Организация психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении
Г.В. Тушаева
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 33
города Ставрополя»
г. Ставрополь, Россия
Организация психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении
Аннотация:
Процесс социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья осложнен. В статье рассматривается необходимость и опыт работы психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении
Ключевые слова:
ограниченные возможности здоровья, ребенок-инвалид, психолого-педагогическое сопровождение, диагностика, консультация, социализация
Первичная социализация ребенка обычно осуществляется в семье. Но в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, этот процесс осложнен. При рождении больного ребенка в корне меняется жизнь семьи. Происходят изменения в психологическом, социальном и бытовом статусе. Как показывает практика, многие родители воспринимают данную ситуацию, как безвыходную, видят в ней окончание всех своих надежд и стремлений. Такая семья не только не может в полном объеме выполнять свою социальную функцию, а сама становится объектом, нуждающимся в реабилитационной помощи и социальной поддержке со стороны государства.
Согласно статистике, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно в России рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями. На сегодняшний день насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
Современный подход к реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья требует не только включения всех членов семьи в комплексную социально-психолого-педагогическую коррекционную деятельность, но и в реабилитационный процесс, конечной целью которого является нормализация жизни самой семьи.
Проблема оказания помощи детям и родителям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии, в отечественной науке не является новой проблемой. Еще в ХIХ веке психологи (В.М. Бехтерев, И.В.Маляревский, С.С. Корсаков, и др.) изучали благотворное влияние родителей на состояние больного ребенка. К середине ХХ столетия эти гуманистические подходы в значительной степени были утеряны. Ситуация коренным образом изменилась в 90-е годы ХХ столетия. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям.
Работа с семьей, воспитывающей ребенка данной категории, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Главной целью этой политики является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе медицинской, психологической и социальной.
Концепция семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьей - достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная психолого-педагогическая помощь в воспитании этой категории детей и дальнейшее их сопровождение по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи среди них.
Психолого-педагогическое сопровождение - это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении. Технология сопровождения помогает анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями [1].
Субъектами сопровождения, участвующими в этом процессе на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности, являются все взрослые, окружающие ребенка с проблемами в развитии [4]. В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения [8].
Я много лет работаю в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида социальным педагогом. У нас учатся 240 учащихся, из них: 151 ребенок-инвалид. В школе создана и успешно работает социально-психологическая служба, состоящая из 6 специалистов: социальных педагогов и педагогов-психологов.
Одной из основных задач работы службы является: реабилитация семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, через использование современных инновационных приемов и методов психолого-педагогической работы с семьей.
Специалисты нашей службы способствуют формированию:
- благоприятного микроклимата в семье;
- личностного и социального развития детей и родителей;
- адекватного восприятия родителями своего ребенка с ограниченными
возможностями здоровья через повышение их психолого-педагогической компетенции;
- активной жизненной позиции семьи, воспитывающей ребенка с особенными образовательными потребностями.
Социальные педагоги, психологи, понимая, что от дальнейшего поведения родителей, во многом зависит судьба ребенка и самой семьи, делают все, чтобы родители не остались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не стала только личным делом семьи.
Специалисты службы осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями в развитии. Это комплексная совместная деятельность, направленная на создание благоприятных условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей этой категории в социуме.
Основные направления работы:
1. проведение психологического диагностирования всей семьи;
2. разработка основных направлений работы;
3. использование психокоррекционных приемов, направленных на оказание помощи семье и детям.
При необходимости, в рамках диагностического этапа, специалисты проводят анализ личностных особенностей родителей, в том числе эмоциональные и коммуникативные свойства, определяют уровень их тревожности.
Свою работу с детьми и их родителями педагоги-психологи и социальные педагоги строят с учетом:
- личностно-ориентированного подхода к детям и родителям (учет личностных, возрастных и психофизиологических особенностей ребенка и членов семьи, обеспечение комфортных, безопасных условий);
- гуманно-личностного подхода (уважительное отношение к ребенку и к каждому члену его семьи, вера в них, формирование и поддержка ситуации
успеха, позитивной «Я-концепции»);
- комплексного подхода (тесный контакт педагога-психолога с социальным педагогом, дефектологом и родителями при оказании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья);
- деятельностного подхода (сочетание ведущего вида деятельности и вида деятельности, который является личностно-значимым для ребенка).
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей в нашем образовательном учреждении являются: соблюдение интересов ребенка; взаимное доверие и уважение; взаимная поддержка и помощь; терпение и терпимость по отношению друг к другу; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
При работе с родителями специалисты используют следующие формы и методы:
беседы (групповые и индивидуальные);
консультации (групповые, индивидуальные, тематические, по требованию и необходимости);
- совместные индивидуальные и групповые занятия с детьми и их родителями (на таких занятиях, родители учатся содержательному взаимодействию со своим ребёнком, а также осваивают новые методы и формы общения с ним);
- совместные праздники, конкурсы, экскурсии;
- семинары-практикумы;
- родительские собрания (тренинги, круглый стол, киноклуб).
В своей работе с детьми с нарушениями в развитии специалисты службы применяют технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - это обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и педагогами в школе и дома.
Основными этапами работы с семьей, воспитывающей ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, являются:
I этап: подготовительный
Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
Установление контакта со всеми участниками сопровождения.
Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка.
Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).
II этап: практический
Реализация индивидуальной программы и групповых занятий с детьми.
Оказание необходимой социально-психологической помощи родителям.
Просвещение и консультирование педагогов и родителей.
Проведение совместных мероприятий с родителями.
Разработка рекомендаций родителям и педагогам по работе с ребенком.
III этап: заключительный
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это особый объект внимания педагогов и психологов, которые оказывают помощь такой семье. Оптимально организованные условия жизни в семье создают ребенку с особенными потребностями предпосылки для его успешного развития, обучения и дальнейшей социальной адаптации.
Список используемой литературы
Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 2002.
Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Дорваль. - 1993.
Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. - М., 1998.
Битянова M.P. Психологическое сопровождение детей / Л. Битянова // Школьный психолог. - 2000, № 10.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Отв. ред. И. В. Дубровина. - М., 1987.
Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С.Д. Забрамная. - М., 1993.
Карпенкова И.В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии / И.В. Карпенкова // Внешкольник. - 2001, № 2.
Кодермятов Р.Э., Павловская Е.В., Тумакова Н.А., Сенцов А.Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. - 2015, № 11.
Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1991.
Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, (Коррекционная педагогика). - 2007.
11.Ткачева В.В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития // Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Изд. центр «Академия». - 2003.