Конспект урока по теме Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Учебник Семакин Л. «Информатика и ИКТ», 9 класс.
Тема урока: «Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера».
Цели урока
Образовательные
сформировать представление у учащихся о форме представления чисел в памяти компьютера;
Развивающие
воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости.
Воспитательные
развивать алгоритмическое мышление, познавательный интерес.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, доска, маркер.
План проведения урока:
Организационный момент –1мин.
Подготовительный этап – 10мин.
Изучение нового материала - 26мин.
Информация о домашнем задании - 2мин.
Подведение итогов уроков - 1мин.
Ход урока:
Деятельность
Учителя Учащихся
Организационный момент
Цель: подготовить учащихся и кабинет информатики к уроку.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Отметим отсутствующих. Приветствуют учителя. Рассаживаются.
Подготовительный этап.
Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к изучению нового материала.
Откроем тетради, запишем число и тему урока: «Двоичная система счисления». И сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием как «система счисления» и изучим основы арифметических вычислений в двоичной системе счисления.
СЛАЙД 1
Слушают.
Открывают тетради, записывают число и тему урока.
Изучение нового материала.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала.
Двоичная система счисления является основной системой представления информации в памяти компьютера. Эта идея принадлежит Джону фон Нейману, сформулировавшему в 1946г. Принципы устройства и работы ЭВМ.
СЛАЙД 2
Но, вопреки распространенному заблуждению, двоичная система счисления была придумана не инженерами-конструкторами ЭВМ, а математиками и философами, задолго до появления компьютеров, еще в 17-19 веках. Великий немецкий ученый Лейбниц считал: «Вычисление с помощью двоек <…> является для науки основным и порождает новые открытия… При сведении чисел к простейшим началам, каковы 0 и 1, везде появляется чудесный порядок».
СЛАЙД 3
Позже двоичная система была забыта, и только в 1936-1938гг. американский инженер и математик Клод Шеннон нашел замечательные применения двоичной системы при конструировании электронных схем.
СЛАЙД 4
Что же такое система счисления?
Это правила записи чисел и связанные с ними способы выполнения вычислений.
СС, к которой мы все привыкли, называется десятичной. Объединяется это название тем, что в ней используются десять цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число цифр определяет основание системы счисления. Если число цифр десять, то основание СС равно десяти.
В двоичной СС существует всего две цифры: 0 и 1. А основание равно двум.
Развернутая форма записи числа
Вспомним принцип записи чисел в десятичной СС. Значение цифры в записи числа зависит не только от самой цифры, но и от места расположения этой цифры в числе. Например, в числе 555 первая справа цифра обозначает три единицы, следующая – три десятка, следующая – три сотни. Этот факт можно выразить как сумму разрядных слагаемых.
СЛАЙД 5
Перевод двоичных чисел в десятичную систему
Перед вами число 101, которое записано в двоичной СС. Это указывает основание 2. Это нам позволяет не перепутать двоичное число с десятичным, например 1000 (далее рассказать по слайду).
Таким образом, мы переводим двоичное число в десятичную систему.
СЛАЙД 6
Давайте переведем в десятичную СС еще несколько двоичных чисел. Внимание на слайд!
СЛАЙД 7
Перевод десятичных чисел в двоичную систему
Пусть нужно перевести в двоичную СС число 19. Будем делить 19 последовательно на 2, запоминать остатки, в том числе и про нулевые (далее рассказать по слайду). Выписав все остатки, начиная с последнего, получим двоичное расположение числа.
СЛАЙД 8
Давайте выполним следующие переводы со слайда. Внимание на слайд!
СЛАЙД 9
Арифметика двоичных чисел
Правило двоичной арифметики гораздо проще правил десятичной арифметики. Вот все возможные варианты сложения и умножения однозначных чисел (показать по слайдам правила сложения и умножения двоичных чисел.).
СЛАЙД 10
СЛАЙД11
Рассмотрим и решим примеры.
СЛАЙД 12
Слушают.
Обращают внимание на слайды.
Задают вопросы.
Выполняют задание.
Информация о домашнем задании.
Цель: обеспечить понимание и принятие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Урок подходит к концу, давайте запишем домашнее задание.
Учить конспект в тетради и параграфы в учебнике.
СЛАЙД 13
Записывают домашнее задание.
Подведение итогов урока.
Цель: провести анализ урока и дать оценку успешности достижения цели.
Большое спасибо за урок, ребята. Все молодцы! До свидания. Слушают.
Прощаются с учителем.