Разработка урока по музыке Мажор и минор
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Суг-Бажы Каа-Хемского района Республика Тыва
Конспект открытого урока по музыке
по теме «Мажор и минор» 3 класс
·
·
· Учитель музыки
Монгуш Чочагай Юрьевна
Тема «Мажор и минор»
Цель урока:
дальнейшее постижение понятий мажора и минора как важного средства выражения различных настроений;
Задачи урока:
учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.
воспитывать потребность в общении с музыкой.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Оборудование урока:
«Колокольчик»-музыкальное приветствие
Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!»
Савельева «Все отлично»
Л. Бетховен “Сурок” (слушание);
Д. Кабалевский “Клоуны” (слушание);
В. Васнецов “Алёнушка”;
Л. Лапцуй “Берёзка”, “Смерть берёзки”.
Ход урока
I. Орг. момент.
Музыкальное приветствие:
- Здравствуйте, ребята!
Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре.
- А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему?
- В чем заключается разница между этими приветствиями?
II.Основная часть
Тема прошлого нашего урока была “Весело - грустно”. Эти настроения в музыке выражают понятия: “лад”, “мажор”, “минор” (таблицы вывешиваются на доску). Повторяем понятия: лад, мажор, минор.
Дружбу звуков, говорят, называют словом лад.
Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный (поём гамму до мажор).
Мир в полумрак погружённый лад нарисует минорный (поём гамму ля минор).
Проверка д/з. Вам надо было дома раскрасить костюмы персонажей, передать в цвете радостное настроение.
На этом уроке мы продолжаем работать над темой “Весело - грустно”. Но если на прошлом уроке мы слушали произведения, сочинённые композиторами, то сегодня мы сами будем сочинять, творить, придумывать, фантазировать, читать стихотворения, всматриваться в картину. И всё это для того, чтобы понять, что мажор и минор являются важным средством выражения различных настроений. Это и является целью нашего урока.
Но сначала давайте вспомним, с какими композиторами мы совершали музыкальную прогулку, и какие слушали произведения на прошлом уроке?
На доске запись этих произведений (в таблицах):
Л. Бетховен
“Сурок”
Д. Кабалевский
“Клоуны”
- Какие чувства, настроения выражены в этих произведениях? Определите лад.
- Почему произведение Д. Кабалевского называется “Клоуны”, а не “Клоун”?
Слушаем произведение. Когда в музыке будет изображён весёлый клоун, мы будем улыбаться, а когда грустный – хмуриться.
Ах, какие наши клоуны безобразники! Всё перепутали. Давайте поможем им разобраться, что относится к мажору, а что – к минору (на доске таблицы: мажор, минор, весело, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, плачевно, темно). К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй – для минора. В это время со всем классом находим оригинальные эмоциональные характеристики для мажора (“боевая жизнь”, “восход солнца”) и минора (“закат солнца”, “звёзды ведут хоровод”). Затем даём характеристику работы учащихся у доски.
III.
Если мы понятия “мажор” и “минор” перенесём в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору? Почему?
1 Дыхательная гимнастика
2.Речевая разминка «Трик-трак»
3. Распевка «Мы спокойные ребята», «Мы ребята непоседы»
А сейчас я предлагаю вам спеть песню «Все отлично»
- Чему нас учит эта песня?
- Какой лад соответствует каждой из песен? Почему?
IV. Различные эмоциональные настроения, состояния человека могут быть выражены не только в музыкальных сочинениях, но и в словесных, живописных; произведения искусства в целом помогают нам стать лучше и добрее, увидеть, как больно бывает от зла и как оно некрасиво.
Я вам прочитаю сейчас два стихотворения ненецкого поэта Леонида Лапцуя Смерть берёзки”. А мы с вами знаем, что берёзка является символом России.
Берёзка
Теплом трепещущим, ветками влажнымиТянется к солнцу берёза отважная.Видишь, как цепко за мыс ухватилась?Видишь, как ясно в воде отразилась?...Солнце её, сиротливую, нежит,Ветер ей косы зелёные чешет.Дай ей, земля, животворного сока!Станет она и прямой, и высокой!Сердце не бьётся в берёзе, и всё жеНа человека берёза похожа!
Смерть берёзки
Лежит берёзка на земле сыройС распоротой обугленной корой.Её сразила молния вчераУдаром браконьерским топора.А прежде руки утренней зариЕй в уши продевали янтари,И ветер к ней, бывало, прилеталИ ленты солнца в волосы вплетал.Ах, ни одна из всех берёзТаких красивых не носила кос!Берёзы ненавидели сестру,Сучками ей царапали коруТеперь они трусят седой листвойНад рухнувшей сестрицей неживой,И слёзы тяжеленные, как ртуть,Роняют ей на высохшую грудь.
- Меняется ли в каждом из стихотворений настроение?
- Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворений?
- Какие строчки из стихотворений вам больше всего запомнились, понравились?
- А эти стихотворения чему-то научили вас?
На доске вывешиваются два листа цветной бумаги (зелёный и чёрный). Всматриваемся в эти цвета. Какой из цветов соответствует какому настроению и какому стихотворению? Какому ладу?
Я прошу встать тех, кому больше понравилось первое стихотворение. Мелодическая импровизация на слово “Берёзка” к этому стихотворению (по желанию). А теперь попрошу встать тех, кому понравилось второе
стихотворение. Мелодическая импровизация на слово “Берёзка” к этому стихотворению (по желанию).
V. А сейчас я предлагаю вам вглядеться в картину В.Васнецова “Алёнушка”, “прислушаться” к ней.
- Что мы слышим? (Вокруг тишина).
- Как изображены на картине девочка, её фигура, глаза? (Она сидит, опустив голову, у неё босые ноги, растрёпанные волосы).
- Что хотел автор выразить в картине? (Вспомнить сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.)
- Слушает ли Алёнушка тишину?
- Каков смысл этой тишины, настроения девочки? (Она прислушивается, что отзовётся её братец Иванушка, это печальная тишина).
- Почему художник изобразил на картине вечер? (Для того, чтобы подчеркнуть усталость Алёнушки, её тревогу: скоро наступит ночь, а она ещё не нашла брата).
- Что вы, ребята, чувствуете, когда смотрите на картину? Вам тоже становится грустно или это вас не волнует?
- Какое из прослушанных в начале урока музыкальных произведений похоже по настроению с картиной? Какой лад этого произведения?
- А хотели бы вы помочь Алёнушке?
Действиями мы, конечно же, не можем ей помочь, но зато добрыми словами можем. Подумайте, что бы вы могли сказать Алёнушке, а может даже и спеть. Разыгрывание ситуации Алёнушка и друг (кто-то из учащихся и учитель).
У вас на парте лежит конверт с набором вырезанных из цветной бумаги лепестков. Сложите из этих лепестков цветик-семицветик. Загадайте желание для Алёнушки, выберите один из лепестков, соответствующий настроению вашего желания, и дуйте на него, чтобы исполнилось желание.
IV. Итог урока.
- О чём же мы узнали сегодня на уроке?
Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е. ? (в ладу).
- А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются?
Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад.
В конце урока я предлагаю вам спеть песню “Здравствуй,Родина моя”.
- В каком ладу и настроении мы завершили урок?
VII. Сегодня на уроке работали хорошо:
Самый хороший исполнитель(называем по имени), самый хороший слушатель ( называем по имени)
Музыкальное прощание.
«Снова звонок- окончен урок»
Заголовок 115