Открытй урок в 7 классе на тему Все живое имеет душу, все живое страдает… по рассказу Л.Андреева Кусака
Открытый урок в 7 классе
Тема: «Все живое имеет душу, все живое страдает…».
(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: отношение человека с животным миром.
Задачи урока: формирование исследовательских навыков обучающихся, умение работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие творческого, эмоционально-образного мышления.
Девиз урока: «Любое мнение ваше ценно!»
Тип урока: урок решения проблемно-познавательных задач через исследование художественного текста.
Технология: РКМЧП
Методические приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование.
Оборудование: тексты с рассказом Л. Андреева «Кусака» (разбиты на фрагменты), компьютерная презентация о писателе.
Ход урока:
Ӏ этап - мобилизующий:
Друзья мои! Я рада видеть вас, видеть теплоту приветливых ваших умных глаз. Пожелаем же друг другу интересного путешествия в мир познания и исследования художественного произведения.
Слайд 1: Монолог Кусаки
Опять этот дождь и холод. Как я устала от такой жизни! Неужели я живу на земле, никому не нужная?! Ведь так нечестно! Почему именно мне такие страдания?! Неужели нет на свете ни одного человека, кому я была бы нужна?! Так хочется, чтобы рядом был хозяин. Я бы служила ему верой и правдой всю жизнь. Кусакой меня прозвали…Я ведь не такая- я ласковая, жаль, что люди такие непостоянные. Они, видимо, еще не испытали одиночество, поэтому не понимают того, кто одинок. Почему такой невыносимый холод?! Сколько это может продолжаться?! Люди! Услышьте меня. Помогите мне! Вы не пожалеете, что взяли меня. Я хорошая! Я так люблю вас всех!
Слайд 2. Отрывок из рассказа «Муму» И.С. Тургенева, отрывок из рассказа «Каштанка» А.П. Чехова.
II этап - целеполагание.
-Что объединяет эти отрывки с монологом Кусаки? (образы четвероногих друзей, которых обидели люди.)
Жестокое отношение к меньшим нашим братьям является темой многих произведений русской литературы.
- А у вас дома есть животные? Расскажите, за что их вы любите, смогли бы обмануть, предать своего друга? Верно ли, что готовность прийти на помощь вырабатывается всей жизнью человека?
Давайте сформулируем и запишем тему. Наметим цели нашего урока.
Тема: «Все живое имеет душу, все живое страдает…».
Эпиграф: «Кость, брошенная собаке, не есть милосердие; милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда голоден не меньше ее.»
Джек Лондон.
III этап – коммуникация – выводим общее решение.
Перспективное домашнее задание было следующим: «Подготовить презентацию-рассказ о писателе. Определить, испытывал ли сам Л. Андреев чувство милосердия по отношению к живому». (Работа в группах. Анализ презентации, исследование параллели, соотношение свое собственное представление с мнением партнеров по команде.)
Промежуточная рефлексия: Я выбираю…(акцент делают на то, что Л. Андреев – русский писатель, посвятивший свое творчество не только теме обездоленных людей, а также судьбе животных, чья жизнь зачастую бывает в руках тех, кто их приручил).
Итак, какие чувства вы испытали, читая рассказ «Кусака» до определенного эпизода (высказывания учащихся).
Л.Андреев считал, что человек проверяется через общение с миром природы, через его отношение к «братьям нашим меньшим». Как он это сумел сделать и для чего, мы попробуем сегодня разобраться.
IV этап - совместная деятельность в группах. Осмысление содержания.
1-ая группа – исследователи.
- О какой собаке может идти речь в произведении? Обратите внимание на художественную деталь (на кличку собаки). Как известно, ничего в художественном произведении нет лишнего.
- Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям?
- С какой целью были включены в рассказ эпизоды «Пьяница, пнувший Кусаку и люди, дразнившие деревенского дурочка Илюшу»? Встречались ли с подобными явлениями в своей жизни?
- Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Почему она уже никогда не сможет укусить человека?
2-ая группа – творческая.
Составляет синквейн по прочитанным эпизодам.
V этап – представление, обоснование и оценивание результатов работы групп.
VI этап – прием «Чтение с остановками.»
Чтение 4 фрагмента:
«Я тебя люблю Кусачка…», « ….бдителен был ее сторожевой лай»
1-ая остановка:
- Как Кусака пытается показать свою преданность и доверие?
- Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир?
- Что скажите о «добрых» дачниках?
- Что произойдет дальше? Ваши предположения? (вопрос-прогноз).
Чтение 5 фрагмента:
«желтыми огнями загорелась осень…»
«… она вспомнила, что не простилась с Кусакой».
2-ая остановка:
- Какие ожидания оправдались?
- Кто будет скучать Кусака или Лёля? Почему?
- Ваши предположения? (вопрос-прогноз)
Чтение 6 фрагмента:
«Кусака долго металась…», «Собака выла».
3-я остановка:
- Какие ожидания оправдались?
- Подружились бы вы с Лёлей? Почему? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу? Как бы вы поступили в таком случае?
- В чем заключается собачье счастье?
- Есть ли разница между понятиями «бездомная» и «брошенная»? В чем состоит эта разница?
VII этап – рефлексивный слайд:
- В начале урока мы говорили, о том, что писатель утверждает, что все живое «имеет душу, все живое страдает…?». Прав ли был писатель? Хотелось бы услышать мнение об уроке каждого участника. Прошу высказаться одним предложением.
- Меня удивило…
- Главное, что мы узнали…
- Рассказ помог мне…
- В моей душе пробудилось…
- Быть партнерами в команде…
Слово учителя.
Сегодня мы говорили об ответственности, о милосердии к «братьям нашим меньшим». Пришли к выводу, что такие понятия как Милосердие, Сострадание, Сочувствие, не имеют фамилии. Как важно вовремя понять, увидеть того, кому нужна помощь. С нами соглашается норвежский полярный путешественник Руаль Амундсен: «В сущности, у собак определенно есть то, что мы называем душой».
Домашнее дифференцированное задание:
- Написать сочинение-интервью с Кусакой «Я все понимаю, но только сказать не могу».
- Составить правила для людей, приручивших животных.
- Подготовить презентацию «Собака – верный друг и помощник человека.