Примерная схема изучения и составления «Портрета» личности учащегося
Примерная схема изучения и составления «Портрета» личности учащегося
I. Общие данные
Фамилия, имя.
Дата рождения.
Класс.
Физическое развитие
Состояние здоровья.
· *" . '""^^
Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания
II. Учебная деятельность
1. Успеваемость (преобладание оценки, успеваемость по разным предметам).
2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность). ' .
3. Развитие речи (запас слов, образованность, эмоциональность, умение выразить свою мысльписьменно и устно). . " ' ' ' , -
4. Способность к учению:
- особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);
- осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;
- уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (механическое или осмысленное заучивание, овладение приемами преднамеренного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивадуальные особенности памяти);
- развитие мышления (умение различать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстрота нахождения решения).
5. Старательность в учебной работе.
(Учебная мотивация. Рефлексия. Адаптация к учебной деятельности.)
6. Интерес к занятиям и отношение к учению (наличие или отсутствие интереса к учебе, к каким предметам проявляется наибольший интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).
7. Умение учится (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять план, конспект н пр.).
III. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома)
1. Отношение к труду (уважительное или пренебрежительное заинтересованность в общественной пользе своего труда, любовь к труду, что именно наиболее привлекательно в труде - процесс работы, сделанная вещь или овладение трудовыми навыками).
2. Наличие трудовых навыков и умений, легко ли они приобретаются?
3. Организованность и дисциплинированность в труде.
4. Привычка к длительным трудовым усилиям.
5. Каким видам труда отдается предпочтение?
VI. Общественная деятельность и активность
1. Отношение к общественной жизни коллектива (дорожит ею, равнодушен, относиться
отрицательно). . ' . '
2. Интерес к общественной жизни страны (чтение газет, просмотр телепередач, обсуждение общественных событий с родителями и в школе (с друзьями).
3. Выполнение общественных поручений и обязанностей (постоянно, эпизодически, никогда).
V. Направленность личности учащегося и специальные способности
1. Интересы (перечислить все, чем интересуется ученик: техникой, рисованием, музыкой, спортом, коллекционированием и т.д.); характер интересов с точки зрения их глубины и активности; особо осветить интерес к чтению (любит ли читать и что читает - художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу); интерес к информационным технологиям (компьютерный дизайн, Интернет, Интернет - соревнования и игры, работа с фото и т.д.).
2. Наличие особых способностей к какой-нибудь деятельности (музыке, рисованию и т.д.) и их проявление. Членство в научных обществах учащихся. Участие в предметных олимпиадах.
3. Мечты и планы на будущее. Программирование собственного будущего. Увлечения.
VI. Дисциплинированность
1. Общая характеристика поведения (спокойное, сдержанное, развитые волевые усилия, волевые качества отсутствуют частично или полностью, ученик проявляет излишнюю подвижность, непоседлив, расторможен, гиперактивен, асоциален, состоит (не состоит) на учете в ПДН, внутришкольном, причины девиации поведения (если есть), страдает (не страдает) синдромом дефицита вниманияи др).
2. Соблюдение школьного режима (соблюдается, нарушается намеренно, по небрежности,
ученик не успевает уложиться в отведенное время и пр.).
3. Выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению; часто ли ученик отказывается выполнять требования и какие). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.
VII. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе
1. Положение в коллективе (пользуется симпатией и уважением у большинства в классе, пользуется симпатией и уважением почти у всех учащихся в классе, пользуется симпатией и уважением лишь у некоторых учащихся, не пользуется симпатией и уважением у учащихся; чем определяется то или иное отношение; ).
2. Личность в системе общения и взаимодействия с окружающими: конфликтность, конформизм, направленность на взаимодействие (сверстники, родители, педагоги). Позиция учащегося в классе (социометрический статус).
3. Удовлетворенность своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять?
4. Отношение к школе (мотивационно-потребностная сфера; система ценностей; стремления, жизненные убеждения).
5. Отношение к. воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит ли, уважает их)
VIII. Особенности характера и темперамента
1. Ярко выраженные положительные и отрицательные качества характера: направленность личности (по отношению к людям, учебе, труду, самому себе - чуткость, добро та, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.); волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, внушаемость и т.д.);
2. Особенности темперамента (эмоциональность, работоспособность, подвижностьобщительность). Развитие эмоционально – волевой сферы (выразительность эмоциональных переживаний; особенности реакций на встречающиеся жизненные трудности; динамика психической деятельности учащегося )
3. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), устойчивость настроение. Акцентуации характера (если есть) – подвижность, озорство, конфликтность, переоценка своих способностей, повышенная раздражительность, тяготение к одиночеству, тяжелое переживание даже незначительных неприятностей, лабильность настроения, повышенная мнительность, ипохондрия, быстрая утомляемость и раздражительность, замкнутость, внутренний мир наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями, склонность к жестокому обращению с животными, эгоцентризм, склонность к театральности, приспособленец (ради своих собственных интересов готов предать друзей), всегда находит оправдание своим неблаговидным поступкам, равнодушен, отсутствие эмпатийных качеств и т.д.
IX. Общие психолого-педагогическневыводы
1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и гл.).
2. Важнейшие психолого-педагогические задачи, стоящие перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы с учеником.
15