Повторительно-обобщающий урок по теме Древний Египет


Урок по теме «Путешествие по Древнему Египту»
(История Древнего мира, 5 класс)
Цели урока:
1. повторить и обобщить материал, пройденный по теме «Древний Египет»;
2. отработать навыки работы с картой, понятиями, используя различные игровые
приемы;
3. способствовать формированию навыков работы в группе; формированию ус
тойчивого интереса к предмету.
Дидактические средства: контурные карты, кроссворды, буквенная мозаика, тексты с ошибками, иллюстрации
Ход урока:
I. Организационный момент. (2 мин)
II. Подготовка к игре. (3 мин)
Правила:
1. задания у всех команд одинаковые, надо работать тихо, автономно от других команд-соперников
2. время выполнения задания ограничено, надо работать быстро, чтобы уложиться во время, выполнившие задание первыми получают дополнительный призовой балл (при условии правильности выполнения задания)
3. критерии оценки каждого задания объявляются заранее, перед началом работы
4. во время игры нет места ссорам, за шум и ссоры вычитается штрафное очко
Класс разделён на три группы, которые заранее придумали себе название и выбрали капитана. Три лучших ученика являются членами жюри. Они заранее сдали зачёт по теме «Древний Египет» и предполагается, что без труда выполнят возложенную на них задачу. В игре можно обойтись и без жюри, роль судьи может выполнять учитель. Пока ученики выполняют задание, он проверяет выполнение предыдущего задания. Но, всё-таки, для лучшей реализации партнёрских отношений и развития самостоятельности учащихся, желательно постепенно передавать свои позиции лидера и довольствоваться ролью консультанта или косвенного организатора. Промежуточные итоги игры объявляются в перерывах между заданиями. Это очень важно, так как на протяжении игры результат может меняться. Каждая команда может ощутить себя победителем на каком-либо этапе игры.
III. Ход игры.
Игра начинается с представления команд (название, девиз, представление капитана). Затем следует разминка – члены жюри готовят занимательные вопросы, задачки, загадки. Каждый по три вопроса (по одному вопросу для каждой команды). Ответ оценивается в один балл. Максимальное количество баллов, которое может заработать команда – 3 балла.
Задание №1 – задача на счёт лет в истории. (3 мин)
Учитель: Машина времени перенесёт нас в Египет времени царствования фараона Тутмоса. Давайте, используя ленту времени, сосчитаем, на сколько лет назад нам предстоит перенестись. За правильное решение этой задачи вы получите три балла.
Задание №2 – работа с контурной картой. (3мин)
Учитель: Итак, путешествие начинается. Мы с вами в Древнем Египте. Путешествовать без карты просто невозможно, это даже опасно. Прежде, чем мы сдвинемся с места, надо срочно проверить, насколько мы знаем карту. Возьмите в руки контурные карты и покажите, что вы знаете. За каждый правильно нанесённый на карту объект, вы получаете один балл. Максимальное количество баллов, которые вы можете заработать в этом конкурсе – 8 баллов (+1). Успеха вам!
Нанести на карту следующие объекты: название реки и моря, в которое она впадает, речные пороги, название столиц.
Задание №3 – работа с понятиями. (5 мин)
Учитель: Во время любого путешествия происходит общение с местными жителями. Сможем ли мы понять то, о чём они говорят. Давайте проверим наше знание терминов, с которыми мы познакомились на уроках по Древнему Египту. Вам предстоит разгадать кроссворд, состоящий из 13 слов. Каждое слово оценивается в один балл, таким образом, максимальное количество баллов, которое вы можете заработать на этом этапе конкурса – 13 баллов (+1). Дерзайте!
Задание №4 - текст с ошибками. (5 мин)
Учитель: Перед вами текст с ошибками, найдите их. Каждая исправленная вами ошибка равна двум баллам, если же вы обнаружили ошибку, но не знаете правильного варианта ответа, то получаете только один балл. В тексте семь ошибок. Значит, максимальное количество набранных вами баллов должно составить 14 баллов (+1)
Тутанхамон
(текст с ошибками)
Молодой фараон Тутанхамон вскочил на коня (1 - египтяне не ездили верхом, а запрягали лошадей в колесницы) и поскакал осматривать строительство своей пирамиды. (2 - у Тутанхамона не было пирамиды, а только подземная гробница). Вельможа, руководитель строительства, рассказал фараону о ходе работ и пожаловался, что не хватает людей для обжига кирпича, из которых строят пирамиду. (3 – не применяли кирпич для строительства пирамид). А если кирпич плохо обжигать, то пирамида может развалиться, как это случилось с пирамидой фараона Эхнатона. (4 – у Эхнатона не было пирамиды, а также – только подземная гробница). Тутанхамон сказал, что он скоро отправиться воевать с государством Урарту (5 – Египет не воевал с Урарту) и приведёт много рабов, которых можно будет использовать на обжиге кирпича. Слава богу Солнца Шамашу! (6 – в Египте богом Солнца являлся Амон-Ра). Пирамида Тутанхамона – самая высокая из всех существующих египетских пирамид (7 – самая высокая пирамида – пирамида Хеопса, а у Тутанхамона, как уже говорилось выше, пирамиды не было).
Задание №5 – россыпь букв - задание в конверте. (4 мин)
Учитель: Говоря о Египте, мы обязательно должны вспомнить этого человека. Именно его имя рассыпалось в конверте по буквам. Соберите это имя и напишите на вложенном в конверт листочке – в чём заслуга этого человека в изучении истории Египта. За полное выполнение задания вы можете заработать 4 балла (+1).
Франсуа (красные буквы 1б) Шампольон (синие буквы 1б) – расшифровал иероглифическое письмо египтян (2б)
Задание №6 – послание потомкам. (5 мин)
Учитель: Нам пора собираться в обратный путь, как вы думаете, что захотят передать древние египтяне, чтобы мы рассказали о них нашим современникам. Составьте небольшой рассказ (7 -10 предложений) о жизни и достижениях древних египтян. Задание будет оцениваться по информационной насыщенности вашего рассказа плюс один балл за выразительность. Максимальная оценка – пять баллов.
Задание № 7 – беговая дорожка – конкурс капитанов. (5 мин)
Учитель: Чтобы наша машина сумела вернуться в современность, необходимо преодолеть небольшое препятствие. Каждый наш шаг к машине времени скрыт за вопросом. Наши капитаны, отвечая на эти вопросы, смогут пройти к машине времени. Ответ на вопрос даёт право на шаг вперёд. Если капитан затрудняется, то помогает команда. Помощь команды даёт капитану возможность остаться на месте. Если же с ответом полный провал, то капитан делает шаг назад. Самая короткая дорожка составит четыре шага – 8 баллов. Итак, полный вперёд!
IV. Подведение итогов. (5 мин)
При подведении итогов конкурсных игр я стараюсь придерживаться пропорциональной системы выставления оценок. 90 – 100% выполненной работы соответствует отличной оценки. 70 – 80% - хорошо. 50 – 60% - удовлетворительно.
Для жюри готовится оценочный лист, который выглядит следующим образом:
Задания «Египтяне» «Войско фараона» «Дети Сфинкса» Максимальное количество баллов
Разминка
1. Задача
2. Контурная карта
3. Кроссворд
4. Текст с ошибками
5. Задание в конверте
6. Послание потомкам
7. Конкурс капитанов
Итого 2 балла
3 балла
7 баллов
10 баллов
9 баллов
3 балла
4 балла
8 баллов
46 баллов
79%
3 балла
4 балла
9 баллов
14 баллов
8 баллов
4 балла
5 баллов
8 баллов
55 баллов
94%
2 балла
3 балла
8 баллов
12 баллов
9 баллов
5 баллов
5 баллов
8 баллов
52 балла
90% 3 балла
3 балла +1
8 баллов +1
13 баллов +1
14 баллов +1
4 балла +1
5 баллов
8 баллов
58 баллов
100%
Таким образом, мы видим, что, несмотря на то, что первое место заняла команда «Войско фараона», оценку «5» заслужила команда «Дети Сфинкса». Команда «Египтяне» получает оценку «4», но капитан команды заслуживает оценки «5», т.к. в конкурсе капитанов он не уступил и достойно выдержал это испытание.
PS. В зависимости от уровня работоспособности класса количество заданий может быть изменено.