Рабочая программа кружка Бисероплетение
Рабочая программа
кружок
«Бисероплетение»
Учитель: Кипнес Е.В.
Возрастная групп: 8-14 лет
Количество часов за год - 68 , в неделю - 2.
Рабочая программа “Бисероплетение” составлена на основе авторской программы Авбановой Д.А. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Пояснительная записка
Рабочая программа “Бисероплетение” составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Возрастная группа: 8-14 лет.
Основная задача кружка заключается в формировании у детей и подростков практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка.
И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственным предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплощать его в материале.
Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.
Направленность дополнительной образовательной программы
Настоящая программа относится к художественно-эстетической направленности и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России. Содержание занятий поможет существенно приблизить детей к традиционной культуре своего народа, дать им представление о красоте и роли декоративно-прикладного творчества, о силе и значимости народной культуры в целом. В зависимости от совершенствования умений и навыков, учащихся можно переводить к освоению более сложных технических приёмов бисероплетения, вышивки бисером
Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Данная программа рассчитана на детей 8-14 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с бисером и ножницами.
Младшие школьники охотно принимают участие в самообслуживании, всегда готовы что-нибудь мастерить. Занятия бисероплетением способствуют развитию мелкой моторики рук (движению руки, кисти, пальцев), что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта детей. У детей развивается мышечная система, совершенствуется мелкая мускулатура рук. Также занятия бисероплетением формируют усидчивость, развивают творческие способности детей, воспитывают трудолюбие. В их среде укрепляется дружба и товарищество. Выполнение коллективной творческой работы развивают чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.
Цель настоящей программы:
Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.
Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выставки.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО ( подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, применяются знания из областей черчения ( умение «читать» и составлять схемы ), математики ( подсчет стоимости используемого материала).
Ожидаемые результаты
В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Организация рабочего места . Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным и вечерним освещением. Учебное оборудование должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.
Для работы с бисером удобнее использовать неглубокое блюдце или коробочку с низкими бортиками.
Материалы и инструменты
* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском
* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.
* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.
*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
* Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Можно использовать также специальную флористическую ленту.
* Гипс для заливки.
* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.
* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.
Инструменты. Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты
* кусачки для отрезания проволоки;
* ножницы для бумаги и ниток;
Программа способствует:
повышению внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
возникает желание добиться планируемого результата;
приобретается навык самостоятельной работы;
развитию мелкой моторики;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.
Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, работа с цифровыми информационными источниками, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, взаимоконтроля и самоконтроля, проблемно-поисковый.
Для реализации программы важен личностно-ориентированный подход к учащимся, направленный на развитие природных способностей.
Работа в зависимости от назначения, срочности, объёма и сложности может выполнятся индивидуально или коллективно.
Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках.
Литература
1. Артамонова, Е. В. Бисер. Практическое руководство.- М. : Эксмо, 2007.- 270 с.
2.Базулина, Л. В. Бисер.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 224 с.
3. Бондарева, Н. И. Цветы из бисера.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 48 с.
4. Золотарёва, Е. Н. Подарки из бисера.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176 с.
5. Кассап-Селье, Изабель. Объёмные фигурки из бисера.- М.: Контент, 2009.- 48 с.
6. Кольца из бисера и бусин.- М.: АРТ-Родник, 2005.- 64 с.
7. Каменская С. Б. Бисероплетение.- М.: Культура и традиции, 2006.- 78 с.)8. Лындина, Ю. Фигурки из бисера.- М.: Айрис-пресс, 2005.- 112 с.
9. Петрунькина, А. И снова фенечки.- СПб.: Кристалл, 1999.- 192 с.
10. http://infourok.ru/ktp_i_rabochaya_programma_kruzhka_biseropletenie-484127.htm рабочие программы и методические материалы
Календарно-тематическое планирование
№ п\пТема занятия Количество часов Месяц Дата план Дата факт
1 Вводное занятие: диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Техника безопасности сентябрь 2 История бисера и его применение. 3 Виды бисера.Основные виды плетения. Плетение дугами: Фиалки. 4 Цветоведение и композиция. Плетение фиалок. 5 Схемы для бисероплетения. Плетение фиалок. 6 Оформление композиции “Фиалки” 7 Плетение петельками. 8 Плетение дерева “Березка”/ “Сакура” 9 Плетение дерева “Березка”/ “Сакура” Октябрь 10 Плетение дерева “Березка”/ “Сакура” 11 Плетение дерева “Березка”/ “Сакура” 12 Плетение дерева “Березка”/ “Сакура” 13 Плетение дерева “Березка”/ “Сакура” 14 Плетение дерева “Березка”/ “Сакура” 15 Оформление композиции: ствол, сборка веток. 16 Оформление композиции 17 Техника параллельного плетения. Ноябрь 18 Плетение композиции “Полевые цветы” (ромашки, васильки, колокольчики, листья) 19 Плетение композиции “Полевые цветы” 20 Плетение композиции “Полевые цветы” 21 Плетение композиции “Полевые цветы” 22 Плетение композиции “Полевые цветы” 23 Плетение композиции “Полевые цветы” 24 Плетение композиции “Полевые цветы” 25 Плетение композиции “Полевые цветы” декабрь 26 Плетение композиции “Полевые цветы” 27 Оформление композиции “Полевые цветы” 28 Оформление композиции “Полевые цветы” 29 Создание композиции с комбинированным типом плетения “Цветущее дерево” 30 Создание композиции “Цветущее дерево” 31 Создание композиции “Цветущее дерево” 32 Создание композиции “Цветущее дерево” 33 Создание композиции “Цветущее дерево” январь 34 Создание композиции “Цветущее дерево” 35 Создание композиции “Цветущее дерево” 36 Создание композиции “Цветущее дерево” 37 Создание композиции “Цветущее дерево” 38 Создание композиции “Цветущее дерево” 39 Оформление композиции “Цветущее дерево” 40 Оформление композиции “Цветущее дерево” 41 Плетение деревьев “Бонсай” шариками из бисера. февраль 42 Создание композиции “Бонсай” 43 Создание композиции “Бонсай” 44 Создание композиции “Бонсай” 45 Создание композиции “Бонсай” 46 Создание композиции “Бонсай” 47 Создание композиции “Бонсай” 48 Создание композиции “Бонсай” 49 Создание композиции “Бонсай” март 50 Создание композиции “Бонсай” 51 Создание композиции “Бонсай” 52 Создание композиции “Бонсай” 53 Оформление композиции. Ствол из гипса. 54 Оформление композиции. Ствол из гипса. 55 Оформление композиции “Бонсай” 56 Французское плетение дугами. 57 Создание композиции “Розы” апрель 58 Создание композиции “Розы” 59 Создание композиции “Розы” 60 Создание композиции “Розы” 61 Создание композиции “Розы” 62 Создание композиции “Розы” 63 Создание композиции “Розы” 64 Создание композиции “Розы” 65 Создание композиции “Розы” май 66 Оформление композиции “Розы” 67 Оформление выставки работ 68 Оформление выставки работ