Урок по информатике для 3 класса по теме Носители информации (конспект +презентация)


Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №9 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»

УРОКА ИНФОРМАТИКИ
«НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ»


Разработала:
Мамонова Татьяна Викторовна
учитель информатики

Кинель 2014 г.
План-конспект урока
Информатика 3 класс
Урок № 3
Тема урока: Носители информации
Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием носителей информации и показать роль носителей информации в жизни человека.
Задачи
обучающие:
ввести понятие «носитель информации»;
дать представление о видах носителей информации и дать им краткие характеристики;
познакомить учащихся с «древними» и современными носителями информации.
развивающие:
развитие словесно-логического и наглядно-образного мышления;
развитие умений работы с различными видами информации: текстом, рисунком;
развитие долговременной памяти и интереса к предмету;
развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
воспитывающие:
воспитание доброжелательного отношения к своим товарищам;
воспитание культуры общения.
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
уметь различать и называть виды носителей информации
понимать, для чего необходимы носители информации
уметь сохранять информацию на носители
метапредметные:
понимать необходимость выбора того или иного носителя информации для сохранения информации
личностные
понимание роли носителей информации в жизни человека
Тип урока комбинированный (повторение и изучение нового материала).
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, практическая работа на компьютере.
Материальное обеспечение:
Мультимедийный проектор, интерактивная доска
Презентация в программе SMART Notebook (Приложение 6)
Текстовый файл с практическим заданием в MS Word.
Карточки с картинками
Литература:
Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова и др. – 2-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Ч.1/ Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова и др. – 2-е изд. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний 2013.
Структура урока
Организационный этап
Опрос по теме: «Источники и приёмники информации»
Изучение нового материала
Физкультминутка
Практическая работа на компьютере
Обобщение и подведение итогов, рефлексия
Домашнее задание
ХОД УРОКА
Ребята при входе в класс выбирают себе фигуру - треугольник или квадрат, и в зависимости от этого делятся на 2 группы (Приложение 3).
Организационный этап (2 мин)
Цель: Приветствие учащихся, организация внимания, фиксация отсутствующих.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Делаем глубокий вдох-выдох…
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
(Слайд №1)
Опрос по теме: «Источники и приёмники информации»(3 мин)
Цель: обобщить знания полученные ранее.
Учитель: Ребята давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
(Выполнение заданий на интерактивной доске с пояснениями)
Задание №1
Вставь в соответствующие ячейки таблицы характеристики источников и приёмников информации (Слайд №2).
Задание №2
Удалите щелчком мыши те объекты, которые не являются естественными источниками информации (Слайд №3).
Вопрос: Чем отличаются искусственные источники информации от естественных?
Изучение нового материала
3.1 Постановка цели и мотивация учащихся (4 мин)
Цель: мотивация к изучению нового материала и актуализация знаний из реальных жизненных ситуаций.
Метод побуждающий от проблемной ситуации диалог
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое путешествие во времени и узнаем… Хотя, не буду забегать вперед, посмотрите фильм и поймете, о чём мы будем говорить сегодня (Слайд №4 - фильм).
Учитель: Вы посмотрели фильм, а теперь давайте ответим на вопросы:
-Как одним словом можно назвать все объекты, о которых шла речь в фильме? (Носители информации.)
- А как вы думаете, для чего нужны носители информации? (Для хранения информации). Но у человека есть память. (В памяти все сохранить невозможно). Ребята, а у вас есть предположения, чем мы займемся на уроке? (Будем изучать носители информации)
Сообщается тема урока (Слайд №5). Носители информации
Постановка цели урока:
Учитель: Сегодня мы познакомимся с различными носителями информации и попытаемся сформулировать понятие «Носители информации» на основе анализа примеров. Ребята, откройте рабочую тетрадь и запишите сегодняшнее число.
3.2 Совместное открытие новых знаний (10мин)
Цель: Раскрыть смысл понятия «Носители информации» и расширить представление учащихся о носителях информации.
Метод побуждающий от проблемной ситуации диалог
Учитель: Люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им средствами зафиксировать наиболее важную информацию. Ребята, давайте вспомним, о каких носителях информации шла речь в фильме? На доску проецируется слайд с таблицей, у которой постепенно открываются ячейки после ответов обучающихся (Слайд №6).
Давайте теперь подумаем, на какие две группы мы можем разделить эти носители? (На носители информации используемые в древности и в наше время).
-Ребята, у вас на столе карточки с носителями информации. Первая группа выбирает носители, используемые в древности, вторая группа – носители, используемые в наше время. (Учащиеся совещаются в группах, по команде учителя все внимание переходит на интерактивную доску).
Проверка выполненного задания. Выполнение задания на интерактивной доске. Обсуждение возникающих вопросов. (Слайд №7).
- Ребята, а какими носителями информации пользуетесь вы? (Перечисляют носители информации).
Вывод
То, на чём для хранения информации люди оставили рисунки или знаки, называются носителями информации. (Слайд 8)
Учитель: Ой, ребята, я совсем забыла рассказать вам о письме от Машеньки (Приложение 2). Работа в группах с фото. Учащиеся обсуждают, что изображено на фото и дают ответы.
Учитель: Ребята, а как Машенька могла сохранить информацию о том, какой зверь оставил следы? (Записать). А можем мы сказать, что снег является носителем информации? (Да)
- А как вы думаете - воздух, земля, вода могут быть носителями информации. Если да, то приведите примеры (Обсуждение и затем иллюстрация примеров). Слайд 9
Вывод
Следы – видимые или невидимые – несут информацию о тех, кто их оставил.
Физкультминутка (2 мин)
Цель: снять физическое и эмоциональное напряжение
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Практическая работа на компьютере (10 мин)
Цель: выявить общие и отличительные свойства носителей информации; закрепить начальные навыки работы в текстовом редакторе.
Учитель. Носители информации обладают различными свойствами.
С этими свойствами вы познакомитесь самостоятельно (Приложение 3).
Для этого Вам предстоит выполнить работу на компьютере (Ребята самостоятельно изучают фрагмент текста, записывают варианты ответов).
Критерии оценки:
«5» - выполнено задание полностью
«4» - приведен пример носителя информации, но не описаны его свойства.
«3» - есть ошибки при выполнении задания
«2» - не выполнил
Обобщение и подведение итогов, рефлексия (7 мин)
Цель: обобщить полученные знания; дать качественную оценку работы класса и каждого учащегося
Учитель. Ребята, что вы нового узнали на уроке? (Диалог)
Выполняется задание в рабочей тетради №1 (б), 5, 6 (И параллельно на интерактивной доске. Слайд 10-11).Создается совместный коллаж (Каждый учащийся берет носитель информации, говорит что он, о нём узнал и размещает его на ватмане.)
Обратите внимание, у вас на столах смайлики с разным выражением лица. Если вам понравился урок – смайлик с улыбкой, если вы что-то не поняли - грустный смайлик (Приложение 3). Каждый учащийся берет смайлик по своему усмотрению и показывает. Фото на память.
Домашнее задание (2 мин)
Прочитайте текст §3 (Слайд 12)
Выполните задание в рабочей тетради №3,4
Принесите любой носитель информации, и напишите небольшой рассказ о нём. (Для временного музея)
Вы сегодня хорошо поработали! Спасибо Вам за урок! До свидания!

Технологическая карта урока «Носители информации»
№ Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1 Организационный Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие учащихся, организация внимания, фиксация отсутствующих Включение в работу Личностные:
-формирование навыков самоорганизации.
2 Опрос по теме: «Источники и приемники информации» Обобщить знания полученные ранее Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Фронтальный опрос по пройденной теме. Выполнение задания на интерактивной доске и ответ на вопрос. Чем отличается искусственные источники информации от естественных? Личностные:
Смыслообразование.
Коммуникативные:
-умение анализировать и исправлять ошибки свои и других.
Познавательные:
-анализ объектов с целью выделения признаков.
3 Изучение нового материала 3.1 Мотивация к изучению нового материала и актуализация знаний из реальных жизненных ситуаций.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое путешествие во времени и узнаем… Хотя не буду забегать вперед, посмотрите фильм вы поймете, о чём я хочу поговорить сегодня. Показ фильма.
Вопросы:
А как вы думаете, для чего нужны носители информации?
У человека есть память. Ребята, а у вас есть предположения, чем мы займемся на уроке?
Постановка цели урока.
Просмотр фильма.
Ответы на вопросы
-Для хранения информации.
-В памяти все сохранить невозможно.
-Будем изучать носители информации
Личностные:
-актуализация сведений из личного жизненного опыта - примеры из жизни.
Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли.
Познавательные:
-поиск и выделение информации, выдвижение предположений.
Регулятивные:
-целепологание3.2 Совместное открытие новых знаний Раскрыть смысл понятия «Носители информации» и расширить представление учащихся о носителях информации.
1.Организация диалога на основе вопросов:
Ребята, давайте вспомним, о каких носителях информации шла речь в фильме?
Давайте теперь подумаем, на какие две группы мы можем разделить эти носители?
Ребята, а какими носителями информации пользуетесь вы?
2. Организация работы в группах. Ребята у вас на столе карточки с носителями информации.
Вывод.
То, на чём для хранения информации люди оставили рисунки или знаки, называются носителями информации.
Вопросы: Ребята, а как Машенька могла сохранить информацию о том, какой зверь оставил следы? А можем мы сказать, что снег является носителем информации?
- А как вы думаете - воздух, земля, вода могут быть носителями информации. Если да, то приведите примеры
Даются ещё определения «Носители информации».
1.Ответы на вопросы:
-Перечисляют носители.
- На носители информации используемые в древности и в наше время
- Причисляют носители информации и дают пояснения.
2.Учащиеся делятся на две группы: первая группа выбирает носители, используемые в древности, вторая группа – носители, используемые в наше время.
Выполняют задание на интерактивной доске.
Работа в группах с фото
Ответы на вопросы:
-записать
-да
-да (обсуждают приводят примеры) Личностные:
актуализация сведений из личного жизненного опыта - примеры из жизни.
Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли;
-управление поведением других ребят;
Познавательные:
-развитие умений работы с разными видами информации;
-формирование понятия «носитель информации»;
-выдвижение предположений, анализ информации;
Регулятивные:
коррекция знаний.
4 Физкультминутка Снять физическое и эмоциональное напряжение
Выполняет вместе с учениками Выполняют движения с учителем 5 Практическая работа на компьютере Выявить общие и отличительные свойства носителей информации; закрепить начальные навыки работы в текстовом редакторе.
Носители информации обладают различными свойствами.
С этими свойствами вы познакомитесь самостоятельно
Для этого вам предстоит выполнить работу на компьютере Выполняют индивидуально практическую работу за компьютером. Личностные:
актуализация сведений из личного жизненного опыта - примеры из жизни;
Познавательные:
-развитие умений работы с разными видами информации;
-развитие читательских умений;
-умения поиска; нужной информации
Регулятивные:
-формирование навыков работы на ПК;
-оценка.
6 Обобщение и подведение итогов, рефлексия Обобщить полученные знания; дать качественную оценку работы класса и каждого учащегося;
Ребята, что вы нового узнали на уроке? Учитель выстраивает диалог с учащимися.
Контролирует выполнение задания в тетради.
Помогает создать коллаж. 1.Отвечают на вопросы.
2.Выполняют задания в рабочей тетради №1 (б), 5, 6 (И параллельно на интерактивной доске).
3. Каждый учащийся берет носитель информации, говорит что он, о нём узнал и размещает его на ватмане Личностные:
-смыслообразование Познавательные:
-развитие умений работы с разными видами информации;
-развитие читательских умений;
Регулятивные:
-оценка, коррекция.
Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли;
-управление своим поведение и другими ребят;
7 Домашнее задание Закрепить полученные знания -Прочитайте текст §3
-Выполните задание в рабочей тетради №3,4
-Принесите любой носитель информации, и напишите небольшой рассказ о нём. Приложение 1
(карточки)
91440-1270






Приложение 2
-384810186690
-337185273050

Приложение 3
Практическая работа на компьютере
Самостоятельно изучите таблицу, представленную в текстовом редакторе.
Впишите название носителей, к которым относится текст, опираясь на ДАННЫЕ ДЛЯ СПРАВКИ.
В последней строке приведите пример своего носителя и опишите его достоинства и недостатки.
Сохраните файл под именем «Носители информации» в папке «Моё портфолио»
Носитель информации Достоинства носителя информации Недостатки носителя информации
Долговечность Тяжёлый. Трудно оставлять знаки и рисунки. Не позволяет сохранять много знаков.
Долговечный. Легко оставлять знаки и рисунки. Можно хранить много данных Горит в огне.
Портиться от воды. Гниет в земле.
Легко оставлять знаки и рисунки. Можно хранить очень много данных. Информацию с электронного носителя можно прочитать только с помощью специальных устройств.
Данные для справки:


Приложение 4





Приложение 5

Слайд 1 - статичный Слайд 2 - интерактивный. Исчезновение объекта при клике мыши - «+», переход по ссылке на слайд «Подумай» - «-» Слайд 3 – интерактивный Flash объект из коллекции SmartNetebook – Lesson Activity Toolkit2.0-Category text. Распределение по группам.

Слайд №4. Фильм «Носители информации. Слайд 5 – статичный. Слайд 6 – таблица с добавлением затенения.

Слайд 7 – интерактивный Flash объект из коллекции SmartNetebook – Lesson Activity Toolkit2.0-Category image. Распределение по группам. Слайд 8 – статичный. Определение понятия «Носителей информации» Слайд 9 – интерактивный. Настройка анимации при клике мыши на объект:
- появление картинок
- появление вывода

Слайд 10 – статичный. Учащиеся выбирают правильный ответ Слайд 10 . Используется на буквы утилита множественного клонирования. Учащиеся вставляют буквы. Слайд 10 .