Сценарий часа классного руководства Эта боль не утихает
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Претория» Переволоцкого района Оренбургской области
Сценарий Урока мужества
«Эта боль не утихает…»,
посвященного 25 - летию вывода советских войск из Афганистана в 6 классе
Разработка сценария классного руководителя
Буллер Антонины Васильевна, учителя географии,
МБОУ «СОШ с. Претория»,
ул. Школьная, 7 а, тел: (35338) 23183
Претория - 2014
Сценарий Урока мужества, посвященного 25 - летию вывода советских войск из Афганистана в 6 классе
Тема урока: «Эта боль не утихает…»
Цель: ознакомление учащихся с датой 15 февраля как Дне памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества.
Задачи:
выяснить, что стало причиной ввода советских войск в Афганистан; причиной вывода войск; определение исторического значения афганской войны;
способствовать формированию патриотизма и интернационализма, воспитанию чувства любви к Родине, гражданственности, отношению к военной службе;
расширить кругозор учащихся по теме;
познакомить с героическими подвигами односельчан;
способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в «горячих точках»;
способствовать духовному обогащению, познакомить с поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.
Материально-техническое обеспечение:
медиапроектор, компьютер, экран (для демонстрации презентации, фотографий),
видео-презентация для классных часов,
аудиозаписи, краеведческая литература.
Форма проведения: в форме дискуссии – урок конструктивного общения. Подготовленные сообщения и стихи, связующие слова ведущих и учителя. Во время декламации стихотворений звучит музыка, на экране идет демонстрация мультимедийной презентации.
Пояснительная записка
Сценарий мероприятия, приурочен к 25-й годовщине вывода советских войск из Афганистана. Урок мужества рассчитан на учащихся 5-8 классов. Предлагаемая разработка внеклассного мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию способствует развитию интереса и сопричастности поколений к истории афганской войны, знакомит ребят с подвигом героев, даёт возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии. А кроме этого развивает личностные качества, общий кругозор.
План классного часа
Вступительное слово.
Мотивационный настрой.
Информационный блок.
Просмотр видеопрезентации (11 мин.).
Афганистан на карте мира.
Немного истории.
Воспоминания о прошедшей войне
Литературная гостиная.
Музыкальная гостиная.
Интерактивная беседа.
По видеоролику (вопросы классного руководителя).
Обелиски.
«Осталась память, у которой нет конца…» (Размышления ребят).
Герои - наши земляки.
Сведения по Переволоцкому району.
V. Заключительное слово. VI.Подведение итогов (рефлексия)
Вступительное слово учителя
День 15 февраля в календаре особый. Совсем недавно он стал называться как День памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества. У времени есть своя память - история. Всегда в памяти людей остаются трагедии, которые потрясли мир в разные эпохи. Сегодня мы будем говорить о вечно садящей ране для нас россиян –Афганистане.
Мотивационный настрой
Ребята, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «Афганистан»?
Примерные ответы детей:
«далёкая страна», «служение Отечеству»;
«боль для многих семей», «герои», «не пришедшие с войны ребята»;
«душманы», «война»;
«память».
Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
III. Информационный блок
А давайте просмотрим видео и узнаем, что значит «афганская война» (Приложение 1) 1.Просмотр видеопрезентации2. Афганистан на карте мира.
Ученик 1. Афганистан – ты стих души моей
О верности Святой солдатской чести,
О памяти той круговерти дней,
Где всё смешалось: ложь и правда вместе.
Классный руководитель: кто знает что-либо о стране Афганистан?
(На экране карта Афганистана)
Примерные ответы детей: ________________________________________________
Ведущий 1: Южная Азия, где расположен Афганистан, отделена от остальной Азии цепью массивных горных хребтов. По территории Афганистана тянется второй в мире по высоте горный хребет засушливый Гиндукуш. Он идет через Центральный Афганистан.
Ведущий 2:
Площадь Афганистана: 649 507 кв.км.
Население 25 825 000 человек (30 млн чел, 2005 г.)
Столица: Кабул.
Валюта: 1 афгани.
Государственный язык: афганский, персидский, пушту.
Другие языки: узбекский, турецкий.
Основные религии: ислам 99%, индуизм, иудаизм.
3. Немного истории
Причины войны в Афганистане.
Как известно, в результате апрельской революции 1978 года в Афганистане был создан новый национально - прогрессивный строй, устранен деспотичный королевский режим, привлечены широкие народные массы на сторону революции, осуществлена земельная реформа, большое количество земли передано крестьянству, проведены многие другие преобразования в интересах народа. Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление внешних врагов, реакционных сил. Со стороны Пакистана, Ирака и Китая была развернута непрерывная подрывная деятельность. В свою очередь, реакционные остатки старого режима (помещики, лишенные земли, часть мусульманского духовенства) развернули борьбу против революционного строя. Все это создало угрозу ликвидации того, что принесла афганскому народу апрельская революция.
Ведущий 2. Обращение к СССР с просьбой.
Новое государственное и партийное руководство обратилось к СССР с просьбой об оказании политической и материальной помощи, включая военную поддержку.
Советский Союз решил оказать такую поддержку, опираясь на межгосударственный договор, заключенный между СССР и Афганистаном. Советский Союз дал согласие афганскому правительству на ввод на некоторое время небольшого военного контингента. 24 декабря 1979 года советским руководством принято решение о вводе войск (ограниченного контингента) в Афганистан. 25 декабря в 15 часов советские войска вошли в Афганистан. Надолго ли? На этот вопрос не мог ответить никто! Так оно и вышло: война в Афганистане длилась 9 лет и 10 месяцев.
4. Воспоминания о прошедшей войне
Ведущий 1. Из воспоминаний Малышева Евгения Петровича:
Вообще-то служба нам нравилась, когда были на первых операциях, боялись. Но старослужащие нам говорили: « Не бойтесь, свою пулю не услышите». Постепенно мы привыкли. Однажды нас выбросили не в точке назначения, а три километра пришлось идти пешком, вещевой мешок весил почти 70 килограмм, приходилось часто делать привалы. И вот на одном из них, головной дозор ушёл вперед, а мы решили ещё раз покурить. А когда собрались идти, услышали взрыв гранат. А если бы не сели, покурить, и мы бы погибли.
Ведущий 2: из воспоминаний Мазякина Игоря Геннадиевича:
Для меня самым страшным боем был бой у Кандагара. Как водитель, я находился с машиной на возвышении, а внизу проходил штурм города. Смотришь и думаешь: всё как в кино. Вот только пули свистят по - настоящему, а взрывы гремят так, что в ушах звенит. С местным населением никаких дружеских отношений не было. Про афганцев говорили, что они сегодня с душманами, а завтра в государственной армии. У нас ребята иногда смеялись: «Афганцы днём с тяпкой, а ночью с пулемётом».
Ведущий 1: из воспоминаний Кондратьева Валерия Васильевича:
Афганцы жили ещё при феодальном строе, условия жизни были очень сложные, вся земля принадлежала хозяину. Выживали только за счёт продажи наркотиков. Мы возили им гуманитарную помощь – хлеб, муку, рис. Но больше всего не хватало воды, её привозили в бочке с водокачки, потом её разливали в термоса и развозили по точкам. Но мы старались брать там, где её брали местные жители. Но главное, не трудности, с которыми нам пришлось встретиться, а армейская дружба, крепче которой ничего не может быть.
5.Литературная гостиная (ученики поочерёдно читают стихотворения)
Ученик 2
Получают мальчики повестки,И уходят мальчики служить.Есть обязанность у них такая:От врага Отчизну защитить.Матери сынов провожаютИ наказы им дают, Расцелуют крепко, перекрестят И по-бабьи жалобно всплакнут. А отцы, махнув по рюмке «горькой», Зная, как тяжел солдата путь, Говорят, сжимая крепко руку: «Ты, сынок, писать не позабудь». Юноши России присягают, Клятву перед знаменем дают. Юноши пока еще не знают, Что домой они не все придут. Поседевших мам и пап все меньше, Все они уходят в мир иной… А сынок в граните остается, Остается вечно молодой!
Ведущий 2: Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.
Ученик 3
Кабул далекий и безжизненная степьПропахли дымом от разрывов громких,Ты долго не увидишь сыновей,Спасающих другой народ от горя.Мы, Родина, покинули тебя,Нам совесть путь - дорогу указала:Иди и выполняй святой приказ,Чтоб Родина спокойно засыпала.
Ученик 4
Время выбрало нас,Закружило в Афганской метели.Нас позвали друзья,Мы особую форму надели.И в огне трудных горных дорогСвоей кровью кропили походы.Не заметили в вихре тревог,Как минуты прессуются в годы
Ученик 5
И как же мне не вспоминать
Друзей моих погибших лица.
Да, это страшно – умирать,
Когда так надо возвратиться.
И ты ушел, приказ ведь дан
Ты верен долгу и присяге
И целиком Афганистан
Застыл в твоем последнем шаге
Посмотрите, ребята, посмотрите, девчата!
Память лица поставила в ряд
Это парни, которым будет вечно по двадцать
Это те, кто прославил десант.
Ученик 6
Горит звезда над городом Кабулом.
Горит звезда прощальная моя.
Как я хотел, чтоб Родина вздохнула,
Когда на снег упал в атаке я…
И я лежу, смотрю, как остывает
Над минаретом синяя звезда.
Кого-то помнят или забывают
А нас и знать не будут никогда…
Горит звезда декабрьская, чужая,
А под звездой дымится кровью снег.
И я слезой последней провожаю,
Все, с чем впервые расстаюсь навек.
(В.Верстаков «Горит звезда»)
Ученик 7
Я снова куда-то спешу, как всегда,
Сквозь встречи, прощанья и споры,
А память несет меня снова туда,
Где к небу вздымаются горы.
Где пылью «афганец» закрыл небосвод
И солнце в зените пылает,
Где долго над взлетной кружит самолет
И веер ракет рассыпает.
Где горы берут гарнизоны в кольцо
В молчанье недобром и жутком,
Где серым от пыли бывает лицо
И потом пропитана куртка,
Где в горы под утро уходит отряд,
Тропа между сопками вьется,
Где снова душманские пули свистят
И кто-то опять не вернется.
И нужно не струсить, решиться, успеть
И выполнить к ночи задачу –
Судьба нас разделит на жизнь и на смерть
И каждому долю назначит.
А память мне снова уснуть не дает –
И борется смелость с испугом,
И вновь меня память под пули ведет
И плачет беззвучно над другом.
(Л.Молчанов «Я снова куда-то спешу»)
Ученик 8
В последний раз взлетаю над Кабулом.Домой! Домой! Теперь уж навсегда.Ночь звездами полна и реактивным гулом.И где-то в ней горит моя звезда.Крен на пределе, нервы на пределе.И перегрузка не поднять руки.Вы помните меня, березы, сосны, ели?Вы от меня, как звезды, далеки. Внизу лежит чужой полночный город:Десятки тысяч крохотных огней.Десятки тысяч звезд, просыпанных на горы,И каждая таит угрозу мне.Над зоной безопасности, кругами,Громадный лайнер рвется в высоту,И ложных целей ярко вспыхивает пламя,Чтоб отвести враждебную звезду.А там, внизу, я знаю, их немало,Готовых хищно ринуться в полет,И брызги раскаленного металлаВонзить в людьми набитый самолет.И каждый, каждый, каждый это знает,И каждый, каждый напряженно ждет, Когда завоет вдруг и замигаетСигнал, который нам подаст пилот!Граница! Родина! А, значит, будем живы.Теперь дождется нас аэродром.Друг другу улыбаемся счастливо,Гори, моя звезда, греми, салютный гром!
Ученик 9
Давно ушли мы из Афгана,
Почти забыли запах дыма и огня,
Но помню: было там все без обмана,
А здесь все фальшь преследует меня.
А здесь повсюду мелочность, нечестность,
Которую встречаю я в штыки,
И вспоминается в песке и пыли местность
У той далекой и чужой реки.
Не каждый ведь сейчас поймет,
Как наши парни шли вперед
Земля горела вся в дыму.
От жажды трескалися губы,
Горело горло, как в огне,
Но парни стискивали зубы,
Глоток воды свой отдавали мне
А кто поймет, не испытать ему,
Сейчас мне стыдно, что я раненый
Просил и бредил о воде,
Глоток, которой там был равен
Порою жизни всей цене.
Как братья были люди там,
Ценой безмерной за все платили.
Ученик 10
...Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…
Классный руководитель: объявляется минута молчания.
Музыкальная гостиная
Классный руководитель: Множество песен сложено о прошедшей войне и известными поэтами и неизвестными, исполняют их также известные артисты и малоизвестные кому ребята-афганцы. Но слушать их спокойно, без содрогания просто невозможно, в них чувствуется боль потери друзей, боль трагедии, гордость за свою Отчизну и матерей, в них поётся о цене жизни и смерти. Но, объединяет их то, с какой выразительностью и проникновением души они исполняются. Ребята, давайте их прослушаем вместе.
Звучат песни (куплеты песен):
«Батальонная разведка», слова и музыка И.Морозова;
«Афганская», слова и музыка В.Куценко;
«Шли сегодня танки без привала», автор песни не известен;
«В черном тюльпане», А. Розенбаума;
«Журавли», слова Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля
Интерактивная беседа
Вопросы классного руководителя по видеопросмотру:
1.Как называется день 15 февраля в календаре? (День памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества).
2.С какого года начали отмечать этот день в России? (с 2011 года)
3.С чем связана эта памятная дата? (с выводом советских войск из Афганистана).
4.Сколько человек воевало за пределами страны? (1 500 000 человек).
5.Сколько человек погибло за пределами Отечества со времён ВОв? (более 25 тысяч).
6.Почему войну в Афганистане называют без победы и поражений?
7.Сколько воинов – интернационалистов погибло в боях в Афганистане? (более 14 тысяч).
8.Сколько человек пропало без вести? (417, Наших оренбуржцев не вернулось из Афганистана 196 человек, четверо пропали без вести)
9.В чём главная разница прошедших войн: Великой Отечественной войны и войны в Афганистане? (в ВО войне солдаты защищали свою Родину?
10.Что такое «груз-200»?
11. Кто шёл последним в колонне при выводе советских войск? (Последним покидал Афганистан батальон 201-й дивизии. Перед выводом Б.В. Громов построил батальон и, зная, что с ним уже больше не придется встречаться, поблагодарил всех бойцов и сказал, что в этот особенный день разведбат 201-й дивизии войдет в историю как последнее подразделение советских войск, покинувшее территорию Афганистана. Но последним Афганистан покинул БТР, на котором выезжал командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-полковник Борис Всеволодович Громов.
2.Обелиски
Ведущий 2. Знаете ли вы, что память воинам - интернационалистам увековечена?
А в городах бывшего Союза ССР ставились величавые мемориалы Героям Афганистана. Памятник погибшим воинам-афганцам в Киеве
Чёрный тюльпан - название нескольких памятников установленных в различных городах в честь погибших в ходе Афганской войны. «Чёрный тюльпан» — неофициальное название самолёта Ан-12, увозившего тела погибших советских военнослужащих (Груз 200) с Афганистана
Памятник погибшим в Афганской войне в Тольятти
Памятник погибшим в Афганской войне в Никополе
Памятник погибшим в Афганской войне в Наро-Фоминске
3.«Осталась память, у которой нет конца…» (Размышления ребят над строкой из песни).
4.Герои - наши земляки
(Просмотр презентации «Эта боль не утихает…» об односельчанах: «Из личного фотоархива», Приложение 2)
5.Сведения по Переволоцкому району
Знакомство с книгой «Боль моя – Афганистан», альбомом памяти «Виват, шурави!»
Классный руководитель: ребята, а для меня это событие особенно волнительно. Ведь это мои ровесники в эти страшные годы служили Родине, отдавая интернациональный долг за пределами Отечества. Показываю из альбома своих одноклассников: это весельчак класса - Слава Широков, а это спортсмен-хоккеист Миша Топтунов, этот герой – тогда был застенчивый паренёк Гена Фатюнин ,жил вместе со мной на одной улице в посёлке Переволоцкий, а это – мой дядя Володя Терентьев. Я испытываю большое чувство гордости за этих ребят.
В этой войне участвовали и 149 переволочан. Пятеро наших ребят сложили свои головы и вернулись домой в цинковых гробах. Это: Анатолий Александрович Авдеев, Ильфат Ришатович Магдеев, Алексей Павлович Малышев, Сергей Николаевич Хвостов, Ринат Хабибрахманович Халиулин.
V.Заключительное слово классного руководителя: Обыкновенные ребята прибывшие в Афганистан из всех советских республик, привлекают наше поколение своей нравственной красотой, душевностью, самоотверженностью, верностью, своей сыновней ответственностью за защиту Отечества. Благодарная память о них не имеет права померкнуть. Сегодня в России мы вспоминаем тех, кто воевал, тех, кого с нами сегодня нет и мы должны за них быть счастливыми, достигать вершины которые для них остались не покоренные.
Ведущий 2: Еще долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых участников афганской войны. Эта война всегда будет жить в стихах и воинских песнях, напоминая о ненужности войны, о ее трагизме и мужестве советского солдата.
Ведущий 1: Перевернем истории страницу,
Затихнет вьюга тех горячих дней.
Кто был в Афганистане, пусть гордится,
Кто не бывал, об этом не жалей.
VI.Подведение итогов (рефлексия):
Был ли интересен вам этот Урок мужества?
Что нового вы для себя открыли?
Какие вопросы у вас возникли, остались не раскрытыми?
Используемые материалы:
Виват, шурави! Книга памяти. Альбом 25-летию вывода советских войск из Афганистана посвящается, п. Переволоцкий Оренбургской области, 2014.
Видео-презентации для классных часов. Infourok 2013.
Календарные праздники. 5-7 классы / авт.-сост. Г.П.попова, Н.В. Грицаева. – Волгоград: Учитель, 2007.
Мешков Г.В. «Боль моя – Афганистан», п. Переволоцкий. 2009.
Мир школьных праздников. 5-11 классы: Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятий \ сост. Е.В.Савченко, О. Е. Жиренко. – М.; 5 за знания, 2005.
Светлый путь. Общественно-политическая газета Переволоцкого района Оренбургской области, №18 (7507).
Уроки мужества: Методы организации, сценарии проведения: 5-11 класс / Сост. Т.М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. . – М.; 5 за знания, 2008.
Ресурсы Интернет https://www.google.ru/
Информационное сопровождение для классного часа
25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: КушкаШиндандКандагар, ТермезКундузКабул, ХорогФайзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар.
В состав советского контингента входили: управление 40й армии с частями обеспечения и обслуживания, четыре дивизии, пять отдельных бригад, четыре отдельных полка, четыре полка боевой авиации, три вертолетных полка, одна трубопроводная бригада, одна бригада материального обеспечения и некоторые другие части и учреждения.
Исходя из целей ввода соединения и части 40-й армии дислоцировались в жизненно важных районах и центрах Афганистана.
С первых дней пребывания на афганской территории на ОКСВ возлагалось выполнение широкого круга задач:
оказание содействия в упрочении местных органов власти;
охрана народнохозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и обеспечение прохождения по ним автоколонн с грузами в интересах ОКСВ, вооруженных сил, министерств и ведомств Афганистана.
Ведение совместно с афганскими войсками боевых действий по разгрому отрядов и групп вооруженной оппозиции.
прикрытие госграницы Афганистана с Пакистаном и Ираном от проникновения в ДРА караванов и отрядов моджахедов.
оказание помощи вооруженным силам ДРА в подготовке штабов, войск и др.
Всего за годы пребывания в Афганистане советские войска участвовали в 416 крупномасштабных операциях.
Одной из важнейших и наиболее сложных задач ОКСВ в Республике Афганистан являлась задача по охране народнохозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и проводке по ним транспортных колонн. Эту задачу ОКСВ выполнял с первого же дня пребывания на территории сопредельного государства.
Советские войска обеспечивали всем необходимым не только себя, но и оказывали материальную помощь афганскому населению. Так, агитационно- пропагандистскими отрядами 40-й армии, были безвозмездно розданы жителям афганских кишлаков десятки тысяч тонн продовольствия. Итак, введенная в конце 1979 г. - начале 1980 г. на территорию Афганистана группировка советских войск и ее личный состав с первых дней оказались в весьма специфических условиях. Это потребовало внесения серьезных изменений в типовые организационно-штатные структуры и оснащение соединений и частей, в подготовку их личного состава, повседневную и боевую деятельность ОКСВ.
Действуя в суровых и непривычных природно-климатических условиях Афганистана, вдали от Родины, советские военнослужащие и сотрудники силовых ведомств с честью выдержали военные испытания, отстояв геополитические и экономические интересы Отечества, на десятилетия защитив нашу страну и все человечество от религиозных фанатиков, распространения подрывной идеологии и преступной практики ваххабизма, проникновения наркотиков, военного присутствия США в регионе Передней Азии и непосредственной близости от наших государственных границ.
Только по мере завершения «холодной войны» в мире возникла возможность прекратить войну в Афганистане. В 1988 были достигнуты соглашения в Женеве, по которым СССР выводило свои войска, а США и Пакистан прекращали военную поддержку моджахедов. В феврале 1989 начался вывод советских войск.
15 мая 1988 года начался вывод советских войск с территории Афганистана. Операцией руководил последний командующий ограниченным контингентом генераллейтенант Борис Громов
Нет оснований для утверждения, что советские войска потерпели поражение в Афганистане. По этому поводу генерал-полковник Б. Громов справедливо указывает на следующие неопровержимые факты: «Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили - в отличие от американцев во Вьетнаме - свои задачи и организованно вернулись на Родину.
Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли».
За мужество и героизм, проявленные в период военных действий в Афганистане, 86 военнослужащих из состава Ограниченного контингента советских войск были удостоены звания Героя Советского Союза, из которых 28 человек, к сожалению, посмертно.
Более 200 тыс. воинов-интернационалистов были награждены другими орденами и медалями СССР.
Потери
По уточнённым данным, всего в войне Советская Армия потеряла 14 тысяч 427 человек, КГБ - 576 человек, МВД - 28 человек погибшими и пропавшими без вести. Ранения и контузии получили более 53 тысяч человек.
Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек.
Потери в технике, по официальным данным, составили 147 танков, 1314 бронемашин, 433 артсистемы, 118 самолетов и 333 вертолета
Сражаясь плечом к плечу, теряя боевых друзей, советские солдаты, офицеры и специалисты, сделали все возможное, чтобы помочь народу Афганистана вырваться из мрака средневекового невежества и нищеты. И неважно, к какому министерству, ведомству или организации тогда принадлежали люди, воевавшие в Афганистане! Важен общий подвиг, совершенный этими людьми, подлинными воинами-интернационалистами.