Программа индивидуального сопровождения ребенка с задержкой психического развития как часть адаптированной образовательной программы


Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Малиновская Виктория Владимировна
(Феодосийская общеобразовательная школа I-III ступеней№13 им.И.Ф.Федько)Программа индивидуального сопровождения ребенка с задержкой психического развития как часть адаптированной образовательной программы
2014 год
Введение
Глава I. Характеристика детей с ЗПР.
1.1. Психологическая характеристика детей с ЗПР 1.2. Педагогическая характеристика детей с ЗПР 1.3. Нормактивно-правовая база обучения детей с ОВЗ.
Глава II. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР.

2.1. Алгоритм сопровождения:
2.2. Характеристика учащегося.
2.3. Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ЗПР.
Заключение
Введение
Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях. И этого факта уже вполне достаточно для того, чтобы познакомиться с проблемой ЗПР поближе.
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.
Актуальность.
В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза. По данным медицинской статистики за 9 лет обучения в школе (с 1 класса по 9) количество здоровых детей сокращается в 4 – 5 раз, составляя лишь 10 – 15% от общего числа учеников. Проблемой неуспевающих учеников занимаются в нашей стране давно. В 60-х гг. прошлого столетия отечественными дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами в НИИ дефектологии АПН СССР проводились специальные комплексные исследования по проблеме школьной неуспеваемости. Эти исследования помогли выявить особую категорию учеников – дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и ЗПР. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. Кроме того количество таких детей увеличивается, следовательно будет возрастать и актуальность данного опыта.
Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Задержка психического развития поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном классе.
В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР основную роль играет психолого-педагогическое сопровождение, как специальная помощь ученику в процессе обучения и воспитания.
Необходимо различать детей с задержкой психического развития и умственно отсталых. В отличие от последних, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.
Цель: сопровождение полноценного развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:
Развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
Помощь в решении актуальных задач развития, обучения, социализации учащихся.
Оказание методической помощи педагогам в системе коррекционно-развивающего обучения.
Создание условий для всестороннего развития личности ребенка.
Организация мониторинга эффективности работы с детьми данной категории.

Глава I. Характеристика детей с ЗПР.
1.1 Психологическая характеристика детей с ЗПР В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны — от умственно отсталых детей.В норме основными достижениями ребенка к 1 году являются овладение самостоятельной ходьбой, специфические манипуляции с предметами, коммуникативно-познавательная активность, понимание обращенной речи в хорошо знакомой ситуации, появление первых слов. К этому возрасту общение со взрослым приобретает не только эмоциональный, но и ситуативно-деловой характер. Нормально развивающийся ребенок активно сотрудничает со взрослыми. Эти достижения становятся основой для развития психики на втором и третьем году жизни - развития общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности, овладения действиями (использованием предметов по назначению), дальнейшего формирования речи, овладения предметно-игровой деятельностью. Особое значение имеет своевременное развитие речи, за счет чего происходит качественная перестройка и интеграция психических функций. Практика доказывает, что раннее выявление отклонений и квалифицированная помощь ребенку в раннем возрасте обеспечивают наибольший эффект в преодолении имеющихся нарушений и предупреждении отклонений в развитии.  Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.  Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена. У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.  У таких детей снижены адаптивные возможности. Поступив в дошкольное учреждение, они чаще болеют. Требуется специальная система мер со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, психологов для создания необходимых условий, облегчающих процесс адаптации в условиях учреждения.  Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР, прежде всего следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями . Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.  В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании.  Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Им свойственна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием . В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.  Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления - дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос: «Как назвать одним словом диван, шкаф, кровать, стул?», - ребенок может ответить: «Это у нас дома есть», «Это все в комнате стоит», «Это все нужное человеку». Затрудняются при сравнении предметов, производя их сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Однако, дошкольники с ЗПР, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне. Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия. Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций. Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет. У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается. Однако, у детей с ЗПР, в сравнении с нормой, уровень развития игровой деятельности достаточно низкий и требует коррекции. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей. При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такой ребенок оказывается психологически не подготовленным к школе по всем параметрам.1.2 Педагогическая характеристика детей с ЗПР Приобретенный в период дошкольного детства запас сведений, представлений и умений составляет основу овладения научно-теоретическими знаниями, служит предпосылкой усвоения изучаемых в школе предметов. Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники. Дети с задержкой психического развития с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Учащихся утомляют любые однообразные действия. Так, например, один из учащихся, определив два варианта переноса слова аквариум, не захотел искать его третий вариант («Надоело», «Устал») .Младшим школьникам с ЗПР трудно входить в рабочий режим занятий: бывает, что они ходят по классу, разговаривают с одноклассниками, задают не относящиеся к занятиям вопросы, переспрашивают учителя и т.д. От преподавателя требуется постоянная, кропотливая и терпеливая воспитательная работа, чтобы научить детей подчиняться правилам школьной жизни.Все дети с ЗПР любят экскурсии, посещение театров, кино. Некоторые любят участвовать в спектаклях, многие хорошо танцуют и поют. В этих условиях дети способны заучить большие отрывки текстов и стихотворений. К положительной характеристике детей с ЗПР можно также отнести появляющуюся в определенные моменты осторожность при ответах на вопросы и желание получить подтверждение правильности своих действий или их одобрение. Но гораздо больше отрицательных моментов и вопросов, которые требуют специализированной помощи педагогов и психологов. В процессе усвоения знаний младшие школьники с ЗПР не достаточно опираются на имеющийся жизненный опыт и затрудняются обобщить ранее сформированные представления. Дети испытывают значительные затруднения в усвоении учебного материала. Особенно это заметно в том, что они не удерживают условий задачи, забывают слова, механически манипулируют с цифрами, допускают нелепые ошибки в письменных работах, не понимают некоторые части текстов в учебниках.  В письменных работах обнаруживается множество разнообразных ошибок, связанных с недостаточной ориентировкой учащихся в звуковом и слоговом составе слов, с незнанием или умением применять правила правописания. Та же картина обнаруживается и в отношении знаний по математике. Выясняется, что дети фактически не справляются даже с такими задачами, решение которых опирается на понимание элементарных предметно-действенных отношений и е требует высокого уровня абстракции. В целом деятельность таких детей характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью.  Известно, что дети с ЗПР быстро утомляются. В связи с этим их целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой. Кроме того, надо разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъемом. Этому способствует использование на занятиях красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно говорить с ребенком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Таким должен быть общий педагогический подход к детям с задержкой психического развития. Таким образом, во время проведения работы с детьми, имеющими задержку психического развития, нужно придерживаться следующих правил:1. необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;2. нужно предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.);3. в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развить их речь и сформировать у них необходимые навыки;4. в во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
1.3. Нормактивно-правовая база обучения детей с ОВЗ.
В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ОВЗ [4]. Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»(утв. 04.02.2010 г., Пр-271) сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [3].
В статье 17 прежнего Закона Российской Федерации «Об образовании» (№ 3266–1 от 10 июля 1992 г.) было установлено, что образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников [1]. Вместе с тем, в целях совершенствования образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии приказом Министерства образования России № 29/2065-п от 10.04.2002 были утверждены учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов [6].
Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 определено, что основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в том числе, программу коррекционной работы). Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы [5].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»(№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования лиц с ОВЗ, отдает приоритет инклюзивному образованию, ориентирует на разные образовательные потребности и устанавливает особенности организации образовательного процесса и индивидуальный подход к обучению каждого ребенка [7]. В части 6 ст. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обозначается, что «в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования»]. Тем самым закон устанавливает возможность адаптировать образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей лиц с ОВЗ, обеспечивая их право на образование.
В настоящее время данный пункт Закона реализуется подготовкой нормативных документов, определяющих специальные требования к разработке образовательных программ для обучающихся с ОВЗ. На сегодняшний день ведущими специалистами в области специального образования разработан проект Концепции федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и проекты ФГОС для обучающихся с ОВЗ всех категорий [2; 7]. Цель стандартов — определить необходимые условия получения образования для детей с ОВЗ; представить примерные образовательные программы, адаптированные для различных категорий обучающихся; обозначить требования к результатам освоения программ и к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования для каждого уровня образования.
В ст. 2 Закона об образовании и в Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ дается определение понятия «адаптированная образовательная программа». Это «образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» [2; 6].

Глава II. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР.

2.1. Алгоритм сопровождения:
Диагностика (подготовительная работа – формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, оказание методической помощи специалистам при выявлении детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексная диагностика ребенка). На этапе диагностики изучаются индивидуальные особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания путем наблюдения за ребенком в разных видах деятельности (на уроке и во внеклассных мероприятиях). Изучением занимается учитель, затем привлекает педагога-психолога (педагог-психолог ведет карту наблюдений). Особенности развития учащегося рассматриваются на школьном консилиуме. Направить или нет ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию, принимает решение консилиум. После комплексной диагностики на ПМПК ребенку ставится диагноз.
Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Члены психолого-медико-педагогической комиссии проводят консультирование родителей по вопросу дальнейшего обучения. Такие же консультации должны быть организованы в образовательных учреждениях, где педагоги более подробно разъяснят необходимость специального коррекционного обучения. В школе могут быть организованы – беседы, анкетирование, «Родительская гостиная», День открытых дверей, проведение совместных детско-родительских праздников и др.
Консультирование педагогов. Оказывается методическая помощь педагогам, работающим в классах коррекции (подготовка пакета документов необходимых для работы с детьми данной категории, подготовка и представление рекомендаций учителям).
Коррекционно-развивающая работа (работа учителя-дефектолога, педагога-психолога и учителя-логопеда). Этап обеспечения коррекции недостатков развития осуществляется педагогами совместно (учитель, педагог-психолог и учитель-логопед) как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Организуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей.  Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и наблюдений за детьми. Для работы с детьми с задержкой психического развития составляется индивидуальный или групповой план работы (педагог-психолог, учитель-логопед).
Психологическое просвещение и образование педагогов. Для создания условий преодоления проблем в развитии учащихся с ЗПР организуются и проводится районные методические объединения учителей начальных классов коррекции, семинары, круглые столы, консультации и занятия в Школе молодого учителя.
Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута. На данном этапе проводится диагностика учащихся. Диагностика включает в себя: анализ усвоения программы по разным предметам (контрольное списывание, диктант, контрольная работа, пересказ текста и т.д.); изучение психо-эмоционального состояния детей в условиях школы – у каждого ребенка своя длительность адаптационного этапа, также как и степень тяжести его протекания. В среднем привыкание ребенка к школе или новому классному коллективу имеет продолжительность от 1,5 - 3 месяцев до 1 - 1,5 лет. Как скоро и как успешно ребенок приспособится к школьной жизни, во многом зависит от такта и выдержанности взрослых (педагогов и родителей).
Контроль за организацией психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении осуществляется через:
мониторинг реализации коррекционно-образовательного процесса (программы, условия, процесс реализации);
диагностику усвоения программы и психологического развития учащихся.
2.2. Характеристика учащегося.
Учащийся 4 класса Р.Н. из выписки ПМПК 2014 года имеет задержку психического развития. Для него рекомендовано обучение в 4-м классе по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Мальчик проживает с мамой, которая создает все условия для развития и социализации ребенка в обществе. Н. в школу приходит в хорошем настроение, всегда опрятный и чистый. В портфеле лежат все необходимые материалы для уроков. Рабочее место мальчик организовывает самостоятельно.
Класс, в котором обучается ребенок вновь сформированный, в нем обучаются дети, прибывшие из Украины. С 1-го сентября ребята знакомились и присматривались друг к другу. У Н. в классе 2 друга с которыми он общается, играет на переменах. С остальными одноклассниками у него отношения усложнены, особенно с девочками т.к. у него недоразвитие речи III степени и ребенок в этом испытывает комплекс. Осознавая этот момент, Н. пытается проявлять агрессию и свою силу к учащимся, чтобы они слушали его и подчинялись его воле.
Н. на уроках активный, если знает ответ, поднимает руку и выходит к доске. К учебе проявляет интерес, занятия без уважительной причины не пропускает.
По характеру ребенок спокойный, хитрый, знает чего хочет и пытается подчинить своей воле другие, если не получается, проявляет агрессию.
Испытывает потребности в дозировке материала, четких инструкциях. Эмоционально-волевая сфера требует контроля и развития навыков контроля над своими эмоциями. Коммуникативно-речевая сфера требует работы логопеда.
2.3. Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ЗПР.
Индивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в учреждение детям. Поэтому в течение первых двух месяцев мы с этими детьми должны проводили занятия, направленные на установление эмоционального контакта со взрослым, сверстниками, поддержание положительного настроения и отношения к учебному заведению, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.
№ Содержание проводимой работы сроки Отв-ный Отм-ка
1 Знакомство с учащимся:      Индивидуальные беседы.       Наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса.      Скрининговые медицинские исследования. 1 четверть Кл. рук. психолог выполнено
2 Комплексная психолого-педагогическая диагностика готовности к школьному обучению. Сент-окт.
Учитель
психолог выполнено
3   Первичное речевое обследование учащегося Сент. Логопед выполнено
4  Индивидуальные занятия по коррекции речевых недостатков 1 четверть логопед 5   Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция по результатам психолого-педагогических исследований Окт-декабрь Психолог
учитель 6 Знакомство с семьей учащегося. Беседы с родителями о состоянии здоровья и готовности учащегося к обучению сентябрь Психолог
Учитель выполнено
7 Групповые занятия по адаптации учащегося к школе 1 четверть психолог 8 Индивидуальные Коррекционно-развивающие занятия с учащимся по теме:
"Коррекция поведения и общения"
"Коррекция познавательных процессов" 1 полугодие Психолог 9   Беседы с родителями об адаптации учащегося; соблюдении режима дня, занятости во второй половине дня 1 полугодие Психолог
учитель 10  Анкетирование по первичной социально-педагогической адаптации к школе ноябрь психолог 11  Анкетирование по первичной социально-педагогической адаптации к школе Декабрь Психолог
Кл.рук. 12 Родительское собрание о прохождении адаптации учащимися класса Ноябрь Кл.рук 13   Анализ успеваемости результатов за 1 и 2 четверти 1 полугодие Кл.рук. 14  Заседание ПМПК с рассмотрением вопроса о реализации программы индивидуального сопровождения Декабрь команда Содержание программы (направления и формы работы):
1.   Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателем;
знакомство с обстановкой класса;
вовлечение ребенка в простую и доступную игру; привлечение внимания мальчика к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;
установление доверительных отношений со взрослыми;
вовлечение в игровую ситуацию с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития контактов между учениками.
2.   Укрепление нервной системы
Наблюдение у школьного психиатра (2 раза в год.).
Совместный контроль и наблюдение психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.
Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).
Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).
Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.)
3.   Укрепление эмоционально - личностной сферы
Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).
Диагностика эмоционально- личностной сферы (2 раза в год).
Овладение учебными навыками.
Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.
Система групповых и индивидуальных занятий.
4.   Развитие познавательной сферы:
Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы).
Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).
5.   Формирование устойчивой адекватной самооценки:
Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).
Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.
Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.
Тренинг коммуникативного общения (4мес.).
Прогноз: Учитывая особенности циклоидного типа акцентуации, успешность адаптации будет зависеть от фаз. При грамотном педагогическом подходе возможно позитивное взаимодействие с Р.Н., а также формирование позитивного отношения к обучению в школе.
Индивидуальная профилактическая программа
Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положиельных привычек.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
   Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителя группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.            Составление индивидуальной программы развития ребенка - процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития. 
Заключение
В настоящее время желательно иметь в действии на конкурентной основе несколько программ и осуществлять выбор программы с учётом национальных, региональных, индивидуальных и других особенностей детей с ЗПР;
Необходимо так же использовать инновационные технология в обучении детей с ЗПР. Использования на уроках технических средств обучения может значительно повысить уровень запоминания учебного материала, сделает уроки более разнообразными и интересными.
Но особенно актуальной проблемой остается разработка учебников для таких учащихся. Такие учебники должны соответствовать ряду требований:
- должны быть красочными, т.е. содержать большое количество иллюстраций, способных заинтересовать ребенка;
- полностью опираться на учебную программу для классов для детей с ЗПР;
- содержать задания способствующие развитию речевой деятельности, речевой активности,
- содержать задания направленные на максимально индивидуализируемый подход в обучении данной категории детей.
Литература
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. N 3266-1 (с изменениями от 24.10.2000 № 13-П, в редакции 20.07.2004 г., с изменениями от 08.06.2007).
2. СанПиН 2.4.1.2660-10 (с изменениями Постановление №164 от 20.12.2010). 
3. Федеральные государственные требования к структуре основной обще-образовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655). 
4.      Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект). URL: hhtp:// институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/.
5.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
6. Приказ Министерства образования России № 29/2065-п от 10.04.2002. 
7. ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/.