Программа кружка Бисероплетение для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
________________«Начальная школа - детский сад № 25»__ ______________
Россия, 456227,Челябинская область, город Златоуст, улица 40-летия Победы, д. 13а
г. Златоуста
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от
28.08.2015 г.
Председатель
_________Т. В. Кулевич
РАССМОТРЕНО
Советом учреждения
Протокол № 5 от
28.08.2015 г.
Председатель
Совета учреждения
_________ У. В. Ягупова
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
Приказ № 8/36-о от
28.08.2015 г.
Директор МАОУНШДС № 25
______ А. А. Васильева
Дополнительная общеобразовательная программа
Художественно-эстетической направленности
"Бисероплетение"
для детей старшего дошкольного возраста
(5-6 лет)
Срок реализации: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
МАОУ «НШДС № 25»
Шулятина Наталья Владимировна
г. Златоуст
2015 год
Пояснительная записка
Без “духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви,без интереса к собственной истории, далёкой и близкой,не может быть полноценного человеческого счастья.Культурная среда также необходима для нравственной
жизни, как растительный и животный мир
для нашего биологического существования.Академик Д. С. Лихачёв
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В настоящее время этот вид народного творчества переживает новый этап своего развития. Занятия бисероплетением вызывает у дошкольников большой интерес.
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности – «Бисероплетение» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Бисероплетение способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на становлении речи, повышает работоспособность, внимание. Данная программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного развития, повышается познавательная активность и творческая самореализация воспитанников.
Бисероплетение как вид ручного труда не включено в основную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения. Программа составлена на основе авторских разработок С.Г. Овчинниковой и И.Г. Титовой.
Предлагаемая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Цель настоящей программы: приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам бисероплетения.
Задачи: Образовательные – ознакомление с историёй и развитием бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Воспитательные – привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.
Педагогические условия. В процессе реализации программы используются разнообразные методы и формы обучения: беседа, рассказ, иллюстративный, метод проблемного изложения материала, практическая работа репродуктивного и творческого характера, коллективный анализ творческих работ. Формы организации художественно-творческой деятельности, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской.
Принципы содержания программы
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
4. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
6. Личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети дети, дети родители, дети педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
Общие принципы, содержания и технологии программы
Содержание программы ориентировано на знакомство детей с разнообразием бисера (бисер, бусины, стеклярус, рубка), с разными материалами (иглы, фурнитура, ножницы, цветные карандаши, бумага), а также с основными приемами их применения.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала, предметов декоративно-прикладного искусства; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.
Программа дополнительного образования по бисероплетению рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня вне основных режимных моментов. Продолжительность занятия – 25-30 минут. Всего занятий в год-33 ч. Возраст обучающихся – 5-6 лет. Количество детей в группе не должно превышать 10-12 человек, так как руководитель группы много работает индивидуально с каждым.
Занятия комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными. Занятия целесообразно проводить с короткими перерывами (общими или индивидуальными) по желанию детей. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена на протяжении нескольких занятий. В группу зачисляются дети, чьи родители изъявили желание посещать данный кружок. Планируя занятия, педагог может выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность и специфику творческой мастерской.
Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном помещении детского сада. Формы занятий должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.
Условия для занятий:
1. Занятия проходят в специально оборудованном помещении.
2. Подбор материала и инструментов для творческой деятельности детей.
3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.
4. Изготовление картотеки гимнастики для глаз, пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
5. Составление фонотеки подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.
6. Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр.
Одним из способов достижения цели программы является непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения бисероплетением.
Ожидаемые результаты
В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать:
основы композиции и цветоведения,
классификацию и свойства бисера,
основные приёмы бисероплетения,
условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера;
уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий,
составлять композиции согласно правилам,
классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам,
в соответствии с техникой безопасности пользоваться ножницами, иглами,
чётко выполнять основные приёмы бисероплетения,
изготавливать украшения, плоские фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов,
выполнять отдельные элементы и сборку изделий,
хранить изделия из бисера согласно правилам.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков детей осуществляется с помощью диагностики в несколько этапов:
поступление детей в группу,
в конце года обучения.
Форма подведения итогов реализации образовательной программы является выставка творческих работ дошкольников по бисероплетению.
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения навыков бисероплетения
Задание: «Сплети игрушку». Цель задания: определить уровень умения плести из бисера плоскостные фигурки по заданной схеме. Материалы: бисер мелкий, средний разного цвета, проволока, ножницы, салфетка. Инструкция к проведению задания: детям показываются игрушки из бисера одинакового уровня сложности, где сочетаются знакомые техники плетения – параллельное, петельное, даются к ним схемы. Дети берут схему, самостоятельно подбирают бисер нужного цвета и размера, проволоку, подготавливают рабочее место и начинают плести. Анализ результатов: Показатели:- умение готовить рабочее место;- умение самостоятельно выбирать необходимый материал;- умение работать со схемой;- владение техникой параллельного плетения;- владение техникой петельного плетения;- эстетичность.
Определение уровня усвоения навыков бисероплетения у дошкольников
№
п\п
Список детей
Показатели
Общий балл
Уровень
Умение готовить рабочее место.
Умение самостоятельно выбирать необходимый материал.
Умение работать со схемой.
Владение техникой параллельного плетения
Владение техникой петельного плетения.
Эстетичность.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
По одному показателю:1 балл- навык сформирован2 балла- навык не сформирован
Общее количество баллов:6-7 баллов- низкий уровень8-9 баллов- средний уровень10-12 баллов- высокий уровень
Учебно- методическое обеспечение программы:
- бисер мелкий, средний, крупный;- бусины, разные по форме, размеру и цвету;- стеклярус;- проволока медная гибкая № 3;- клей ПВА («момент»);- ножницы;
-игла и нитки;- цветная бумага, картон;
-схемы изготовления поделок;- тарелочки.
Содержание программы
№ п./п.
Наименование темы
Часы
Всего
Беседа
Практика
1.
Вводное. Рассматривание готовых изделий из бисера. История бисероплетения. Набор бисера на проволоку – простой браслет.
30 мин
10 мин
20 мин
2.
Знакомство с цветоведением. Набор бисера из двух цветов - кольцо.
30 мин
10 мин
20 мин
3.
Знакомство со схемой плетения. Набор на проволоку. Чередование по форме-бусы.
30 мин
10 мин
20 мин
4 - 6.
Осенняя веточка.
90 мин
30 мин
60 мин
7 - 10.
Подарок маме – цветок.
120 мин
40 мин
80 мин
11-14.
Солнышко.
120 мин
40 мин
80 мин
15-18.
Зимняя веточка.
90 мин
30 мин
60 мин
19-21.
Бабочка.
120 мин
40 мин
80 мин
22-24.
Жучок.
90 мин
30 мин
60 мин
25-26.
Весенняя веточка.
60 мин
20 мин
40 мин
27-29.
Стрекоза.
90 мин
30 мин
60 мин
30-32.
Божья коровка.
90 мин
30 мин
60 мин
33.
Итоговая выставка.
30 мин
15 мин
15 мин
Итого:
990 мин
335 мин
655 мин
Тематический план
№ п/п
Тема
Задачи
Материал
Дата
План
Факт
1.
Вводное. Рассматривание готовых изделий из бисера. История бисероплетения. Набор бисера на проволоку – простой браслет.
Познакомить детей с историей бисероплетения, классификацией и свойствами бисера. Вызвать у детей желание изготавливать поделки из бисера. Формировать умение нанизывать бисер на проволоку. Развивать тактильные ощущения. Воспитывать трудолюбие.
Проволока, ножницы, бусины и бисер разных цветов, готовые поделки из бисера, салфетка.
2.
Знакомство с цветоведением. Набор бисера из двух цветов - кольцо.
Формировать представление о цветоведении. Закрепить знание цветов и их оттенков. Развивать чувство ритма, умение нанизывать бисер на леску. Воспитывать художественный вкус.
Леска, бисер разных цветов, схемы сочетания цветов, салфетка.
3.
Знакомство со схемой плетения. Набор на проволоку. Чередование по форме-бусы.
Познакомить со схемой плетения, символами, последовательностью. Развивать чувство ритма, умение нанизывать бисер на проволоку. Закрепить представление о законах цветоведения, разновидности бисера. Воспитывать экономичное отношение к используемым материалам.
Проволока, бисер, стеклярус разных цветов.
Схемы плетения бус.
4. – 6.
Осенняя веточка.
Формировать умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику, чувство ритма. Воспитывать художественный вкус.
Бисер разных цветов, проволока 70см, салфетка, схема плетения, готовый образец.
7. – 10.
Подарок маме – цветок.
Продолжать учить плести с опорой на схему, развивать чувство ритма, тактильные ощущения. Воспитывать внимание, усидчивость.
Бисер разных цветов, проволока 70см, салфетка, схема плетения, готовый образец.
11.-14.
Солнышко.
Формировать умение самостоятельно составлять схему плетения, композиционные умения. Развивать творчество, чувство цвета. Воспитывать аккуратность, терпение.
Леска, бисер, стеклярус, бусины. Образцы.
15.-18.
Зимняя веточка.
Продолжать учить плести по образцу, следуя словесным указаниям педагога. Развивать образное мышление. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Белый, голубой бисер, бусины, 1м проволоки. Образец, схема. Цветные карандаши, бумага.
19.-21.
Бабочка.
Продолжать формировать умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику, чувство ритма. Воспитывать художественный вкус.
Бисер белый, голубой, проволока 70см, салфетка, схема плетения, готовый образец.
22.-24.
Жучок.
Формировать умение самостоятельно придумывать форму кольца, развивать композиционные умения, творчество. Закрепить знание цветов и их оттенков. Воспитывать аккуратность.
Бисер, бусины, проволока, образцы.
25.-26.
Весенняя веточка.
Формировать представление о фурнитуре. Как вспомогательному материалу. Развивать творчество, чувство ритма. Художественный вкус.
Бисер, стеклярус, рубка, бусины, леска, образцы.
27.-29.
Стрекоза.
Продолжать формировать умение плести с опорой на схему, следуя словесным указаниям педагога. Развивать мелкую моторику. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Белый, черный бисер, две бусины, 1м проволоки. Образец, схема.
30.-32.
Божья коровка.
Продолжать формировать умение плести с опорой на схему, следуя словесным указаниям педагога. Закрепить знание законов цветоведения. Развивать творчество, усидчивость. Воспитывать художественно-эстетический вкус.
Разноцветный бисер, ножницы, проволока.
Образец, схема.
33.
Итоговая выставка.
Подведение итогов работы кружка.
Работы детей
Навыки детей в бисероплетении формируются в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой материалов и техник. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
Все темы, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
Список литературы:
Н.И. Бондарева «Цветы из бисера» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.
Э. Исакова, Т. Ткаченко «Подарки из бисера» - Ростов-на Дону, «Феникс», 2006.
Кузьмина Т. А., Кузьмина Е.В., Морозова Ю. Н. Игрушки из бисера. – М. : ООО ТД « Издательство мир книги», 2010.
С.Г. Овчинникова. «Занятия бисероплетением для развития мелкой моторики рук ребенка». Дошкольная педагогика №2 (59) февраль, 2010.
И. Г. Титова «Коррекция мелкой моторика через работу с бисером». Дошкольная педагогика №8(49) ноябрь, 2008.
Ткаченко, Стародуб «Плетём рыбок из бисера» - «Феникс», 2007.
Ткаченко, Стародуб «Плетём насекомых из бисера». - «Феникс»,2006
Ткаченко, Стародуб «Плетём бабочек из бисера» - «Феникс», 2007
Лыднина Ю. Фигурки из бисера. – Тверь: Культура и традиции, 2008.
Журнал «Рукоделие» №3, 2010.
М. Федотова, Г. Валюх «Цветы из бисера»- Москва, «Культура и традиции», 2005.
Определение уровня усвоения навыков бисероплетения у дошкольников
№
п\п
Список детей
Показатели
Общий балл
Уровень
Умение готовить рабочее место.
Умение самостоятельно выбирать необходимый материал.
Умение работать со схемой.
Владение техникой параллельного плетения
Владение техникой петельного плетения.
Эстетичность.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
По одному показателю:1 балл- навык сформирован2 балла- навык не сформирован
Общее количество баллов:6-7 баллов- низкий уровень8-9 баллов- средний уровень10-12 баллов- высокий уровень
15