Конспект занятия на тему «Понятие психологии. Место психологии в жизни человека»


Занятие на тему:
«Понятие психологии. Место психологии в жизни человека»
Цель занятия: Ввести предмет «психология». Раскрыть содержание, особенности и значение предмета.
Задачи:
Вводимые понятия: психология, психика, познавательные процессы,
Материалы к занятию: упражнение на групповую сплоченностью, знакомство «Сказочная поляна»,
Ход занятия:
Слово «психология» образовано от двух древнегреческих слов «psyche» - душа и «logos» - наука, знание. Дословно психология – наука о душе.
Она изучает развитие психики, души в ее различных проявлениях, в том числе через поведение, мышление, эмоции.
Под психикой можно понимать способность воспринимать и систематизировать информацию, на той базе мысленно создавать виртуальную модель окружающего мира и на ее основе строить поведение (Конюхов Н.И.)
Научное определение термина «Психология» – это наука, которая изучает закономерности функционирования и развития психики.
Предмет:
Познавательные процессы – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.
Мотивационные процессы – потребности, мотивы, цели, интересы.
Психологические свойства и состояния – воля, чувства, эмоции, склонности, способности, знания, личность, индивидуальность, характер, темпераментом.Мы будем изучать психологическую теорию одновременно станем учиться понимать особенности восприятия других людей, особенности их модели мира и причины их поступков. Будем развивать свою способность устанавливать позитивные взаимоотношения с другими и превращать наши знания в умения путем психологических игр и упражнений. Значительное место отведено обсуждению притч, историй, видеофильмов, мультфильмов.
Участие в психологических играх, упражнениях и обсуждениях потребует от нас определенной искренности, открытости, доверия друг к другу. В таком состоянии человек может быть легко раним неосторожным словом или поступком другого.
В процессе занятий мы будем следовать определенным правилам:
Конфиденциальность содержания занятий. Запрет на обсуждение происходящего на занятиях после их окончания, как между участниками группы, так и с другими людьми. Все, что происходит на занятиях, является нашей тайной.
Добровольность участия в каждой части практического занятия. Если не хочешь говорить или участвовать, то можешь оставаться на месте.
Обращение друг к другу только по имени, которое каждый напишет на листочке и закрепит на груди.
Право «вето», т.е. каждый участник может остановить любого. Если разговор или происходящее ему неприятны.
Говорить только искренне о том, что ты думаешь или чувствуешь, или промолчать и не кривить душой.
Правильный ответ тот, который выражает ваше мнение и ваши чувства. Других оценок правильности или неправильности нет.
Каждый говорит только от своего «Я». Нельзя говорить «мы» или ссылаться на кого-то или что-то. Только «Я думаю…», «Я чувствую…» и т.п.
Каждый сам принимает решение в ситуации и несет за его последствия полную ответственность советы друг другу запрещаются.
Личная ответственность за свое состояние во время и после занятий. За свои обиды и недовольства ответственен только ты сам.
Запрет на критику или оценку участников, их высказываний и действий.
В процессе занятий мы можем дополнять эти правила.
По окончании ознакомления можно обсудить:1. Какое собственное правило кажется особенно важным?2. С какими правилами ты был совершенно не согласен?3. Сложно ли будет тебе соблюдать принятый свод правил?
Зачем молодым людям знания о том, что с ними происходит и каковы закономерности развития их психики?
Во-первых, для большинства из них это просто интересно! Ведь подросткам присуща тяга к познанию себя. А во-вторых, когда человек понимает, как «устроена» его личность и каким образом она развивается, это позволяет гораздо лучше приспосабливаться к самым разным жизненным обстоятельствам. Ведь даже любое мало-мальски сложное техническое устройство, например, компьютер, велосипед, машина или фотоаппарат) имеет свои «индивидуальные особенности» — нюансы, которые надо знать и к которым необходимо привыкнуть, чтобы извлекать из него максимум пользы. А представляешь, насколько сложнее любой машины устроен человек!
- А ты кто?— Я и сама не знаю.— Если ты не знаешь, то я тем более.Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась...
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Упражнение «Сказочная поляна»
Задачи: развитие самоинтереса, рефлексии, стимулирование творческого самовыражения.Участники сидят в кругу.
Инструкция
Мы попали на сказочную поляну страны Фантазии. С этой поляны начнется наше путешествие. Очутившись на ней, каждый из вас преображается в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый участник должен представиться. Все строчки вашего представления должны начинаться словами: «Я...», «Мой...», «У меня...» Например: «Я — Белый рыцарь. Я люблю лошадей. Я — сильный, могу защищать кого-нибудь. У меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард».
Вопросы для обсуждения:
Чье самоописание понравилось больше всего?
С кем они хотели бы встретиться в стране Фантазии?
Что герои могли бы дать волшебной стране?
Рефлексия занятия:
Литература:
Наталья САКОВИЧ, ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования, «Сказочное путешествие для подростков»// газета «Школьный психолог»
Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2007 г. – 176 с.