Методическая разработка внеклассного мероприятия Игра «Интеллектуальный бокс» по дисциплине «Инженерная графика и топографическое черчение»
Министерство образования Красноярского края
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шушенский сельскохозяйственный колледж»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Игра «Интеллектуальный бокс»
по дисциплине «Инженерная графика и топографическое черчение»
Преподаватель: Л.М. Голышева
Рассмотрено на заседании цикловойкомиссии общепрофессиональных
технических дисциплин
Протокол № ____ от _____________
Председатель____________________
Автор: Л.М. Голышева
АННОТАЦИЯ
методической разработки внеклассного мероприятия - игры «Интеллектуальный бокс» по учебной дисциплине «Топографическая графика» для студентов специальностей Землеустройство и Земельно-имущественные отношения.
Объем страниц 19.
В методической разработке внеклассного мероприятия - игры «Интеллектуальный бокс» по учебной дисциплине «Топографическая графика» приводится методика проведения игры по дисциплине с целью закрепления и систематизации полученных знаний.
Цель методической разработки: показать методику проведения внеклассного мероприятия - игры со студентами второго курса специальностей Землеустройство и Земельно-имущественные отношения с использованием активных методов обучения.
Методическая разработка предназначена для преподавателей, практикующих применение активных методов обучения при закреплении изученного материала, а также в помощь проведения внеклассных мероприятий, таких как «Неделя предметных комиссий», направленных на развитие интереса студента к изучаемой дисциплине и выбранной специальности в целом.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………...5
1. План мероприятия...…………………………………………………………………6
2. Методика проведения мероприятия…………...…………………………………...7
Заключение……………………………………………………………………………16
Литература…………………………………………………………………………….17
Приложение…………………………………………………………………………...18
ВВЕДЕНИЕ
Работа посвящена описанию одного из способов использования информационно-коммуникативных технологий и активных методов обучения при проведении внеклассного мероприятия со студентами второго курса специальностей Землеустройство и Земельно-имущественные отношения.
Общая цель разработки - поделиться опытом проведения внеклассного мероприятия, с использованием активных методов обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению. Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития, формирование активной позиции каждого студента в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности учащихся. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Именно форма активного обучения – это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Преподаватель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Данная тема внеклассного мероприятия выбрана в связи с тем, что по дисциплине «Топографическая графика» большая часть времени уделяется практическому обучению, следовательно, теоретические знания студентам приходится закреплять самостоятельно, что как правило реализуется с нежеланием. Возникают пробелы в изученном материале, на восполнение которых нецелесообразно тратить время при проведении практических занятий. В данной разработке показан пример закрепления и систематизации изученного материала посредством интеллектуальной игры. Такой прием может применяться при проведении заключительного урока при изучении раздела, либо при проведении дополнительных занятий.
Методическая разработка проведения внеклассного мероприятия предназначена для преподавателей, практикующих использование активных методов обучения при проведении занятий и внеклассных мероприятий, также материал может быть взят за основу при планировании и проведении недели предметных комиссий.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: Интеллектуальный бокс.
Методическая цель: показать методику проведения внеклассного мероприятия с закреплением пройденного материала по дисциплине «Топографическая графика».
Цели:
образовательная:
повторение, закрепление и систематизация знаний по изученным темам дисциплины «Топографическая графика»
развивающая:
способствовать развитию интереса к дисциплине «Топографическая графика»
способствовать развитию интереса к выбранной специальности
способствовать развитию логического мышления, внимательности, ответственности за результат
воспитательная:
способствовать воспитанию чувства коллективизма при работе в группе.
Форма проведения: командная игра - обобщение
Оснащение занятия: карточки с заданиями, оценочные листы, карточки для жюри с оценками (баллами), часы.
Ход мероприятия:
Этапы Методы
1. Организационный момент. 2. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы мероприятия.
Постановка целей игры. Сообщение преподавателя, беседа
3. Сценарий.
Беседа, групповое обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм»
4. Подведение итогов.
Заключительное слово преподавателя. Беседа, обсуждение, поощрение
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент
- Сегодня у нас пройдет необычное внеклассное мероприятие - игра «Интеллектуальный бокс». Вы закрепите знания, полученные при изучении дисциплины «Топографическая графика» в ходе выполнения заданий различного типа.
Вступительное слово преподавателя.
- Игра состоит из 6 раундов. В каждом раунде ответы команд оцениваются членами и жюри и выставляются баллы. По истечении всех раундов набранные командами игровые баллы суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов объявляется победителем игры.
3. Сценарий.
3.1. 1 раунд «Разминка».
- Командам выдаются карточки с вопросами. В течение 5 минут игроки совещаются и отвечают на поставленные вопросы. По истечении установленного времени каждая из команд по очереди озвучивает вопросы и ответы. Жюри оценивает правильность ответов и выставляет оценки. Максимальная оценка 5 баллов.
Назначение рапидографа.
Назначение кронциркуля.
Назначение рейсфедера.
Назначение микроциркуля.
Назначение кривоножки.
Виды красителей.
Организация рабочего места чертежника.
Назначение шрифта стандартного.
Назначение шрифта курсивного.
Назначение шрифта художественного.
В процессе совещания команд зрителям предлагается прослушать информацию о карандаше.
Карандаш - самый удобный и самый совершенный инструмент для письма. Художник и чертежник, бухгалтер и плотник, школьник и просто любой человек не смогут обойтись без простого карандаша.
- (от тюрского кара - черный и таш, даш - камень), стержень (часто в деревянной или металлической оправе) для письма, рисования, черчения. Свинцовые и серебряные штифты в металлической оправе применялись в 12-16 веках, итальянские карандаши - с 14 века. Известны графитные карандаши с глиной в деревянной оправе (с конца 18 века).
Карандаш:
- не течет и не требует заправки чернилами;
- легко удаляется;
- нетоксичен;
- не является проводником электротока;
- будет писать перевернутый вверх, под водой и в космосе.
Карандаш может:
- чертить линию длиной 56 км;
- написать около 45 000 слов;
- быть заточен 17 раз.
Перед тем как поломаться, средний заостренный кончик карандаша противостоит давлению 255 атмосфер или 264 кг на кв.см.
Более 14 миллиардов карандашей производятся в мире каждый год - из этого количества можно обогнуть нашу планету 62 раза.
Из одного большого дерева можно сделать приблизительно 300 000 карандашей.
Один миллион карандашей используется ежегодно на Нью-Йоркской Фондовой биржи.2 раунд «Шифровка».
- Каждой команде выдается по 3 карточки с ребусами. Задача – разгадать зашифрованное слово. На задание отводится по 3 минуты. Максимальная оценка за конкурс 2 балла.
1.
А=О
ГО 2. , π=3,14
3. , + К 4. ______ ,, , 5.
с=з
в+е6. Вода (лат.) ,, В процессе совещания команд зрителям предлагается прослушать информацию о чертежных перьях и историю чернил.
Прообразами пера были стержни-клинышки для письма по сырой глине, которыми пользовались в древней Ассирии и заостренные палочки-стилосы из Древней Греции и Рима. Но собственно чернильным прибором стало обычное гусиное перо, которое очищалось в раскаленном песке, обрезалось и затачивалось.
Однако перо нужно было очень часто макать в чернильницу, что отнимало время и отвлекало. Через некоторое время было даже придумано нечто напоминающее современную чернильную ручку - металлическая трубка, заполненная чернилами, у которой с одной стороны была заглушка, а с другой гусиное перо.
В конце XVIII века было изобретено первое перо из стали, однако оно не имело прорези и потому брызгало и писало без нажима. И только позднее, с изобретением стального пера с прорезью, качество письма значительно улучшилось, и популярность металлических перьев оказалась вне конкуренции..История чернил.
Самый древний рецепт чернил принадлежит египтянам - смесь сажи и масла для письма на папирусе. Такой же состав использовался в Китае две с половиной тысячи лет назад.
В III веке до н.э. в Греции и Риме применялись несколько типов чернил. Из пурпура и киновари делали красные "придворные чернила". А черные чернила делались из черной краски для живописи, сажи, из плодовых косточек, виноградной лозы, древесного костяного угля. Столетием позже чернила изготовлялись из отвара коры дубильных растений.
В XVI веке изобрели известные до сих пор железные чернила. Для их изготовления использовали ольховые корни, ореховую или дубовую кору, "чернильные орешки" (патологические наросты на листьях различных растений) из этого варили "чернильное сусло" и опускали в него куски железа. Для упрочнения чернил добавляли камедь (вишневый клей), а для снижения вязкости - квасцы, имбирь, гвоздику.
Секрет получения чернил был понят химиком К.Б.Шееле в 1876 году. Он установил, что при варке из ольховой коры в воду поступают дубильные кислоты, с которыми железо дает закисные железистые соли. Раствор слабо окрашен, но при высыхании железо окисляется и темнеет. Образуется окись железа, нерастворимая в воде и устойчивая к свету. С тех пор было изобретено множество рецептов чернил, включая "вечные" и невидимые.
3.3. 3 раунд «Пантомима».
Каждой команде выдается по 4 карточки с написанными на неё чертежными принадлежностями. Задача – изобразить принадлежность жестами таким образом, чтобы команда – соперник могли угадать слово. На подготовку задания отводится 3 минуты. Максимальная оценка за конкурс 2 балла.
Загаданные чертежные принадлежности: циркуль, транспортир, линейка, краски, карандаш, бумагу, ластик, микроциркуль.В процессе совещания команд зрителям предлагается прослушать интересную информацию о ластике и скотче.
Чем стирали наши предки? Изначально, для стирания написанного текста и рисунков, люди пользовались хлебным мякишем.
Когда же из Латинской Америки был завезен первый каучук, оказалось, что он стирает гораздо лучше, и в 1770 году англичанин Джозеф Пристли изготовил первый настоящий ластик.
Ну а в 1858 году американец Хайман Липман выпустил первый карандаш с ластиком на конце.
Клейкая лента или скотч. Скотч, склеивающую ленту, назвали в честь скупости шотландцев. Английское слово «scotch», прежде всего, означает «шотландцы», «шотландский».
Скотч не был изобретён шотландцем или шотландкой, и даже случилось это не в Шотландии. Скотч придумали в Америке, и вот как это было.
В 1923 году молодой человек по имени Ричард Дрю устроился на работу в компанию, занимающуюся производством наждачной бумаги, на должность лабораторного техника. Собственно, с наждачкой ему и нужно было работать. Правда, исследовательское подразделение фирмы пыталось освоить новые виды деятельности и разрабатывало водонепроницаемые покрытия, экспериментируя с целлофаном.
В тот момент фирма тестировала по магазинам и автосервисам свою новую шкурку, и Дрю было поручено следить за этим процессом. Как-то раз, находясь в автомастерской, Ричард заметил, что мастера, занимающиеся покраской кузовов автомобилей, испытывают затруднения: там, где поверхность нужно было покрасить двумя или более цветами, разделительные линии получались неаккуратно. Хотя для защиты одной окрашенной плоскости и применяли специальные бумажки, при удалении этих бумажек они отделялись вместе с краской. И Дрю пообещал маляру что-нибудь придумать.
Через некоторое время — в 1925 году — Ричард действительно принёс этому работнику клейкую ленту шириной 5 см с пластырем на каждом краю. «Автоживописец» решился использовать опытный образец в деле, но когда собрался наносить другой цвет, заметил, что лента Дрю скукожилась. Только тогда мастер внимательно изучил ленту и понял, что клеится она только по краям, а в середине — нет (теперь говорят, что Ричард не сделал образец полностью липким из соображений экономии). А так как в те времена о шотландской бережливости, а точнее — скупости, ходили легенды, то рассерженный маляр в сердцах воскликнул: «Заберите эту ленту, отправьте вашим шотландским боссам, и скажите им, чтоб сделали её более клейкой!»
Понятно, что никаких шотландских боссов у Дрю не было, но словечко к ленте как будто приклеилось, а изобретатель продолжил эксперименты. С этой целью в июне 1929 года Дрю заказал 90 метров целлофана. В процессе усовершенствования Ричарду пришлось решить множество проблем, вроде равномерного распределения клеящей массы по поверхности ленты.
На доработку ушло около 5 лет, и 8 сентября 1930 года первый рулончик «шотландской» целлофановой ленты был отправлен на пробу клиенту в Чикаго. Ответ от него пришёл ободряющий: «Можете не сомневаться и не экономить, выпуская это изделие на рынок. Объём продаж оправдает все расходы». Первый в мире скотч был сделан из каучука, масел и смол на целлофановой основе. Он был водонепроницаем и противостоял широкому диапазону температур.
Впрочем, изначально скотч предназначался для запечатывания обёртки для пищи. Ею должны были пользоваться пекари и упаковщики мяса.
Но люди, вынужденные экономить, сами придумали сотни новых способов применения скотча на работе и дома: от запечатывания пакетов с одеждой до хранения разбитых яиц. Тут-то скотч и встретился с порванными страницами книг и документами, сломанными игрушками, не заклеенными на зиму окнами и даже обветшавшими купюрами.
Раунд 4 «Терминологический».
Командам раздаются корточки с перечнем букв (по 10 букв каждой команде). Задание – необходимо придумать термины из области инженерной графики на каждую из букв и дать им определение. На подготовку задания отводится 5 минут. Максимальная оценка за конкурс 2 балла.
Заданные буквы: А, Б, К, Л, М, Н, П, Р, Т, Ц.
Пока команды совещаются зрителям предлагаю прослушать историю возникновения бумаги и промокашки.
История промокашки
Говорят, что промокашку случайно изобрели на одной бумажной фабрике в Англии в начале 19 века.
Делая писчую бумагу, рабочий забыл пропитать ее клеящим составом, дающим гладкую поверхность. Раздосадованный хозяин фабрики попробовал писать на бракованной бумаге, надеясь, что она все же пойдет в дело, но чернила расплылись на поверхности и впитались в нее.
Тут он понял, что такую бумагу можно использовать для быстрого высушивания написанного. А до того свежеисписанный лист бумаги посыпали тонким слоем песка.
История бумаги.
105 год нового летосчисления – придворный китайский сановник, возглавлявший императорский арсенал, изобретатель различных видов оружия, а под конец жизни смотритель дворца Цай Лунь подал властям прошение об использовании нового способа изготовления бумаги.
Сырьем для бумаги в Китае служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную кашицу наливали на гладкую поверхность отшлифованного камня и прижимали другим отшлифованным камнем. После высыхания кашица превращалась в лепешку наподобие войлока.
Цай Лунь предложил изготавливать бумагу из волокнистых растений, используя каменную ступу, деревянный пест и сито. С широко распространенного в Китае дерева шелковицы, впоследствии получившего название бумажного дерева, срезали сучья, сдирали с них кору и внутреннюю, волокнистую часть, размачивали в дождевой воде. Тщательно промыв, куски луба рубили на мелкие части и толкли в ступе до превращения в кашицеобразную волокнистую массу. Эту кашицу собирали в деревянную бочку и разбавляли водой.
Затем мастер ситом вычерпывал массу. Осторожно встряхивая, давал воде стечь, оставляя в сите ровный и тонкий слой волокнистой массы. Затем массу опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками укладывали одна на другую. Стопку связывали, а сверху клали груз. После удаления воды, окрепшие под прессом бумажные листы снимали с досок и сушили. Бумажный лист, изготовленный по такой технологии, не походил на рыхлую лепешку. Он был легкий, ровный, прочный, менее желтый и более удобный для письма.
На рубеже II и III веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, уже не считалась в Китае редким материалом. В III веке она полностью вытеснила из употребления деревянные дощечки, ранее используемые для письма. Бумагу изготавливали нужного размера, цвета, толщины, пропитывали специальными веществами для более длительного хранения.
Бумага, появившаяся впервые в Китае, постепенно переезжала из страны в страну. В 800 году бумагу встречают в Багдаде, в 1100 – в Каире, в 1300 – в Венеции. 300 лет потребовалось бумаге, чтобы из Ирака попасть в Египет. Еще длиннее был путь бумаги в Европу. Первые бумажные мельницы появились в Испании в X веке.
Вскоре соперниками итальянских бумажников стали французы.
Из Франции бумажное производство двинулось в Англию, Голландию и на восток – в Германию, Польшу, Московскую Русь.
Средневековые бумажные мастерские Европы были мало похожи на древнюю китайскую бумажную мельницу. Ступу заменила толчея – каменное корыто, над которым вращается деревянный вал, приводя в движение рычаги с молотками на конце. Эти молотки, поднимаясь и опускаясь измельчают подготовленный материал.
Главное лицо в бумажной мастерской – черпальщик. Он даже выделяется своим зеленым фартуком, у всех остальных рабочих – фартуки коричневые. Он, нагибаясь над деревянным чаном, зачерпывает формой бумажную массу, формирует лист и передает форму укладчику. Укладчик осторожно опрокидывает сырой лист на сукно и покрывает его другим куском сукна. Стопку сырых листов бумаги ученик относит под пресс. Дважды бумагу прессуют, чтобы полностью удалить воду. Затем листы бумаги развешивают на чердаке для просушки.
После сушки бумага подвергается дополнительной обработке. Ее проглаживают на мраморной доске каталками, расколачивают деревянными молотками, пропитывают клеевыми растворами и снова сушат и гладят. Только после этого бумага готова к продаже.
5 Раунд «Формулы».
Каждой из команд дается по 3 карточки с названием формулы. Командам необходимо написать формулу расчета и раскрыть все её элементы.
На подготовку задания дается 5 минут. Максимальная оценка 2 балла.
Формулы расчета: 1) ширины буквы; 2) ширины широкой буквы; 3) расстояния между буквами; 4) расстояния между словами; 5) высоты основного заголовка; 6) высоты дополнительного заголовка.
В период совещания команд зрителям предлагается прослушать частушки о черчении.
Я точила карандаш,
Мучилась, старалась.
Очень скоро от него
Чурочка осталась!
Я так долго от руки
Эллипсы чертила, что
Учительница мне
Циркуль подарила!
Я сижу над чертежом то
Смеюсь, то плачу,
Ведь не час, не два, а три
На него я трачу!
Я девчонка хоть куда,
Загляденье просто!
Только что б не начертила,
Вечно не по ГОСТу!
Вы простите нас за все
Эти откровения.
Нет на свете ничего
Лучше, чем черчение!
6 раунд «Поэтический».
Каждой команде выдается карточка со списком слов. Необходимо за отведенное время сочинить стихотворенье, используя все заданные слова. Время на выполнение задания 10 минут, максимальная оценка 3 балла.
Заданные слова: бумага, стол, перо, краски, циркуль, ластик, карандаш, линейка, кисть.Пока команды составляют стихи зрителям предлагается прослушать информацию о эволюции карандаша.
Эволюция карандаша
Карандаш был изобретен в 1775 году французом Николя Жак Конте. Идея заковать в футляр легко оставляющий след на бумаге, но пачкающий руки, графит, сохранила имя изобретателя и бизнесмена в веках. Первоначально графит заправлялся в металлическую трубочку, часто золотую и карандаш кроме своей основной функции - письма на бумаге, нёс и статусную нагрузку, как предмет роскоши. Сейчас, благодаря поистине универсальному характеру своего применения, привычности и удобству пользования, карандаш в нашем сознании предстает таким же привычным и извечным благом, как колесо или спички, но история карандаша весьма непроста. Прототипы современного карандаша известны уже в средние века. Так, вставлявшиеся в металлические зажимы свинцовые, серебряные стержни дававшие темно-серые или коричневые тона употреблялись в 12-16 веках. В 14 веке появился так называемый итальянский карандаш из глинистого сланца, который дает матовый оттенок и слабую черноту. С 17-го века получили распространение графитные карандаши, которые отличались малой интенсивностью и лёгким блеском. К этому же периоду относится и широкое использование карандашей из порошка жженой кости, скреплённого растительным клеем, они давали сильный черный матовый штрих. С прототипами скорее всего и связано появление слова «карандаш». Оно восходит к тюркскому karadas «черный камень» и турецкому karatas – “чёрный сланец”.
Первые месторождения графита открыты 1654 году. И сам графит был недёшев. А найден он был в Англии в графстве Кемберли в небольшом количестве и королева, не уверенная в скором изобретении шариковых и гелиевых ручек и тем более лазерных принтеров, дозволяла добывать графит не дольше шести недель в году, чтобы сохранить этот минерал и для потомков.
В России же, богатой графитом и лесом, Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин. Гросс - дневная норма выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. До сих пор во всём мире - «гросс» единица измерения количества именно карандашей.
С оправкой графитового стержня в деревянную оболочку вид и принцип действия карандаша уже не изменяется более двухсот лет. В настоящее время выпускаются карандаши трех основных групп: чернографитные карандаши, копировальные (химические) и цветные карандаши. Они дифференцируются по степени твердости, обозначаемой буквами Т, МТ, М (за рубежом –Н, НВ, В) с цифровым показателем перед буквой. Всего выделяется около 17 групп. По целевому назначению различают карандаши школьные, канцелярские, чертежные и рисовальные, по «форме» – деревянными, механическими, цанговыми.После 6 раунда жюри подсчитывает общее количество баллов у каждой команды и объявляет победителя.
- Итак, сегодня в игровой форме вы закрепили знания, полученные при изучении дисциплины «Инженерная графика», а также узнали новую информацию о эволюции и изобретении письменных и чертежных принадлежностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведения внеклассного мероприятия использовались активные методы обучения совместно с ИКТ, что позволяет повысить у студентов познавательный интерес.
На смену пассивным технологиям обучения истории приходят активные и интерактивные технологии. Кроме интенсификации освоения учебной информации, активные методы обучения позволяют так же эффективно в процессе внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры учащегося, отвечающие современным потребностям общества. Интерактивные технологии позволяют организовывать внеклассные мероприятия так, что, взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. Таким образом, с помощью активных методов и ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения.
Данную методическую разработку можно использовать как основу для проведения внеклассного мероприятия по другой теме и дисциплине.
ЛИТЕРАТУРА
Раклов В.П., Федорченко М.В., Яковлева Т.Я. Инженерная графика. – М.: КолосС, 2003. – 304 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для студентов средних специальных учебных заведений).
Приложения
Оценочный лист внеклассного мероприятия по дисциплине «Инженерная графика и топографическое черчение» групп _________________________ «Интеллектуальный бокс»
Группа ___________________ ___________________
Раунд 1
5 баллов Раунд 2
2 балла Раунд 3
2 балла Раунд 4
2 балла Раунд 5
2 балла Раунд 6
3 балла Итого: