Организация профильного обучения на основе ИУП
Яхова Анна Владимировна, директор, муниципальное образовательное учреждение «Каменская общеобразовательная средняя школа Мезенского района», ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «КАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА МЕЗЕНСКОГО РАЙОНА»
Один из актуальных и трудных вопросов современного образования – переход на профильное обучение в средней школе. Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.», где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». В соответствии с Современной моделью образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики «к 2010 году будет завершён организационный переход на принципы профильного обучения. При этом профильное обучение будет строиться не как жёсткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий». По данным социологических исследований большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углублённо изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.
Проблемы, существующие в школе:
Неоднородный по образовательным потребностям и возможностям состав учащихся.
Перегрузка учащихся как следствие условий и содержания образования.
Ограниченность выбора, предоставляемого учащимся.
Противоречия:
Формирующаяся избирательность образовательных интересов ученика и унифицированность учебного плана.
Обязательность занятий по единому расписанию и дифференциация склонностей и интересов.
В 2005 году Каменская средняя школа была определена муниципальной экспериментальной площадкой по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Ввиду того, что в нашей школе однокомплектные классы, поэтому нет возможности организовать профильное обучение в рамках профильного класса, мы пошли по пути апробирования модели «организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов». Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов, выбранных для освоения обучающимися из учебного плана образовательного учреждения, составленного на основе Базисного учебного плана. При разработке внутришкольной модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов использованы рекомендации Министерства образования и науки РФ по организации предпрофильной подготовки, Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ об организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся, об элективных курсах и предметах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования, изложенные в письмах от 20.04.2004г. №14-51-102/13, от 13.11.2003г. № 14-51-227/13, Департамента образования и науки Архангельской области (письма от 12.05.2004г. № 03-24/790, 16.02.2005г. № 03-24/287), а также методические рекомендации Немовой Н.В., к.п.н., профессора кафедры управления человеческими ресурсами АПК и ППРО, по управлению системой профильного обучения в школе.
Принципы организации создания внутришкольной модели профильного обучения:
последовательность;
систематичность;
дифференциация по интересам и способностям;
открытость.
Предусмотренный план мероприятий по введению в школе профильного обучения направлен на решение следующих задач:
изучение нормативных документов федерального и регионального уровней по организации профильного обучения;
разработка нормативно-правовой основы, регламентирующей деятельность образовательного учреждения по организации профильного обучения;
создание условий необходимых для организации профильного обучения;
апробирование модели профильного обучения;
обобщение опыта организации профильного обучения.
Этапы реализации плана по введению профильного обучения:
Подготовительный: создание условий необходимых для организации профильного обучения на основе ИУП
подбор, изучение федеральных, региональных документов по теме, имеющейся методической литературы;
анализ педагогических, программно-методических, материально-технических ресурсов школы;
разработка и утверждение плана деятельности;
формирование нормативно-правовой базы по организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся;
проведение информационной работы среди педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей), мотивация на апробацию новой модели организации профильного обучения;
разработка и экспертиза учебно-программной документации;
проведение входной диагностики, изучение образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей);
разработка формы индивидуального учебного плана, памятки по его составлению, составление ИУП обучающимися; составление учебного плана класса;
планирование контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП обучающихся.
Практический: апробация модели профильного обучения на основе ИУП
Раздел
Цель
Формы работы, содержание
Основная школа ( 8 класс )
Информационная работа (Информация необходима всем участникам образовательного процесса, причём каждому в соответствии с его потребностями)
Ознакомление с новой формой обучения, мотивация на апробацию модели организации профильного обучения
Педсоветы, совещания – для педагогов;
Собрания, индивидуальные консультации для учащихся и родителей (законных представителей)
Анкетирование учащихся
Изучение образовательного запроса
Ожидаемые результаты:
выявление наиболее предпочитаемых курсов по выбору;
выявление предварительного выбора профиля обучения;
изучение мотивов выбора элективных курсов;
выявление склонностей и интересов учащихся.
Анкетирование родителей
Изучение предпочтений по направлениям дальнейшего обучения детей
Ожидаемые результаты:
подвести родителей к выводу об актуальности первичного профессионального самоопределения учащихся в 9-м классе, предварительного выбора профиля обучения
Основная школа ( 9 класс )
Элективные курсы
Ориентация на индивидуализацию и социализацию учащихся на подготовку к осознанному и ответственному выбору
Психолого-педагогическое сопровождение
Эффективное личностное становление учащихся 9-го класса
Профориентационная, информационная работа (психолог и классный руководитель);
Психолого-педагогическая диагностика
Портфолио
Обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения
поддержка высокой учебной мотивации школьников;
поощрение их активности;
развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся
Итоговая аттестация в новой форме
Независимая оценка качества образования
Результаты могут быть использованы при приёме в профильные классы
Работа по составлению ИУП
Сделать не формальный, а осознанный выбор, основанный на собственных образовательных потребностях и профессиональных перспективах
Этапы составления ИУП (памятка)
Приложение
Предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилирующим направлениям, умение осуществлять выбор направления, соответствующего способностям и интересам, сформировать высокий уровень мотивации на обучение по избранному профилю.
Старшая профильная школа
Собеседование, уточнение ИУП
Пояснение механизма составления ИУП; понимание родителей и учащихся ответственности за сделанный выбор; понимание возможности изменения ИУП при определённых условиях
Индивидуальные консультации
Утверждение ИУП
Для соблюдения обязательств во время обучения на основе ИУП
Договор заключается в 2-х экземплярах
Заключение договоров с родителями (законными представителями)
Комплектование класса с профильными группами
На основании ИУП учащихся формируются учебные группы из учащихся, выбравших одинаковые предметы и уровень изучения данного предмета.
В образовательном процессе происходят организационные изменения:
Классно-урочная система занятий заменяется предметно-групповой.
Изменяется привычная организация учебно-воспитательного процесса (ведение журналов).
Составляется фактически индивидуальное расписание.
Составление учебного плана класса
Составление расписания
3.Аналитико-обощающий: анализ и обобщение полученных результатов, их соотнесение с поставленными целями и задачами
На основе изученных документов федерального и регионального уровней по организации профильного обучения разработана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность образовательного учреждения по организации профильного обучения на основе ИУП.
Создана внутришкольная модель профильного обучения на основе ИУП обучающихся.
Обеспечено более полное удовлетворение образовательных потребностей старшеклассников.
Повысилось качество образования в 10,11 классах: улучшилась успеваемость по базовым и качество знаний по профильным предметам, успешное участие учащихся в олимпиадах, конкурсах по предметам, исследовательских конференциях.
Расширены возможности социализации учащихся, подготовки их к профессиональному самоопределению: определение своей будущей профессиональной направленности, успешное поступление в профессиональные учебные заведения.
Повысился уровень профессионализма педагогов: умение разработать авторскую программу, обучение по программам базового и профильного уровней.
Индивидуализация образовательного процесса приводит к усложнению его организации: составление фактически индивидуальных расписаний, классно-урочная система занятий заменяется предметно-групповой, ведение журналов.
Выполнение плана введения профильного обучения в целом и составляющих его мероприятий периодически рассматривалось на совещаниях и заседаниях педагогического совета и Совета школы, совете управления образования администрации муниципального образования «Мезенский район». В марте 2008 года на базе школы проведён районный семинар «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в Каменской средней школе».
С принятием Концепции модернизации российского образования перед каждой школой возникла новая смысловая, организационная и аналитическая задача: спроектировать и осуществить в своём образовательном учреждении переход в старшей ступени на профильное обучение. Принять и осознать задачу профильного обучения, значит, выбрать развитие школы на ближайшее время. Время, социальные и экономические условия могут вносить изменения в образовательные цели. Но одновременно с этим мы должны понимать, что не может быть такого момента, где образование могло бы начать всё сначала – всегда есть какие-то признаки, оставшиеся от прежней структуры: ученики, находящиеся на полпути, учителя, уровень подготовленности которых соответствует предыдущим нормам. Таким образом, система образования в любой конкретной временной точке является комбинацией прошлого, настоящего и будущего. Поэтому, организация профильного обучения не предполагает начинать с «чистого листа», гораздо важнее поиск в имеющемся педагогическом опыте «точек роста», которые и станут опорой этого перехода.
Представленная модель организации профильного обучения на основе ИУП реализована в обычной общеобразовательной школе, рассчитана на работу с детьми неоднородного контингента, не ограничивает равные возможности детей для продолжения образования. Такую модель старшей профильной школы можно использовать для образовательных учреждений села и рабочих посёлков.
Список литературы
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М.,2002.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.-М.,2002.
Писарева С.А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований/Под ред. Г.А.Бордовского.-СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена,2006.
Проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики». Приложение к письму Министерства образования и науки РФ № 03-946 от 08.05.2008г.
15