Нод по развитию речи Весна
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Весна»
Цель: формировать звуковую культуру речи, учить произносить фразы с разной силой голоса, употреблять в речи труднопроизносимые слова, познакомить со стихотворением И.П.Токмаковаой «Весна», учить выразительно, читать стихи наизусть, передавая интонационно свои чувства и впечатления, расширять словарь по теме «Весна», развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, слуховое внимание и память, мышление. Ход
Руки вверх, руки вниз,Ждёт сегодня нас сюрприз.На стульчик тихо сядет тот,Кого мой голос позовётПо мере звучания имён дети садятся на стульчики.Ребята, сегодня к нам пришла необычная гостья, а вот, чтобы узнать, кто она вы должны отгадать загадки и среди отгадок выбрать нашу таинственную гостью. Воспитатель загадывает загадки о временах года.Снег на полях, Лед на реках,Вьюга гуляет,Когда это бывает? (Зимой)Тает снежок, Ожил лужок,День прибывает, Когда это бывает? (Весной)Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает,Когда это бывает? (Летом)Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает, Когда это бывает? (Осенью)Как вы думаете, кто же к нам пришёл в гости? (ответы детей)Правильно Весна. Она пришла не только к нам в гости, она заглянула и в лес, и в поле, и в сад, и просто на улицу. Каждый рад весне, только говорим мы об этом по-разному. Скажем «Весна пришла» громко, обычным голосом, тихо. Вы рады приходу весны? Произнесите фразу «Весна пришла» с радостью в голосе, чтобы все поняли по вашему голосу, что вы рады её приходу. Весна для нас ребята приготовила интересные задания, которые просит, чтобы мы выполнили.1.Игра «Что неверно нарисовал художник?»Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением нелепых ситуаций. Например: Незнайка зимой лежит на снегу в плавках и загорает, рядом дети лепят снежную бабу, цветут ромашки и т. д.Какое время года изобразил художник? (на рисунке изображена весна) А что художник напутал в своём рисунке?Задание: объяснить, что неверно нарисовал художник, почему так не бывает в жизни.Дети рассказывают о неточностях, воспитатель следит за правильностью аргументации и составления предложений.2.Игра «Что хорошего, что плохого?»Давайте вспомним погоду, которая бывает ранней весной. (бывает снег, дождь, ветер холодный, очень яркое солнце)Воспитатель предлагает детям вспомнить погоду ранней весной и объяснить, что хорошего, а затем что плохого в таких явлениях, как снег, дождь, ветер, солнце.Например: дождь дает влагу растениям, моет улицы, дома — это хорошо; под дождем можно промокнуть и простудиться — это плохо.3.Игра «Когда это бывает?» (игра в кругу с мячом)Люди собирают урожай когда?Птицы возвращаются с юга когда?Стоят сильные морозы когда?Купаются и загорают на озере когда?Тает снег когда? Желтеют и облетают листья когда?Бегут ручейки когда?Появляются длинные сосульки когда?4. Игра «какие картинки подходят к каждому времени года»
Задание: определить какая картинка, к какому времени года подходит.5. Игра «Подари солнышку лучики».Ребята, смотрите, что это? (солнышко) А почему оно грустное? (потому что у него нет лучиков) Мы можем подарить солнышку лучики, но для этого мы должны ответить на вопросы весны.- медведь – зима = заканчивается спячка- снег + солнце = бегут ручьи- птицы + весна = возвращаются с юг- человек + дождь = зонтик- дерево + тепло = набухают почкиРебёнок, ответивший на вопрос, подходит и дарит солнышку лучик.Весна рада, что вы смогли ответить на вопросы и подарить солнышку лучики и поэтому она вас приглашает прогуляться с ней в весенний лес.ФИЗКУЛЬТМИНУТКАВесна идет, Шаги на местеВесна поет, «Дудочка» рукамиВесна согревает, Потянуться к «солнышку»,погладить себя обнимающими движениямиВесна убирает, «Подметаем»Листья распускает, Делаем «бутон» рукамиПтичек созывает, Приглашающие движения рукамиС солнышком танцует КружатсяИ цветы рисует. «Рисуют»Упражнение на дыханиеВот мы с вами и пришли в весенний лес, посмотрите, на дереве ещё остался снежок, весна нас просит, чтобы мы ей помогли сдуть снежок с дерева. Для этого мы с вами превратимся в ветер и сделаем глубокий вдох и длинный сильный выдох, чтобы снежок слетел с веток дерева.Дети сдувают кусочки ваты с макета дерева.Помогли весне в лесу, а теперь возвращаемся в детский сад. Дети садятся на стульчики.УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИОчень важно красиво говорить, чтобы весна услышала и порадовалась за нас. Поэтому...Поиграем с язычком: Рот закрытВ домике сидит своем.Ротик открывает, «Лошадка»Скакать он начинает.Губку облизывает наш язычок: Язык облизывает верхнюю губу,Спрятался он в уголок. широкая улыбка, язык в уголке ртаУголок меняет, Язык меняет угол рта,А после отдыхает. потом язык переходит в положение «лопаточка» Весна это прекрасное время года, поэтому поэты посвящали весне много стихотворений и сегодня я вас хочу познакомить со стихотворением Ирины Петровны Токмаковой, которое называется «ВеснаК нам весна шагает Быстрыми шагами И сугробы тают Под её ногами Чёрные проталины На полях видныВидно очень тёплыеНоги у весны. Какое настроение навеяло на вас это стихотворение грусть, радость, печаль, тревогу? (радость) Почему радость? (с приходом весны становится тепло, просыпается всё живое и все рады её приходу)Нам в стихотворении встретилось новое слово проталины может быть кто-нибудь знает, что это такое? Предположения детей. Проталины – это участки земли на полях, в лесу, где уже нет снега.Если это стихотворение вызывает радость, то как его надо читать спокойно, печально с грустью в голосе или радостно, весело, задорно? Ответы детей.Заучивание стихотворения.Давайте сделаем приятно весне, выучим это стихотворение наизусть.Послушайте его ещё раз. 2. Д/игра «Вопрос - ответ»Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них утвердительно отвечать строчкой из стихотворения.К нам весна шагает? (дети «к нам весна шагает») и т.д.3. Д/игра «Громко - тихо».Если я произнесу строчку из стихотворения громко, то вы должны повторить её тихо, а если я произнесу тихо, то вы наоборот громко.4. Д/игра « Доскажи словечко».Я начинаю строчку, а вы её договариваете.К нам…(дети весна шагает) Чёрные…( дети проталины)Быстрыми…( дети шагами) На полях …( дети видны)И сугробы…( дети тают) Верно…( дети очень тёплые)Под …( дети её ногами) Ноги…( дети у весны)А теперь я ещё раз читаю стихотворение, вы его внимательно слушаете и запоминаете, потом попробуете рассказать сами. ( чтение воспитателя с показом иллюстраций)Кто запомнил и сможет рассказать стихотворение, помните, что рассказывать надо весело и задорно. Чтение стихотворения 1-2 ребёнка. Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение. Как называлось стихотворение? Кто его написал? Сегодня на занятии, ребята, вы очень порадовали весну и поэтому, она дарит каждому из вас изображение солнышка, но у солнышка нет лица, и весна просит вас с помощью карандаша нарисовать «солнышкам» лица, в которых вы отразите своё настроение. Какие вы нарисовали лица улыбающиеся или грустные? Почему? Потому что весной у всех хорошее настроение.