Конспект урока по геометрии по теме Признаки параллельности двух прямых


План-конспект урока.
ФИОДвинянинова Елена Станиславовна
Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «средняя общеобразовательная школа № 22 имени Н. А. Острякова»
Должностьучитель математики
Предметгеометрия
Класс8
Тема Признаки параллельности двух прямых.
Номер урока в теме Урок № 1 (45 минут)
Базовый учебник Геометрия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций./ В.Ф.Бутузов, С.Б Кадомцев, В.в.Прасолов; под ред. В.А.Садовничего. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014.
Цель урока Познакомить учащихся с углами, образованные при пересечении двух прямых третьей, признаком параллельности двух прямых и следствиями из него
Задачиобучающие (формирование познавательных УУД):
организация по усвоению новых знаний
организация способов деятельности
структурирование знаний, смысловое чтение
построение логической цепи рассуждения
развивающие (формирование регулятивных УУД):
развитие познавательной активности, внимание, усидчивость, настойчивость
способствовать развитию логического мышления, математической речи
умению самостоятельно получать знания
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
воспитание посредством урока внимательное отношение к одноклассникам,
привитие умения слушать окружающих
побуждать учеников к точности ответов, интересу к предмету
развитие коммуникативных навыков, взаимовыручке, самостоятельности
Тип урокаУсвоение новых знаний
Методы обучениярепродуктивный, организационно-действенный, объяснительно-иллюстративный
Формы организации познавательной деятельности
фронтальная
индивидуальная
Формы работы учащихся
фронтальная
индивидуальная
Необходимое техническое оборудование и средства обучения
интерактивная доска
компьютер
рабочая доска
карточки с задачами по готовым чертежам
Структура и ход урока.
№ Этап урока Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Ведущий метод Формы организации познавательной деятельности время Формирование УУД
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 Организационный Подготовка к уроку. Введение в урок Приветствие учащихся, создание комфортной рабочей обстановки Приветствие учителя, проверяют готовность рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу словесный фронтальная 1 мин Способность слушать и слышать Прогнозирование своей деятельности Умение слушать Способность к волевому усилию
2 Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока, толчок к деятельности Организует работу по определению целей урока, обращает внимание на актуальность темы Обсуждают и формулируют цели урока проблемный Фронтальная, индивидуальная 3 мин Умение выражать свои мысли, создание устных высказываний Установление связи между содержанием учебного материала и целью его представления Решение учебных проблем при фронтальной работе, выражение своих мыслей Формирование учебной мотивации
3 Актуализация опорных знаний Анализ содержания учебного материала. Подготовка учащихся к основному этапу урока Организовать и направить деятельность учащихся на повторение учебного материала необходимого для данного урока Повторяют теоретический материал репродуктивный фронтальная 3 мин Создание устных высказываний Осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению Умение слушать и вступать в диалог, развитие монологической и диалогической речи Осознание смысла учения, понимание личной ответственности за будущий результат
4 Первичное усвоение новых знаний Создание условий для применения знаний в новой ситуации Организует деятельность учащихся по включению знаний в целостную систему Слушают учителя, делают необходимые записи в рабочей тетради Частично-поисковый, проблемный Индивидуальная 8 мин Создание письменных высказываний, умение вести поиск, выделять необходимую информацию Осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы Способность к волевому усилию
5 Первичная проверка понимания Проверка усвоения теоретического материалана задачах по готовым чертежам Организует решение задач, помогает и консультирует по необходимости Учащиеся отрабатывают теоретические знания на задачах по готовым чертежам, решая задачи базового уровня Частично-поисковый, проблемный Индивидуальная, фронтальная 10 мин Поиск и выделение необходимой информации Определение последовательности действий Сотрудничество с учеником в паре Адекватное реагирование на трудности и не бояться сделать ошибку
6 Первичное закрепление Закрепление умений на практике Организует решение задач по комплексному применению знаний Самостоятельно решают разно уровневые задания. Осуществляют самопроверку Частично-поисковый, проблемный Индивидуальная 15 мин Создание письменных высказываний, выбор наиболее подходящих способов решения Составление плана действия, способность к волевому усилию, само регуляцияУмение составлять план действия Осознание смысл учения и понимание личной ответственности за будущий результат
7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Задает дозированное домашнее задание, комментирует выполнение домашнего задания Записывают домашнее задание, слушают объяснение учителя Индивидуальная Фронтальная, индивидуальная 3 мин Слушает и слышит Формирование внутреннего плана действия Продуктивное взаимодействие с учащимися и учителем Ответственность за будущий результат
8 Рефлексия (подведение итогов урока) Сделать выводы по уроку, создать условия для рефлексии собственной деятельности Дает анализ уровню решения учебной задачи. Оценивают уровень собственных достижений. Словесный, индивидуальный Индивидуальная 2
мин Выражение своих мыслей, построение высказываний Развитие рефлексии способов и условий действий Умение слушать и вступать в диалог Личностное самоопределение
Ход урока.
Организационный.
Со звонком учащиеся встречают учителя стоя. Проверяют свою готовность к уроку (на партах должны находиться: учебник, рабочая тетрадь, пенал с необходимым содержанием, карточка с задачами на готовых чертежах). Мобильные телефоны отключены и убраны в портфели. После приветствия учащиеся садятся на свои места.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Этот этап можно начать со справки: «Слово «параллельный» является прилагательным к существительному «параллель», которое образовано от латинского слова «parallelus», что означает «линия, идущая вдоль другой».
После чего обратить внимание учащихся на интерактивную доску, на которой изображены чертежи.

Предложить учащимся ответить на вопросы:
Найдите на рис.1 и рис.2 известные уже вам углы (как они называются?).
А знаете ли вы название углов 1и3, 2 и 4?
Сегодня на уроке мы познакомимся не только с этими углами, но и с другими которые образуются при пересечении двух прямых третьей прямой, а также сформулируем и докажем признак параллельности двух прямых и следствия из него.
После чего можно попросить учащихся сформулировать цели и задачи урока.
Актуализация опорных знаний.
ВОПРОС: «Как могут располагаться две прямые на плоскости?» (ОТВЕТ: пересекаться или могут быть параллельными).
Нужно вспомнить определение двух параллельных прямых:
Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.

Используя рис.3 и рис.4 назовите прямые, которые параллельны (рисунки изображены на интерактивной доске).
Какие отрезки называются параллельными? Как математической символикой записать параллельность прямых?
Первичное усвоение опорных знаний.
Используя рис.2 ввести понятие секущей (с-секущая).
Секущей называется прямая, пересекающая две данные прямые в двух точках. (На рис.1 прямая «с» не является прямой по отношению к прямым а и в).
После чего следует объяснить, какие углы называются накрест лежащими углами, образованными при пересечении двух прямых секущей.
Затем, нужно сформулировать теорему, выражающую признак параллельности двух прямых, связанных с накрест лежащими углами.
Вопрос учащимся: « О чем эта теорема-о свойстве параллельных прямых или о признаке параллельности?»
Далее доказать саму теорему.
После доказательства теоремы, опираясь на рис.5, нужно ввести названия для других углов, образованных при пересечении двух прямых секущей.

Соответственные углы: 1 и 5, 4 и 8, 2 и 6, 3 и 7.
Внутренние односторонние: 4 и 5, 3 и 6.
Важно добиться того, чтобы каждый ученик твердо усвоил эти названия и безошибочно на рисунке те или иные пары углов.
Формулировки и вывод следствий 1 и 2 учащиеся могут изучить самостоятельно по учебнику.
Первичная проверка понимания.
Решение задач базового уровня на готовых чертежах.
Учащиеся решают задачи, не перенося чертежи в тетрадь. (Эти же чертежи дублируются на интерактивной доске).
При этом необходимые записи выполняют в тетрадях аккуратно под номером задачи.
Первый вариант решает нечетные номера, а второй – четные.
По истечению времени учащиеся объясняют решение задач, а остальные слушают, по необходимости делают дополнения, а если какая-то задача решена неверно в тетради, то исправляют аккуратно записи в рабочей тетради.

Первичное закрепление.
Задача. Вершины А и D равных треугольников ABC и BCD лежат по разные стороны от прямой BC, причем AC=BD. Докажите, что AB║CD.
Задачу решить по всем правилам - чертеж, дано, доказать, доказательство. Все записи аккуратно выполняются в тетради.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Задание на дом: п.41; вопросы 1 – 3 (стр. 32); задачи 2 а)и 2 б).Рефлексия (подведение итогов урока).
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Учитель благодарит своих учеников за урок.
СПАСИБО ЗА УРОК!!!!!!