РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА (Упражнения для развития письма.)

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА
(Упражнения для развития письма.)

Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков.
Работу начинать:
С воспитания слуховой дифференциации звуков.
Устранение имеющихся звуковых замен в устной речи
Выполнение письменных упражнений для преодоления замен букв «С» и «Ш»:
А) вставить вместо точек пропущенные в словах буквы: капу . та, ко . ка, .умка, . и . ка и т. д.
Б) записать диктуемые слова под буквой «С» или «Ш». Лист бумаги делится пополам. Сушка, школа, скамейка, шарф, весы, душ и т.д.
В) придумать и записать слова с буквой «С», а затем с буквой «Ш».
Г) придумать и записать слова, в которых содержаться сразу оба звука: Саша, сушка, сушить и т. д.
Д) Предупредительный диктант. Записать слова, затем предложения со звуками «С», «Ш», после предварительного называния буквы, которую он собирается написать.
Подобная работа используется и с другими буквами.

Воспитание у ребенка устойчивой слуховой дифференциации звонких и глухих согласных.
А) Для записи предлагают слова типа “дуб”, «суп», «круг» и т.д. Ребенок должен доказать правильность выбора той или иной согласной.
Б) Для усвоения правила, ребенку предлагают ряд слов, к которым он подбирает проверочные слова. При этом ребенка сразу ориентируют на подбор существительных множественного числа: зуб-зубы, врач-врачи, глаз-глаза
Различение на слух пар слов, отличающихся одним звуков.
Показать соответствующие картинки или написать пары слов под диктовку

Звонкие-глухие: почка-бочка,корка-горка, косы-козы и т.д
Мягкие-твердые согласные: мышка-мишка, банка-банька, лук-люк и т.д
Свистящие – шипящие: Свет-цвет, миска-мишка, козы-кожи
Соноры: рак-лак,угорь-уголь, лед-йод и т.д

Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушений границ между словами

Упражнения в анализе предложения на слова
А) Определение количества слов в предложении и их последовательности.
Б) Придумывание ребенком предложений, состоящих из определенного количества слов.
В) Составление предложений из слов, данных в разбивку или работа с деформированным текстом (высокий, растут, лесу, сосны, в)
Упражнения в слоговом анализе и синтезе слогов.
А) Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой слог первый? Второй? Третий?)
Б) Придумывание слов с определенным количеством слогов.
В) Составление слов из слогов, данных в разбивку.
«на-ро-во- ворона: ток-ло-мо – молоток: ка-сум – сумка».
Г) Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов (Какое получится слово из этих слогов: «го-ло-ва»
Д) Образование новых слов путем добавления слогов к данному слову: пол-(ка)-полка, пол-(зет)-ползет, пол-(ный)-полный и т.д
Е) Перестановка слогов в слове для получения нового слова
Но-ра-рано, ка-нор – норка и т.д
Ж) Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Из одного слога, в одно место, а двусложные или трех-, четырехсложные – в другое)
Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов
А) Определение количества звуков в слове и их последовательности.
Б) Придумывание слов с определенным количеством звуков.
В) Узнавание слов в виде последовательно произнесенных звуков.
«к-о-ш-к-а» - кошка
Г) Образование новых слов с помощью « наращивания» звуков
«рот» – крот, «пар» – парк
Д) Образование новых слов путем замены в слове первого звука.
«дом» – сом, лом, ком, том. Дом – док, дот, дол. Дом – дым, дам.
Е) Образование из звуков данного слова новых слов: «трактор» – рак,рота,кора,рот,торт и т.д
Вся запись слов, а затем и предложений производится с обязательным проговариванием их ребенком.

Аграмматизмы в письма.
Преодоление аграмматизмов в письме нужно начинать с преодоления их в устной речи.
Обогащение словарного запаса :
1)Именами существительными :
А) Находить обобщающие слова. Стол,стул, кресло, диван, шкаф – мебель
Б) Знать названия детенышей: у коровы-теленок, у лошади – жеребенок
В) Образовывать новые слова при помощи уменьшительных суффиксов: обращая внимание на окончания вновь образованных слов: стол-столик, голова-головка, часы-часики
Г) Преобразование единственного числа во множественное
Стул-стулья, дерево-деревья
2. Обогащать словарный запас глаголами
А) Птицы (что делают?) летают. Кто или что еще летает? (самолеты, воздушные шары и т.д)
Cобака (что делает?) – стоит,сидит,лежит,спит, бежит, лает, ест, играет.
Б) Образование глаголов при помощи приставок
Мальчик (что делает?) – входит,выходит, подходит,отходит, обходит,переходит и т.д
3.Обогащение словаря именами прилагательными:
А) Соль (какая?) – соленая, лимон (какой?) – кислый, береза (какая?) – белая
Обратить внимание на такие словосочетания: вишневая вишня, зеленая зелень, черная черника
Б) Усвоение слов-антонимов
Дерево высокое, а кустик(низкий). Река широкая, а ручеек (узкий).
Горячий-холодный, частый – редкий
В) Подбор эпитетов к предметам
Яблоко (какое?) – красное, круглое, кислое, большое, сочное и т.д.
Г) Усвоение относительных прилагательных
Стекло-стеклянный, кожа – кожаный и т. д.
Д) Образование притяжательных прилагательных
У вороны голова (воронья). У оленя – оленья и т. д.
Обогащать словарь наречиями: далеко-близко, высоко – низко и т.д.

Формирование грамматического строя речи
1) Образование множественного числа имен существительных
стол-столы, город-города
Согласование существительных с числительными
Один дом – пять (домов). Один цыпленок – пять (цыплят)
Согласование прилагательных с существительными
А) Малина какая? (лесная). Орех какой ? .. (лесной)
Озеро какое? .. ( лесное)
Б) Подбор существительных к прилагательному
Зеленое .(яблоко, дерево, платье)

4) Правильное употребление предлогов
А) Усвоить смысловое значение каждого предлога:
«на» - на поверхности что-то (на столе)
«В» - внутри чего-то (в столе)
«под» – внизу под чем-то (под столом)
«над» – вверху над чем-то (над столом)
«у» «около» - рядом с чем-то (около стола)
«за» - спрятано позади чего-то (за шкафом)
«перед» – впереди чего-то
При объяснении используют схему:
В НА НАД ПОД У ОКОЛО
Постепенно в упражнения включать и другие предлоги
Б) Обратить внимание на то, что имена существительные употребляемые с одним и тем же предлогом могут иметь разные окончания: под столом, под кроватью

1У. Замена букв по принципу оптического сходства и искаженное их написание.
Возможность различения сходных по начертанию букв может быть выявлена при выполнении следующих заданий:
Называние всех букв алфавита, предъявляемых в любом порядке.
Называние написанных рядом сходных по начертанию букв (печатных и рукописных)

П Н И г п т р Г П Т
В Б Р Ь Ъ З б в д у з Р Б В З Е
Г Т и ш ц щ п т О С Ю Э
К У Х Ж о а с е э ю ф
Узнавание недописанных букв.
(Позволяет выяснить устойчивость у ребенка зрительных образов букв)

Узнавание букв, наложенных друг на друга

Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы. Учащиеся 2-3 и более старших классов диктуются и предложения
Например, при трудностях различения букв В и Д:
Вдоль всей дороги далеко виднелись ряды деревьев.

Устранение нарушений письма

Для развития зрительного внимания предлагаются парные картинки. Нужно найти различия.
Различение геометрических фигур по форме и величине.
Несколько экземпляров геометрических фигур (треугольники, прямоугольники, квадраты и ромбы) соответственно разложить в 4 разные кучки.
Формирование пространственных представлений.
Усвоение таких понятий, как «вверх-вниз», «вверху-внизу», «выше-ниже», «справа-слева»
Ребенок должен научиться показывать, какие геометрические фигуры расположены вверху и внизу от центральной фигуры, а какие – справа и слева от нее.
Работать над различением предлогов (на книге, в книге, под книгой и т.д)
Дифференциация смешиваемых букв.
Цель работы: довести до сознания ребенка разницу в начертании смешиваемых букв.
А) Сравнение двух смешиваемых ребенком букв, путем словесного описания. Например: у буквы «И» два крючка, а у «Ш» – три, у буквы «В» петелька вверху, а у «Д» – внизу и т.д.

Б) Письмо смешиваемых букв в воздухе. Глаза ребенка закрыты, а движение руки играет компенсирующую роль по отношению к недостаточному зрительному восприятию.
В) Конструирование (складывание) букв из элементов< вырезанных из картона.
Г) Реконструирование букв, «переделка» одной буквы в другую
Ы - Ь - Ъ - Б – В – З Т – Г – П – Н – И
Д) Достраивание букв путем добавления к ним недостающих элементов.
Е) Нахождение спрятавшихся букв
Ф ( Б, Т, Г, Р, Ф) Ж ( Ж, Х, Т, Г, У, К)

Письменные упражнения.
А) Письмо смешиваемых букв под диктовку, например:
Ц, Ц, Ц, Щ, Щ, Ц.
Перед записью каждой буквы , ребенок должен сказать из каких элементов она состоит
Б) Письмо под диктовку слогов, а затем и слов с этими буквами, например: ЩА, ЦА, ЦА, ЩА, ЦА, АЩ, АЦ. ШУБА, ЩЕНОК, ШЕПКА
Перед записью слога или слова ребенок должен сказать, какую из «сомнительных» букв он собирается написать и из каких элементов она состоит.

Устранение зеркального написания букв (С = Э )

Работу начинать с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки.
Ориентировка в частях собственного тела. (Правое ухо, левый глаз, левая нога и т.д.)
Развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета его правой и левой стороны, например: справа дверь, слева окно и т.д.
Определение местонахождения предметов по отношению друг к другу. Например: Тетрадь справа от книги, ручка слева от тетради
Усвоение начертания смешиваемых букв
А) Показать правильно написанную букву Е, В Г С Ч
Б) Рассказать, как можно переделать зеркальную букву в правильную
В) Зачеркнуть все зеркально написанные буквы

·Г) Перевести правильно написанные буквы из печатного шрифта в рукописный
Д) Объяснить ребенку, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа
Е) Запомнить 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону:
З, Л, У, Ч, Э, Я

Письмо под диктовку отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. В дальнейшем переходить к письму предложений.


Развитие слогового анализа и синтеза у детей с нарушениями чтения и письма. (//Дефектология. – 2002. - №3. – стр. 66-68.//) Е.А. Малей.

Устранение дисграфий и дислексий предусматривает систему работы по развитию звукового анализа речевых единиц:
Анализ предложений на слова и синтез слов в предложении;
Слоговой анализ и синтез;
Фонематический анализ и синтез.
Для усвоения навыка чтения и письма большое значение имеет умение разделять слово на составляющие его слоги. Значимость слогового анализа обусловлена тем, что на начальных этапах ребёнок учится сливать звуки в слоги, синтезировать слоги в слова и на основе этого объединения узнавать слова. Слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова.
В процессе письма дисграфики пропускают гласные буквы даже в ударной позиции. Это связано с тем, что при опоре на проговаривание, шёпотное или внутреннее, согласные кинестетически воспринимаются более чётко, чем гласные. При слоговом анализе опора делается на гласные звуки.
Степень сложности слогового анализа зависит от характера слогов. Детям легче выделять открытые слоги, так как в них звуки более тесно слиты в произношении, чем в обратных и закрытых.. Закрытый слог труднее в произносительном плане, так как звуки менее слиты в произношении и более независимы друг от друга. Вследствие этого разделить обратный или закрытый слоги на составляющие звуки легче и при делении дети часто видят в одном слоге два слога, называя отдельный звук (а-р-буз).
В логопедической работе следует уделять особое внимание выделению обратного и закрытого слогов как единого целого. Процесс формирования слогового анализа и синтеза должен проходить поэтапно. Сначала при делении слов на слоги используются конкретные движения:
Отхлопывание слова по слогам;
Отстукивание;
Произнесение слов по слогам с одновременным движением рук;
Произнесение слов по слогам с одновременным движением головы влево-вправо;
Восприятие движения нижней челюсти ладонью.
В дальнейшем идёт опора на гласные звуки и буквы. Умение выделять гласные звуки в словах на слух и зрительно позволяет устранить и предупредить ошибки на пропуск гласных, на наращивание слогов.
С целью более эффективного формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных, выделению гласных из слова. Эта работа начинается с уточнения представлений об акустических и произносительных признаках гласных и согласных звуков. Учащиеся должны знать, что гласные и согласные различаются по способу образования и артикуляции. Для закрепления изолированных звуков можно использовать световые сигналы: красный и синий кружки. Задания, способствующие процессу формирования слогового анализа и синтеза
Выделение гласного звука из слогов различной структуры:
АХ, УС, МА, ДА, КРА, АСТ, ЗОВ.

Рекомендуются следующие задания:
Назвать только гласный звук;
Поднять букву;
Записать только гласные буквы;
Придумать слог с данной гласной;
Определить место гласного звука;
Придумать слог, в котором гласный на заданном месте.

Выделение гласных звуков из слова. Вначале предлагаются односложные слова различной структуры типа: ус, на, мак, волк, двор, мир. Ученики определяют гласный звук, его место, обозначают место звука на графической схеме. Затем проводится работа на двусложных и трехсложных словах.

Последовательность отработки слов различной слоговой структуры
(для детей с задержкой речевого развития)
Двусложные слова из 2-х открытых слогов: сова, лоси, вода, лыжи
Трёхсложные слова из 3-х открытых слогов: сухари, малина, голова.
Односложные из одного открытого слога: сом, шар, лук, мяч, лес.
Двусложные слова с закрытым конечным слогом: лимон, ёжик, дятел, кусок.
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: вед-ро, сум-ка, шап-ка, тач-ка, меч-та, пес-ня, бел-ка.
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом: кос-тюм, фут-ляр, ин-дюк, лис-ток, кар-ман
Трёхсложные слова с закрытым слогом: те-ле-фон, по-ми-дор, по-да-рок.
Трёхсложные слова со стечением согласных в середине слова: ка-пус-та, ба-боч-ка, ва-реж-ки.
Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: куз-не-чик, цып-лё-нок, ви-ног-рад.
Трёхсложные слова со стечениями согласных: кис-точ-ка, мат-рёш-ка, лас-точ-ка, лам-поч-ка.
Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце: гриб, карп, волк, свет, плот, корт, сбор.
Двусложные слова с двумя стечениями согласных: свёк-ла, звез-да, гряд-ка.
Четырёхсложные слова с открытыми слогами: че-ре-па-ха, я-ще-ри-ца.
Четырёхсложные слова со стечением согласных в середине слова: не-ва-ляш-ка, пи-ра-мид-ка, пе-ре-воз-ка.
Слова сложной слоговой структуры: экс-ка-ва-тор, ми-ли-ци-о-нер

Последовательность отработки слов различной слоговой структуры
(по Лалаевой Р.И.)
Односложные из открытого и закрытого слога: сом, шар, лук, мяч, лес.
Двусложные слова из 2-х открытых слогов: сова, лоси, вода, лыжи
3. Двусложные слова с закрытым конечным слогом: лимон, ёжик, дятел, кусок.
4. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова ( на стыке слогов): вед-ро, сум-ка, шап-ка, тач-ка, меч-та, пес-ня, бел-ка, ут-ка, поч-та.
5. Односложные слова со стечением согласных в начале: стол, кран, брат.
6. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: сорт, волк, тигр.
7. Двусложные со стечением согласных в начале слова: бро-ви, сли-ва, книга.
8. Двусложные со стечением в начале и середине слова: скрип-ка, прав-да.
Трёхсложные (четырёхсложные) слова из 3-х открытых слогов: су-ха-ри, ма-ли-на, го-ло-ва, че-ре-па-ха.

В работе над закреплением звука в речи надо помнить следующее:
Гласный выделяется из слов, где образует слог из одной буквы (О-ля);
Глухой согласный из конца слова (маК);
Звонкий согласный из положения перед сонором (Друг);
Соноры из конца слова (коМ, сыР, поЛ, соН)

Рекомендуются следующие задания:
Назвать гласные звуки в словах, произношение которых не расходится с написанием.
Записать по схеме только гласные данного слова: а у а (капуста).
Разложить картинки под гласными буквами. Сначала дети называют картинки на односложные слова типа: сук, нос, пол. сыр, лес, стул, рак.
Разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы: у – а (му-ха). Предлагаются картинки на двусложные слова: луна, рама, лодка, кошка и т.п.
Придумать слова по предложенным графическим схемам:
и – а о – о – а е – о о – а ы – а ы – о у – а и т. п.

Закрепление навыка слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:
Повторить слово по слогам и сосчитать количество слогов.
Определить количество слогов в названных словах и поднять соответствующую цифру. (Даются слова различной слоговой структуры и в случайном порядке).
Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества слогов в их названии: арбуз, груша, редиска, ворона, берёза, вилка.
Игра «Поезд». Разместить картинки в вагоны 1-2-3, в зависимости от количества слогов.
Назвать слова с заданным количеством слогов по темам: «Деревья», «Цветы», «Посуда», «Мебель» и т.д.
Выделить 1-ый слог из названия картинок, записать его. Объединить слоги в слова. Слова в предложения.
Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: -ра (тра0, до – га (ро), бел – (ка) и т.д.
Составить слова из слогов, данных в беспорядке.
Определить слово, предложение, данные на слух по слогам.
Вычленить из предложения слова, состоящие из определённого количества слогов.
По сложенной картинке (без предварительного разбора) назвать слова из1-2-3 слогов.


Упражнения с разрезной азбукой
Составить слоги из разрезной азбуки различной структуры: МА АХ СТРА
Изменить порядок звуков в слоге, назвать полученный слог и выложить его из разрезной азбуки: СУ-УС АМ-МА.
Назвать слоги по таблице и показу:

Составить пары слогов из одинаковых букв: АМ-МА, УР-РУ, СТО-СОТ.
Записать слоги, которые начинаются с гласного звука.
Записать слоги, которые заканчиваются согласной или гласной.
Записать под диктовку открытые и закрытые слоги.

Нарушения чтения и письма часто сопровождается большим количеством орфографических ошибок. Это объясняется несформированностью у детей языковых обобщений, неспособностью использовать изученные правила орфографии. В связи с этим полезны упражнения на выделение и определение ударного слога в слове:

Назвать ударный (громкий) слог слова. Вначале ударный слог выделяется интонационно педагогом. Сначала предлагаются слова, которые начинаются с ударного слога (ёлка, утка, облако, белый, строят, кошка), затем слова с ударением на последнем слоге (трава, рука, дела, полы). И, наконец, слова с ударением в середине слова (бумага, одежда, тетрадка).
Длительно протянуть ударный слог.
Назвать ударный слог. Составить графическую схему слогового состава слова и отметить ударение.
Подобрать слова к схемам двусложных слов, в которых ставится ударение на 1-ом или 2-ом слогах.
Разложить картинки под схемами.
Изменить ударение в словах типа: сова - совы, глаз - глаза, лиса - лисы, рука - руки. Составить словосочетание с каждой парой слов.
Записать слова и подчеркнуть ударный слог.
Понимание смыслового значения ударения.
Прочитать пары слов. Выделить ударный слог и составить словосочетания или предложения.
Написать графический диктант: текст записывается одними ударными гласными: Осенью идут дожди - О У И. Воспроизвести текст по памяти.
Сгруппировать картинки под цифрами 1-2-3 в зависимости от места ударного слога в слове.

Формирование понимание слогоритмической структуры слов имеет большое значение в работе над устранением дисграфий и дислексий, в общей коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

А О У

С



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515