Урок по русскому языку для 5 класса «Вот так ударение!»


Министерство образования РС (Я)
Момское муниципальное «Управление образования Момского района»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Момская средняя общеобразовательная школа»
«Вот так ударение!»
(методическая разработка урокапо русскому языку в 5 классе)

Разработала: Неустроева Елена Михайловна
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Момская СОШ
с. Хонуу, 2014 г.
Урок-игра по русскому языку в 5 классе «Вот так ударение!»
Дата проведения урока: 30 января 2014 г.
Цели урока:
Расширять и обогащать знания обучающихся об основных орфоэпических нормах;Развивать навыки нормативного произношения наиболее употребительных слов;
способствовать развитию культуры речи, формировать уважительное отношение друг к другу и умение работать в группе.
Тип урока: урок закрепления и систематизации ЗУН
Форма урока: урок-игра
Оборудование: презентация PowerPoint, печатный раздаточный материал
Комментарии к уроку:урок проводится в целях изучения дополнительного материала по разделу русского языка «Фонетика. Орфоэпия», а также для закрепления темы «Слог, ударение».
Ход урока:
1. Организационный момент:
Учитель:Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу начать наш урок с небольшой разминки, чтобы нам было легче приступить к работе. (Игра «Готовим пиццу»).
- Объясняю условия игры. Показываем три пиццы: большую, маленькую и среднюю.
Э пицце хат, э пицце хат
Кентукки френдчикенИн зэ пицце хат
Макдональдс, Макдональдс
Кентукки френдчикенИн зэ пицце хат.
- Отлично, молодцы!
А теперь, начнем урок. Мой маленький друг отправил видео-сообщение. Давайте просмотрим его вместе.(Просмотр клипа- слайд 2).
2. Формулировка темы урока.
-Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на уроке? (об ударении). А если мы говорим об ударении, о нормах произношения, то что мы должны узнать сегодня? (как правильно ставить ударение?, почему мы должны уметь ставить правильное ударение?). А кто-нибудь заметил, что одно из слов было произнесено правильно? Кто скажет – какое? Ответ узнаем в конце урока.
3.Беседа по теме урока.
- Продолжим. Если театр начинается с вешалки, школа — с учителя, то наша речь, — и это надо помнить всегда — со звуков. Давайте вспомним, что раздел науки о русском языке, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах, называется …орфоэ'пией. Ее роль состоит в том, чтобы облегчить взаимопонимание людей говорящих и слушающих.
Как переводится с греческого слово «орфоэпия»? (О'рфо – «правильный» и э'пос – «речь»)-(слайд 3).
4.Устная работа с текстом
-Теперь, давайте убедимся в том, что постановка правильного ударения очень важна. (Чтение текста).
5. Запись теоретических правил
Заболел мальчик Сергей. Лежит в постели и думает: “Хочется поскорей в школу вернуться. Нужно сейчас лекарство принять”. Он берёт бутылку с лекарством и читает: “Три раза в день по столовой ложке, после приёма пищИ”. Выпил Сергей лекарство и запищал. Вбежала мама и спрашивает: “Что случилось, сынок ? Почему ты пищишь?” - “Я лекарство выпил, а там написано: после приёма-пищИ”. Мама рассмеялась: “Эх ты, глупышка! Ведь ты неверно прочел, здесь написано: “Три раза в день после приёма пИщи”, то есть после завтрака, обеда и ужина”.(слайд 4).
- Так что же такое ударение? Ударение – это произнесение одного из слогов слова с бо'льшей силой. Это звуковое ударение. Ударение в русском языке может стоять на любом слоге – на 1,2,3 и т.д. Поэтому оно называется свободным. Пример: кни'га, бума'га, переде'лка. (слайд 5).
- Ударение может быть постоянным, то есть ставиться на одном и том же слоге (тоска', тоски', тоско'й), и подвижным, когда ударение переходит с одного слога на другой (голова',го'ловы, голо'вка). Кроме звукового ударения в русском языке есть еще и логическое ударение. Логическим называется такое ударение, когда произносится с бо'льшей силой не слог, а все слово.
Мы ходили в музей;
Мы ходили в музей;
Мы ходили в музей. (слайд 6,текст со слайда переписать в тетрадь под диктовку учителя).
6. Тренировочные упражнения
Тренажер 1.Запишите слова, изображенные на картинках, расставьте ударение (слайд 7).
После задания вопрос:- трудно ли вам было выполнить это задание? Как научиться правильно ставить ударение?
Тренажер 2.Читаем хором стихи-шутки(слайды 16-22).
(Молодцы! Никто не ошибся. А как вы думаете, что помогло вам правильно прочитать тексты?)Вывод: Для запоминания правильного или,точнее, нормативного произношения слов эффективен приём сложения рифмовок.
7. Работа в группах.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Задание № 1
Поставьте знак ударения в выделенных словах.
Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку осмотрел врач. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребенка. Солнце село за село. Замок был закрыт на замок. Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Задание № 2
Прочитайте следующие слова: пропасть, жаркое, гвоздики.
Составьте с этими парами слов словосочетания, которые бы отразили их разное лексическое значение.
Задание № 3
Игра «Плюс-минус»
Если вы согласны с ответом, ставь знак «+», если нет, знак – «-».Золушка
В имени Золушка три слога:
В имени Золушка ударный слог – второй;
В имени Золушка все согласные звуки твердые.
(Проверка – отвечает 1 человек из группы, по очереди).
- Слова в 1 и 2 заданиях пишутся одинаково, но произносятся по-разному. Такие слова называются – ОМОГРАФЫ. Как их различать?
8. Лотерея «Угадай-ка!»
- Хорошо, все отлично поработали. А сейчас давайте немного поиграем. Лотерея «Угадай-ка!». (слайд23-31).
-Чтобы узнать правильное значение слова – мы обращаемся к толковому словарю, чтобы определить значение иноязычного слова – к словарю иностранных слов, а какой словарь поможет нам поставить правильное ударение? (орфоэпический словарь) (слайд 30).
- Замечательно поиграли! И все-таки зачем нам нужно уметь правильно ставить ударение в словах? (ответы обучающихся). Правильно, и доказательством нам служит следующее четверостишие:
Я ударенье ставлю, где хочу,
И смысл получается иначе...
Сначала я валютой заплачУ,
Потом я пожалею и заплАчу. (слайд32). (выразительное чтение – 1 ученик).
9. Рефлексия:
Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие три вида ударения есть в русском языке?
Почему мы должны уметь говорить правильно?
Понравился ли вам урок?
10. Домашнее задание: послушайте речь своих родных, друзей, и напишите слова, которые они произносят неправильно. Слова записать в тетрадь.
11. Игровая рефлексия:
- Теперь, ребята, чтобы вы лучше запомнили все, о чем мы с вами говорили сегодня, предлагаю сыграть еще в одну игру, которая называется «Капля дождя». Повторяем за мной.
Капает одна капелька - одним пальчиком по ладошке.
Капают две капельки - двумя, тремя, четырьмя, и наконец, пошёл звёздный дождь - аплодисменты. Грянул гром – топаем ногами.
- Так же четко, как вы отмеряли ритм падающих капелек, вы должны ставить ударения в словах.
Видеоролик (слайд 33).
- Ребята, спасибо за урок. С вами очень легко и интересно работать. Всего доброго, до свидания!(слайд 34).
Приложение №1.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Задание № 1
Поставьте знак ударения в выделенных словах.
Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку осмотрел врач. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребенка. Солнце село за село. Замок был закрыт на замок. Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Задание № 2
Прочитайте следующие слова: пропасть, жаркое, гвоздики.
Составьте с этими парами слов словосочетания, которые бы отразили их разное лексическое значение.
Задание № 3
Игра «Плюс-минус»
Если вы согласны с ответом, ставь знак «+», если нет, знак – «-».Золушка
В имени Золушка три слога:
В имени Золушка ударный слог – второй;
В имени Золушка все согласные звуки твердые.