Методическая разработка: Содержание вариативной части школьной программы в начальной школы 2-4 классах по баскетболу в условиях реализации ФГОС.


МБОУ Сметанинская СШ Смоленского района Смоленской области

Методическая разработка:
Содержание вариативной части школьной программы
в начальной школы 2-4 классах по баскетболу в условиях реализации ФГОС.


Разработана учителем физической
Культуры:

Тимошенковой А.М.
2013г.
Содержание. TOC \o "1-3" \h \z Пояснительная записка стр.
Первый раздел «Баскетбол» стр.
класс. Содержание учебного материала .стр.
класс. Содержание учебного материала стр.
класс. Содержание учебного материала стр.
Специальные упражнения, способствующие
обучению техническим и тактическим приемам стр.
Координация движений стр.
Правила игры в баскетбол для учащихся начальной школы стр.
Словарь баскетбольных терминов для учащихся начальной школы...стр.
Подвижные игры используемые при обучении баскетболустр.
Комплексы общеразвивающих упражнений для начальной школыстр.
Критерии оценки при обучении игре
баскетбол для учащихся 2-4 класса стр.
Тематическое планирование учебного материала по баскетболу:
класс стр.
класс стр.
класс стр.
Уровень физической подготовленности учащихся 2,4 класса стр.
Контрольные тесты для учащихся 2,4 класса по умению
владения мячомстр.
Анкетирование 2, 4 класса по баскетболу стр.
Результативность.
Конспект урока
Литература
Главная задача занятий по баскетболу заключается в подготовке физически крепких, гармонически развитых физически и духовно занимающихся ребят.
Основным условием выполнения этой задачи является целенаправленная подготовка юных баскетболистов. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2011 года № 329 – ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ. Методическая разработка создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.


Пояснительная записка.
Данная методическая разработка включает содержательный компонент вариативной части школьной программы по физической культуре в начальной школе. Вариативная часть разработана с учетом местных особенностей школы, материально - технического оснащения учебного предмета, а также с учетом возрастных особенностей детей 2-4  классов. Разработана  с учётом Комплексной  программы физического  воспитания  1-11 классы»  автором  - составителем  которой  является  В. И. Лях.  А. А. Зданович; издательство «Просвещение»,  Москва-2010г.
Вариативная  часть -  включает  в себя  программный  материал по  спортивным  играм  на  основе  элементов баскетбола на 12 часов.   Усложняется    каждый  год  за  счет увеличения  сложности  элементов  на  базе  ранее  пройденных. Органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу .
Разработаны: цели, задачи, содержание, тематическое планирование, прогнозируемый результат.
Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.
Результаты освоения
Занятия по баскетболу способствуют развитию личностных качеств учащихся и являются средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенции), которые выражаются в
Личностные результаты:
● Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
● Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
● Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
● Оказание бескорыстной помощи своим сверстникам ,нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
● Характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
● Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
● Общение и взаимодействие со сверстниками на принципах самоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
● Обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий спортом;
● учет требований безопасности, сохранности инвертаря, оборудования, организации места занятий;
● Анализ и объективная оценка результатов собственного труда,
● Видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
● Оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонами красоты.
● Управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
● Технически правильное выполнение двигательных действий Предметные результаты:
● Выполнение технических действий из баскетбола, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
● Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приѐмами и физическими упражнениями, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
● В результате освоения программы, обучающие должны иметь понятия о: - истории развития баскетбола и воздействия этого спорта на организм человека;
- значение здорового образа жизни для школьника;
- правилах техники безопасности;
- правилах игры в баскетбол;
- терминологии игры, жесты судии;
- техники изученных приемов и тактику, индивидуальных и коллективных действий.
- технически правильного осуществления двигательные действия в баскетболе, использования их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- применение в игре изученные тактические действия и приемы; - соблюдение правила игры; - осуществлении соревновательной деятельности.

Способы определения результативности:
1. Опрос учащихся
2. Наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований
3. Контроль соблюдения техники безопасности
4. Привлечение учащихся к судейству
5. Контрольные игры с заданиями
6. Выполнение отдельных упражнений
7. Контроль установок в игре
8. Контрольные испытания
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика.
необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Теорию проходят в процессе занятий, Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы:
создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует:
объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный; круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях).
Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Практическая часть; это уроки физической культуры и внеклассные мероприятия по данному направлению. он объединен общей целью содействия всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности.
Для данного вида материала характерно многообразие двигательных действий, которые оказывают комплексное воздействие на развитие координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных, скоростно-силовых, выносливости и других способностей).
Двигательная активность должна включать в себя не только освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, но и познавательный и личностный аспекты. При этом последний ориентирован на осознание собственного «Я», динамики своего физического и психического развития [20, с - 10].
Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Задача педагога здесь заключается в том, что занятия физической культурой были использованы в формировании положительных черт личности, интеллекта, психологическая атмосфера занятий способствовала подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности.
Представленный вид программного материала дополняют и вносят новое в программу по физической культуре. Имеет особое значение в решении поставленных целей и задач.
Младший школьный возраст - благоприятный период для развития координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание в этом возрасте следует уделить всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей [18, с - 34]. Материал по баскетболу является прекрасным средством для развития всех выше перечисленных способностей. Одновременно он оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), на развитие нравственных и волевых качеств, что создается необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры.
Каждый урок физической культуры должен иметь цельную направленность, конкретные задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Каждый урок физической культуры является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала, конкретной темы.
Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является большой акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование первоначальных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.
Эти задачи должны решаться в тесной взаимосвязи с развитием, прежде всего разнообразных координационных способностей. Итогом решения образовательных задач урока должно стать выработанное умение и интерес учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми в свободное время [18, с - 33].
Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств.
Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию нравственных и волевых качеств у учащихся: как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию процессов (представления, памяти, мышления).
Отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном выполнении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность.
Распределение учебного времени на вариативную часть и базовую часть школьной программы при трехразовых занятиях в неделю.
Количество часов
Класс
II III IV
I Базовая часть 78 78 78
II Вариативная часть
1. Основы знаний 24 24 24
2. Элементы баскетбола 12 12 12
3. Элементы туристской подготовки с подвижными играми 12 12 12
БАСКЕТБОЛРазработанный материал вариативной части программы по баскетболу предназначен для преподавания уроков по баскетболу во 2-4 классах начальной школы.
Задачи физического воспитания уроков по баскетболу во 2-4 классах направлены на:
укрепление здоровья учащихся;
развитие интереса к уроку
Развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости) способностей.
формирование основных элементов двигательных умений и навыков по баскетболу;
воспитание дисциплинированности самостоятельности, справедливостиубежденияонеобходимости взаимосотрудничества в коллективе, положительное отношение к групповому взаимодействию, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления) в ходе двигательной деятельности.
Занятия баскетболом на уроках в начальной школе нужно рассматривать как первую ступень в изучении элементов техники, тактики баскетбольных упражнений и правил игры в баскетбол;
Учебный процесс занятий по баскетболу состоит из основ знаний общей физической подготовки и с технико-тактической подготовки. Все виды подготовки на уроке неразрывно связаны между собой.
Общая физическая подготовка - это фундамент для дальнейшей специализации. Она включает общеразвивающие упражнения и упражнения из разных видов спорта, которые способствуют формированию общей культуры движений и развивают определенные двигательные качества: быстроту, координацию, выносливость, силу, гибкость.
Технико-тактическая подготовка представлена элементами технико- тактических упражнений.
В начальной школе можно осваивать самые простые двигательные умения и навыки по баскетболу и научить основам тактики свободного нападения, группового взаимодействия двух игроков по принципу «отдай мяч и выйди на свободное место».
Уроки баскетбола решают задачи психического воздействия, направленные на воспитание морально-волевых качеств учащихся. Развитие физических и волевых качеств взаимосвязаны. Воля как и мышцы развиваются в процессе двигательной деятельности, в результате преодоления трудностей. Эти трудности состоят в необходимости овладеть техникой игровых приемов, преодолеть усталость, сохранить самообладание. Следовательно средством формирования волевых качеств характера является физическая нагрузка. Отсюда необходимо создать условия, в которых будут развиваться сильные стороны характера: стойкость, уверенность, смелость, выдержка, решительность, справедливость.
При организации уроков, кроме фронтального метода, целесообразно чаще применять групповой и соревновательно-игровой метод. В соревновательно-игровом методе для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры и эстафеты. Использование соревновательно-игрового метода, как в вводной, так и основной части урока позволяет успешно накапливать двигательный опыт.
Соревновательно-игровой метод можно использовать для усвоения и закрепления материала, а также для повышения уровня физической подготовленности. Соревновательно-игровой метод превращает урок в настоящее спортивное зрелище.
Первые шаги в обучении всегда самые важные. При выполнении упражнений должен соблюдаться дидактический принцип «от простого к сложному». Несоблюдение этого принципа может не развивать интереса учеников, особенно в начальной школе к урокам физической культуры. При обучении новым упражнениям надо соблюдать следующие правила:
объяснить упражнение и показать, как его правильно выполнить;
Предложить ученикам проимитировать показанное упражнение и следить за правильностью выполнения;
Сделать замечание и указать путь исправления ошибок, если это необходимо;
Добиться от учеников повторения правильного выполнения упражнения до тех пор, пока не будет сформирован навык, после чего возвращаться к выполнению этого упражнения по мере необходимости, поддерживая усвоенный навык.
Необходимо добиваться правильного воспроизведения всех движений от каждого урока. Учитель должен замечать и мелкие погрешности при выполнении игровых приемов. Следует всегда иметь в виду то, что каждое упражнение направлено на достижение определенной цели, а не является просто средством проведения учебного времени.
б
При выборе упражнений учитель должен быть уверен, что они интересны, включают необходимые игровые приемы и содержат по возможности соревновательный элемент. Все упражнения должны иметь короткие, точные названия, чтобы ученики знали, что делать, как только произносится название упражнения. В конце урока с большой нагрузкой учителю следует вводить упражнения, от которых ученики получают наибольшее удовольствие. Этот прием поможет ученикам уйти с урока с отличным настроением и с нетерпением ожидать следующего урока.
2 классСодержание учебного материала1. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
Техника безопасности на уроке
Кто создал баскетбол.
Краткое содержание игры в баскетбол и основные элементы баскетбола
2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Общая физическая подготовка, общеукрепляющие упражнениябез предметов;
со скакалкой;
с мячом;
выполнение упражнения по станциям.
Специальные легкоатлетические упражненияЧередование ходьбы и бега (20 м. - бег, 10м.- ходьба) по сигналу учителя.
Бег на короткие дистанции 10-20 метров.
Бег зигзагом (направляющий произвольно меняет направление).
Бег с ускорением на 5 - 10 м.
Бег с поворотом головы влево (вправо).
Ходьба приставным шагом вправо и влево.
" Ходьба, бег спиной вперед с остановкой по звуковому сигналу. " Челночный бег 3x10
Ходьба в приседе.
Бег с изменением направления и скорости передвижения.
Бег до 6 - 8 мин.
* Бег парами и тройками.
Прыжковые упражнения
Прыжки в шаге через гимнастическую скамейку.
Прыжки в длину с места.
Прыжки с поворотом на 90 и 180 градусов.
Запрыгивания на гимнастическую скамейку.
Прыжки со скакалкой.
Упражнения в метании
Метание малого мяча на дальность.
Метание малого мяча на дальность отскока от стены, щита.
Метание в цель.
Специальные гимнастические упражнения
Упражнения для формирования осанки. Перекаты, кувырки.
Упражнения на координацию движений. Лазание по гимнастической стенке, скамейке.
2.6 Упражнения на развитие координации. 2.7. Подвижные игры
* Салки.
Два мороза.
Бегуны
Подвижная цель
Охотники и утки.
* Бег - преследования
3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА. 3.1. Стойка, передвижение, остановка игрока.
Стойка игрока без мяча, с мячом.
Стойка защитника.
Передвижение в стойке:
а)ходьба приставными шагами вправо и влево;
б)чередование ходьбы спиной вперед с ходьбой приставными шагами.
Остановка игрока во время ходьбы, бега по звуковому и зрительному сигналу.
Передача мяча.
® Ловля мяча двумя руками на месте.
Передача мяча: двумя руками от груди на месте.
ведение мяча
ведение мяча на месте
ведение мяча в движении прямо шагом, бегом.
бросок мяча двумя руками от груди в щит.
упражнение в индивидуальных защитных действиях.
Стойка защитника
передвижение защитника.
• Быстрота рук
3.6. упражнения, направленные на овладение техническими приемами
вокруг шеи;
вокруг тела;
вокруг ног;
арка;
ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей двумя руками
переводы перед собой в движении;
два мяча;
передача на скорость;
подбрасывание мяча вверх перед собой на некоторое расстояние последующей ловлей.
3 КЛАСССодержание учебного материала1. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
1.1 .Техника безопасности на уроке.
Терминологиябаскетбола: пробежка, двойное ведение, фол.
Правилаигры в баскетбол.
Каксохранить свое здоровье
2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Общеразвивающие упражнения
Со скакалкой
С мячами
По станциям
Специальные легкоатлетические упражнения.
Бег до 5 мин.
Челночный бег 3x10
Ходьба выпадами
Чередование бега левым, правым боком, приставными шагами, спиной вперед.
Рывки последнего в бегущей колонне, слева от нее, до положения направляющего
Чередование ходьбы с бегом рывками.
Прыжковые упражнения
Прыжки со скакалкой 3-4 раза по 20 - 30 сек на двух ногах.
С доставанием подвижных предметов
Прыжок в длину с места
Запрыгивание на гимнастическую скамейку, маты.
Метательные упражнения
Метание малого мяча на дальность
Метание малого мяча по вертикальной цели
Гимнастические упражнения
Кувырки вперед, назад.
Лазание по канату
Подтягивания
упражнение на развитие координации
Подвижные игры
Мяч ловцу
Борьба за мяч
Эстафета с ведением мяча
Подвижная цель
Не давай мяч водящему
Бег - преследование
Бросай - беги
3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.передвижения, остановки, повороты
остановка в два шага
остановка прыжком
Ведение и передача мяча. Закрепление техники владения мячом
Ведение мяча правой и левой рукой бегом по прямой.
Ведение мяча, остановка - передачей двумя руками от груди.
Упражнения в индивидуальных защитных действиях
Стойка защитника, передвижение в стойке защитника
Реакция на перехват
Сближение с нападающим
Бросок мяча.
Бросок двумя руками от груди в щит с последующей ловлей.
Упражнения, направленные на овладение техническими приемами [24.].
Вокруг шеи;
Вокруг ног;
Восьмерка;
Переводы перед собой;
Два мяча;
Обруч;
Подбор мяча справа и слева от кольца
4 КЛАСССОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА1. ОСНОВЫ ЗНАНИЙТехника безопасности на уроке
Физические упражнения - путь к здоровью, работоспособности и долголетию
Правила игры в баскетбол
Терминология баскетболиста: дриблер, штрафной бросок; область штрафного броска; нарушение правил; вбрасывание; спорный бросок
2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАОбшеразвивающие упражнения:
Со скакалкой
С мячом
По станциям
Специальные легкоатлетические упражнения
Бег до 1,000 м
Бег зигзагом, навстречу идущей разомкнутой колонне (обегая каждого ученика слева, справа).
Чередование бега левым, правым боком приставными шагами и спиной вперед.
Чередование ходьбы с бегом рывками
Рывки последнего в бегущей колонне слева от нее до положения направляющего в колонне.
Бег с поворотом головы
/ ГУ
Прыжковые упражнения
Прыжки с поворотом на 180, 360 град
Прыжки через скакалку 3-4 раза по 30 - 40 сек
Прыжки в длину с места
Прыжки через гимнастическую скамейку
Метательные упражнения
Метание набивного мяча
Метание малого мяча на дальность
Метание малого мяча по вертикальной цели
Гимнастические упражнения
Лазание по канату
Подтягивания из виса
Кувырки вперед, назад
развитие координации
Подвижные игры
®Отдай мяч и выйди
Подвижная цель
Бросай - беги
Не давай мяч водящему
Встречная эстафета с мячом
Эстафета с ведением мяча
Мяч ловцу
Борьба за мяч
3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.Передвижения, остановки, повороты
Остановка прыжком
Остановка на два шага
Повороты вперед, назад
Передача мяча двумя руками от груди на месте (1,2 шагами вперед)
Ведение мяча с изменением направления
Бросок мяча.
Бросок мяча двумя руками от груди в кольцо
Индивидуальные защитные действия
Сближение с нападающим
Направь дриблераОсвоение тактики
Взаимодействие двух игроков
«Передал мяч и выйди»
Игровое задание 2 : 2
Упражнения, направленные на совершенствование технической подготовки:
Вверх - вниз;
Вперед - назад;
Прогулка;
Переводы перед собой;
Передача на скорость;
Обруч;Бросок - подбор - бросок.
Специальные упражнения, способствующие обучению техническим и тактическим приемам.Упражнения с мячом [24.с 9-16]
Вокруг шеи. Вращать мяч вокруг шеи, передавая его с руки на руки в одну, затем в другую сторону.
Вокруг тела. Вращать мяч вокруг тела, передавая его с руки на руку в одну, затем в другую сторону. Голова поднята.
Вокруг ног. Поставить ноги вместе и слегка согнуть их. Вращать мяч вокруг ног, передавая его с руки на руку в одну, затем в другую сторону. Голова поднята.
Восьмерка. В параллельной стойке вращать мяч вокруг и между ногами по восьмерке сначала в одну, затем в другую сторону. Голова поднята.
Повороты. Стоя в параллельной стойке, удерживая мяч двумя руками за головой, послать его в пол за спиной. Выполнить поворот и поймать мяч двумя руками. Чередовать повороты в правую и левую стороны. Постепенно увеличивая скорость выполнения упражнения.
Арка. Мяч удерживается двумя руками за спиной на уровне пояса. Подбросить мяч движением кистей так, чтобы он пролетел над головой вперед. Поймать мяч двумя руками впереди. Упражнение выполнять на месте и в движении. При выполнении упражнения стараться не наклоняться вперед.
Мяч на лбу. Стоя в параллельной стойке, немного прогнувшись в поясе, удерживать мяч на лбу не давая ему скатиться на пол. Постепенно приседать и подниматься с мячом на лбу.
упражнения в ведении мяча на месте [24.с. 23-29]Вверх - вниз. Стоя в параллельной стойке, вести мяч на месте, чередуя высокие и низкие отскоки мяча. Упражнение выполнять правой и левой рукой.
Вперед - назад. Стоя в параллельной стойке, вести мяч сбоку одной рукой, посылая его первым ударом вперед, а вторым назад. Упражнение выполнять правой и левой рукой.
Ведение вокруг ноги. Выставить вперед правую ногу, убрав левую руку за спину. Правой рукой вести мяч вокруг правой ноги, сначала в одну, а затем в другую сторону. Тоже левой рукой вокруг левой ноги. Вначале можно смотреть на мяч. По мере усвоения выполнять без зрительного контроля.
упражнение в ведении мяча в движении [24.С. 23-31 ]
9 «Прогулка». Стоя прямо, удерживая мяч в правой руке. Сделать шаг правой вперед и послать мяч в пол между ногами, чтобы он отскочил на левую руку (сохранять обычную стойку дриблера). Затем шагнуть вперед левой и послать мяч левой рукой в пол между ногами, чтобы он отскочил вправо на правую руку и т.д.
«Слалом». Вести мяч с изменением направления движения перед препятствиями (набивные мячи, кубики, стулья, стойки и другие предметы), произвольно расположенными на площадке.
Переводы перед собой в движении. Вести мяч, изменяя направление движения переводом перед собой.
упражнения в ведении двух мячей на месте [24.С. 31 ]
Два мяча. Стоя на месте, вести одновременно два мяча правой и левой рукой на уровне груди. По команде присев, снизить высоту отскока мячей, постепенно доведя ее до минимальной. Продолжая ведение, вновь вернуться в исходное положение.
Насос. Стоя на мете, вести одновременно два мяча правой и левой на уровне груди, поочередно ударяя их в пол.
Вести одновременно два мяча.ловля и передача мяча [24.с. 49-51]Передача на скорости. Это упражнение часто выполняется в качестве теста. Стоя в двух шагах от стены, лицом к ней, выполнять передачи двумя руками от груди в стену в течение 30 сек., стараясь сделать как можно больше передач.
«Обруч». Стоя левым боком к стене на расстоянии трех метров от нее. Выполнять передачи правой рукой за спиной в стену так, чтобы мяч отлетел вперед. Ловить мяч руками и сразу переводить его за спину. Добиваться выполнения упражнения без остановок. Тоже задание выполнить, стоя правым боком к стене.
«Обруч в движении». Продвигаясь левым боком в трех метрах от стены, передавать мяч в стену правой рукой из-за спины. Сначала мяч ловить двумя руками, затем одной. Продвигаясь в обратном направлении, выполнить задание другой рукой.
упражнения в индивидуальных защитных действиях [24.с. 60-69]Сближение с нападающим. Защитник не должен ожидать приближения дриблера стоя на месте. Ему следует выйти к нему навстречу и направить к боковой линии, заняв необходимую для этого позицию.
Направь дриблера. Нападающий с мячом, используя ведение, старается обойти защитника, продвигаясь вдоль площадки. Отступая, защитник смещается на сторону ведущей руки нападающего, заставляя последнего перевести мяч на другую руку и т.д. Защитник должен заставить нападающего как можно чаще
изменять направление движения на дистанции от лицевой до лицевой линии.
Быстрота рук. Игрок выполняет семенящий бег на месте быстро, как только может. Ноги игрока должны отрываться от пола на минимальное расстояние. Продолжительность выполнения 15 сек. В этом упражнении развивается быстрота, необходимая для игры в защите.
Реакция на перехват. Защитник располагается перед нападающим. В пяти метрах за спиной защитника стоит еще один нападающий с мячом. Он передает мяч партнеру, используя передачу с отскоком от пола, прямую или с небольшим навесом. После передачи следует команда «ГОП». Защитник мгновенно поворачивается, отыскивает взглядом мяч и пытается овладеть им или, по крайней мере, отбить его, изменить направление его полета.
7. упражнения в подборе [24.с. 56-57]
Подбор мяча справа и слева от кольца. Цель этого упражнения подготовить игрока физически для борьбы за мяч при отскоке от кольца или щита. Игрок с мячом располагается возле второго усика на одной из боковых линий области штрафного броска. Он должен бросить мяч над кольцом в противоположный угол щита, пересечь трехсекундную зону и поймать в прыжке отскочивший мяч. Игрок должен довести продолжительность непрерывного выполнения упражнения до 1 мин.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
Пять прыжков на правой ноге, пять на левой, а оставшуюся часть площадки прыжками с ноги на ногу.
Прыжки на двух ногах со скакалкой в руках до середины площадки Затем поворот кругом н возвращаться прыжками через скакалку с ноги на ногу
Игроки принимают положение, согнувшись, обхватив руками голеностопные суставы. В этом положении они продвигаются до середины площадки, поворачиваются кругом и движутся в обратном направлении.
Игроки принимают положение: ноги вместе, и выполняют прыжок вперед , как можно дальше, затем делают шаг правой ногой вперед, ставят ноги вместе и опять выполняют длинный прыжок вперед, делают шаг .левой ногой вперед и т д.
Игроки принимают боксерскую стойку, выполняют удар левой рукой и продвигаются вперед шагом левой ногой. Достигнув противоположной линии, игроки продвигаются спиной вперед, выполняя удар .левой рукой. То же с ударом правой рукой.
Равновесие. Подняться на носки, на два счета (ту ловите прямое!. Затем следует полуприсед или присед, во время которого игроки отводят руки в стороны.
Казачок». Игроки принимают положение приседа. Туловище прямое, вес тела на носках, руки согнуты скрестно перед грудью. По команде поочередное выпрямление ног вперед н последующее возвращение в И.П. Упражнение можно усложнить, выполняя: правую ногу вперед а .левую влево.
9 Финты ногами Игроки стоят лицом к учителю в шеренге и по команде выполняют следующие финты: а) финт влево, движение вправо; 5) финт влево, вправо, движение вправо;
в)финт влево, снова влево, движение вправо;
г)финт влево, право, движение влево;
д)финт вправо, движение влево;
е)финт вправо, снова вправо, движение влево:
ж)финт вправо, влево, движение влево.
10 Бег, подскоки, прыжки. Игроки бегут до середины зала, поворачивают кругом, делают 5 шагов в обратном направлении, снова поворачивают кру гом, бегут 10 шагов.
Правила честной игрыТолько честная игра равных, иначе и победа не интересна.
Достойно переживайте поражение, не злитесь, не лезьте с кулаками на того, кто, по-вашему, виноват в поражении.
Если выиграли — радуйтесь, но не задавайтесь.
Научите других тому, что умеете сами.
Сами учитесь у других.
Если что-то не получается, будьте терпеливы и обязательно добьетесь успеха.
Учитесь на своих ошибках.
Никогда не унывайте при неудачах.
Упрощенные правила игры в баскетбол.Обучение элементам баскетбола в 2 - 4 классах не вызывает трудностей у учителей, так как программа включает простейшие движения по ведению, передачам и приему мяча. Для учителя, имеющего условия для изучения элементов баскетбола, напоминаем правила игры в баскетбол по упрощенным правилам.
Краткая характеристика игры. В основе игры в мини-баскетбол лежит современный баскетбол, приспособленный для детей 7—12 лет. Матчи по мини-баскетболу проводятся между двумя командами, по 5 игроков в каждой. Цель каждой команды — забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.
Место игры, оборудование и инвентарь. Площадка для игры представляет собой прямоугольник длиной 26 м и шириной 14 м. При условии соблюдения данной пропорции допускаются и меньшие размеры площадки.
Разметка площадки. На площадке наносятся боковые и лицевые линии, центральный круг, линии штрафного броска, которые должны находиться в 4 м от проекции щитов на площадку. Ширина боковых и лицевых линий не входит в размеры площадки.
Оборудование площадки. На обоих концах площадки параллельно лицевым линиям помещаются щиты. К щитам на высоте 3 м 05 см от уровня площадки прикрепляются корзины. Диаметр кольца корзины 45 см, длина сетки 40 см. Мяч должен иметь форму шара. Окружность мяча 74,9-78 см., вес 567-650 г.
Время и счет игры. Игра состоит из 20-минутных таймов, между которыми дается 10-минутйый перерыв. Каждый тайм делится на два 10- минутных периода с обязательным 2-минутным перерывом между ними.
При попадании мяча в корзину с игры команде начисляется 2 очка, а если мяч заброшен со штрафного броска — 1 очко.
Правила игры с мячомМяч можно передавать, бросать или вести (ударяя о площадку одной рукой) в любом направлении. Ударять по мячу кулаком или ногой запрещается. Случайное касание мяча ногой не является нарушением.
Мяч считается вышедшим из игры, если он коснулся пола, зрителя или предмета, игрока, находящихся вне площадки или на линии, ограничивающей площадку, стойки и задней поверхности щита.
Мяч считается вышедшим из игры от игрока, который последним дотронулся до него. Если мяч вышел из игры от одновременного его касания игроками разных команд, а также, если судья сомневается, кто последний коснулся мяча, назначается спорный бросок.
Перемещение с мячом. Игрок, получивший мяч в движении, может сделать с ним не более двух шагов, после чего он должен выполнить передачу, бросок или ведение.
Повороты с мячом выполняются движением одной ноги в любом направлении без отрыва ноги от площадки. Игрок, получивший мяч, стоя на месте или совершив правильную остановку, после получения мяча имеет право делать повороты.
Ведение мяча. Перемещение игрока с мячом разрешается только при помощи ведения. Игроку запрещается: вести мяч двумя руками одновременно, нести мяч рукой во время ведения, возобновлять ведение после того, как мяч был задержан одной или двумя руками.
Правила поведенияВ баскетболе игроки должны проявлять корректность, избегать столкновений с соперниками. Баскетболисты, которые ведут себя недисциплинированно или грубо, удаляются с поля.
Столкновение игроков. Когда происходит столкновение между соперниками, судья должен определить, кто за него несет ответственность, было оно спровоцировано или нет. Умышленные столкновения должны быть наказаны, случайные, не имеющие последствий для хода игры, можно оставить незамеченными.
Ответственность за столкновение судья возлагает на того игрока, который сознательно вызвал его или не пытался избежать. Игрок, ответственный за столкновение, наказывается персональным замечание.
Нарушением называется несоблюдение вышеперечисленных правил игры. Когда происходит нарушение, судья дает сигнал свистком и мяч считается «мертвым».
Обычно после нарушения мяч вбрасывается в игру игроком противоположной команды из-за боковой линии в месте, указанном судьей, а именно против того места на площадке, где было совершено нарушение.
Нарушение по отношению к игроку, бросающему мяч по корзине, всегда расценивается как нарушение правил.
Судья предоставляет право потерпевшему выполнить два штрафных броска, даже если он не бросал по корзине или, атакуя корзину, промахнулся.
Штрафные броски не назначаются, если в момент нарушения игрок атаковал корзину и забросил мяч.
Условия выполнения штрафного броска. Игрок, выполняющий штрафной бросок, становится за линию штрафного броска и, получив от судьи мяч, должен в течение 5 секунд выполнить штрафной бросок. Другие игроки могут располагаться вдоль трапеции области штрафного броска. Ближайшие к щиту места с обеих сторон трапеции занимают игроки защищающей команды. Игроки не имеют права входить в область штрафного броска, пока мяч не коснется кольца или щита.
Комментарии к правилам игры.Тренер должен дифференцированно подходить к новичкам и детям, уже имеющим навыки игры, постепенно требовать более точного соблюдения правил перед переходом детей в следующую возрастную группу (11—12 лет).
Судья должен быть снисходительным к нарушениям, которые не влияют на дальнейший ход игры и не ставят нарушителя в выгодное положение.
Особое значение следует придавать соблюдению правил поведения — это отличный способ воспитания детей. Ошибки при соприкосновениях наказываются без лишней строгости, но грубая игра и неэтичное поведение должны решительно пресекаться.
Словарь баскетбольных терминов для учащихсяначальной школы.Ведение мяча - продвижение с мячом. Игрок может передвигаться в любом направлении или стоять на месте, продолжая ударять мяч об пол. Ведение должно быть непрерывным. Если игрок прекратит ведение мяча и поймает мяч, он не может возобновить ведение, а должен либо выполнить бросок в корзину, либо передать партнеру.
Двойное ведение - возобновление ведения после того, как игрок остановился и взял мяч в руки. Это является ошибкой.
Дриблер - игрок, ведущий мяч
Защитник - 1. игрок обороняющейся команды. 2. невысокий разыгрывающий игрок задней линии нападения.
Лицевые линии - линии за щитом, ограничивающие длину площадки. После взятия корзины защищающая команда вводит мяч в игру из-за лицевой линии.
Нападающий - 1. игрок команды, владеющий мячом. 2. игрок высокого роста, играющий в нападении на краю площадки.
Область штрафного броска - трапеция с полукругом на вершине, основанием которой служит шестиметровый отрезок линий под корзиной, а вершиной - линия штрафного броска длиной 3,6 метра. Высота трапеции 5,8 метра. В ее верхней части нарисован круг, диаметром которого является линия штрафного броска.
Осевая нога - нога, которую игрок, владеющий мячом, не имеет право отрывать от пола, чтобы не сделать пробежки. Игрок может выполнять вышагивание или повороты вокруг осевой ноги.
Пробежка - бег с мячом. Начиная ведение, игрок не имеет права оторвать от пола осевую ногу до тех пор, пока не выпустит мяч из рук. Получив мяч в движении, баскетболист не может сделать более двух шагов с мячом в руках. Нарушение правил в том и другом случае определяется как пробежка, и мяч передается противнику.
Начальный спорный бросок - способ введения в игру путем подбрасывания его между двумя игроками из разных команд в одном их трех кругов на площадке.
Тайм-аут - минутный перерыв.
Финт - обманное движение.
Фол - нарушение правил игры; персональный фол - персональная ошибка при соприкосновении с игроком другой команды (толчок, удар и т.п.); многократный фол - фол, совершенный в одно и то же время двумя или более игроками команды по отношению к одному из соперников; обоюдный фол - фол, совершенный примерно в одно время двумя игроками противоположных команд по отношению друг к другу; технический фол - умышленное техническое нарушение правил игры или неспортивное поведение баскетболиста; умышленный фол - фол, намеренно совершенный игроком в обстановке, грозящей взятием корзины.
Штрафной бросок - назначается за техническую или персональную ошибку, совершенную игроком другой команды. За каждый успешный штрафной бросок команда получает одно очко.
Вбрасывание - вбрасывание мяча из-за боковой линии в течение 5 секунд в месте, указанным судьей.
ОПИСАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР'
Салки. Играющие разбегаются по залу или по площадке, которая должна быть ограничена линиями, а водящий ловит их. Пойманный - становится водящим. При большом количестве играющих можно выделить двух-трех водящих. В дальнейшем игру можно усложнить, оговорив способ передвижения. Например, игрокам разрешается передвигаться только спиной к щиту, на половине поля которого они находятся, т. е. Бегать и ходить спиной вперед, приставными шагами, боком.
Вызов номеров. Играющие делятся на команды, которые выстраиваются в две колонны у лицевой линии. Команды рассчитываются по порядку Каждый игрок запоминает свой номер. На средней линии напротив каждой команды ставят булавы. Учитель называет один из номеров. Игроки обеих команд, стоящие под этим номером, бегут до булав, обегают их и возвращаются обратно. Победитель приносит своей команде 2 очка. Игра продолжается до тех пор, пока не будут вызваны все номера. Команда, набравшая наибольшее количество очков, побеждает. Можно усложнить игру, если предложить игрокам бежать спиной вперед, боком, приставными шагами или поставить на пути препятствия с прохождением их то справа, то слева.
Пустое место Играющие выстраиваются в круг, руки за спиной. Водящий бежит за спиной по кругу и дотрагивается до руки одного из играющих. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в обратную сторону по кругу стремясь быстрее водящего занять свое место. Кто из бегущих останется без места, тот и становится водящим.
Слушай сигнал. Учитель определяет, по какому сигналу ученики выполняют то или иное упражнение во время бега. Например, по свистку - остановка, хлопок в ладони - прыжок вверх толчком одной ноги и т. х Тот. кто ошибается, выбывает из игры и выполняет передачи мяча двумя руками \ стены.
Бегуны. Играющие образуют две команды, одна из которых находится в квадрате (10x10). Игроки другой команды стоят в шеренге за пределами площадки. По сигналу учителя первый с правого фланга вбегает в квадрат и старается осалить, как можно большее количество игроков за 15 сек. Затем то же выполняет второй игрок и т. д. Осаленные игроки не выбывают из игры. Подсчитывают, сколько всего осалено игроков и затем команды меняются местами. Команда, осалившая большее количество игроков, побеждает.
Удочка. Игрок с удочкой (веревка длиной 4-5 м с мешочком на конце) становится в центре круга. Остальные игроки встают в крут в 5-6 метрах от него. Присев, «рыбак» вращает удочку вокруг себя, а остальные игроки перепрыгивают через нее. Игрок, осаленный мешочком, гюлучает штрафное задание (жонглирование двумя мячами), по выполнении задания игрок продолжает игру. Удочку вращают 4-5 мин. В конце игры подсчитывают осаленных и отмечают самого ловкого, который становится новым рыбаком.
7.Бег - преследование. Играют две команды. Одна команда встает на линии старта, вторая - в 5-10 шагах сзади. По сигналу обе команды начинают бег. Игроки команды, бегущие сзади стараются запятнать игроков команды, бегущих впереди, до того, как они пересекут линию финиша. За каждое осаливание команда получает 1 очко. В последующем забеге команды меняются местами. Команда, набравшая больше очков, побеждает.
8.Круговорот. Пять-семь участников выстраиваются в колонну по одному и по сигналу начинают бег (обязательно в заданном темпе, не ускоряя его). Бегущий . последним выходит вперед (делает ускорение). Как только он окажется впереди, ускорение делает очередной последний и т. д. Как только он окажется впереди, ускорение делает очередной последний и т.д Таким образом, ученики пробегают указанную дистанцию.
9.Мяч соседу. Все играющие стоят в кругу на расстоянии 1 м один от другого. У двух игроков, стоящих на двух противоположных сторонах кругах, по мячу. По сигналу играющие начинают передавать мячи друг другу вправо и влево так, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажутся два мяча. Играют 3-4 мин, после чего отмечают игроков, которые лучше передавали мяч.
10.Подвижная цель. Все играющие встают за линией крута. В центре круга водящий. У одного из игроков мяч. Он бросает его в водящего (в ноги). Каждый игрок, поймавший мяч, в случае промаха тоже выполняет бросок. Попавший становится водящим.
11.Быстрая передача. Играющие в парах. Расстояние между учениками 4-5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 10, 15, 20 передач, выигрывает.
12.Бросай - беги. Играющие стоят в двух разомкнутых на 3-4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый - второй, а другая - на второй и первый. Первые номера - одна команда, вторые - дру гая. У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, перелают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший мяч, передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т. д. Когда мяч достигает крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, качавшего передачу первых и передают мяч по диагонали напротив, т. е. Игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми, вернуться на свои места. Команда, сделавшая это первой, побеждает.
Не давай мяч водящему. Все играющие образуют круг. В середине круга два-три водящих. Игроки начинают передавать мяч друг другу, а водящие пытаются перехватить его. Если одному из них это удается, то водящим становится игрок, делавший последнюю передачу .
Охотника в утка. Играющие в двух командах. «Охотники» образуют
круг. Перед ними проводят черту, за которую переступать нельзя. «Утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу «охотники», перебрасывая мяч, стараются неожиданно бросить мяч в «уток». Осаленная мячом «утка» выбывает из игры, когда все «утки» осалены, учитель отмечает затраченное время. Затем играющие меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее осалила всех «уток».
Встречная эстафета с мячом. Играющих делят на две команды и выстраивают в колоннах. Каждую колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м. У первых двух игроков по мячу. По сигналу они передают мяч игроку в противоположную группу , а сами становятся в конец своих колонн. Выигрывает команды, быстрее закончившая передачу. В этой игре возможны варианты: после передачи бежать в противоположную группу и там встать в конец колонны; передать мяч одной рутой, с отскоком от пола; вместо передачи вести мяч и передавать мяч после остановки перед игроком, стоящим напротив.
Эстафета с ведением мяча. Играющие в двух колоннах, которые выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линии. По сигналу первые ведут мяч вперёд до противоположной сложной стены, останавливаются, бросают мяч двумя руками в стену, ловят его и ведут мяч обратно. На расстоянии 3-4 м от колонны они останавливаются, передают мяч двумя руками от груди очередному игроку, и сами становятся в конец колонны. Команда, закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно на пути ведения расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их.
Мяч ловцу. Играют две команды. В двух противоположных углах зала очерчивают два треугольника. Параллельно основанию треугольника на расстоянии 1-1,5 м проводят линию. Пространство между этими линиями называется нейтральной зоной. Посередине площадки чертят крут для начала игры. В каждой команде выбирают капитана и ловца. Одна команда отличается от другой формой. Ловцы команд становятся в углах зала в треугольниках. Учитель бросает мяч вверх в центральном круге между капитанами. Одна из команд, завладев мячом, стремится с помощью передач приблизиться к своему ловцу и передать ему мяч. Если он сумеет поймать мяч на лету, то его команда пату чает очко. Игроки команды противника пытаются перехватить мяч. Игра продолжается 10-15 мин. Команда, набравшая большее количество очков, выигрывает.
Борьба за мяч. Играют две команды. Игру ведут мячом для мини- баскетбола на баскетбольной площадке. Игроки команд надевают майки разного цвета. Все игроки размещаются произвольно на площадке. Учитель в центре зала подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются отбить мяч одному из своих игроков. Игроки команды, овладевшей мячом, передают мяч друг другу, а игроки противоположной команды пытаются его перехватить. Команда, сделавшая 5 или 10 передач подряд, получает очко. После этого игру начинают с центра. Играют 12 мин. Команда, набравшая больше очков, побеждает.
Критерии оценки при обучении игре в баскетбол.2 класс.
1. Передача мяча. Передача мяча в стену двумя руками от груди в двух метрах от стены за 30 секунд.
МальчикиДевочки
Оценка: "5" - 20 Оценка: "4" -18 Оценка: "3" - 15
Оценка: "5"- 18 Оценка: "4" - 17 Оценка: "3"- 15

Девочки
2. передача мяча в цель. Встать в двух метрах от стены. Сделать десять передач двумя руками от груди. За каждое попадание 1 очко.
Мальчики
Оценка: "5" -10 Оценка: "4" - 8 Оценка: "3" - 6
Оценка: "5" - 8 Оценка: "4" - 6 Оценка: "3" - 5

3. Ведение мяча бегом по прямой. Мальчики Оценка: "5" - 8 сек. Оценка: "4" - 10 сек. Оценка: "3" - 3 сек.
Девочки
Оценка: "5" - 10 сек. Оценка: "4" - 13 сек. Оценка: "3"-15 сек.
3 класс

Передача мяча в стену.
Мальчики
Оценка: "5"-25 "4"-20 "3"- 18
Передача мяча в цель.
Девочки
Оценка: "5"-23 "4" - 20 "3"- 18

Мальчики (в 3 метрах)Девочки (в 2 метрах)
Оценка: "5" - 8Оценка: "5" - 10
"4" _ 7"4" _ §
"3" - 6"3" – 6
Ведение мяча бегом по прямой.
МальчикиДевочки
Оценка: "5" - 7Оценка: "5" - 8
"4"-8"4"-10
"3" - 10"3" - 12
Бросок в щит с последующей ловлей (из 10 бросков).
МальчикиДевочки
Оценка: "5" - 10Оценка: "5" - 8
"4" - 8"4" - 6
"3" - 6"3" - 5
Девочки (в 2м от стены)
4 класс.
Передача мяча в стену.
Мальчики (в Зм от стены)
Оценка: "5" - 30 "4" - 28 "3" - 25
Оценка: "5"-30 "4" - 27
"3" - 25

Девочки (в Зм от стены)
2. Передача мяча в цель.
Мальчики (в Зм от стены)
Оценка: "5" - 10
"4" - 8 "3" - 6
Оценка: "5" - 8
"4" - 7 "3" - 5

Девочки
3. Бросок руками с вершины области штрафного броска двумя руками от груди.
Мальчики

Оценка: "5" - 6 очков "4" - 4 очка "3" - 2 очка
Оценка: "5" - 6 очков "4" _ 4 очка "3" - 2 очка

4. Ведение мяча бегом с изменением направления. (Расставить 6 фишек на расстоянии 2м. и обвести их змейкой). МальчикиДевочки
Оценка: "5" - 11 сек.Оценка: "5" - 15 сек
"4"-14 сек."4" -17 сек.
"3"-17 сек."3"-20 сек.
КОМПЛЕКСЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ . КЛАССОВ.
КОМПЛЕКС № 1 (без предметов)
И.П. - стойка ноги врозь. 1-3 - руки вверх (вдох), приподняться на носки. 4
руки вниз, опустится на пятки (выдох).
И.П. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-8 - наклон головы вперед и Назад.(Быть осторожным при наклоне головы назад). 9-16 - повороты головы влево
вправо.
И.П. - левая рука вверху. 1-2 - смена положения рук.
И.П. - стойка ноги врозь, руки вперед перед грудью охватив плечи. 1- руки в стороны (выдох), 2 - руки к плечам (вдох).
И.П. - стойка ноги врозь. 1- наклон вправо, левая рука вверх, а правая идет за спину, 2 - то же в другую сторону.
И.П. - стойка ноги врозь, ноги в коленных суставах чуть согнуты, руки на поясе. 1 - поворот туловища вправо, руки вперед. 2 - И.П. 3-4 - то же влево.
И.П. - сойка ноги врозь, руки в стороны. 1 - наклон к правой, 2 - к середине, 3 - к левой, 4 - И.П.
И.П. - стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 - мах правой ногой, коснуться левой руки, 2 - мах левой, коснуться правой руки.
И.П. стойка левая впереди, правая в выпаде сзади, левая рука впереди. 1- удар правой стопой по ладони правой руки (внутренней стороной стопы), 2 - И.П., 3 - то же со сменой стойки.
И.П. - стойка ноги врозь, руки вверху. 1 - прыжком ноги вместе руки вниз, 2 - И.П.
Ходьба на месте 30 сек.
КОМПЛЕКС № 2 (без предметов).
И.П. - стойка, ладони на голове, пальцы переплетены. 1 - подняться на носки, руки вверх, ладонями вверх (потянуться за руками, вдох), 2- И.П. (выдох), 3 - полуприсед, руки вперед, 4 - стойка ноги врозь, руки за голову.
И.П. - стойка, ноги врозь, руки за голову. 1 - поворот туловища влево, руки вверх, 2 - И.п.,3-4-то же в другую сторону.
И.п.- широкая стойка в приседе, руки перед грудью. 1-небольшой присед,2- выпрямить левую ногу, а правое бедро приподнять в сторону, 3-присед, 4- приподнять левое бедро.
И.п. - выпад правой ногой назад, правая рука впереди. 1- поднимаем правую ногу вперед, обмахиваем туловище и бьем по правой руке, 2- И.п.
И.п. - стойка, ноги врозь, руки в стороны. 1- наклон вперед, коснуться левой рукой носка правой ноги, 2- И.п., 3-4- то же к левой ноге.
И.п .- стойка, руки вперед в стороны. 1- мах левой ногой коснуться кисти правой руки, 2- И.п., 3-4- то же с правой.
И.п - стойка, руки на гг.яс. Прыжки на двух ногау 30-40 сек.
Ходьба на месте 30 сек.
КОМПЛЕКС №3. (большим мячом)
И.п. - стойка, мяч внизу. 1- сгибание рук в локтевых суставах, мяч к груди, 2 - И.п. (локти в стороны не разводить, спина прямая ).
И.п. - стойка, мяч на грудь. 1- стойка, мяч вперед, 2- И.п. ( туловище назад не отклонять и живот не выпячивать ).
И.п. - стойка, мяч внизу. 1 - мяч вперед, 2 - мяч вверх, 3 - мяч вперед, 4 -
И.п.
И.п. - стойка, мяч внизу. 1 - левая назад на носок, мяч вверх, 2 - И.п., 3 - правая назад на носок, мяч вверх, 4 - И.п.
И.п. - стойка, мяч вверху. 1 - передача мяча в левую руку, руки в стороны, 2 - И.п., 3 - передача мяча в правую руку, руки в стороны, 4 - И.п.
И.п. — стойка, ноги врозь, мяч в правой перед грудью. Перебрасывание мяча перед грудью из одной руки в другую.
И.п. - стойка, мяч за спиной. 1 - присед, 2 - И.п.
И.п. - стойка, мяч в правой руке. 1 - левая нога вверх - вперед, подбрасывание мяча вверх из-под ноги, 2 - ловля его двумя руками, 3 -4 - то же под другую ногу.
И.п. - мяч на полу слева. Прыжки через мяч вправо и влево.
КОМПЛЕКС №4. ( с короткой скакалкой)
И.п. - сложенная вдвое скакалка внизу. 1-2-натягивая скакалку, правую руку, согнутую в локте над головой, левую руку, прямую, вниз назад, 3-4-то же, сменив положение рук.
И.п. - скакалка сложенная вчетверо на шее, голову опустить. Клевую ногу в сторону на носок, скакалку вверх, 2-И.п., 3-4-то же в другую сторону.
И.п. - скакалка сложенная вчетверо внизу. 1-поднимаясь на носки, скакалку вверх, 2-присесть на всей ступне, согнуть руки в локтевых суставах, скакалку на шею.З-выпрямиться, скакалку вверх, 4-И.п.
И.п. - скакалка сложенная вчетверо внизу. 1-выпад правой ногой вперед, скакалку вверх, 2-И.п., 3-4-то же с другой ноги.
И.п. - скакалку держать за концы, стоя левой ногой на ее середине. 1-2- натягивая скакалку руки вверх и согнутую в колене ногу вперед, 3-4- И.п., сменить положение ног. То же другой ногой.
И.п. - скакалку держать за концы, стоя левой ногой на ее середине, руки вниз - в стороны, 1-2-ногу со скакалкой назад, туловище прямое вперед, держать (равновесие), З-4-И.п., то же на другой ноге.
Прыжки, вращая скакалку вперед.
Ходьба на месте 30 сек.
КОМПЛЕКС №5. ( с малым мячом)
И.п. - стойка, мяч в руках внизу. 1- мяч на грудь, 2- мяч вверх и потянуться ( вдох), 3- мяч на грудь, 4- мяч вниз ( выдох).
И.п. - стойка, ноги врозь, мяч в левой руке. 1-наклон вправо, руки за голову, передавая мяч в правую руку, 2- выпрямиться, руки внизу 3-4- то же в другую сторону.
И.п. - стойка, мяч внизу. Клевая нога назад на носок, мяч вверх, 2-И.п. 3- правая назад на носок, мяч вверх. 4-И.п.
И.п. - стойка, ноги врозь, мяч вверху. 1-наклон вперед, положить мяч на пол между ногами, 2-выпрямиться, руки вверх, 3-наклон вперед и взять мяч, 4- выпрямиться, мяч вниз.
И.п. - стойка, ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке. 1- руки вперед, передать мяч в левую руку. 2-руки в стороны, 3-4- то же, передавая мяч в правую руку.
И.п. - широкая стойка, руки в стороны, мяч в правой руке. 1- наклон к левой ноге, руки в низ, передать мяч в левую руку под ногой, 2- выпрямиться, руки в стороны, 3-4- то же к другой ноге, передавая мяч в правую руку.
И.п. - О.С., мяч на полу впереди. 1- прыжок вперед, ноги врозь, мяч между ступнями, 2- прыжок вперед, ноги вместе, мяч сзади, 3-4- два прыжка на месте, поворачиваясь кругом .
Ходьба на мечте, с обводкой мяча вокруг туловища.
КОМПЛЕКС №6. (с короткой скакалкой)
И.п. - сложенная вдвое скакалка внизу. 1-2 - натягивая скакалку^нравую руку согнутую в локте над головой, левую руку прямую вниз - назад, 3-4 - то же, сменив положение рук.
И.п. - скакалка, сложенная вчетверо, на шее, голову опустить. Клевую в сторону, на носок. Скакалку вверх. 2-И.п. 3-4 - то же в другую сторону. •
И.п. - скакалка, сложенная вчетверо, внизу. 1-поднимаясь на носки, скакалку вверх. 2-присесть на всей ступне, согнуть руки в локтевых суставах, скакалку на шею. 3-выпрямиться, скакалку вверх. 4-И.п.
И.п. - скакалка, сложенная вчетверо, внизу. 1-выпад правой ногой вперед, скакалку вверх. 2-И.п. 3-4-то же с другой ноги.
И.п. - скакалку держать за концы, стоя левой ногой на ее середине. 1-2- натягивая скакалку руки вверх и согнутую в колене ногу вперед. 3-4-И.п., сменить положение ног. То же с другой ногой.
И.п. - скакалку держать за концы, стоя левой ногой на ее середине, руки вниз - в стороны. 1-2- ногу со скакалкой назад, туловище прямое вперед, держать (равновесие). 3-4 И.п., то же на другой ноге.
Прыжки, вращая скакалку вперед.
Ходьба на месте 30 сек.
КОМПЛЕКС № 7. (с большим мячом)
И.п. - упор присев, руки на мяче. 1- выпрямляясь, мяч вперед, правую ногу в сторону на носок. 2- И.п. 3- то же в другую сторону.
И.п. - стойка, ноги врозь, мяч вверху. 1- наклон вправо, сгибая левую ногу. 2- И.п. 3-4- то же в другую сторону.
И.п. - стойка, ноги врозь, мяч за спиной. 1- наклон вперед - вправо (к правой ноге), руки назад вверх.
И.п. - стойка, мяч за голову. 1- полуприсед, руки вперед. 2- И.п.
И.п. - широкая стойка, мяч вверху. 1- выпад вправо, мяч вперед. 2-то же в другую сторону.
И.п. - упор лежа, мяч впереди на полу. 1- толчком ног упор стоя согнувшись. 2- И.п.
И.п. - О.С., мяч на полу справа. 1-4- четыре прыжка на правой ноге вокруг мяча. 5-8 - четыре прыжка на левой ноге.
Ходьба на месте 30 сек.












Заключение.
Целью методической разработки являлось представить содержательный компонент вариативной части программы по физической культуре по двум видам: баскетболу Это многообразный по содержанию с целью физического воспитания: содействие всестороннему развитию личности.
Методическая разработка в основном содержит необходимый материал для преподавания уроков по физической культуре, но не содержит безукоризненно всего.
Разработанное содержание является в большей мере опорным начальным звеном подготовки детей к баскетболу .
На сегодняшнем этапе данные виды содействуют правильному физическому развитию, закаливанию организма детей, обучают их важным двигательным навыкам, воспитывают основные физические и морально- волевые качества.
Тематика теоретического материала по баскетболу направлена на то, чтобы дать элементарные представления и знания об основах технико- тактических приемах.
Правила игры упрощены и направлены на честную игру, способствуют воспитанию дисциплинированности, коллективному сотрудничеству. Но в полной мере теоретический материал не представлен в разработке, т.к. учебный материал по баскетболу хорошо изложен во многих учебных пособиях.
В содержании специальной подготовки отображены самые необходимые основные элементы технико-тактических приемов, которые подводят ребенка в 4 классе к игре в баскетбол по упрощенным правилам.
Тематическое планирование показывает, в какой последовательности этот материал распределен с соблюдением дидактического принципа «от простого к сложному». Тот материал, который хорошо изложен в учебных пособиях знаком учителю не раскрывается в полной мере. В большей мере показаны упражнения, направленные на овладение технико-тактическими приемами, которые не так просто найти в учебниках.
Включенные упражнения общей физической и специальной подготовки способствуют развитию самых основных и жизненно необходимых двигательных способностей: координационных и кондиционных.
Игра содействует формированию социально значимых мотивов учения, духовному возвышению, нравственному становлению, побуждает к сопереживанию, взаимопомощи, объединяет детский коллектив на основе единой цели.
Самый трудоемкий вид - это начальная туристская подготовка. Очень мало хорошо разработанных учебных пособий для учителей, в которых представлены содержание и методика организации работы учителя с учетом возрастных особенностей детей, например, так как по баскетболу или любому другому программному виду.
В методической разработке в основном представлен весь содержательный компонент по начальной туристской подготовке.
Тематика теоретического материала составляет самое первое звено в освоении элементарных практических навыков и создает представление по их овладению.
Содержание практического материала по туризму дает самые начальные навыки, способствует приобретению двигательного опыта с прикладной направленностью. Тематическое планирование показывает, в какой последовательности распределено содержание с учетом возрастных особенностей с соблюдением дидактического принципа «от простого к сложному».
Заканчивая начальную школу учащиеся овладевают всеми необходимыми знаниями и навыками, определенными задачами данного вида.
Общая физическая подготовка, в которую входят разные упражнения видов спорта создает необходимый фундамент для освоения простых элементов в туризме. Расширяет двигательный опыт посредством усложнения ранее освоенных движений и овладение навыками. Одна и та же игра, задание используется как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей (быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости). Так, например, в преодолении препятствий, а так же для интеллектуального развития (восприятие и переработка информации, пространственно-временная ориентация, реакция на изменение ситуации). Например, при проведении подвижных игр, эстафет, соревновательных упражнений с элементами баскетбола.
Благодаря своей разнообразности и уникальности готовит маленького человека к будущей жизни.
ВЫВОДЫ:Анализ собственной деятельности показывает, что дорогу осилит идущий.
В работе надо постоянно вести поиск, подбор и разработку вариантов наиболее эффективных форм проведения уроков, чтобы работа приносила радость, вызывала интерес, развивала познавательную активность как учащихся, так и учителя.
Конспект урока по физической культуре для учащихся 3 класса.
Раздел программы: Баскетбол.
Дата проведения:
Тема урока: ВЕДЕНИЕ, ПЕРЕДАЧА,БРОСОК МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ
Цель урока: Формирование двигательных умений ведения передачи мяча 2я от груди , броска мяча
Задачи урока:
Образовательные:  создать условия для обучения технике ведения передачи 2я от груди, броска совершенствовать ведение мяча на месте; в движении.
Воспитательные:  способствовать воспитанию трудолюбия, активности,
Развивающие: способствовать развитию координации, внимания, быстроты;
Оздоровительные: способствовать оздоровлению всех систем организма, укреплению вестибулярного аппарата, опорно-двигательного аппарата.
Планируемый результат: Предметные:
− знать, варианты ведения бросков на точность т;
−организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки и подвижной игры «Защита «.
Метапредметные: 
Познавательные – выполнять броски мяча в парах на точность; играть в подвижную игру «Защита стойки»
проявлять дисциплинированность, трудолюбие; умение активно включаться в общение со сверстниками; умение анализировать свои действия, исправлять ошибки при выполнении упражнения;  
Тип урока: обучающий
Метод проведения: фронтальный, групповой, индивидуальный, соревновательный.
Место проведения: спортивный зал
Оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи, 3 поворотные стойки, видеопроектор, ноутбук.


Я, ты, он, она - все мы вместе баскетбольная семья.
Ведущий. Добрый день, дорогие наши гости, участники праздника, учителя и учащиеся школы!
Мы рады видеть вас в этом зале. Сегодня у нас праздник молодости и здоровья! Праздник баскетбола!
Ведущий знакомит зрителей, участников баскетбольного праздника со своими помощниками, судьями, жюри.
Ведущий. У нас проблема со спортом нет - Мы его любители, И физкультурой каждый час Заниматься любим. Происходит это так...
Начинаются игры-эстафеты
Конкурс 1. эстафета с ведением
До указателя-ориентира ведение правой рукой, возвращение в стартовый городок - ведение левой рукой.
Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Примечание. Если мяч потерян, ведение начинается с того места, где был потерян мяч.
Конкурс 2. «Слалом» (фигурное ведение)
По сигналу дети, ведя мяч одной рукой, обводят препятствия на слаломном участке и тем же способом возвращаются назад, передавая эстафету.
Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Конкурс 3. «Передал - беги»!
Участник с мячом в руках становится напротив своей команды в трех
метрах.
По сигналу он передают мяч двумя руками от груди первому в команде. Поймав мяч, передает его обратно ребенку и быстро становиться у него за спиной. Затем ребенок передает мяч второму, тот выполняет то же задание, что и пердыдущий участник команды. Заканчивается игра тогда, когда все члены команды перебежали за спину ребенка и встали в колонну, а сам ребенок, поймав мяч от последнего игрока, поднял его вверх.
Побеждает команда, закончившая передачу мяча первой.
Конкурс 4. «Передал - беги»!
Передача мяча с отскоком от пола (далее - как в третьем конкурсе).
Викторина для зрителей.
от каких слов произошло название «баскетбол»? (от английских слов «баскет» - корзина и «бол» - мяч)
какой мяч самый тяжелый - футбольный, волейбольный или баскетбольный? (баскетбольный)
где впервые начали играть в баскетбол? (в США)
«
сколько раз можно вести мяч? (один) награждение сувенирами за каждый вопрос.
Конкурс 5 «Снайперы»
Судьи-помощники напротив каждой команды держат на вытянутых руках «баскетбольные корзины».
По сигналу участники команд выполняют штрафные броски в кольцо (по два броска). За каждое попадание 1 очко.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очко
Список литературы
1.          Баскетбол. Броски по кольцу : Мастера советуют.//Физкультура в школе – 2002.
2.          Баскетбол : Учебник для институтов физической культуры // Под. Ред. Ю.М. Портнова.-М.: Физкультура и Спорт, 1998.
3.          Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под.ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997.-
4. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002г.
5. Баскетбол. Для всех и каждого: учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Тригорлова В.В. 2007.
6. Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ. 2007г.
.  7.        Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение,1996.
8. Джерри Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ. 2006г.
9. Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.
10.Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.
11.Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев, Радянська школа, 1989.