 г.о.
7 г.о. 14
12
Образцовый детский коллектив
«Мастерская художественных ремесел» 1 3 г.о. 12
Образцовый детский коллектив
«Изостудия «Колорит» 6 3 г.о. 14
Образцовый детский коллектив
рукодельный театр моды «Эксклюзив» 2 3 г.о. 21
Всего: 5 коллективов 6 групп 85 чел.
По таким показателям как самооценка и творческое развитие можно проследить динамику развития, т.к. диагностические срезы проводятся как в начале, так и в конце учебного года.
В 2015-2016 учебном году в мониторинговых исследованиях принимали участие обучающиеся образцовых коллективов ЦДТ «Сигнал», всего 85 человек (табл. 2).
После каждого диагностического среза проводится консультация с педагогами ЦДТ «Сигнал», предоставляются результаты и рекомендации по выявленным проблемам. Составляется совместный план действий по сопровождению ребёнка в коллективе для полноценного развития и успешного обучения.
МОТИВАЦИЯ
51601371702181Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Как отмечается в Психологическом словаре А.В. Петровского М.Г. Ярошевского, термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных.
По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса.
При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются, прежде всего, проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т. п.) и установок в поведении субъекта.
Формирование мотивации является одной из важнейших задач современной системы дополнительного образования. Мотивация оказывает большое влияние на успешность учебного процесса и играет важную роль в воспитании многих личностных качеств учащихся, формировании их познавательных интересов и творческой активности.
Мы уверены, что развитие обучающихся коллектива будет более результативным, если будет сформирована мотивация, обусловленная включенностью в деятельность, определенную тем, что изучаемый предмет будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и способствовать личностному росту обучающихся.
Мотивацию обучающихся ЦДТ «Сигнал» мы выявили с помощью анкетирования. Ребятам была предложена анкета из 26 утверждений. Необходимо было оценить по пятибалльной системе, с какой целью они посещают коллектив ЦДТ «Сигнал».
Рис.1. Мотивация, 2015-2016 учебный год
Результаты проведенной диагностики по мотивации представлены на рис. 1.
Анализируя полученные данные, мы видим, что низкого уровня мотивации у обучающихся не наблюдается. В коллективах «Рябинушка», «Колибри», «Колорит» около 64 % респондентов имеют высокий уровень мотивации.
Можно с уверенностью сказать, что ребятам очень нравиться посещать коллективы центра детского творчества «Сигнал». Им интересно проводить свободное время, получая новые впечатления именно в стенах учреждения дополнительного образования. Получать эстетическое удовольствие от красоты того, что делают, от праздников, выступлений, а также посещая коллективы, ребята проявляют свою фантазию и творчество. Это благодаря педагогам ЦДТ «Сигнал», которые смогли заинтересовать своим предметом, они активно используют личностно-ориентированный подход, создание «ситуации успеха» для каждого ребенка.
Приемы, способствующие формированию у детей
положительной мотивации к обучению
К психолого-педагогическим условиям формирования положительной мотивации на занятиях можно отнести: позитивные межличностные отношения в коллективе, умение педагога увлечь учащихся изучаемым предметом, доброжелательный стиль общения руководителя коллектива с обучающимися в сочетании с требовательностью, учет природных способностей и возможностей каждого воспитанника.
Повышению мотивации способствуют такие факторы как создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на занятиях, реализация целостного подхода к развитию учащихся, использование дифференцированного подхода к обучению, создание условий для гармоничного творческого развития учащихся в зоне их ближайшего развития.
Педагоги ЦДТ «Сигнал» используют педагогические приемы, способствующие формированию у детей положительной мотивации к обучению:
– выбор частично-поисковых и исследовательских методов (театр моды «Эсклюзив»);
– подбор интересного, по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие на занятиях по изобразительному искусству («Колорит» и «Мастерская художественных ремесел»);
– использование методов сенсорного восприятия пространства и движений («Ансамбль народного танца «Рябинушка» и «Ансамбль спортивно-эстрадного танца «Колибри»).
САМООЦЕНКА
Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Самооценка личности – это то, как вы относитесь к самому себе, как вы видите себя и кем себя считаете. Это качество формируется на основе убеждений по отношению к себе. Самооценка – это не то, каким вы есть на самом деле или то, как вас видят другие люди, а то, что вы сами думаете о себе.
Самооценка в большей степени подвижное психическое образование и зависит от ситуации. Более устойчивым в данном случае является чувство самоуважения – способность человека принимать свои недостатки вопреки всему, и неудачи человек воспринимает как ошибки своего поведения, а не как изъян своей личности.
Существуют три вида самооценки:
Заниженная самооценка – это приписывание себе несуществующих недостатков или их переоценка в сторону занижения. Занижение – это всегда ниже нормы, ниже необходимого для нормальной жизни уровня. Заниженная самооценка личности свидетельствует о не верном, деформированном сознании – повышенной самокритичности вплоть до «самоедства», самоуничтожения. Состояние собственной недооценки влечет за собой рождение комплекса неполноценности, постоянного недовольства собой, ложной скромности и застенчивости.
Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Завышенная самооценка – это переоценка своих возможностей. Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Уверенный в себе человек всегда выражает свои предпочтения и просьбы откровенно от своего имени, его сразу понимают. Всегда позитивно оценивает свои силы, знает себе цену. К отрицательным качествам такого человека можно отнести то, что он бывает эгоистичным, не учитывает мнение других, переоценивает свои силы. Если будет неудачный опыт, такой человек подвергается к депрессии.
Для выявления уровня самооценки у обучающихся Центра детского творчества «Сигнал» использовалась методика «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн» в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) детьми ряда личных качеств. Необходимо было оценить по 100-бальной системе здоровье, умственные способности, характер, авторитет у сверстников, умение делать своими руками, внешность, уверенность в себе.
Результаты проведенного исследования самооценки представлены в табл. 3.
Таблица 3
Самооценка обучающихся образцовых детских коллективов
Коллектив I полугодие II полугодие
адекватная высокая завышенная адекватная высокая завышенная
«Рябинушка» 50% 50% 0% 67% 33% 0%
«Колибри» группа № 1 57% 43% 0% 64% 36% 0%
«Колибри» группа № 3 50% 50% 0% 58% 42% 0%
«Мастерская худ. ремесел» 50% 25% 25% 58% 25% 17%
«Колорит» 43% 43% 14% 43% 50% 7%
«Эксклюзив» 42% 48% 10% 47% 48% 5%
Анализируя полученные данные, мы видим, что наблюдается положительная динамика. Заниженной самооценки не наблюдается. Уровень завышенной самооценки наблюдается в коллективах «Мастерская художественных ремесел», «Колорит» и «Эксклюзив». Это объясняется тем, что в данных коллективах диагностику проходили учащиеся первых и вторых классов, возрастные особенности данного возраста предполагают завышенную самооценку. Адекватная самооценка наблюдается во всех коллективах и составляет в среднем 50% от общего количества участников исследования. Следует отметить, что половина обследуемых адекватно оценивает себя. Высокий уровень самооценки в среднем у 38 % респондентов наблюдается к концу учебного года.
Это можно объяснить тем, что в процессе обучения на занятиях педагогами дополнительного образования проводятся упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии.
В работе используется следующее:
– выполнение самоанализа своей работы, когда ребенку предлагается оценить результат своей деятельности;
– выполнение тех заданий, с которыми изначально могут успешно справляться;
– создание благоприятной обстановки на занятиях;
– оценивание выполняемой работы другими учащимися на занятиях и во время проведения конкурсов;
– проведение рефлексии в различных формах в конце каждого занятия, где отражается эмоциональный и психологический настрой ребенка и благоприятный климат;
– индивидуальный подход педагога, когда учитывается темпоритм деятельности конкретного ребенка, уровень его готовности к деятельности и сотворчеству.
Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки учащихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.
Рекомендации педагогам
по формированию адекватной самооценки ребенка
Для того чтобы помочь ребёнку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы.
Необходимо создавать на занятиях детям ситуацию успеха. Ситуация успеха некий взлёт для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своём личностном развитии. Ощущение успеха рождается у субъекта, сумевшего преодолеть свой страх, своё неумение, застенчивость, непонимание, робость, растерянность, затруднение и прочее. Для создания ситуации успеха используются приёмы:
снятие страха перед деятельностью, освобождение ребёнка от психологического зажима. Убеждайте ребёнка: «это просто, легко. Не получится - ничего страшного, поищем другой способ» и пр.
оказание скрытой помощи, когда педагог в контексте слов, обращённых к ребёнку, вплетает незаметные, но основополагающие подсказки. Например, «мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о...», «я надеюсь, что вот это нам непременно удастся»;
приём авансирования личности, провозглашение достоинств до того, как ребёнок приступил к исполнению какой-либо деятельности «У тебя это непременно получится, потому что у тебя хорошая зрительная память» и т.п.
приём персональной исключительности (обращение к ребёнку словами «только ты и можешь...», «никто, кроме тебя...» и т.п.)
«эмоциональное поглаживание». Похвала педагога: «Молодец. Умница. Ты очень способный, сообразительный» сопровождается лёгким поглаживанием, ласковым прикосновением.
Необходимо как можно чаще называть ребёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Педагогам с этой целью можно отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем...», «Я сделал это!» и т.д.), награждать ребёнка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (что-то раздать, написать).
Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает приём, который используют в работе некоторые педагоги: сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. Если педагог хочет провести сравнение, то лучше сравнивать данного ребёнка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю, месяц назад. При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, избегать таких заданий, которые выполняются за определённое, фиксированное педагогом время, работайте в удобном для него темпе, с учётом его возможностей.
Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, выражать собственное мнение. Провоцируйте дискуссии с Вами, давайте возможность им доказывать Вам, объяснять ошибку, опровергать Ваше мнение (если оно ложное). Признав их правоту, выражайте его благодарность за это.
Для того чтобы ребёнок не считал себя хуже других детей желательно проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребёнку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребёнка.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
5322062930656ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. понимание, познание) — в широком смысле — умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов; в более узком смысле — ум, мышление. В структуре интеллекта человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях. Имеется большое количество разнообразных определений. В наиболее общих чертах можно представить три их вида:
1) интеллект как способность к обучению;
2) интеллект как способность к абстрактному мышлению;
3) интеллект как способность к адаптации и решению задач.
Определение интеллекта как совокупности общих способностей связано с работами С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. В последнее время активно подчеркивается роль интеллектуальных особенностей личности в общей успешности деятельности. Способности рассматриваются как регуляторы деятельности, а интеллектуальная активность выделяется в такую единицу, в которой синтезируются умственные способности личности.
Для определения уровня интеллектуального развития у обучающихся Центра детского творчества «Сигнал» использовалась методика Дж. Равена «Прогрессивные матрицы». Данный тест предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления). Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. Время прохождения теста ограничено и составляет 25 мин.
Результаты проведенной диагностики по определению интеллектуального развития представлены на рис. 2.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что в основном у обучающихся образцовых коллективов ЦДТ «Сигнал» наблюдается средний уровень интеллектуального развития.
Рис.2. Уровень интеллектуального развития обучающихся,
2015-2016 уч.год
Игры и упражнения для интеллектуального развития обучающихся
Упражнение «Составление предложений». Детям предлагается три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»). Также сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
Упражнение «Исключение лишнего». Предлагается любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Детям надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Игра «Поиск аналогов». Называется какой – либо предмет или явление, например, «вертолёт». Детям необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы: «птица» «бабочка» (летают и садятся), «автобус» «поезд» (транспортные средства), «штопор» (важные детали вертолета вращаются) и др. Побеждает тот участник, который назвал наибольшее количество групп аналогов.
Игра «Способы применения предмета». Называется какой – либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предметов.
Игра «Ну-ка, отгадай!». Дети делятся на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». Дети из двух групп, встают в две линии напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из второй группы: «Оно живое?». Первый ребёнок из первой группы отвечает: «Да». Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй группы: «Я его видел?». Второй ребёнок из первой группы отвечает: «Да». И т.д. после угадывания предмета группы меняются ролями.
Игра «Определим игрушку». Дети приносят на игру какую-либо игрушку. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Педагог с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем является одна из игрушек. Приглашается водящий. Ребята рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а заменяя его местоимениями «он» или «она». Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если водящий угадал правильно, выбирается другой ведущий и игра повторяется.
КРЕАТИВНОСТЬ
Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности – выявление личностных качеств, с которыми она связана.
Выделяют вербальную и невербальную креативность, вербальная (словесное мышление), а невербальная (образное мышление). Мы рассматриваем невербальную креативность, т.к. в ЦДТ «Сигнал» в исследовании принимают участие обучающиеся художественного направления, для которых особое значение имеет развитие образного мышления.
Для изучения невербальной креативности используется тест Э. Торренса «Завершение картинок». Полный вариант методики Э. Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – для невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья – для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста известна как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.
Предлагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, детям необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения.
Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие показатели креативности, как:
Беглость – способность к порождению большого числа идей.
Оригинальность – способность продуцировать отдельные ассоциации, необычные идеи.
Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом режиме.
Результаты проведенной диагностики по определению уровня творческого развития представлены в табл.4.
Таблица 4
Уровень креативности обучающихся, 2015-2016 уч.год
Коллектив I полугодие II полугодие
низкий средний высокий низкий средний высокий
«Рябинушка» 67% 33% 0% 58% 42% 0%
«Колибри» группа 1 57% 43% 0% 50% 43% 7%
«Колибри» группа 3 33% 50% 17% 33% 42% 25%
«Мастерская художественных ремесел» 58% 42% 0% 58% 42% 0%
«Колорит» 57% 43% 0% 50% 43% 7%
«Эксклюзив» 42% 53% 5% 42% 48% 10%
Анализируя полученные данные, можно сказать, что наблюдается незначительная положительная динамика. Большинство ребят имеют стандартное мышление и низкий уровень оригинальности. Это означает то, что их не научили подходить к заданию творчески и креативно, в основном выполнения заданий по образцу. Педагогам необходимо давать задание на креативность, т.е. дети должны сами придумывать, фантазировать, создавать образы и воплощать свои проекты в жизнь.
Игры и упражнения для развития креативности обучающихся
Игра «Вторая жизнь предмета». Игра способствует развитию фантазии, креативности. Гибкое мышление младших подростков помогает сформировать важное личностное качество: находить нестандартные решения ситуации. Группа делится на две команды. Называется любой предмет или вещь. Каждая команда будет по очереди придумывать новые способы использования данного предмета.
Игра «Что упало – кто придет». Эта игра развивает гибкость, оригинальность мышления. Полезно представить картину падающего предмета и того, кто приходит после этого события. Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож – придет мужчина. Сейчас мы будем придумывать свои предметы. Например, я говорю, что упал дневник, вы отвечаете: значит придет друг и спросит что задано по математике и т.д.
Упражнение «Невероятная ситуация». Участникам предлагается поразмыслить над воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно. Их задача – представить, что такая ситуация все-таки произошла, и предложить как можно больше последствий для человечества, к которым она может привести. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-5 человек, время работы дается из расчета 5-6 минут на одну ситуацию. Далее каждая команда по очереди озвучивает последствия. Если оригинальные идеи у подгруппы исчерпались, она выбывает из игры, побеждает та команда, которая пробудет в игре дольше всего.
Ситуации: «Люди проснулись, и оказалось, что попали на Луну»; «Люди стали размером с муравья»; «Круглый год зима».
Упражнение «Творческая смелость». Вам нужно нарисовать свое настроение, изобразите его на бумаге любым способом, как вам хочется. Далее каждый презентует свое «настроение», нужно рассказать о своем рисунке, какое у вас настроение в момент, когда вы рисовали, чтобы лучше понять свой внутренний мир. На данное задание вам дается 15 минут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важно научиться правильно, оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.
Одним из наиболее важных психологических условий в развитии интеллектуальной культуры личности школьника является его эмоциональное благополучие, эмоциональный комфорт, сопровождающий процесс познания. От этого зависит  самооценка ребенка, его отношение к осваиваемым видам познавательной деятельности. Эмоциональное благополучие определяется также положительной оценкой окружающих. Для школьников очень важно почувствовать себя взрослыми, им важен приобретаемый статус в мире взрослых, важен социальный опыт, ставящий их, условно говоря, на одну ступеньку с состоявшимися в интеллектуальном отношении людьми. Детям важна также практическая значимость их деятельности.
Занятия в образцовых коллективах ЦДТ «Сигнал» способствуют формированию способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формируют их мотивацию к обучению, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку помогают освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Занятия в учреждении дополнительного образования способствуют формированию коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Обновление содержания дополнительного образования детей в контексте федеральных образовательных стандартов нового поколения URL: http://www.moscons.ru/file.php/1/2009/dop_obrazov/builova_stand_dop.htm#_ftnref2#_ftnref2 (дата обращения 30.05.2016).
Горбикова С.А. Игры и упражнения для интеллектуального развития младших школьников URL: http://festival.1september.ru/articles/612508/ (дата обращения 30.05.2016).
Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24с.
Дубровская Н.Н. Формирование мотивации к хоровым занятиям в системе дополнительного музыкального образования URL: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/10/06/formirovanie-motivatsii-k-khorovym-zanyatiyam-v (дата обращения 30.05.2016)
Кулигина Т.В. Формирование адекватной самооценки у воспитанников кружков URL:http://pandia.ru/text/78/071/36661.php (дата обращения 30.05.2016)
Мониторинг эффективности качества образовательного процесса в дополнительном образовании. Сборник методических материалов. МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Пермь. Пермь, 2010. 56 с.
Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Владос, 1998. – 320с.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М.1998. – 352с.
Приходи к нам, МАЛЫШ!: Сб. статей и метод. материалов из опыта работы педагогов дополнительного образования ЦДТ «Сигнал». – Пермь, 2009. – 64с.
Психологический словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 6-е изд. М.: Просвещение, 2001. – 494 с.
Рабочая книга школьного психолога /под ред. Дубровиной И.В. М. 1995. – 303с.
Я хочу танцевать! Сб. статей и метод. Материалов /сост. Е.В. Рудоус МАОУ ДОД ЦДТ «Сигнал» г. Перми. – Пермь, 2011. – 80с.

М е т о д и ч е с к о е и з д а н и е
Копыльцов Андрей Валерьевич
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в учреждении дополнительного образования
Методическая разработка
МАУ ДО «ЦДТ «Сигнал» г.Перми
614066, г.Пермь, ул.Мира 8а
Тел. (342) 228-08-81
_____________________________________________________
Отпечатано в издательско-полиграфическом комплексе «ОТ и ДО» 614094, г.Пермь, ул.Овчинникова, 19
Тел. (342) 224-47-47