Консультация Профилактика трудностей в обучении и устранении пробелов в знаниях обучающихся, воспитанников через систему дополнительных занятий 
КГБОУ «Новоалтайская  общеобразовательная  школа-интернат»
Консультация
« Профилактика трудностей  в  обучении
 и устранение  пробелов в  знаниях обучающихся, воспитанников через  систему  дополнительных  занятий»
Подготовила  Чичерина Е.Ф.
                                                                             социальный педагог, методист
Профилактика трудностей в обучении и устранение пробелов  в знаниях
обучающихся, воспитанников через систему  дополнительных  занятий.
    У некоторых обучающихся, воспитанников   в силу различных причин имеются пробелы в знаниях, которые в дальнейшем будут препятствовать усвоению новых тем.  Для профилактики трудностей и устранения пробелов в знаниях решающее значение имеет точное определение слабо изученных тем, необходимых для дальнейшего усвоения материала и порога, на котором возникли трудности.
Цель   дополнительных занятий: формирование учебных знаний, умений, навыков. 
Задачи:
профилактика трудностей в обучении;
устранение пробелов в знаниях;
создание условий необходимых для успешного обучения.
Практическая значимость занятий:
создание системы работы, позволяющей комплексно решать различные проблемы в обучении глухих    школьников;
дополнительные занятия позволят успешно осуществлять основные направления деятельности учреждения: осуществление индивидуальной педагогической помощи детям.
 
Структура дополнительных  занятий. 
Занятие может   состоять из следующих этапов:
   1.  Диагностический.
На этом этапе проводится диагностика ошибок их качественный и количественный анализ. Определяется порог момента, на котором возникли сложности  в обучении по основным предметам. Для этой цели используются различные методы:  изучение работ в тетрадях, анализ  итогов устных  опросов, итоги  самостоятельных, проверочных    работ и другие. 
    2.   Обучающий. 
Делится на подготовительный и основной. 
Подготовительный: 
На этом этапе:
определяются и уточняются имеющиеся знания, необходимые для изучения новых знаний;
определяется содержание и  составляется планирование работы, определяются методы, приемы, средства обучения и коррекции. 
Основной:
Включает в себя следующие компоненты:
актуализация и коррекция имеющихся опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний (мобилизация опыта ребенка);
объяснение новых знаний, умений, навыков,  включение их в систему имеющихся; установление связи между новым и усвоенным.
закрепление новых знаний, умений, навыков в совместной и в  самостоятельной деятельности ребенка;
обобщение, систематизация знаний;
система работы по автоматизации навыка.
3. Аналитический.
В процессе занятий обращается внимание на то, как ребенок усваивает материал: скорость, способ, осознанность, прочность, возможность переноса знаний,  возможность самостоятельного обобщения знаний.   Проводятся задания, аналогичные тем, которые проводились на диагностическом этапе: опрос, проверочные  работы, тестирование и т. д. По результатам наблюдения и эксперимента делаются выводы о динамике в обучении и правильности подбора методов и средств  по  устранению  пробелов в  знаниях.
        Структура занятий  может  быть  различной  в зависимости от целей занятия  и индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
Содержание занятий зависит от степени усвоения  ребенком программного материала. Оно включает в себя наиболее слабо изученные разделы программы, которые затрудняют усвоение следующих тем.   
Методы  и  приемы проведения занятий зависят от причины трудностей, возраста ребенка, состояния познавательной деятельности, состояния  ЗУН.
Занятия проводятся в  индивидуальной форме, продолжительность занятия 20  минут, длительность курса зависит от состояния учебных знаний, умений, навыков обучающегося, воспитанника. 
 
 КГБОУ «Новоалтайская  общеобразовательная  школа-интернат»
 
Методические  рекомендации
по  работе  со  слабоуспевающими обучающимися, воспитанниками
    
Подготовила  Чичерина Е.Ф.
                                                                             социальный педагог, методист
                                                                                                 
       Одной  из серьезных  проблем, которую приходится решать учителю  - это организация работы со слабоуспевающими учащимися.
       Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.  Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с такими детьми.  
Рекомендации  по  работе со  слабоуспевающими  учащимися.
Изучение     интеллектуального      потенциала,               способностей 
 и  возможностей учащихся, уровня  навыков оптимизации  индивидуальной работы с  учащимися  и  преодоление неуспеваемости.
Создание      в      классном      коллективе    моральной     обстановки,
 способствующей  раскрытию положительных  качеств   учащихся.
Оказание дифференцированной  помощи слабоуспевающих  учащихся
на  уроке  и  во  внеурочное  время.
Совершенствование  методики  работы со  слабоуспевающими  при:
организации контроля  усвоения ЗУН;
увеличение плотности  урока;
дифференциация  домашнего  задания.
Использование  при  обучении:
инструкций, работы  по  образцу;
индивидуальной  отработки на практике, индивидуального  подбора  перечня  работ;
систематического  контроля  домашних заданий; 
оценки  знаний  и  умений  с  учетом  возможностей  учащихся;
поощрения для  исключения  неуверенности  учащихся  в  себя и  страха перед «двойкой»;
систематической  работы  над  ошибками под  руководством  учителя;
 повторного  объяснение  материала.
Ведение  тетрадей «Достижений  учащихся», определение  тем, слабо усвоенных учениками, системы  мер  по  ликвидации пробелов в ЗУН.
    Краткая характеристика слабоуспевающих детей  на   __ четверть.
№ Ф.И.ученика Предмет  Проблемы  Причина Примечание
1 Иванов П. Математика Решение  примеров с переходом  через десяток Пропуски по болезни 2 Петрова К. Развитие речи Составление  предложений Низкие  способности 3 Сидорова Н. Чтение  Усвоение  содержания прочитанного Низкий  словарный  запас 4 Семёнов Ж. Письмо Низкие каллиграфические навыки Не выработана усидчивость, невнимательность План  индивидуальной  работы со  слабоуспевающими  учащимися
Ф.И.О. учителя_____________________________________________________
Фамилия  ученика (ученицы) _________________________________________
Класс_________________  Предмет____________________________________
Пробелы  в  знания ученика (ученицы).
Тема__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблема _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Планируемые  мероприятия. Сроки  их реализации.
№
занятия, дата Что  пройдено  в  теме. Контроль
знаний Примечание
 
П.S  Работа  проводится  в  дополнительных тетрадях.