«Музыкальная речь. Лад — мажор, минор».

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8 г. Лабинска Краснодарского края






ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока музыки и пения

в 8 классе
с использованием здоровьесберегающих технологий



Тема урока:
«Музыкальная речь. Лад».
















Журавлёва Ирина Николаевна
учитель музыки и пения
высшей категории






Цель . Совершенствование навыка у учащихся правильно определять лад прослушанных произведений.
Задачи.
Гуманное и толерантное отношение к детям коррекционной школы. 
Закрепление понятия мажор- минор. Строение мажорной и минорной гаммы, их сравнение точное ее интонирование.
Развитие и коррекция музыкального слуха, работа над чистотой интонирования, обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитание эмоциональной отзывчивости, работа над расширением словарного словаря творческой активности, регуляция эмоциональной сферы.

Оборужование: фонозаписи музыкальных примеров для прослушивания, тексты песен, мультимедийный проект по теме урока, маски-настроения, пиктограммы, схематично изображающих мажор и минор.

Ход урока.
1.Вводная часть. Учитель, используя устойчивые ступени мажорной гаммы, пропевает приветствие. Учащиеся поют ответное приветствие, повторяя точно мелодию, исполненную педагогом.
Музыкальная разминка. Повторение распевания «Лесенка», чередуя пение первой фразы в слух, а вторую «про себя».
Пение гаммы до-мажор. Сначала гамма поется обычным исполнением, второй раз с пропуском звуков.(Данный подход к распеванию позволяет развивать внутренний слух, что необходимо в дальнейшей работе над интонационно сложными скачками; развивается уверенное и точное интонирование у учащихся, имеющих проблемы в развитии).
Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.
- Ребята, наше занятие началось с приветствия. Предлагаю послушать какое настроение у него? ( Педагог, на инструменте проиграв мажорное трезвучие пропевает его вместе с детьми).
-Правильно, это веселое мажорное трезвучие. А сейчас мы с вами сравним на слух минор и мажор.
-На предыдущем занятии мы с вами разучили песню «Домовой». После того как пропоем, вы вспомните и ответите в мажоре или миноре написана песня.

« Домовой».

Слова и музыка Евгении Колпаковой
Исполняет Александр Докукин

Отброшены заботы,
Оставлены дела.
Как рад я, что суббота –
Шалить пора пришла.
Родители на даче,
И я один сейчас,
Не ною и не плачу,
Ведь он придет тотчас!

Припев. С бородой – домо-домо-домовой!
Говорит: «Пойграй-ка ты со мной!»
Он крутой – домо-домо-домовой!
Говорит: «Пойграй-ка ты со мной!»

Чуть слышно скрипнет дверью
И постучит в окно,
Глазам своим не верю –
И страшно, и смешно!
Устроим мы на пару
Такой переполох,
Дадим соседям жару,
Что рухнет потолок.

Припев.

Прибавились заботы,
Прибавились дела,
Сменилась воскресеньем
Суббота и прошла.
Уборка - не проблема,
Работы не боюсь,
Ведь скоро, знаю точно,
Субботу я дождусь.

-Ребята, все музыкальные произведения написаны в определенном музыкальном ладу. Кто даст определение что такое музыкальный лад? (Лад организация звуков в мажоре или миноре) . И тема нашего занятия «Музыкальная речь. Лад».
Слушание музыки.
- Для того чтобы вспомнить чем они отличаются два лада предлагаю прослушать музыкальные фрагменты, и определить где звучит мажор, а где минор. (Учащимся предлагаются маски- настроения, рядом с которыми есть характерные термины для двух ладов). Звучит «Лунная соната» Л.Бетховена .
Слушая второе музыкальное произведение, мы будем аккомпанировать на шумовых инструментах. Для этого вспомним, ребята, понятие сильная доля (первая доля в такте). Предлагаю вам на треугольниках играть только на сильную долю. (Звучит русский народный танец «Топотуха»). Данный вид работы с учащимися, корригирует и развивает речь ребят, развивает музыкальные способности, самостоятельность.)
Разучивание нового материала.
В музыкальном произведении «Верь в добро» О.Митрошиной присутствует и мажор и минор. Куплет написан в миноре, а припев в мажоре. Сегодня мы с вами эту песню разучим.
«Верь в добро».
Музыка и слова О.Митрошиной.
Легенда старая гласит:
Ты верь всегда в добро.
Лишь только смелый победит
Любое в мире зло.
Пусть не волшебник ты, и что ж?
Героем можешь стать!
Бессилье, зависть, страх и ложь,
Ведь надо мир спасать.

Припев. Ты верь всегда в добро,
И всем врагам назло,
Вперед иди и пой,
За счастьем, за судьбой!

Ты другу руку протяни,
Ведь вместе мы сильней.
Так солнца яркие лучи
Сжигают мир теней.
Давайте, люди, будем все
Хоть капельку добрей,
Сердца не бойтесь открывать
И будьте посмелей.

Припев.

Зачем стараться творить добро,
Ведь все не изменишь, живет где-то зло,
Оно прорастает и сеет плоды,
Наивны люди, слепы и глухи.
Что же такое ты говоришь?
Нас не сломаешь, не победишь!
Мы дружно вместе стараться будем,
Творить добро давайте, люди!

а) Прослушивание песенного материала,
б) разбор характера произведения и лада,
в) работа над текстом, точность интонирования.

6. Музыкальная викторина.

-Ребята, предлагаю вам пиктограммы, на которых схематично изображен мажор и минор. При помощи их, слушая произведения, которые звучали на уроке, вы будете определять, какой лад звучит. ( «Домовой», «Лунная соната», «Топотуха», «Верь в добро»).

Итог урока.
- Ребята, какие музыкальные лады мы слушали на сегодняшнем занятии?(мажор и минор)
- Чем они отличаются?(окраской звучания)
-Скажите, пожалуйста, в одном произведении могут встречаться два лада?(да, например в песне «Верь в добро» звучит и мажор, и минор).
8.Домашнее задание.
-Пожалуйста, дома выучите слова песни «Верь в добро». Следите за точностью пропевания мелодии.
Школьники покидают класс под песню «Верь в добро».

























Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8 г. Лабинска Краснодарского края






ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока музыки и пения

в 8 классе
с использованием здоровьесберегающих технологий



Тема урока:
«Музыкальная речь. Лад».
















Журавлёва Ирина Николаевна
учитель музыки и пения высшей категории
.
15