Рабочая программа по предмету « Русский язык и литература» для учащихся 3 класса по адаптированной основной общей образовательной программе для детей с задержкой психического развития


Согласовано на заседании экспертной группы Утверждено на педсовете
Протокол №____от ____________________ Протокол №____от______________20___
Экспертная группа_______ФИО_____________ Директор школы_____________
_______ФИО_____________ (Л.В.Монастырёва)
________ФИО_____________ Приказ №_____от ______________________

Филиал МКОУ Зюзинской СОШ Казанцевская ООШ
Рабочая программа по предмету
« Русский язык и литература»
для учащихся 3 класса по адаптированной
основной общей образовательной программе
для детей с задержкой психического развития

Составила: учитель Денисова Ольга Михайлловна
2014 – 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку и литературе создана на основе: нормативно правовых документов
Закон РФ « Об образовании»;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
*Программы для общеобразовательных учреждений.Е. Б.Новикова, Е. Н. Морсакова, Н. А. Цыпина.Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I—IV). Подготовительный класс. Под ред. С. Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2004. — 176 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21).Р. Д. Тригер, Ю. А. Костенкова, И. Н.Волкова,С. Г.Шевченко, Г. М.Капустина, Т. В.Кузьмичева,
Учебного плана школы на 2014-2015учебный год.
*Приказа МО РФ от 23.07.2012 г. № 1602 «Об утверждении региональных базисных учебных планов для государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов на 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебные годы»;
*Письма МО РФ от 06.09.2002 № 03-51-127 ин/13-03;
*Письма МО РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 03.04.2003 № 27/2722-6;
*Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (с изменениями на 10.03.2009);
*Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов»;
*Письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 29.09.1997 № 15/736-2, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.09.1997 № 2510/7148-97-32 «Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I - VIII вида»;
*«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993.
* Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, стандартов второго поколения (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);
*Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 .№ 253 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 18.10.2013г., регистрированный №30213) «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

На ступени начальной школы чтение объединяет цели и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса – обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.
На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются:
- формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
- формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
- уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
- формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально волевой сферы детей;
- развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
- преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
- развитие и расширение первоначальных знаний и представлений об окружающем мире, обогащение его мыслительной деятельности т познавательной активности;
- привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Описание места учебного предмета
На изучение курса по литературе в 3 классе учебным планом школы отводится 2 часа в неделю (68ч.). Содержание программы изучается в полном объеме путем его уплотнения, подачи укрупненными единицами.Содержание программы не устанавливает последовательность изучения тем в течении года, эта последовательность определяется в календарно – тематическом планировании.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА
Содержания учебного материала по литературному чтению ориентирован на формирование базовых национальных ценностей.
Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные
Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- фамилии трех-четырех писателей (новых по сравнению с прошлым учебным годом) и названия их произведений для детей;
- наизусть 8-10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры – по слогам) в темпе 50-60 слов в минуту;
- осознанно читать про себя;
- определять смысл описываемых событий и поступков героев, выражая свое отношение к ним;
- устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте;
- пересказывать прочитанное подробно и сжато;
- сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст сказки на основе прочитанного;
- самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Основные разделы курса: Самое великое чудо на свете (3ч) Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (5ч) Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк».
Поэтическая тетрадь (5ч) 1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (13ч) 1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь (2ч) 1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (4 ч) 1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (4 ч) 1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь (3 ч) 1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое(9 ч) 1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. П. Астафьев. «Капалуха»; 6. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь (4ч) 1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (8ч) 1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», ; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (5ч) 1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи». Зарубежная литература (3ч) «Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Содержание КТП
№ урока в году № урока в четверти Содержание учебного материала Кол-во часов на тему
(общее кол-во часов по разделу) Дата факт Стандарты Уроки с ИКТ Коррекционная работа
I четверть 18 ч.
1 1 Введение. Знакомство с учебником. Рукописные книги Древней Руси. 3ч. Предметные : осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя ; выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя читать целыми словами со скоростью чтения позволяющей понимать художественный текст, при чтении отражать настроение автора читаемого текста; ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной. Метапредметные : регулятивные УУД- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения(выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).познавательные УУД- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
коммуникативные УУД- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. Развитие активного и пассивного словаря. Развитие устойчивости внимания, наблюдательности, способности к переключению, вхождения в деятельность.
2 2 Первопечатник Иван Фёдоров. 3 3 Обобщающий урок по разделу: «Самое великое чудо на свете». Устное народное творчество. 5 ч.
4 4 Русские народные песни. Докучные сказки. Предметные :
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато,
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа
Метапредметные :Регулятивные УУД : Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям Познавательные УУД
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок Коммуникативные УУД Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова. Совершенствовать навыки прочного запоминания.
5 5 Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». На уроках используется электронное приложение к учебнику «Литература», 3 класс
Развивать умения делать словесные, логические обобщения. Работать над разложением целого на части и образованием целого из отдельных частей.
Учить выделять сходство и различие.
6 6 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». 7 7 Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Развивать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.
8 8 Проверочная работа № 1 по теме «Жанры произведений» Развивать целенаправленность в работе. Формировать навыки самоконтроля.
Поэтическая тетрадь 1. 5 ч.
9 9 «Как научиться читать стихи» Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Предметные :
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
Метапредметные :
Регулятивные УУД
Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.)Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
Познавательные УУД
Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста
тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция,
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Коммуникативные УУДПрислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова. Личностные:Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
Развивать умение сравнивать, сопоставлять. Развивать наблюдательность.
Вырабатывать навыки прочного запоминания. Развивать произвольное запоминание. Работать над восприятием и осмыслением изображённого на иллюстрациях.
10 10 А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». 11 11 И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». 12 12 И. Суриков «Детство», «Зима». 13 13 Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Великие русские писатели. 13 ч.
14 14 А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина» А. Пушкин. Лирические стихотворения. Личностные: рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте. находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.) Развивать произвольное запоминание. Развивать умение сравнивать, сопоставлять.
Коррекция лексико-грамматической речи. Формирование, совершенствование характера взаимодействия и взаимоотношений.
Развивать умение преодолевать трудности, возникающие при взаимодействии с внешним миром. Работать над восприятием и осмыслением изображённого на иллюстрациях.
Развивать целенаправленность в работе. Формировать навыки самоконтроля.
15 15 А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Метапредметные:
Регулятивные УУД
Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий пошкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность, неудовлетворенность своей работой,аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам,проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач. 16 16 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 17 17 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героев. 18 18 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И. Билибина к сказке. II четверть 14 ч.
19 1 И. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. И. Крылов «Мартышка и Очки». Познавательные УУД
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них Вырабатывать навыки критического отношения к своим и чужим мнениям, желаниям, поступкам, делам. Развивать произвольное запоминание. Вырабатывать умение ориентироваться в ситуации общения. Мотивация речевой деятельности.
20 2 И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». И. Крылов «Ворона и Лисица». лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла 21 3 М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений. Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры. Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы Совершенствовать навыки зрительного внимания, памяти, наблюдательности.
22 4 Стихи М. Лермонтова. Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.). 23 5 Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. Л. Толстой «Акула». Коммуникативные УУД Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова. Формирование навыка устанавливать существенные связи между предметами, процессами и явлениями. Развивать способность описывать предметы и явления окружающей действительности. Вырабатывать навыки критического отношения к своим и чужим мнениям, желаниям, поступкам, делам.
24 6 Л. Толстой «Прыжок». Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать 25 7 Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Л. Толстой «Лев и собачка». поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.). Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности. 26 8 Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».Проверочная работа № 2 по теме «Работа с книгой» Личностные:Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходерассуждений и бесед при изучении произведений других народов. Развивать целенаправленность в работе. Формировать навыки самоконтроля.
Поэтическая тетрадь 2. 2 ч.
27 9 Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Предметные:рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте Развивать произвольное запоминание. Развивать скорость и полноту запоминания. Развивать образную память.
28 10 К. Бальмонт «Золотое слово».
И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.) при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; Литературные сказки. 4 ч.
29 11 Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям. Коррекция лексико-грамматической речи.
Развивать умение сравнивать, сопоставлять.
Формирование, совершенствование характера взаимодействия и взаимоотношений. Вырабатывать навыки критического отношения к своим и чужим мнениям, желаниям, поступкам, делам.
30 12 Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца…»
Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность, неудовлетворенность своей работой, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач. 31 13 В. Одоевский «Мороз Иванович»
Познавательные УУД
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них
(лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). 32 14 Обобщающий урок по I части учебника. Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы. Развивать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.
III четверть 20 ч.
Были-небылицы. 4 ч.
33 1 М. Горький «Случай с Евсейкой». Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.). Коммуникативные УУДСтроить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова. Учить осмыслению и сопереживанию происходящему. Формирование навыка устанавливать существенные связи между предметами, процессами и явлениями. Формировать речевые умения, позволяющие воспринимать высказывание, передавать его содержимое и создавать своё собственное. Работать над разложением целого на части и образованием целого из отдельных частей.
34 2 К. Паустовский «Растрёпанный воробей.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.). Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности. 35 3 А. Куприн «Слон». Личностные:Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходерассуждений и бесед при изучении произведений других народов. Формирование навыка устанавливать существенные связи между предметами, процессами и явлениями.
36 4 Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа № 3 по теме «Работа с текстом» Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей. Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие. Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения. Развивать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.
Поэтическая тетрадь 1. 3 ч.
37 5 С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон». Предметные:рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника). Развивать скорость и полноту запоминания. Развивать образную память.
38 6 А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С. Есенин «Черёмуха».
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте. задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.) 39 7 Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; Развивать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.
Люби живое. 9 ч.
40 8 М. Пришвин «Моя Родина».
Регулятивные УУД
Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.). Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям. Формировать навык потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей.
Вырабатывать навыки критического отношения к своим и чужим мнениям, желаниям, поступкам, делам.
Формировать речевые умения, позволяющие воспринимать высказывание, передавать его содержимое и создавать своё собственное.
41 9 И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность, неудовлетворенность своей работой, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам,проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач. 42 10 В. Белов «Малька провинилась».
Познавательные УУД
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). 43 11 В. Белов «Ещё раз про Мальку». Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). 44 12 В. Бианки «Мышонок Пик».
Проверочная работа № 4 по теме «План текста» Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы. Развивать целенаправленность в работе. Формировать навыки самоконтроля.
45 13 В. Бианки «Мышонок Пик». Формировать речевые умения, позволяющие воспринимать высказывание, передавать его содержимое и создавать своё собственное. Развивать умение сравнивать, сопоставлять.
Коррекция лексико-грамматической речи. Формирование, совершенствование характера взаимодействия и взаимоотношений.
46 14 В. Астафьев «Капалуха» 47 15 В. Драгунский «Он живой и светится…» Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении cтруктуры текста и пр.). 48 16 Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Развивать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.
Поэтическая тетрадь 2 4 ч.
49 17 С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» Коммуникативные УУДСтроить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Совершенствовать ориентацию в микро- и макро- пространстве. Развивать связь с прошлым опытом. Обогащение чувственного опыта.
50 18 А. Барто «Разлука», «В театре». С. Михалков «Если», «Рисунок». Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова. 51 19 Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности. 52 20 Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Проверка техники чтения. Личностные:Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями. Развивать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.
IV четверть 16 ч. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. 8 ч.
53 1 Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» Предметные:рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника). Формировать речевые умения, позволяющие воспринимать высказывание, передавать его содержимое и создавать своё собственное.
Совершенствование коммуникативных умений. Обогащение чувственного опыта. Формирование навыка устанавливать существенные связи между предметами, процессами и явлениями. Совершенствовать ориентацию в микро- и макро- пространстве. Развивать связь с прошлым опытом.
54 2 А. Платонов. «Цветок на земле». осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте. задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; 55 3 А. Платонов «Ещё мама». находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.) при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; 56 4 М. Зощенко «Золотые слова» Метапредметные:
Регулятивные УУД
Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.). 57 5 М. Зощенко «Великие путешественники». 58 6 Жизнь и творчество Н. Носова. Н. Носов «Федина задача». 59 7 В.Ю.Драгунский « Друг детства» 60 8 Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность, неудовлетворенность своей работой, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам,проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач. Развивать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.
По страницам детских журналов. 5 ч.
61 9 Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Познавательные УУД
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Обогащение чувственного опыта. Совершенствовать ориентацию в микро- и макро- пространстве. Развивать связь с прошлым опытом.
Формирование навыка устанавливать существенные связи между предметами, процессами и явлениями.
62 10 Ю. Ермолаев «Проговорился». 63 11 Ю. Ермолаев «Воспитатели». Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.). 64 12 Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи». 65 13 Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов» Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений Развивать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.
Зарубежная литература. 3 ч.
66 14 Мифы Древней Греции. Храбрый Персей. Представления древних людей о мире. Коммуникативные УУД
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. Прислушиваться к партнёру по общению
(деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои Обогащение чувственного опыта. Расширение кругозора. Вырабатывать навыки критического отношения к своим и чужим мнениям, желаниям, поступкам, делам.
67 15 Жизнь и творчество Г. Х. Андерсена. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Личностные:
Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями. Обогащение чувственного опыта. Развивать умения делать словесные, логические обобщения. Работать над разложением целого на части и образованием целого из отдельных частей.
68 16 Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература».
Проверка техники чтения. Итоговая проверочная работа Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Развивать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы:
«Литературное чтение» Учебник. 3 класс. В 2-х частях. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. М.: Просвещение, 2009.
«Литературное чтение» Рабочая тетрадь. 2 класс. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. М.: Просвещение, 2012.

«Литературное чтение» Методические рекомендации. 3 класс. Стефаненко Н.А. М.: Просвещение, 2012.