Консультация Профилактика трудностей в обучении и устранении пробелов в знаниях обучающихся, воспитанников через систему дополнительных занятий
КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
Консультация
« Профилактика трудностей в обучении
и устранение пробелов в знаниях обучающихся, воспитанников через систему дополнительных занятий»
Подготовила Чичерина Е.Ф.
социальный педагог, методист
Профилактика трудностей в обучении и устранение пробелов в знаниях
обучающихся, воспитанников через систему дополнительных занятий.
У некоторых обучающихся, воспитанников в силу различных причин имеются пробелы в знаниях, которые в дальнейшем будут препятствовать усвоению новых тем. Для профилактики трудностей и устранения пробелов в знаниях решающее значение имеет точное определение слабо изученных тем, необходимых для дальнейшего усвоения материала и порога, на котором возникли трудности.
Цель дополнительных занятий: формирование учебных знаний, умений, навыков.
Задачи:
профилактика трудностей в обучении;
устранение пробелов в знаниях;
создание условий необходимых для успешного обучения.
Практическая значимость занятий:
создание системы работы, позволяющей комплексно решать различные проблемы в обучении глухих школьников;
дополнительные занятия позволят успешно осуществлять основные направления деятельности учреждения: осуществление индивидуальной педагогической помощи детям.
Структура дополнительных занятий.
Занятие может состоять из следующих этапов:
1. Диагностический.
На этом этапе проводится диагностика ошибок их качественный и количественный анализ. Определяется порог момента, на котором возникли сложности в обучении по основным предметам. Для этой цели используются различные методы: изучение работ в тетрадях, анализ итогов устных опросов, итоги самостоятельных, проверочных работ и другие.
2. Обучающий.
Делится на подготовительный и основной.
Подготовительный:
На этом этапе:
определяются и уточняются имеющиеся знания, необходимые для изучения новых знаний;
определяется содержание и составляется планирование работы, определяются методы, приемы, средства обучения и коррекции.
Основной:
Включает в себя следующие компоненты:
актуализация и коррекция имеющихся опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний (мобилизация опыта ребенка);
объяснение новых знаний, умений, навыков, включение их в систему имеющихся; установление связи между новым и усвоенным.
закрепление новых знаний, умений, навыков в совместной и в самостоятельной деятельности ребенка;
обобщение, систематизация знаний;
система работы по автоматизации навыка.
3. Аналитический.
В процессе занятий обращается внимание на то, как ребенок усваивает материал: скорость, способ, осознанность, прочность, возможность переноса знаний, возможность самостоятельного обобщения знаний. Проводятся задания, аналогичные тем, которые проводились на диагностическом этапе: опрос, проверочные работы, тестирование и т. д. По результатам наблюдения и эксперимента делаются выводы о динамике в обучении и правильности подбора методов и средств по устранению пробелов в знаниях.
Структура занятий может быть различной в зависимости от целей занятия и индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
Содержание занятий зависит от степени усвоения ребенком программного материала. Оно включает в себя наиболее слабо изученные разделы программы, которые затрудняют усвоение следующих тем.
Методы и приемы проведения занятий зависят от причины трудностей, возраста ребенка, состояния познавательной деятельности, состояния ЗУН.
Занятия проводятся в индивидуальной форме, продолжительность занятия 20 минут, длительность курса зависит от состояния учебных знаний, умений, навыков обучающегося, воспитанника.
КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
Методические рекомендации
по работе со слабоуспевающими обучающимися, воспитанниками
Подготовила Чичерина Е.Ф.
социальный педагог, методист
Одной из серьезных проблем, которую приходится решать учителю - это организация работы со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с такими детьми.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими учащимися.
Изучение интеллектуального потенциала, способностей
и возможностей учащихся, уровня навыков оптимизации индивидуальной работы с учащимися и преодоление неуспеваемости.
Создание в классном коллективе моральной обстановки,
способствующей раскрытию положительных качеств учащихся.
Оказание дифференцированной помощи слабоуспевающих учащихся
на уроке и во внеурочное время.
Совершенствование методики работы со слабоуспевающими при:
организации контроля усвоения ЗУН;
увеличение плотности урока;
дифференциация домашнего задания.
Использование при обучении:
инструкций, работы по образцу;
индивидуальной отработки на практике, индивидуального подбора перечня работ;
систематического контроля домашних заданий;
оценки знаний и умений с учетом возможностей учащихся;
поощрения для исключения неуверенности учащихся в себя и страха перед «двойкой»;
систематической работы над ошибками под руководством учителя;
повторного объяснение материала.
Ведение тетрадей «Достижений учащихся», определение тем, слабо усвоенных учениками, системы мер по ликвидации пробелов в ЗУН.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей на __ четверть.
№ Ф.И.ученика Предмет Проблемы Причина Примечание
1 Иванов П. Математика Решение примеров с переходом через десяток Пропуски по болезни 2 Петрова К. Развитие речи Составление предложений Низкие способности 3 Сидорова Н. Чтение Усвоение содержания прочитанного Низкий словарный запас 4 Семёнов Ж. Письмо Низкие каллиграфические навыки Не выработана усидчивость, невнимательность План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Ф.И.О. учителя_____________________________________________________
Фамилия ученика (ученицы) _________________________________________
Класс_________________ Предмет____________________________________
Пробелы в знания ученика (ученицы).
Тема__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблема _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
№
занятия, дата Что пройдено в теме. Контроль
знаний Примечание
П.S Работа проводится в дополнительных тетрадях.