Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.
Тема. Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.
Цель урока: систематизировать знания по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Задачи:
Обучающие:
-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.
2. Развивающие:
- закрепление знаний о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;
-закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения;
-развитие пунктуационной зоркости.
3. Воспитательные:
-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.
Тип учебного занятия: урок закрепления знаний.
Ход урока.
1. Организационный этап .
2. Этап подготовки к ГИА
Учитель: Начинаем урок с традиционной разминки - подготовка к ГИА
Тренажёр ГИА
1) Из предложений 2-5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
(2)Я люблю ходить по росистой траве, когда первые лучи солнца только выглядывают из-за седых Кавказских гор. (3) Привольно дышится ранним утром. (4)Легко взбираешься на гору. (5)Заберёшься на высокую скалу - всё вокруг как на ладони видно. (взбираешься)
2) Из предложений 2-5 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: "В прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от существительного, основа которого оканчивается на н, пишутся две буквы Н".
(2)Я люблю ходить по росистой траве, когда первые лучи солнца только выглядывают из-за седых Кавказских гор. (3) Привольно дышится ранним утром. (4)Легко взбираешься на гору. (5)Заберёшься на высокую скалу - всё вокруг как на ладони видно. (ранним)
3) Выпишите грамматическую основу из предложения 3.
(3) Привольно дышится ранним утром. (дышится)
4. Замените словосочетание "Кавказских гор" построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. (гор Кавказа)
5. Среди предложений10-13 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(10) Но вот наступает день. (11) Летнее солнце ласкает каждый листик, каждую травинку. (12)Иногда заморосит вдруг грибной дождик: тысячи золотых нитей заблестят на солнце. (13)А над зелёным полем, садом изогнётся коромыслом разноцветная радуга. (12)
- Чем выражена в этом предложении бессоюзная связь?
3. Этап мотивации к уроку.
Эпиграфом к уроку послужат слова учёного-лингвиста Ларисы Трофимовны Григорян
"В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями. (Л. Т. Григорян)
- Опираясь на данное высказывание, определите , о чём пойдёт речь сегодня на уроке. (Мы будем говорить о бессоюзных сложных предложения и знаках препинания в них)
Учитель: Тема нашего урока "Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении".
Цель урока:
Обобщить знания по теме "Бессоюзное сложное предложение.
Вспомнить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения
Повторить различные случаи постановки знаков препинания в БСП
4.Этап актуализации знаний учащихся.
1) - Что такое бессоюзное сложное предложение? (Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, части которых связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов)
- Какие знаки препинания ставятся в БСП? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.)
- Когда между частями БСП ставится запятая и точка с запятой? (запятая и точка с запятой ставится в БСП со значением перечисления).
2) Работа с учебником (упр. 223).
Задание: среди предложений найдите БСП со значением перечисления (учащиеся находят, зачитывают), запишите его, расставляя знаки препинания.
(3) В лесу то там, то здесь глухо куковала кукушка, оттеняя глубину и звучность его после дождя; высоко в небе плыли и таяли теплые дымчатые облака с золотисто-алыми краями.)
3)
- подчеркните грамматические основы.
- постройте схему предложения. (в тетради и у доски)
- объясните постановку точки с запятой (1 часть БСП распространена однородными членами предложения "то там, то здесь" и обособленным обстоятельством "оттеняя глубину и звучность его после дождя")
4)
- Когда между частями БСП ставится двоеточие? (Двоеточие между частями БСП ставится когда 2 часть имеет значение причины, пояснения, изъяснения)
5). Выборочное (осложнённое) списывание
Задание: из предложенных пар предложений выбрать и записать только БСП, в котором между частями ставится двоеточие.
А) 1. Вся степь была в движении мчалась конница, ползли полки, грохотали колёсами батареи.
2. Метель не утихала небо не прояснялось.
- Объясните постановку двоеточия.
- Почему не выбрали 2 предложении? (Это БСП со значением перечисления, между частями ставится запятая)
Б) 1. Алексей Толстой утверждал труд будит в человеке творческие силы
2. Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.
- Объясните постановку двоеточия.
- Почему не выбрали 1 предложение? (Это предложение с прямой речью. Здесь ставится двоеточие после слов автора перед прямой речью)В) 1. Он был мастер на все руки слесарь, столяр, плотник и даже механик.
2. Я вижу кто-то скачет на лихом коне.
- Объясните постановку двоеточия.
- Почему не выбрали 1 предложение? (В этом предложении ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами)
6) Когда между частями БСП ставится тире? (Тире в бессоюзных сложных предложениях ставится , когда 1 часть имеет значение времени или условия, 2 часть имеет значение следствия, содержание первой части противопоставлено содержанию второй и при быстрой смене событий)
7) Определите условия постановки тире в следующих предложениях
1.Я был готов любить весь мир - меня никто не понял. (Противопоставление)
2.Я был скромен – меня обвинили в лукавстве. (Следствие)
3.Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. (Время)
4. Я стал читать, учиться - науки также надоели. (Быстрая смена событий)
Из какого произведения эти предложения? (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)8)Творческое задание: из разрозненных частей составить бессоюзное сложное предложение, поставить нужные знаки препинания.
1) Погода была ужасная1) лесничий ходит
2) А теперь заткни топор за спину 2) все хохочут3) Он засмеётся 3) ветер выл, мокрый снег падал хлопьями
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.("Пиковая дама")
А теперь заткни топор за спину: лесничий ходит.("Капитанская дочка")
Он засмеётся - все хохочут.("Евгений Онегин")
- Кто автор этих строк? (А. С. Пушкин)
- Из каких произведений эти предложения?
5. Физкультминутка
6. Этап закрепления материала
Работа с текстом
Это моя Родина.
(1) Лето - самое прекрасное время года!
(2)Я люблю ходить по росистой траве, когда первые лучи солнца только выглядывают из-за седых Кавказских гор. (3) Привольно дышится ранним утром. (4)Легко взбираешься на гору. (5)Заберёшься на высокую скалу - всё вокруг как на ладони видно. (6) Вон наш посёлок с новой школой, за ним голубой ленточкой извивается речка, спешат по шоссе автомашины. (7)И опять горы, горы... (8) Сколько ни смотришь на них, никогда не надоест. (9) Я люблю разговаривать сними: закричишь - они отзываются эхом.
(10) Но вот наступает день. (11) Летнее солнце ласкает каждый листик, каждую травинку. (12)Иногда заморосит вдруг грибной дождик: тысячи золотых нитей заблестят на солнце. (13)А над зелёным полем, садом изогнётся коромыслом разноцветная радуга.
(14) Пройдёт дождь - сразу оживает природа. (15)Жужжат пчёлы, перелетая с одного цвета на другой; в чистом небе, заливаясь, трепещет крылышками жаворонок; трещат кузнечики; желтоглазые ромашки смотрят на солнце.
(16)А вот и родничок. (17)Он весело журчит, зовя к себе усталого путника. (18) Напьёшься холодной воды - сразу силы прибавится. (19)Теперь можно двигаться дальше, в глубь этой сказочной страны, моей родины.
( Из газеты)
- найдите БСП и объясните знаки препинания в них. (5,6,9,12, 14,15,18)
7. Информация о домашнем задании.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
- Назовите структуру сочинения- рассуждения.
- Какой тезис будет в сочинении?
Известный учёный Л. Т. Григорян сказала: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».
- Как прокомментируете данное высказывание?
(Я согласен с мнением учёного. Действительно, в бессоюзных сложных предложениях между частями ставятся разные знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Выбор знаков препинания в таких предложениях зависит от смысловых отношений между частями. Чтобы доказать эту мысль, обращусь к тексту "Это моя Родина").- Что будете брать в качестве примеров из текста? (БСП)
-Как будете аргументировать свой выбор? (указывать значение частей в БСП).
- Проговорите первый пример и аргумент.
(Во-первых, в 5 предложении текста между частями бессоюзного сложного предложения употреблено тире. Здесь первая часть имеет значение времени, можно вставить союз "когда"("Когда заберёшься на высокую скалу, всё вокруг как на ладони видно").
! Не забывайте, что примеров должно быть два.
8. Подведение итогов урока и изученной темы.
Проверочная работа.
Вариант 1
Задание: впишите в таблицу номера предложений в соответствии со знаками препинания, которые должны стоять между частями бессоюзного сложного предложения (знаки препинания в предложениях не расставлены).
1) Зеленели дубы и островерхие пихты вековые липы развесив свои кудрявые кроны закрывали небо.
2) Служить бы рад прислуживаться тошно.
3) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
4) Гроза прошла только вдали ещё слышались слабые раскаты грома.
, ; : -
4
1 3 2
Вариант 2
Задание: впишите в таблицу номера предложений в соответствии со знаками препинания, которые должны стоять между частями бессоюзного сложного предложения (знаки препинания в предложениях не расставлены).
1) Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору остановились оглянулись на ней висело серое облако.
2) Мне попалась какая-то неторная заросшая дорожка я отправился по ней внимательно поглядывая вперёд.
3) Погода утихла тучи расходились.
4) Натаскала белка орехов в дупло будет ей в зиму тепло.
, ; : -
3
2 1 4
9. Этап рефлексии.Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен интересен / скучен
Это моя Родина. (1) Лето - самое прекрасное время года!
(2)Я люблю ходить по росистой траве, когда первые лучи солнца только выглядывают из-за седых Кавказских гор. (3) Привольно дышится ранним утром. (4)Легко взбираешься на гору. (5)Заберёшься на высокую скалу - всё вокруг как на ладони видно. (6) Вон наш посёлок с новой школой, за ним голубой ленточкой извивается речка, спешат по шоссе автомашины. (7)И опять горы, горы... (8) Сколько ни смотришь на них, никогда не надоест. (9) Я люблю разговаривать с ними: закричишь - они отзываются эхом.
(10) Но вот наступает день. (11) Летнее солнце ласкает каждый листик, каждую травинку. (12)Иногда заморосит вдруг грибной дождик: тысячи золотых нитей заблестят на солнце. (13)А над зелёным полем, садом изогнётся коромыслом разноцветная радуга.
(14) Пройдёт дождь - сразу оживает природа. (15)Жужжат пчёлы, перелетая с одного цвета на другой; в чистом небе, заливаясь, трепещет крылышками жаворонок; трещат кузнечики; желтоглазые ромашки смотрят на солнце.
(16)А вот и родничок. (17)Он весело журчит, зовя к себе усталого путника. (18) Напьёшься холодной воды - сразу силы прибавится. (19)Теперь можно двигаться дальше, в глубь этой сказочной страны, моей родины.
( Из газеты)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Это моя Родина.
(1) Лето - самое прекрасное время года!
(2)Я люблю ходить по росистой траве, когда первые лучи солнца только выглядывают из-за седых Кавказских гор. (3) Привольно дышится ранним утром. (4)Легко взбираешься на гору. (5)Заберёшься на высокую скалу - всё вокруг как на ладони видно. (6) Вон наш посёлок с новой школой, за ним голубой ленточкой извивается речка, спешат по шоссе автомашины. (7)И опять горы, горы... (8) Сколько ни смотришь на них, никогда не надоест. (9) Я люблю разговаривать с ними: закричишь - они отзываются эхом.
(10) Но вот наступает день. (11) Летнее солнце ласкает каждый листик, каждую травинку. (12)Иногда заморосит вдруг грибной дождик: тысячи золотых нитей заблестят на солнце. (13)А над зелёным полем, садом изогнётся коромыслом разноцветная радуга.
(14) Пройдёт дождь - сразу оживает природа. (15)Жужжат пчёлы, перелетая с одного цвета на другой; в чистом небе, заливаясь, трепещет крылышками жаворонок; трещат кузнечики; желтоглазые ромашки смотрят на солнце.
(16)А вот и родничок. (17)Он весело журчит, зовя к себе усталого путника. (18) Напьёшься холодной воды - сразу силы прибавится. (19)Теперь можно двигаться дальше, в глубь этой сказочной страны, моей родины.
( Из газеты)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Т. Григоряна: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Вариант 1
Задание: впишите в таблицу номера предложений в соответствии со знаками препинания, которые должны стоять между частями бессоюзного сложного предложения (знаки препинания в предложениях не расставлены).
1) Зеленели дубы и островерхие пихты вековые липы развесив свои кудрявые кроны закрывали небо.
2) Служить бы рад прислуживаться тошно.
3) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
4) Гроза прошла только вдали ещё слышались слабые раскаты грома.
, ; : -
Вариант 2
Задание: впишите в таблицу номера предложений в соответствии со знаками препинания, которые должны стоять между частями бессоюзного сложного предложения (знаки препинания в предложениях не расставлены).
1) Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору остановились оглянулись на ней висело серое облако.
2) Мне попалась какая-то неторная заросшая дорожка я отправился по ней внимательно поглядывая вперёд.
3) Погода утихла тучи расходились.
4) Натаскала белка орехов в дупло будет ей в зиму тепло.
, ; : -
Вариант 1
Задание: впишите в таблицу номера предложений в соответствии со знаками препинания, которые должны стоять между частями бессоюзного сложного предложения (знаки препинания в предложениях не расставлены).
1) Зеленели дубы и островерхие пихты вековые липы развесив свои кудрявые кроны закрывали небо.
2) Служить бы рад прислуживаться тошно.
3) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
4) Гроза прошла только вдали ещё слышались слабые раскаты грома.
, ; : -
Вариант 2
Задание: впишите в таблицу номера предложений в соответствии со знаками препинания, которые должны стоять между частями бессоюзного сложного предложения (знаки препинания в предложениях не расставлены).
1) Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору остановились оглянулись на ней висело серое облако.
2) Мне попалась какая-то неторная заросшая дорожка я отправился по ней внимательно поглядывая вперёд.
3) Погода утихла тучи расходились.
4) Натаскала белка орехов в дупло будет ей в зиму тепло.
, ; : -
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
6.Материал урока мне был полезен / бесполезен
интересен / скучен
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
6.Материал урока мне был полезен / бесполезен
интересен / скучен
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
6.Материал урока мне был полезен / бесполезен
интересен / скучен
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
6.Материал урока мне был полезен / бесполезен
интересен / скучен