Работа над лексическими заданиями при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.(11-12 класс)
Лексическая работа очень важна при подготовке к ЕГЭ, так как очень много заданий строится на знаниях учащихся этого раздела русского языка. В данной работе предлагаются упражнения для подготовки слабых учащихся к заданию №22 ЕГЭ.
Работа над лексическими заданиями при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Для выполнения лексических заданий ученики должны обладать не только знанием орфографическим и пунктуационных норм, но и определенным уровнем интеллекта, словарным запасом, умением определить синонимы и антонимы (особое затруднение вызывают контекстные), знать и понимать значение фразеологизмов, отличать их от метафор. Задание №22 потребует от них знания лексического значения слова, деления русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами, определять слова, входящие в лексико-семантические группы.
При подготовке учащихся к выполнению задания №22 можно использовать следующие упражнения.
Синонимы.
1.В каждой паре пословиц указать синонимы.
Когда едешь в путь, осторожен будь. - Всякая дорога вдвоем веселей. Глядит, как гусь на зарево. - Смотрит, как кои на сало. Здоровый детина, теленка кулаком убить может. - Сильному человеку работа впрок. Я к нему оком, а он боком. -Свой глаз-алмаз. Что испек, то и кушай. - Чем больше ешь, тем больше хочется. Землю солнце красит, а человека труд. – Кто работы не боится, тот и человек. – Не на бумаге сказано, а делом доказано.
2.Выписать из текста синонимический ряд.
Метелица уперся в бока, откинулся назад, рассматривая парнишку, и вдруг засмеялся. Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, но, поняв, что страшного ничего нет, сморщился и тоже залился совсем по-детски. От неожиданности Метелица прыснул еще громче, и оба так хохотали несколько минут.
3.Найти контекстные синонимы.
Весной все чудесное поле за городом покрыто нежнейшими первоцветами, запах от которых разносится по всем окрестностям. Подснежники цветут недолго, но, являясь предвестниками тепла, радуют всех.
Антонимы
1.Выделить антонимы из следующих предложений:
Правой рукой строит, а левой – разрушает. Велик день для лодыря, а для ударника мал. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Корень учения горек, а плод его сладок. Сытой голодного не разумеет. Полный колос к земле клонится, пустой к небу тянется.
2.Вставить антонимы в данное предложение:
Есть люди добрые и …, храбрые и …, умные и …, красивые и …, здоровые и …, веселые и …, старые и …, открытые и …, откровенные и …
3.Подобрать антонимы к данным прилагательным:
Тихий, бледный, глупый, здоровый, глубокий, ленивый, черный, верхний, злой, близкий, высокий, полезный, чистый, солнечный, холодный, прозрачный.
4.Найти контекстную антонимическую пару в данном предложении.
Мы вышли из лагеря, в котором останавливались на привал, задолго до рассвета, шли быстро, потому что хорошо отдохнули, нас окружала прекрасная природа: впереди ожидало бескрайнее море, за спиной оставались высокие горы, поросшие богатейшими лесами.
Фразеологизмы.
Опыт показывает, что учащиеся плохо справляются с этим заданием, часто путая фразеологизмы с метафорами и даже эпитетами. Это связано с тем, что их лексический багаж скуден, даже зная определение фразеологизма, они не отличают его от других сочетаний слов. Для тренировки предлагаются следующие упражнения.
1.Подобрать как можно больше фразеологизмов со словом «рука» и объяснить их.
Валится из рук (не работается), голыми руками не взять (победить), дать по рукам (наказать), дать руку на отсечение (поручиться), из рук в руки (непосредственно), легкая рука (удачное начало), мастер на все руки (умелец), не покладая рук (неустанно), как без рук (беспомощно), подать руку (помочь).
2.Заменить фразеологизмы словами-синонимами:
В час по чайной ложке (медленно), рукой подать (близко), кривить душой (лгать), повесить нос (грустить), себе на уме (хитрый), гонять лодыря (бездельничать), во все лопатки (быстро), раз два и обчелся (мало), куры не клюют (много), кожа да кости (худой), сломя голову (быстро), водить за нос (обманывать), бить баклуши (бездельничать), во весь дух (быстро), играть первую скрипку (главенствовать), вставлять палки в колеса (мешать).
3.Подобрать фразеологизмы:
Чрезмерно гордиться (задирать нос), грустить (повесить нос), обманывать (водить за нос), вызубрить (зарубить на носу), засыпать (клевать носом), недальновидность (не видеть дальше своего носа), надоедать (мозолить глаза), хвастаться (пускать пыль в глаза), наедине (с глазу на глаз), убежать (унести ноги), устать (падать с ног), мешать (путаться под ногами), молчать (держать язык за зубами), внезапно (как снег на голову) и т.д.
4.Подобрать фразеологизмы,
имеющие в своем составе название животных или птиц:
Волком смотрит, собаку съел, козел отпущения, белая ворона, как с гуся вода
Начинающихся с глаголов:
Делать из мухи слона, толочь воду в ступе, смешать с грязью, ворон считать, работать спустя рукава, выйти из себя, жить своим умом.
Имеющих в своем составе числительные:
На неделе семь пятниц, заблудился в трех соснах, ни два ни полтора, знать как свои пять пальцев, меж двух огней, в один голос, как дважды два
Со словами-антонимами:
С больной головы на здоровую, и стар и млад