Разработка урока по музыке Мажор и минор


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Суг-Бажы Каа-Хемского района Республика Тыва












Конспект открытого урока по музыке
по теме «Мажор и минор» 3 класс


·
·
· Учитель музыки
Монгуш Чочагай Юрьевна





























Тема «Мажор и минор»
Цель урока:
дальнейшее постижение понятий мажора и минора как важного средства выражения различных настроений;
Задачи урока:
учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.
воспитывать потребность в общении с музыкой.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Оборудование урока:
«Колокольчик»-музыкальное приветствие
Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!»
Савельева «Все отлично»
Л. Бетховен “Сурок” (слушание);
Д. Кабалевский “Клоуны” (слушание);
В. Васнецов “Алёнушка”;
Л. Лапцуй “Берёзка”, “Смерть берёзки”.

Ход урока
I. Орг. момент.
Музыкальное приветствие:
- Здравствуйте, ребята!
Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре.
- А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему?
- В чем заключается разница между этими приветствиями?
II.Основная часть
Тема прошлого нашего урока была “Весело - грустно”. Эти настроения в музыке выражают понятия: “лад”, “мажор”, “минор” (таблицы вывешиваются на доску). Повторяем понятия: лад, мажор, минор.
Дружбу звуков, говорят, называют словом лад.
Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный (поём гамму до мажор).
Мир в полумрак погружённый лад нарисует минорный (поём гамму ля минор).
Проверка д/з. Вам надо было дома раскрасить костюмы персонажей, передать в цвете радостное настроение.
На этом уроке мы продолжаем работать над темой “Весело - грустно”. Но если на прошлом уроке мы слушали произведения, сочинённые композиторами, то сегодня мы сами будем сочинять, творить, придумывать, фантазировать, читать стихотворения, всматриваться в картину. И всё это для того, чтобы понять, что мажор и минор являются важным средством выражения различных настроений. Это и является целью нашего урока.
Но сначала давайте вспомним, с какими композиторами мы совершали музыкальную прогулку, и какие слушали произведения на прошлом уроке?
На доске запись этих произведений (в таблицах):



Л. Бетховен
“Сурок”

Д. Кабалевский
“Клоуны”

- Какие чувства, настроения выражены в этих произведениях? Определите лад.
- Почему произведение Д. Кабалевского называется “Клоуны”, а не “Клоун”?
Слушаем произведение. Когда в музыке будет изображён весёлый клоун, мы будем улыбаться, а когда грустный – хмуриться.
Ах, какие наши клоуны безобразники! Всё перепутали. Давайте поможем им разобраться, что относится к мажору, а что – к минору (на доске таблицы: мажор, минор, весело, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, плачевно, темно). К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй – для минора. В это время со всем классом находим оригинальные эмоциональные характеристики для мажора (“боевая жизнь”, “восход солнца”) и минора (“закат солнца”, “звёзды ведут хоровод”). Затем даём характеристику работы учащихся у доски.
III.
Если мы понятия “мажор” и “минор” перенесём в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору? Почему?
1 Дыхательная гимнастика
2.Речевая разминка «Трик-трак»
3. Распевка «Мы спокойные ребята», «Мы ребята непоседы»
А сейчас я предлагаю вам спеть песню «Все отлично»
- Чему нас учит эта песня?
- Какой лад соответствует каждой из песен? Почему?

IV. Различные эмоциональные настроения, состояния человека могут быть выражены не только в музыкальных сочинениях, но и в словесных, живописных; произведения искусства в целом помогают нам стать лучше и добрее, увидеть, как больно бывает от зла и как оно некрасиво.
Я вам прочитаю сейчас два стихотворения ненецкого поэта Леонида Лапцуя Смерть берёзки”. А мы с вами знаем, что берёзка является символом России.
Берёзка
Теплом трепещущим, ветками влажными Тянется к солнцу берёза отважная. Видишь, как цепко за мыс ухватилась? Видишь, как ясно в воде отразилась?... Солнце её, сиротливую, нежит, Ветер ей косы зелёные чешет. Дай ей, земля, животворного сока! Станет она и прямой, и высокой! Сердце не бьётся в берёзе, и всё же На человека берёза похожа!
Смерть берёзки
Лежит берёзка на земле сырой С распоротой обугленной корой. Её сразила молния вчера Ударом браконьерским топора. А прежде руки утренней зари Ей в уши продевали янтари, И ветер к ней, бывало, прилетал И ленты солнца в волосы вплетал. Ах, ни одна из всех берёз Таких красивых не носила кос! Берёзы ненавидели сестру, Сучками ей царапали кору Теперь они трусят седой листвой Над рухнувшей сестрицей неживой, И слёзы тяжеленные, как ртуть, Роняют ей на высохшую грудь.
- Меняется ли в каждом из стихотворений настроение?
- Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворений?
- Какие строчки из стихотворений вам больше всего запомнились, понравились?
- А эти стихотворения чему-то научили вас?
На доске вывешиваются два листа цветной бумаги (зелёный и чёрный). Всматриваемся в эти цвета. Какой из цветов соответствует какому настроению и какому стихотворению? Какому ладу?
Я прошу встать тех, кому больше понравилось первое стихотворение. Мелодическая импровизация на слово “Берёзка” к этому стихотворению (по желанию). А теперь попрошу встать тех, кому понравилось второе
стихотворение. Мелодическая импровизация на слово “Берёзка” к этому стихотворению (по желанию).
V. А сейчас я предлагаю вам вглядеться в картину В.Васнецова “Алёнушка”, “прислушаться” к ней.
- Что мы слышим? (Вокруг тишина).
- Как изображены на картине девочка, её фигура, глаза? (Она сидит, опустив голову, у неё босые ноги, растрёпанные волосы).
- Что хотел автор выразить в картине? (Вспомнить сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.)
- Слушает ли Алёнушка тишину?
- Каков смысл этой тишины, настроения девочки? (Она прислушивается, что отзовётся её братец Иванушка, это печальная тишина).
- Почему художник изобразил на картине вечер? (Для того, чтобы подчеркнуть усталость Алёнушки, её тревогу: скоро наступит ночь, а она ещё не нашла брата).
- Что вы, ребята, чувствуете, когда смотрите на картину? Вам тоже становится грустно или это вас не волнует?
- Какое из прослушанных в начале урока музыкальных произведений похоже по настроению с картиной? Какой лад этого произведения?
- А хотели бы вы помочь Алёнушке?
Действиями мы, конечно же, не можем ей помочь, но зато добрыми словами можем. Подумайте, что бы вы могли сказать Алёнушке, а может даже и спеть. Разыгрывание ситуации Алёнушка и друг (кто-то из учащихся и учитель).
У вас на парте лежит конверт с набором вырезанных из цветной бумаги лепестков. Сложите из этих лепестков цветик-семицветик. Загадайте желание для Алёнушки, выберите один из лепестков, соответствующий настроению вашего желания, и дуйте на него, чтобы исполнилось желание.
IV. Итог урока.
- О чём же мы узнали сегодня на уроке?
Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е. ? (в ладу).
- А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются?
Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад.
В конце урока я предлагаю вам спеть песню “Здравствуй,Родина моя”.
- В каком ладу и настроении мы завершили урок?
VII. Сегодня на уроке работали хорошо:
Самый хороший исполнитель(называем по имени), самый хороший слушатель ( называем по имени)
Музыкальное прощание.
«Снова звонок- окончен урок»

Заголовок 115