Проект Реализация межпредметных связей в процессе преподавания информатики и предметов ЕМЦ для учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях школы-интерната


Тема проекта:
Реализация межпредметных связей в процессе преподавания информатики и предметов ЕМЦ для учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях школы-интерната
Барабанова Л.А. учитель математики и физики
Иванова А.Н., учитель информатики и математики,
школы-интерната им. Н.К.Крупской
ВКО г.Усть-Каменогорск
Актуальность исследования
Актуальность исследования очевидна. Действительно: в настоящее время огромное внимание уделяется развитию каждого ребёнка как личности. Особенно необходимо развивать детей с ЗПР, чтобы каждый ребёнок с таким диагнозом смог стать в будущем полноправным членом нашего общества. Конечно, необходимо создавать условия для того, чтобы ребёнок с ЗПР смог реализовать свои возможности, интересы, желания. Очень трудно активизировать внимание школьников к обучению. Учителю постоянно приходится искать всё новые и новые приёмы и методы для привлечения детей к процессу обучения. Особенно трудно это даётся при работе с детьми с ЗПР.
В нашем школе-интернате им. Н.К.Крупской обучается 228 учащихся, из них 111 с ЗПР. Социальный статус таких семей неоднороден. Полных семей 48, из них 4 многодетные, семей с опекаемыми детьми – 8, одинокие мамы – 48, из них 3 многодетные, одинокие отцы – 7. Из этого числа семей с безработными родителями 65, семей с родителями инвалидами - 7, неблагополучных семей – 16. Со средне -специальным образованием - 32%, основное образование - 49%, прочие – 19%. Прожиточный минимум большинства семей средний, есть и ниже среднего. В таких семьях нет должного достатка. У большинства учащихся интерната кроме диагноза ЗПР, наблюдается социальная запущенность.
Работать с такими детьми по программам общеобразовательной школы сложно.
В связи с чем появилась необходимость сделать акцент на такие образовательные технологии, которые учили бы школьников мыслить, создавали бы условия для приобретения профессиональных навыков, развивали бы индивидуальность учащихся, их творческий потенциал и самостоятельность, в том числе и в познавательной деятельности.
Но для достижения поставленной цели необходима мотивация учащихся к процессу учения. Как же создать эту мотивацию? Как же сделать процесс обучения предметам ЕМЦ интересным для всех обучающихся?
Т.К. наши учащиеся находятся в интернате круглосуточно, в режиме пятидневной недели, мы решили наилучшим образом использовать материальные ресурсы школы при изучении предметов информатики, физики и математики. В нашем интернате имеются: 2 компьютерных класса, общей наполняемостью 27 ПК, мультимедийная доска, программное обеспечение, электронные учебники, виртуальные лабораторные работы, видео-уроки, видео-презентиции и т.д. Наполняемость классов позволяет обеспечить каждого ученика персональным рабочим местом за компьютером.
Отмеченные обстоятельства обусловили выбор темы исследования:
«Реализация межпредметных связей в процессе преподавания информатики и предметов ЕМЦ для учащихся с ЗПР в условиях школы-интерната».
Объект исследования – Реализация межпредметных связей в процессе преподавания информатики и предметов ЕМЦ для учащихся с ЗПР в условиях школы-интерната.
Предмет исследования - процесс формирования учебных умений и навыков у учащихся в условиях реализации межпредметных связей предметов ЕМЦ и информатики для учащихся с ЗПР в условиях школы-интерната.
Цель исследования - обосновать эффективность использования межпредметных связей при организации учебной деятельности учащихся на уроках информатики и предметов ЕМЦ, и во внеурочное время.
Гипотеза исследования - процесс развития учебных умений и навыков учащихся с ЗПР при обучении предметов ЕМЦ в условиях школы-интерната будет эффективнее, если использовать все виды межпредметных связей, как на уроке, так и во внеурочное время.
Исходя из цели и гипотезы исследования, сформулированы следующие коррекционные задачи:
Формирование внимания.
Развитие памяти, особенно долговременной.
Развитие воображения.
Развитие речи ребёнка. Не секрет, что речевое развитие – это необходимый компонент целостного развития ребёнка, как личности.
Развитие творческих способностей.
Расширение знаний ребёнка об окружающем мире, расширение кругозора ребёнка.
Развитие коммуникативных умений.
Исходя из поставленных цели и задач, планировалось получение следующих результатов:
1)  создание положительной мотивации обучения;
2) повышение качества обучения;
3) формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений;
4)  изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества;
5)  формирование умения работать с информацией, которое может проявляться в активном применении учащимися новых информационных технологий.
Мы предположили, что в результате реализации проекта ученик будет обладать следующими качествами личности:
1)   уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
2)   творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
3)   грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
4)   быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
5)  самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, культуры.
Для решения поставленных задач выбраны следующие методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической, дидактической и научно-методической литературы;
изучение и обобщение опыта работы передовых учителей;
моделирование процесса формирования исследовательских умений;
анализ работы учащихся;
беседа с учащимися и учителями;
тестирование и анкетирование.
План реализации проекта
Исследование проводится на базе школы - интерната. В нем участвуют учащихся 5-7х коррекционных классов. Результаты исследования перепроверяются с теми же учащимися, но уже 6- 8х и 9х классов на последующих этапах исследования.
Прежде чем приступить к реализация межпредметных связей в процессе преподавания информатики и предметов ЕМЦ для учащихся с ЗПР в условиях школы-интерната, мы выяснили, готовы ли дети к возможным трудностям в обучении и их отношение к учению. Для этого было проведено анкетирование по выявлению отношения учащихся к предметам ЕМЦ, которое показало, что большинство учащихся проявляют интерес к предмету при выполнении практических заданий, носящих творческий характер. (Приложения. Таблица 1)
Практическая направленность проекта
Одной из главных задач мы обозначили развитие творческих, познавательных и исследовательских способностей учащихся. На уроках ЕМЦ применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.
Использование межпредметных связей - одна из наиболее  сложных методических  задач учителя.  Она требует знаний содержания программ и учебников  по  другим  предметам.  Реализуя межпредметные связи  в  практике обучения мы тесно сотрудничаем друг с другом, посещяем открытые уроки, совместно планируем и проводим интегрированные уроки, внеклассные мероприятия и т.д. Межпредметные связи реализуются по следующим направлениям (Приложения. Таблица 2) с учетом вариантов использования информатики на различных этапах урока (Приложения. Таблица 3).
1847851249680Методику реализации межпредметных связей в преподавании предметов ЕМЦ и информатики мы представили теоретической моделью реализации межпредметных связей, структура и функционирование которой обеспечивается целостностью целевого, содержательного, организационно-методического, процессуального и результативно-оценочного компонентов (Рисунок 1)
Рисунок 1 «Модель»
Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:
изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;
поурочное планирование межпредметных связей с использованием тематических планов;
разработка  средств  и  методических  приемов  реализации межпредметных связей на конкретных уроках;
разработка методики подготовки и  проведения  комплексных форм организации обучения;
разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.
Совокупность всех функций межпредметных связей (методологической, развивающей, образовательной, воспитывающей, конструктивной) реализуется в процессе обучения  тогда, когда  учитель осуществляет все многообразие их видов и только тогда будет результативность. (Рисунок 2)

Рисунок 2 «Результативность»
В наших классах есть дети с агрессивными тенденциями в поведении, которые также принимают участие в работе. Работа за компьютером даёт возможность вырабатывать усидчивость, выдержку, умение выслушать других, работоспособность, которой не хватает некоторым ребятам. Самое главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь его в деятельность, научить работать. Если учитель смог это сделать, значит, результат будет достойным.
Методы, формы и средства реализации межпредметных связей представлены на следующем схеме: (Рисунок 3)
45148592710Рисунок 3. Методы, формы и средства реализации межпредметных связей
Широкие возможности развития регулярной творческой деятельности на уроках информатики предоставляет применение метода проектов. Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Примеры проектов по физике: проект «Физика на кухне», «Физика в загадках и пословицах», «Физика вокруг нас», по математике: «Свойства функций в пословицах и поговорках», «Геометрия вокруг нас», «Мой город в цифрах и фактах» и др.
Интегрированные уроки также способствуют увеличению темпа работы на уроке, делают урок нестандартным. Разработка таких уроков – трудоемкая работа, но результат достаточно высокий. Об этом свидетельствует общее качество знаний учащихся по предметам, повышение интереса к предмету, высокая мотивация (согласно исследования школьного психолога и заместителя директора по УВР). Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
Также стало заметно, изменение мотивации учения: повысилась активность учащихся на уроке, вырос интерес к исследовательским задачам и удовлетворенность результатами своей работы (удачно предложенной гипотезой, умело проведенным обоснованием); появилась у ряда учащихся склонность к исследовательской деятельности. Учащиеся стали чаще задавать вопросы, самостоятельно искать на них ответы. Изменился уровень сформированности исследовательских умений.
Таблица 4
Сводная таблица сформированности исследовательских умений
Уровни сформированности исследовательских умений Число учащихся (в %)
I полугодие 2014-2015гг. I полугодие 2015-2016гг.
Высокий 4 6
Выше среднего 10 12
Средний 29 45
Ниже среднего 40 30
Низкий 17 7

Произошли существенные изменения и в качестве мыслительной деятельности учащихся: устойчивее стали проявления самостоятельности суждений, логичность доказательств, гибкость в принятии решений.
В результате реализации интерактивной технологии повысился уровень обученности учащихся 5-7х коррекционных классов, что показал мониторинг с теми же учащимися 6- 8х классов на последующих этапах исследования.
Таблица 5
Мониторинг
Заключение
Итак, можно сделать вывод о том, что межпредметное обучение оказывает положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, т.к. повышаются мотивация обучения, уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в освоении знаний.
 Таким образом,  межпредметность  -  это  современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного  материала целого ряда предметов,  усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации  обучения,  обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Мы убедились, что интеграция дисциплин развивает мыслительные процессы, способствует развитию творческой личности, это мы показываем на своих уроках.
Что мы можем порекомендовать своим коллегам, работающим по данному направлению и сталкивающимися с такими же проблемами? Во – первых, познакомиться с учебниками и учебными программами других предметников.
Во – вторых, поддерживать связь с учителями – предметниками, уточняя,  где они могут применять математические и физические навыки и что можно использовать со своих уроков  для уроков предметов ЕМЦ.
И самое главное - желание учителя сделать свои уроки более интересными и разнообразными,  чтобы помочь детям, понять, что учатся они не для школы, а для жизни.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1.
Выявление отношения учащихся к предметам ЕМЦ

п/пОтношение учащихся к уроку физики Число учащихся (в %)
на начало эксперимента на конец эксперимента
1 Нравится ли вам урок (мероприятие) по (предмет ЕМЦ) 2 Чем вас заинтересовывает урок по….?а) решением задач;б) объяснением новой темы;в) лабораторными работами;г) самостоятельной работой на уроке;д) нетрадиционными формами проведения урока. 3 Нравится ли вам выполнять лабораторные работы (опыты,эксперименты)?а) да;
б) нет. 4 Учит ли вас урок (мероприятие)?а) мыслить;б) познавать новое;в) анализировать опыты;г) понять окружающий мир. 5 Появляется ли у вас желание в изучении дополнительной литературы после уроков?
а) да;
б) нет. 6 Считаете ли вы предмет ЕМЦ (физику, математику) «сухой», сложной наукой?
а) да;
б) нет. 7 На уроках (мероприятиях) вы предпочитаете:
а) наблюдать демонстрации, проводимые учителем;
б) самостоятельно проводить опыты.
Таблица 2
Направления в осуществлении межпредметных связей
Изучение нового материала Демонстрация на мониторах компьютера или на специальном экране высококачественных иллюстраций, имитация
Подготовка и проверка домашнего задания Самостоятельное изучение содержания мультимедийного учебника, закрепление материала с выполнением текстовых заданий дома
Самостоятельная работа Работа с индивидуальным заданием на компьютере, практикум по решению задач
Проверочные и контрольные работы по изучаемому материалу Возможности компьютера при их проведении практически безграничны
Внеклассная работа Виртуальные экскурсии на промышленные заводы, ТЭЦ,ГЭС, моделирование технологических циклов промышленных предприятий и др.
Творческая работа Создание собственного Интернет-сайта, его постоянное обновление; участие в мультимедийных уроков, освоение азов программирования
Таблица 3
Варианты  использования информатики на различных этапах уроках
Тип урока Варианты использования
Урок усвоения новых знаний Информационный ввод: электронная презентация,  использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами
Урок усвоения навыков и умений - компьютерная лабораторная работа Вводная беседа: презентация или использование ЭОР  (видеофрагменты)Допуск к работе: тестовый контрольПрактическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование  в среде MS ExcelУрок  усвоения навыков и умений – исследовательская работа Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации
Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д.Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии
Урок обобщения, систематизации Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS PowerPoint, MS Publisher, MS Word, Блокнот).
Урок контроля и коррекции Тестовые программы, электронные дидактические материалы.

Список использованной литературы
Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989.
Каменский, Я.А. Великая дидактика: Избр. соч. / Я.А. Каменский. - М., 1955. - 287 с.
Батурна Г. И. Межпредметные связи в истории советской школы и педагики. — В кн.:Межпредметные связи в учебном процессе. М.1974., с.44.
Черкес-Заде Н.М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса: Дис. …канд.пед.наук. — М.,1968.
Федорова В.Н. Межпредметные связи естественно математических дисциплин: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.-207с.
Гуревич Р.С. Формирование межпредметных связей естественнонаучных дисциплин в СППТУ: Дис. ... канд.пед. наук. — Киев,1979. — 169с.
Лошкарева Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса — Вып.5. — М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1981.; Лошкарева Н.А. О понятии и видах межпредметных связей // педагогика. — М., 1972. - №6. - С.48-56
Максимова В.Н. «Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения», М., «Просвещение»,1984.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения - М.: Просвещение, 1988 - 192 с.
Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. - М.: издательский центр «Академия», 2001. -624с.
Высоцкий И.Р. Компьютер в образовании. // Информатика и образование.- 2005.- №1 – с.86 – 87.
Компьютерные технологии в обучении // www.informatika.ru