ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности по развитию речи с детьми 6-7 лет на тему: «Твои защитники. Чтение и пересказ рассказа Л. Кассиля «Кто у телефона?»


ПЛАН-КОНСПЕКТ
образовательной деятельности с детьми 6-7 лет
Выполнила: Морозова Татьяна Васильевна,
воспитатель первой категории
МБУ детский сад №200 «Волшебный башмачок»
города Тольятти
Тема по календарно-тематическому плану: «День защитника Отечества»
Тема ОД: «Твои защитники. Чтение и пересказ рассказа Л. Кассиля «Кто у телефона?»
Образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Задачи:
Развивать монологическую и диалогическую формы речи. Продолжать работу по обогащению словаря. Упражнять в умении выразительно и содержательно пересказывать литературный текст с элементами драматизации. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа. Оценивать рассказы других детей. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки дошкольников в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать своё отношение к содержанию литературной фразы) (речевое развитие)
Формировать умение слушать собеседника, не перебивать. Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослым и сверстниками. Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умение договариваться (социально-коммуникативное развитие).
Способствовать накоплению знаний детей о военных профессиях (о связистах). Углублять знания детей о Российской армии. Закреплять умение анализировать, сравнивать (познавательное развитие).
Формировать умение рассказывать произведение с помощью игрушечных солдатиков на военном макете, используя выразительность речи, движений (художественно-эстетическое развитие).
Совершенствовать точность и выразительность движений. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, любить и защищать свою Родину (физическое развитие).
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая деятельность Игровая ситуация «Съёмка художественного фильма».
Игра «Объяснялки»
Игра с мячом
Коммуникативная деятельность Отгадывание загадок
Восприятие художественной литературы
Беседа по рассказу Л. Кассиля «Кто у телефона?»
Составление плана
Уточняющие вопросы, ответы детей, объяснение
Распределение ролей
Двигательная деятельность Физкультминутка, игра с мячом
Познавательно - исследовательская Рассматривание и сравнение изображений. Последовательное составление иллюстраций к рассказу.
Методы и приемы:
1.Словесные: вопросы к детям, отгадывание загадок, рассказывание, игра «Объяснялки» (словарная работа), беседа по содержанию рассказа, составление плана с использованием иллюстраций к рассказу, рефлексия.
2. Практические: воображаемая ситуация, игровая ситуация «Съёмка художественного фильма»,
3. Наглядные: рассматривание иллюстраций к рассказу, рассматривание слайдов
Материалы и оборудование
Стимульный материал Материалы для деятельности детей Дидактический материал Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей
Игрушечная видео камера
Военный макет, набор игрушечных солдатиков Литературное произведение: Л. Кассиль «Кто у телефона?»
приложение 1
Иллюстрации к рассказу приложение 2
Ноутбук.
приложение 3
слайды с отгадками
приложение 4
слайды с картинками
Предварительная работа:
Беседы о Российской армии, о Родине, воинах;
заучивание стихотворений о военных;
разучивание песен к празднику 23 февраля;
рассматривание альбомов, иллюстраций, на которых изображены рода войск, боевая техника;
рассматривание картины – В. Васнецова «Богатыри»;
чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник»,
рассказов Л. Кассиля из книги о военных «Твои защитники»,
рассказов С. Баруздина «Шёл по улице солдат».
Загадывание загадок.
Логика образовательной деятельности

Этап Деятельность педагога Деятельность детей Предполагаемые результаты
Мотивациионно-целевой Орг.момент
Воспитатель беседует.
- Какой скоро будет праздник? 
-Как вы думаете: кто такой защитник Отечества?
-Зачем нашей стране нужна Армия? 
-Какие вы знаете виды войск Российской Армии? 
Воспитатель предлагает
вспомнить военные профессии, но для этого надо отгадать загадки. При правильном ответе на экране демонстрируется отгадка. (слайд)
Он ребята на границе,
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ
(Пограничник) слайд №1
Бушует грозная волна
Совсем она нам не страшна.
Мы парни боевые,
Мы бравые такие!
(моряк) слайд №2
Самолет парит, как птица,Там - воздушная граница.На посту и днем, и ночью,Наш солдат - военный ...(летчик)
слайд №3Снова в бой машина мчится,Режут землю гусеницы,Та машина в поле чистом,Управляется ... (танкистом)слайд №4
Вот этот провод опаленный —Обрывок связи телефонной.Чтоб связь меж штабами не прервалась,Они налаживали эту связь.О, сколько раз, когда над головой свистели пули,Они нить провода тянули! слайд №5
- Ребята, о какой военной профессии говорится в загадке.
Рассказ воспитателя.
-В 1919 году, в СССР были созданы войска связи. Их основной задачей было обеспечение бесперебойной передачи информации.
В войну от работы связистов во многом зависели жизни солдат.
Педагог обращает внимание детей на экран. слайд №6
Отдаёт ли командир приказ о наступлении, поднимаются ли самолёты в воздух, идут ли танки в атаку, - повсюду необходима связь, нигде не обойтись без связи.
Кто передаст приказ кораблям, вышедшим в море?
Кто примет донесение от разведчиков?
Кто передаст лётчику команду с земли?
Нет такого рода войск, где не были бы нужны, где не были бы необходимы связисты.
Воображаемая ситуация Ребята, представьте, что мы с вами режиссеры и операторы. И нам нужно снять фильм по прочитанному произведению Льва Кассиля «Кто у телефона».
Внимательно слушают и отвечают на вопросы.
-День защитника Отечества. 
-Это военные, солдаты, моряки.
-Чтобы защищать и охранять нашу Родину.
Перечисляют названия.
-Сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морской флот.
Дети отгадывают загадки и просматривают слайды.
Ответ детей
- Связист.
Ответы детей.
Связисты.
Просмотр слайда «Связисты нужны везде»
Ориентирование на интерес к образовательной деятельности.
Развитие внимания, памяти.
Содержательно-деятельностный Чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение.
Игра «Объяснялки». Словарная работа.
-Какие слова в тексте вам непонятны?
Игра (с мячом). Педагог бросает мяч и задаёт вопросы. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.
-Как назывались наши отряды?
-Для чего военные телефонисты дают хитрые телефонные названия?
-Кто пришёл к командиру отряда под названием Сорока?
-О чём сообщили разведчики командиру?
-Как звали телефониста в отряде Сороки?
- Как звали телефониста в отряде Арины?
-Почему Арина не слышала Сороку?
-Кто пополз чинить телефонную линию?
-Что взяли с собой связисты для ремонта линии?
-Как добирались связисты до линии обрыва?
-Смогли ли бойцы-связисты починить провод, и передала ли Сорока сообщение Арине?
-Что сказали связисты командиру после того как приползли обратно?
Составление плана рассказа с использованием сюжетных картинок.
Педагог предлагает разложить сюжетные картинки последовательно и озаглавить части.
1. Хитрые телефонные названия.
2. Разведчики у командира.
3.Арина молчит.
4. К месту обрыва провода.
5. Линия работает.
Педагог предлагает детям отдохнуть.
Физкультминутка
Повторное чтение
-Вслушивайтесь, как я читаю.
Пересказ текста по ролям. Игровая ситуация «Съёмка художественного фильма».
Педагог предлагает «снять» фильм на игрушечную видеокамеру с использованием военного макета с солдатиками.
-А теперь давайте поиграем в «Съёмку художественного фильма», вы не просто дети, вы артисты, операторы и режиссёры. Ребята, но помните, что нужно в своей игре обязательно использовать предложения из текста и рассказывать так, чтобы все понимали и видели ваши чувства и эмоции.
Распределяем роли и пересказываем по ролям.
Герои произведения: связист Вася, связист Петя, два бойца-связиста, командир, два разведчика, за автора - педагог.
Анализ пересказов детей Педагог подсказывает детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется», «Я советую Сереже», «А может быть, лучше». Дети внимательно слушают.
Катушка с проводом – телефонные аппараты соединялись проводом, который постоянно приходилось разматывать и сматывать, удлинять и укорачивать. А при повреждении требовалось в любых условиях восстановить связь. Вот тут-то и выручала катушка связиста, которая позволяла все эти манипуляции проводить быстро. (слайд №7)
Телефонная линия- линия связи (провод, кабель) между двумя полевыми телефонами. (слайд №8, №9)
Противник - враг
Чинят - ремонтируют
Ещё пуще - ещё сильнее
Дети ловят мяч, бросают и отвечают.
-Наши отряды назывались Ариной и Сорокой.
- Военные телефонисты дают хитрые телефонные названия для того чтобы противник ничего не понял.
-К командиру отряда под названием Сорока пришли разведчики.
-Разведчики сообщили командиру о том, что сбоку к Арине подбираются фашисты.
- Телефониста в отряде Сороки звали Васей.
- Телефониста в отряде Арины звали Петей.
- Арина не слышала Сороку, потому что оборвался провод.
- Телефонную линию поползли чинить два бойца-связиста.
-Для ремонта линии связисты взяли с собой инструменты и катушку с проводом.
- До линии обрыва связисты добирались ползком по снегу под вражескими пулями.
-Бойцы - связисты починили провод, и Сороке удалось передать важное сообщение Арине.
-Всё в порядке, товарищ майор, линия работает.
Вспоминают содержание рассказа, принимают участие в обсуждении. Последовательно раскладывают картинки и составляют план.
«Отряд»
Раз, два – дружно в ногу! (Шагают на месте)
Три, четыре, тверже шаг. (Шагают вперед)
На парад идут солдаты, (Поворот в другую сторону)
И чеканят дружно шаг. (Шагают высоко поднимая колено)
Наши пушки точно бьют: Бах-Бух!
Нашей Армии – салют! Ура! (Поднимают руки в стороны-вверх.)
Дети внимательно слушают.
Дети распределяют роли и пересказывают по ролям, сопровождая свой рассказ движением героя (солдатика).
Дети самостоятельно оценивают выступление сверстников. Развитие внимания,памяти.
Развитие
Формирование грамматического строя речи.
Развитие умения отвечать на поставленный вопрос.
Развитие памяти, внимания, умения обсуждать, сравнивать, выстраивать последовательность.
Совершенствование точности и выразительности движений.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.
Развитие умения
воспроизводить содержание текста, внимательно слушать пересказы сверстников,
не перебивая.
Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков дошкольников в драматизациях.
Развитие умения анализировать, сравнивать
Оценочно-рефлексивный Подводит итог образовательной деятельности, подчеркивает правильность, выразительность ответов, интересуется, в чем дети встретили затруднения, что было для них особенно интересным. Принимают участие в обсуждении, рассказывают об удачных, интересных моментах и возникших трудностях. Формирование положительных эмоций от деятельности.
Ориентирование на значимость проводимой деятельности.
-22225-635*** Задание для дошкольников с особыми возможностями здоровья.
педагог предлагает сделать краткий пересказ с опорой на иллюстрации к произведению. (Приложение 2)

Приложение 1
КТО У ТЕЛЕФОНА?
   — Арина, Арина! Я - Сорока! Арина, вы меня слышите? Арина, отвечайте!
Не отвечает Арина, молчит. Да и нет тут никакой Арины, и Сороки нет. Это нарочно так военные телефонисты кричат, чтобы противник ничего не понял, если прицепится к проводу и подслушает. А тебе я открою секрет. Арина — не тётушка, Сорока — не птица. Это хитрые телефонные названия. Два наших отряда в бой пошли. Один Ариной назвался, другой — Сорокой. Связисты протянули по снегу телефонный провод, и один отряд говорит с другим.
Но вдруг не слышно стало Арины. Замолчала Арина. Что такое? А тут как раз разведчики пришли к командиру отряда, что Сорокой назывался, и говорят:
   — Скорее скажите Арине, что к ним сбоку фашисты подбираются. Если сейчас не сообщите, погибнут наши товарищи.
Стал телефонист кричать в трубку:
   — Арина, Арина!.. Это я — Сорока! Отвечайте, отвечайте!
Не отвечает Арина, молчит Арина. Чуть не плачет телефонист. Дует в трубку. Уже все правила забыл. Кричит просто:
   — Петя, Петя, ты меня слышишь? Я— Сорока. Вася я!
Молчит телефон.
   — Видно, провод оборвался,— сказал тогда боец-связист и попросил командира: — Разрешите, товарищ командир, я полезу поправлю.
Вызвался помочь товарищу ещё один связист. Взяли они инструмент, катушку с проводом и поползли по снегу.
А фашисты по ним стрелять начали. Падают в снег горячие осколки мин, шипят, чиркают пули по снегу, а связисты всё ползут и ползут. И вот нашли они место, где провод оборвался, стали концы провода связывать. А фашисты ещё пуще по ним стреляют. Но надо спасти товарищей! Лежат под огнём два смелых связиста.' Работают, телефонную линию чинят. Соединили провода, и заговорил телефон в обоих отрядах.
Обрадовались телефонисты:
   — Арина! Я - Сорока! Арина, слушай! Петя, дорогой, принимай!
И сообщил всё, что надо, отряду, который назвался Ариной. Не удалось фашистам обойти наших бойцов.
А связисты приползли обратно и сказали командиру:
—Всё в порядке, товарищ майор, линия работает.
Приложение 2






Приложение 3
centercenter
слайд №1

слайд №2

слайд №3

слайд №4

слайд №5
Приложение 4

слайд №6

слайд №7

слайд №8

слайд №9